Стуканцы - Сурожцы |
Главная страница Сайта | Первая страница Сайта | Библиотека | Галерея | Разделы | Раздел С |
__________________________________________________________________________
Стуканцы Ступа Субботник Субличность Всевышнего Суд Суденицы Судины Судицы Судички Судьба Суккубы Сулакадзаев Сульде Сумерла и Озем Сундук Суне Супруг Живы Супруг Златогорки Супруг Лели Супруг Марены Сурица Суровец Сурожцы __________________________________________________________________________ Стуканцы. В корнуоллском фольклоре горные фейри, искусные рудокопы, которым известно местонахождение каждой жилы в толще скал. Порой можно слышать, как они стучат своими молоточками в заброшенных штольнях. Если кто-то из людей придется стуканцам по нраву, они подскажут, где стоит копать. По преданиям, с помощью стуканцов многие рудокопы и впрямь находили богатые жилы. Кроме того, стуканцы предупреждают об опасности - принимаются стучать дробно, вразнобой, или же кто-то из них садится у входа в штольню и принимается громко стонать. В награду за то, что они приносят удачу, их следует подкармливать и раз или два в год шить им новую одежду. Стуканцы терпеть не могут, когда в шахте свистят или ругаются. Зато очень любят смех и веселье, а свист доводит их до такого безумия, что они даже могут свернуть свистуну шею. Понекоторым источникам стуканцы - духи евреев, трудившихся когда-то в шахтах (этих евреев отправили под землю в наказание за то, что они принимали участие в распятии Христа .Ростом стуканцы от одного до трех футов. одеты как рудокопы, в кожаных фартуках и с палками в руках. Стуканцов не следует путать со стукачишками, которые относятся к суматошникам и живут не в шахтах, а в людских домах. Ступа. Мотив «свадьбы предметов» — ступы с пестом, печной трубы с хатой, мотовила с набилками — представлен в обрядовых действиях, преданиях, шуточных стихах и песнях, в бытовых действиях и фразеологии («женить горелку» — сливать водку в общую чашку на свадьбе, «женить квас, пиво» — разбавлять их водой, «женить серп» — обвязывать его колосьями). Субботник. Сербы называют людей, рожденных в Субботу, субботники, считают их «видовитыми» (Болевац) и верят, что им не может навредить ни хала, ни чума, ни вампир (Тимок). Их считают счастливыми, но иногда, наоборот, думают, что субботние дети «не будут долго жить». Субличность Всевышнего. Поклоняться Всевышнему, не указывая путь к нему нельзя, так как это значит поклоняться сразу всем Богам, в том числе и Чернобогу (Сатане). Поклоняться Всевышнему можно только через конкретный путь к нему, например, через путь светлых Богов: Сварога, Перуна, Велеса. Суд. Бог правды, справедливости и правосудия. Сущий. Единый. Прародитель богов и творец мира, одно из имён Рода. Вероятно, если Рода именуют Судом, то рожаниц – судиницами — а главное, с посмертной жизнью язычника, перерождением «мужского принципа» через «женский».Суд у русских. Усуд у сербов и хорват. В славянской мифологии божество судьбы. Суд управляет судьбой человека от его рождения. В дни, когда Суд рассыпает в своем дворце золото; рождаются те, кому суждено быть богатым; когда же он рассыпает в хижине черепки — рождаются бедняки. После Суда важнейшие вехи в жизни человека определяли сёстры-суденицы. В славянской мифологии Суд - существо, управляющее судьбой. В сербской сказке Усуд посылает Сречу или Несречу — воплощения судьбы-доли (см. в статьях Встреча, Доля). В дни, когда Усуд рассыпает в своем дворце золото, рождаются те, кому суждено быть богатыми; когда Усуд рассыпает в хижине черепки — рождаются бедняки. С Судом связаны также персонифицированные воплощения судьбы — суденицы, ср. рус. «судинушка» (главным образом в плачах). Лежащая в основе имени «суд» мифопоэтическая формула отражена также в общеславянских именах типа др.