Сурья - Сюлюканы |
Главная страница Сайта | Первая страница Сайта | Библиотека | Галерея | Разделы | Раздел С |
__________________________________________________________________________
Сурья Суседиха Суседка Суседка-доможир Суседко Суседушко Суседушко-доможир Сусетко Сухан Одихмантьевич Сухман Одихмантьевич Существо из чужого мира Сущий Сфинкс Схимники Счастливая пасть Счастье Сын Посейдона Сыра Земля Мать Сысой Сытиврат Сэнмурв Сюлюканы __________________________________________________________________________ Сурья. Женский Бог. Солнце по Велесовой Книге. Мы молили Велеса, Отца нашего, чтобы Он пустил в небо коней Сурьи, чтобы Сурья взошла над нами вращать вечные золотые колеса. Ибо она и есть наше Солнце, освещающее дома наши, и пред ним бледен лик очагов в наших домах. Со времен Орея сурья есть молоко наше и пропитание наше, и корм, который идет от коровы к нам, и тем мы живем, и травы злачные варим в молоке, и принимаем каждый свою часть. Когда Сурья сияет, мы поем хвалу богам, а также огненному Перуну, которого называем губителем - потятичем на врагов. Жертва богам русским - мёд Сурья о девяти силищ, на Солнце - Сурье оставленный на три дня, затем сквозь шерсть процеженный. Как воспоём славу Сурье, так золотой конь Сурьи вскочит на небеса. Когда греки хитростью выгнали нас из Сурожи, то летела в небе Перуница, и несла рог славы, и мы его выпили до дна. И витязей у нас стало в десять раз больше, чем у врагов наших. Сказала нам Перуница, чтобы мы не только пахали землю нашу, но и бились за неё. И тогда Сурья сказала: "Идите, русские, и делайте это!" И когда мы пришли в край свой, то ударились в городскую стену, и проделали в ней дыру для себя и для наших, и оказались тогда сами у себя. Сурья (солнце), в древнеиндийской мифологии солнечное божество, всевидящее Око богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни. Согласно мифам, он — всезнающий и всевидящий, озирающий весь мир, взирающий на добро и зло, у него быстрый взгляд. Он рожден на Востоке, приветствуемый певцами; бог выходил из небесных врат и в течение дня обходил землю и небо, ограничивая день и ночь. Сурья двигался по небу без коней, хотя некоторые мифы упоминают семерку его скакунов, которыми правил Варуны, хранитель мирового порядка. Основное действие Сурьи — изливание света; им он озарял мир и разгонял тьму, уничтожал болезни, врагов. Путь Сурьи указан адитьями, юными солнечными богами, которые соотносились с двенадцатью месяцами. Отец Сурьи — Дьяус, воплощение неба, мать — прародительница богов Адити. Ушас, божество утренней зари, упоминается как его жена. Со временем Сурья превратился в одного из локапал и стал хранителем мира на юго-востоке. Суседиха. Суседка. Суседка-доможир. Суседко. Дух, который живет в доме у огня на шестке (шесток — место перед устьем печи) и зовется так за своё охотливое жительство с людьми. Суседко - один из многочисленных домашних духов. Он очень маленький и его обычно не видно. Одет в свитку и всегда носит большую лохматую шайку; волосы на голове и на бороде у него д/пнные, свалшвшиеся. В праздники его подкармливают. Зла он не делает, а напротив, старается предостеречь от гря-душ;их несчастий и временной опасности. В большинстве мест суседко то же, что и домовой, но есть !честностп, где их различают. Он живет едва ли не в печи - на шестке - и прозван так за свое охотное сожительство с людьми. Он очень маленький и его почти не видно, однако известно, что это муж кикиморы, одетый в огромную, не по росту, лохматую шапку. Суседко очень доброжелателен и старается своевременно упредить людей о могущих быть бедах. Он может обернуться кошкой, собакой, гоняет кур. Иногда мелькает, круглый, будто клубок, с добродушным человеческим лицом, но укатывается как шар - без рук, без ног, - едва почует, что его кто-то заметил. Если заберется человеку в постель, начинает дуть ему в лицо, пытаясь предсказать будущее. Сбросишь на пол - суседко крякнет обиженно и убежит, а утром человек найдет в руке клок шерсти с короткими, жесткими волосами, будто медвежья шерсть, только красноватого цвета. Чтобы задобрить суседку, ему оставляли под печкой краюшку хлеба с солью. Особенно чтили его в Великий четверг, ну а при переезде в новый дом и накануне Крещения клали на печной шесток булочку величиной с гривенник. Суседушко. Суседушко-доможир. Сусетко. Сухан Одихмантьевич. Иногда в быличках так, кратко, называли Сухмана Одихмантьевича. Сухман Одихмантьевич. Этот герой едет добывать Владимиру живую Лебедь. