Сварожич - Святовид |
Главная страница Сайта | Первая страница Сайта | Библиотека | Галерея | Разделы | Раздел С |
__________________________________________________________________________
Сварожич Сварожич-Овинник Свендич Свентовид Свентовит Свентояр Сверхдуша Сверхъестественная сила Свет Светила Светлолики Светлояр Светлуша Светлые Боги Световид Световик Свиетич Свинья Свинья чёрная Свистич Святеха Святке Святобор Святовид __________________________________________________________________________ Сварожич. Дети Сварога звались Сварожичами. По мнению авторов, разные вариации имен одного и того же бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Соотносим с Гелиосом, сын Сварога. Дед славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве»–даждьбожии внуки). Даждьбог, Дажьбог, Дабъ, Радегаст (зап. слав), Радигош. Некоторые славянские племена почитали Сварожича еще и как бога войны и побед. Сварожичу было посвящено особое празднество - именины овина, справляли их осенью. Истопив овин, садились тут же за пиршественный стол, приносили жертву богу и вкушали подобающую еду в честь Сварожича-Овинника. Сварожича изображали либо с львиной головой, либо едущим на колеснице, запряженной львами. По представлениям славян, один из сыновей Сварога олицетворял земной огонь и звался Сварожичем. Об этом боге еще в XI в. писал немецкий историк Дитмар в своих "Хрониках", где много внимания уделено балтийским славянам: "В земле редарей есть город по имени Ридегост, Ретра, треугольный, с тремя воротами, окруженный со всех сторон лесом, огромным и священным для жителей. В двое ворот могли входить все, а третьи, что на восток, меньшие и никому нe доступные, ведут к морю. В городе нет ничего, кроме храма, искусно построенного из дерева... Стены его извне искусно украшены чудесною резьбой, представляющей образы богов и богинь. Внутри же стоят рукотворные боги, страшно одетые в шлемы и панцири; на каждом нарезано его имя. Главный из них Сварожич; все язычники чтут его и поклоняются ему более прочих богов". Крупнейший культовый центр Сварожича располагался на землях лютичей-ретарей, неоднократно уничтожался и отстраивался вновь – 953 г. разорялся Оттоном Первым, в 1068 г. саксонским епископом Бурхардтом Вторым и был окончательно сожжен германцами в 1147-1150 гг. во время крестового похода против язычников баварского герцога Генриха Льва. Бронзовые изображения богов лютичей и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце 17 века. Фигурки покрыты славянскими руническими письменами. На землях вятичей в честь бога-Сварожича также назвали городища. Имя Радегаст звучало бы здесь как Радигош, Радогощ – на его роль претендуют два городища – это либо Погар на реке Судость (притоке Десны), к западу от Трубчевска и к северу от Новгорода Северского, либо собственно Радогошь на реке Нерусса, к северу от Севска и к западу от Крома. Священным животным Даждьбога – Радегаста считался лев, Сварожича изображали либо с львиной головой, либо едущим на колеснице, запряженной львами. Отметим, что корень “рад”обозначал у славян солнечный свет, отсюда и “радуга”–солнечная дуга. Того же “солнечного”корня и слово “радость, радасть” – т.е данное лучами (ср. лат. radiо) солнца. Отсюда имена Радегаст, Радогош состоят из трех слов: Рад –солнечный, “да”, «до» по аналогии с Дагбогом, Дажьдьбогом может обозначать дарение, подарок, а “гаст”, “гош”семантически близко со словом “гость”. Иными словами эти имена, возможно, обозначают: “гость дарующий солнце и солнечный свет”, или посланник богов, принесший силу света и солнца в дар. В этом случае восточнославянский Дажьбог и западнославянский Радегаст суть разные имена одного и того же бога – Сварожича. Сварожич-Овинник. Некоторые славянские племена почитали Сварожича еще и как бога войны и побед. Сварожичу было посвящено особое празднество - именины овина, справляли их осенью. Истопив овин, садились тут же за пиршественный стол, приносили жертву богу и вкушали подобающую еду в честь Сварожича-Овинника. Потом обмолачивали хлеб и мяли коноплю. Свендич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов. Свентовид. Божество, тождественное Диву и Сварогу: это только различные прозвания одного и того же высочайшего существа. Свентовид, согласно "Влесовой книге", относится к русскому пантеону языческих богов. Свентовит. Бог неба и света у балтийских славян. Идол Свентовита стоял в святилище в городе Араконе. Западные славяне называли Святовитом (Свентовит, Святовид) нашего Сварога, деда Богов. Святовит - божество, тождественное Сварогу: это только прозвания одного и того же высочайшего существа». От имени этого славянского бога происходит само название святости, всего святого, святых праведников (то есть людей, следующих по пути Прави) и божественного света, проливающегося на землю. Кроме того, любой праздник на многих славянских языках называется свято. До наших дней Святовит, хотя его храм в Арконе на острове Руен уничтожен датчанами 15 июня 1168 года, представляет самую суть духовной жизни славяно-русов. Когда-то этот храм был одним из самых святых мест Европы, чудом света, не меньшим, чем храм Зевса в Олимпии. И потому возбуждал у соседей зависть и ненависть. В священный во всей Славии город Аркону стекались люди из самых дальних краев. Для многочисленных паломников было открыто множество странноприимных домов. Датский хронист Саксон Грамматик (1140 — 1208) оставил для нас описание храма Святовита: «...на площади в центре города стоит мастерски изготовленный деревянный храм. Его почитают не только за красоту, но и за величие бога, которому здесь воздвигнут кумир». Тайна та велика есть: как Сварог и Перун есть, так есть и Свентовит. Понять эту тайну можно лишь чувством. Свентовиту славу рекут, когда богов славят. Он ведь восстал богом Прави и Яви! Песни поют русичи Ему, ведь Свентовит - это Свет. Видит русский человек чрез Него Белый Свет. Вы посмотрите - Явь существует! Нас Он от Нави уберегает - Мы восхваляем Его! Светонвит может плясать. Это тот Бог, кторый Землю нашу носил, звезды держал, Свет укреплял. Славу творите во всем Свентовиту: "Слава Богу нашему!" Скорбите же сердцем нашим - этим вы смели отречься от злого деяния нашего, и так притекли к добру. Пусть обнимаются дети! И говорите: "Все сотворённое не может войти в расторгнутый ум!" Перун и Сварог вдвоём охватывают небо, сражаются тут Чернобог с Белобогом и Сваргу поддерживают, чтоб не был повержен тот бог Свентовит. Вероятно, Даждьбог мог, вслед за белым Свентовитом, соотноситься с Аполлоном (Таргелием) как бог солнечного света. От Свентовита и Нонцены родилась Жива. Коня Свентовита выводили из храма к трем рядам вонзенных в землю копий и следили, с какой ноги тот начнет ступать: если с правой — предприятие будет удачным и можно выступать в поход. По жребию приносили в жертву христиан и Свентовиту в Арконе, Триглаву, Припекале и другим богам. Свентояр. Свентояр, один из князей, которого выбрали борусичи в Русколани, взял русколан, и алан, и борусов, и вооружил их, и пошел на готов из Воронежца. Было их десять тысяч отборных конных воинов и ни одного пешего. Сеча была злой и краткой. Но вечеру готы были поражены. Потом варяги повесили Свентояров в Киеве. Сверхдуша. Верховная Личность Бога в Своём частичном проявлении. Размеры Сверхдуши не превышают двадцать сантиметров. Впоследствии, посредством Своей потенциальной энергии Сверхдуша разрастается до размеров вселенной, включая в себя всё разнообразие форм органической и неорганической материи. Сердце каждого живого существа – это местопребывания Сверхдуши. Присутствие Сверхдуши необходимо для того, чтобы живое существо могло войти в действующую энергию в соответствии со своими прошлыми поступками. Обусловленные живые существа, находящиеся в материальном мире, обладают определёнными природными наклонностями, и, чтобы они могли проявить их, материальная энергия по указанию Сверхдуши награждает каждого из них соответствующим материальным телом. Поэтому, когда Сверхдуша входит в сердце обусловленной души, у последней формируется соответствующий ум, и она начинает осознавать, чем ей следует заниматься, подобно тому, как пробуждаясь тот сна, человек вспоминает о своих обязанностях. Таким образом материальный ум живого существа начинает развиваться, когда в его сердце входит Сверхдуша. После этого проявляются ум, божество, управляющее умом (луна), и деятельность ума (мышление, эмоции, желания). Ум не может начать действовать, пока не появится сердце, а сердце возникает тогда, когда Господь желает созерцать деятельность материального творения. Сверхъестественная сила. Благопожелание регламентирует и взаимоотношения между людьми, и контакты человека со сверхъестественными силами, способными обеспечить его благополучие. Свет. Боги русские. Светом же мы называем Перуна, Дажьбога, Яра и по-другому. Светила. Солнце, месяц и звезды были первыми божествами древних славян. Светлолики. Беляки, лесовики. "У светлоликов самая светлая кожа и волосы, они выше и стройнее других; любят жить в лесах. Светлолики, наименее многочисленные из хоббитов, были северной ветвью. Они дружнее других хоббитов с эльфами, и более искусны в языке и песнях, чем в ремеслах; издавна они охоту предпочитают возделыванию земли. ...