- рус. Судиславъ, воспроизводящих еще более ранний индоевропейский источник (обрядовая формула со значением «добывать славу» — «делать знаменитым»). К тому же корню восходит имя греческой Фемиды, поэтому персонифицированное воплощение суда можно считать архаизмом славянской мифологической предправовой традиции, воспроизводящей существенные черты общеиндоевропейской. Суденицы. Судины. Судениц именуют ещё рожаницами. Девы жизни и судьбы, которые определяют судьбу человека при его рождении. У славян мифические существа, духи судьбы женского пола, определяющие судьбу человека при его рождении. Хорутане рассказывают, что едва народится младенец, являются в избу три сестры, садятся за стол и в кратких изречениях определяют судьбу новорожденного. Произнеся свои предсказания, они тихо удаляются. Если на ту пору светит сквозь окно месяц, то озаренные его лучами бывают видны их легкие, воздушные образы и радужные покровы. То, что присуждено ими, нельзя не изменить, не устранить никакими силами. Суденицы ходят вместе как три сестры, младшей из которых лет 20, а старшей - 30-35. Они бессмертны и приходят издалека, обычно в полночь на третий (реже - на первый или седьмой) день после рождения ребенка в его дом, чтобы "судить" или "наречь" ему жизненную судьбу. Согласно болгарской традиции этот "суд" происходит так, что сначала нарекает судьбу младшая из Судениц, затем средняя и, наконец, старшая, и ее слово оказывается самым вещим и определяющим. В сербской же традиции считалось, что старшая обычно предлагала новорожденному смерть, средняя - физические недостатки, а младшая, по желанию которой обычно и сбывалась судьба оказывалась самой милостивой и говорила, сколько жить ребенку, когда ему идти к венцу, с чем столкнуться в жизни и каким счастьем обладать. Установленная судьба оказывалась неумолимой. Верили, что эту судьбу Суденицы писали младенцу на лбу. По представлению чехов, Суденицы приходят в белых одеждах со свечами. У восточных славян образ Судениц вырисовывается бледно, почти исключительно в быличках и народных новеллах. У греков Суденицам соответствуют мойры - пожилые женщины, одетые во все черное, посещающие новорожденного на третью, а иногда и на пятую ночь (в древнегреческой мифологии такие существа определяют судьбу ребенка до его рождения). Существа, подобные Суденицам, были известны римлянам (парки), балтийским (Декла, Карта, Лайма), германским (норны), кавказским и др. народам. У сербов верили также, что на Чердаке появляются души предков и духи судьбы — суденицы. Судины. Суденицы. То, что присуждено ими, нельзя не изменить, не устранить никакими силами. «Посмотри, вон... Русь, ее повзыскала Судина, добралась до голов:там, отчаявшись, на разбой идут, там много граблено, там хочешь жить, как тебе любо, а сам лезешь в петлю» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). Судицы. Облачные девы, которые заведовали судом, мечем-карателем неправды и святочудною водою, обличающей людскую кривду. Судички. Вещие девы, три белые жены. В полночный час являются они под окно избы или в самую комнату, где лежит новорожденное дитя, и совещаются о его будущей судьбе; при их приближении все, что обитает в доме, погружается в глубокий сон. Они держат в руках зажженные свечи и тушат их не прежде, как произнеся свой непреложный приговор. В некоторых деревнях думают, что судички садятся ночью на кровле дома, возле дымовой трубы, и предсказывают судьбу младенца по звездам. Судьба. В славянских верованиях проявлением судьбы считается Встреча. Связывается с обозначением счастья, доли, что отражено в современных южнославянских языках. Вещица, птица людоедка - воплощенная судьба и смерть однотвременно (представления о смерти как о похищении, поедании - одни из древнейших). Судьба не любит, когда ее пытают, а потому гадалки и ворожеи редко бывают счастливы, пусть даже и предрекают иным людям счастливую долю. Суккубы. В дохристианских верованиях возможность сношений разнообразных божеств и духов с женщинами далеко не всегда была нежелательной. «В античном язычестве широко была рапространена вера в инкубационные сны. В храмах часто можно было встретить супругов, пришедших туда ночевать, чтобы излечиться во сне от бесплодия. С появлением христианства это верование было не отвергнуто, а своеобразно истолковано церковными писателями. <...> На западе вера в инкубов и суккубов-демонов была чрезвычайно распространена в средние века. Но и на Руси от волхвования производили рождение полоцкого князя Всеслава, чем объясняли, что он „немилостив есть на кровопролитие“» (Рязановский). Д.