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб. Илья едет узнавать, правду ли сказал Сухман, и, когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман. Волльнер видит в Сухмане отражение позднейшей письменности. Вольнер в былине о Сухмане усматривает даже влияние новейшей сантиментальной литературы XVIII в. Существо из чужого мира. Ведьма, злой человек, злой дух, черти, бродяги, евреи. Сущий. Единый. Суд. Прародитель богов и творец мира, одно из имён Рода. Сфинкс. По-гречески – сжимать. При произношении звучит как феникс. По всей видимости, эта идея была занесена в Египет в те времена, когда распалась арийская цивилизация. Хотя родиной сфинкса считается Египет, где он являлся символом мудрости, достоинства, могущества и силы королевской власти фараонов, в честь которых и устанавливались грандиозные каменные сфинксы, охраняющие входы в пирамиды — усыпальницы царственных особ. Наиболее известный из них — 57-метровый сфинкс из Гизы. Этот сфинкс-феникс представляет фараона Хефрена (ок. 2600 до н.э.) с львиным туловищем, что символизирует его непобедимость. В этом же виде изображены и другие древнеегипетские фараоны, например Сесострис III и Аменхотеп III, с тем, чтобы через символический образ царственного зверя возвысить их до властителей над всем остальным человечеством. Реже таким образом изображались жены фараонов. "Бородатых сфинксов с коронами изображали ассирийцы, этот образ обычен на персидских геммах. Плиний включает сфинксов в свой каталог эфиопских животных, однако не сообщает о них ничего, кроме того, что у них рыже-бурая шерсть и плоская грудь.". Перекочевав в античный мир, сфинкс сменил пол. Греческий сфинкс предстал в образе полудевы-полульвицы и должен был бы носить имя "Сфинга" (что значит, "душительница"). Таким образом, классический сфинкс — это "сказочное существо, состоящее из нескольких частей человеческого тела и четырех различных животных. В средние века изображения сфинксов чаще всего помещали на фризах дворцов. Постепенно образ сфинкса утратил свою дурную славу, став символом таинственности и роковой судьбы." Схимники. Счастливая пасть. Волк у абхазских охотников. Счастье. Западные белорусы наделяют Счастье обликом маленького человека, который носит с собой в сумке разные милости. Сын Посейдона. Бел. В греческой мифологии царь Египта, сын Посейдона и нимфы Ливии, брат-близнец Агенора (отца Европы), отец Эгипта и Даная. Бел относится к числу персонажей, которые сами не имеют развитой мифологической биографии, но являются родоначальниками поколений будущих героев. Сыра Земля Мать. Богиня земли, плодородящая мать, супруга Неба. Летнее Небо обнимает Землю, рассыпает на нее сокровища своих лучей и вод, и Земля становится чреватою и несет плод. Не согретая весенним теплом, ненапоенная дождями, она не в силах ничего произвести. В зимнюю пору она каменеет от стужи и делается неплодной. Образ часто использовался в народном творчестве. «Несутся в солнечных лучах сладкие речи бога любви, вечно юного бога Ярилы. «Ох ты гой еси. Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого, за любовь твою я украшу тебя синими морями, желтыми песками, зеленой муравой, цветами алыми, лазоревыми; народишь от меня милых детушек число несметное...» (П.И. Мельников-Печерский. «В лесах»). Гром будит её весной. Мать Сыра-Земля просыпается, молодеет, украшает себя цветами и зеленью, распространяет жизнь, силу и молодость. Она считается матерью всего живого, в том числе и людей. Именины её отмечаются на Симона Зилота (23 мая). Очень часто образ этот используется в устном народном творчестве, в сказках, былинах, сказаниях. Сысой. В вербу стрелял из лука и ее проклял св. Сысой; он метил в сатану, который в ней прятался. Сытиврат. Сытъврат. Главный образом, западно-славянский бог плодородия, уподобленный в первоисточнике Сатурну, бог посева и семян, отец Кръта согласно "Mater Verborum". Сатурн в свою очередь отождествляется с Кроносом. В глоссах Вацерада божество вагров и словаков типа Сатурна именуется Ситивратъ, с его именем в Словакии связана гора Ситна, где “находится вход в ад”, а сам он именуется пропастником и препадником. Вместе с тем имя связывается с "сеятелем", "ситом" и "светом". Сербское "сит" означает "свет". Является коловоротом света. Он бог, поворачивающий солнечное колесо на лето и возвращающий земле силу плодородия. Празднование его приходится на 17 декабря и совпадает с кроналиями или сатурналиями. Сэнмурв. В иранской мифологии крылатый морской пес, тело которого покрыто рыбьей чешуей (облик символизирует господство сэнмурва над тремя стихиями - землей, водой и воздухом). Сэнмурв живет на Древе Всех Семян, которое растет на острове посреди моря. Когда он взмахивает крыльями, с древа в море осыпаются семена различных растений. Конь Тиштар выпивает воду вместе с семенами и затем разливается дождем - так семена попадают в почву. С образом Сэнмурва связан образ птицы Симург, которая считается произошла исенно от Сэнмурва. Согласно одной спорной гипотезе (К.В. Тревер), имя и образ Семаргла — иранское заимствование, восходит к мифической птице Сэнмурв. Сюлюканы. Известны якутские сюлюканы — хозяева подводного мира, которые разводят скот и выходят в канун Нового года из воды. По произношению они сходны с Шулюкинами и Шиликанами, культ которых поддерживается жителями Индигирки. |