вскоре смешались с другими народами, пришедшими до них, и будучи смелее и более склонны к приключениям, они часто становились вождями и предводителями кланов шерстопалов и кролов...". Светлояр. Озеро. Светлый дух. Говорят, что под озером есть колодцы, по которым идёт Свет души, передаваясь озеру, оживляя его. Двоебожие Света и и Яра (духа). Светлуша. Зап.-слав. богиня света согласно чешскому средневековому словарю "Mater Verborum", вероятно, женское воплощение белого бога Свентовита Светлые Боги. Единственным богом называет себя Чернобог (или Сатана), чтобы скрыть от людей наличие других светлых Богов. Световид (Святовит, Свентовид). Божество, тождественное Диву и Сварогу: это только различные прозвания одного и того же высочайшего существа. Световид. Бог света. Световик. Заря – богатырь. Свиетич. Книга Велеса. Свинья чёрная. См. Чёрная свинья. Свинья. В этом образе людям является моховик, дух мшистых болот. Свистич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов. Святеха. У славян - дух, показывающийся тому, кто рядится на Святки. Святке. У славян нечистый дух в облике человека или животного, на Святки выходящий на свет. Святобор. Бор. Бог лесов, покровитель охоты, господин леших. Брат Дуная и Святогора. Имя его составлено из двух слов: «святой» и «бор». Подле Мерзебурга сербы посвятили ему лес, в котором под смертной казнию запрещено было рубить не только целое дерево, но даже и сучок. Святобор — у западных и восточных славян (белорус.) — бог лесов и лесных угодий. Он предопределяет участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса, обеспечивая гармонию и согласие в природе. Убеждение, что природе нельзя наносить — по глупости или жадности — невосполнимый урон, возникло еще в глубокой древности. Наши предки верили, что охотника, посягнувшего на зверя с детенышем, или рыбака, который ловит рыбу, когда она нерестится, покарает владыка чащоб Святобор. Верили, что всех охотников, прельщающихся на легкую, неправедную добычу, ждет грозная расплата. Исстари в заповедных лесах, святых борах охота и вырубка деревьев запрещались под страхом смерти. Святобор — олицетворение вечно живой природы. Не зря на древнем поэтическом языке травы, цветы, кустарники и деревья называли волосами матери-сырой земли, широкие просторы суши сравнивали с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели ее кости, в водах — кровь, в древесных корнях — жилы, в травах и растениях — волосы. Святовид. Свантовит. Бог войны, солнца, победы у западных славян. Он изображался четырёхголовым. Рог, седло, меч — символы этого бога. По ночам Святовид ездит на болом коне и борется с нечистой силой. Боится его нечисть, потому как победить не может. Если уж она и насядет, собравшись в большом количестве для казалось бы решающей битвы, достанет Святовид рог и трубит зарю, кличет дневных богов, А сам Святовид становится днём невидимым, почивает, готовится к новым сражениям. Храм Святовида был деревянный и возвышался на равнине; стены храма были снаружи украшены всякими картинами, и одна только дверь служила к нему входом. Внутри имелось два отделения: первое окружалось пурпурною стеною, другое состояло из четырех столбов с прекрасными завесами, и здесь-то находился идол. В храме было много рогов от диких зверей. Святовид почитался у славян оракулом, пророком. Со всех сторон стекался к нему славянский народ. Все славяне посылали в Аркону дань свою. Иноземные купцы, приходившие в Аркону, должны были платить идолу часть своих товаров; даже король датский Свен Отто подарил ему золотую чашу высокой работы. На сокровища Святовидова содержаны были триста всадников со стольким же числом лошадей. Когда у рюгенцев была война, то сии всадники отправлялись в поход, и вся добыча, полученная ими в сражении, принадлежала Святовиду. Кроме сих лошадей, держали еще белого коня, принадлежавшего собственно идолу, который, по словам жреца, ездил на нем иногда против неприятеля. Главное торжество под именем Святовида происходило ежегодно после жатвы; тогда стекалось обыкновенно великое множество народа, который приносил идолу первенцы собранных плодов. За день до того жрец должен был сам вымести храм, не переводя, однако, дыхания; и каждый раз, когда ему надлежало перевести дух, он должен был выйти из храма, дабы великое божество не осквернилось дыханием смертного. |