К. Зеленин отмечает, что змеи-деньгоносцы, они же инкубы и суккубы, «представляют интернациональное явление». Суккубы по Каббале — Лилит. Духи-женщины, обольщающие мужчин и смущающие их сон. По терминологии средних веков, инкубы и суккубы, демоны пьянства, обжорства, сладострастия и корыстолюбия, очень хитрые, свирепые и коварные, подстрекающие свою жертву к учинению ужасных злодеяний и ликующие при их исполнении». Вместе с инкубами, они представляют искусителей, бесов, упоминаемых в Священном Писании, но они совершенно пасуют перед честным и праведным духом и ничего не могут сделать человеку, если он не предался порокам. Суккубы или суккубусы, от латинского «сукку6аре» — «лежать под чем-либо». Суккубы, досаждавшие святым и отшельникам, но более всего молодым монахам, о чьём мучительном полнокровии выразительно повествуют «Письма темных людей», были по сути своей разжалованными в ранг демонов сиренами, наядами, перш и даже языческими богинями. Сулакадзаев. Сулакадзев. Легендрная личность. Сделал первый перевод Велесовой Книги на современный русский язык, которая представляла собой деревянные дощечки с нанесенным на них руническим письмом. В середине одиннадцатого века по христианскому календарю дочь Ярослава Мудрого, княжна Анна стала французской королевой. Приехавшая из «дикой» Киевской Руси княжна не считала, что приехала в «просвещённую» Европу и воспринимала Париж как большую деревню, чему есть документальные подтверждения в виде её писем. Она привезла с собой в глухую провинцию, которой тогда считалась Франция, часть библиотеки, некоторая часть книг из которой вернулась в Россию только в девятнадцатом веке, попав в библиотеку Сулакадзаева. После смерти Сулакадзаева его вдова продала большую часть его библиотеки Романовым, после чего никто больше о книгах ничего не слышал. Только маленькая часть из его библиотеки попала в руки других коллекционеров, в том числе и Велесова Книга, с которой Миролюбов в 1942 году сделал фотографии. Поразительно, насколько схожи знаки "Гимна Бояна" и "Велесовой книги" и германские руны. Хотя нельзя исключить и того, что по своим масонским каналам Сулакадзев, к которому сходятся все нити истории с "Велесовой книгой", мог быть в курсе "Хроники Ура-Линды", также стилизованной под руническое письмо. В таком случае (чего нельзя полностью исключить) ценность его документов теряется. При этом не исключено, что, как и в случае с "Ура-Линдой", речь идет о позднейшей переработке какого-то действительно древнего документа. Важно лишь подойти к этому вопросу объективно и беспристрастно, не впадая в преждевременный энтузиазм, но и без заведомых предрассудков (А.Г. Дугин). Сульде. Дух, жизненная сила, в мифологии монгольских народов одна из душ человека, с которой связана его жизненная и духовная сила. Сульде правителя является духом — хранителем народа; его материальное воплощение — знамя правителя, которое само по себе становится объектом культа, оберегается подданными правителя. Во время войн для поднятия ратного духа армии Сульде-знамёнам приносились кровавые, иногда человеческие жертвы. Особо почитались Сульди-знамена Чингисхана (Хара Сульде и Цаган Сульде — чёрное и белое знамена) и некоторых других ханов. Персонаж шаманского пантеона монголов Сульде-тенгри, покровитель людей, по-видимому, связан генетически с Сульде Чингисхана. Сумерла и Озем. Двоебожие. Богиня и бог подземного царства. Сумерла ещё называлась царицей подземного царства. Живут они в сумрачных провалах, где всегда темно. Одежды их и читого золота. Лица их бледны. Не любят они людей, ищущих земных богатств, обваливают на них земные своды, ломают крпи шахтные. Несмотря на свою суровость, любят они друг друга. Есть у них слуги – кроты, ужи, грибы. Они их соглядатаи и слухачи. Все, что узнают о жизни людей, все богам подземным рассказывают! Только мёртвые люди им любы, недвижные и покорные. Сундук. В названиях Божьей Коровки типа «коробка/ сундук/чан» (рус., чеш., словац., с.-х.), возможно, находит соответствие и один из атрибутов свадебного обряда — специальный сосуд, используемый в гаданиях об урожае и замужестве. Суне. Сурья. Солнце, божество солнца. Видимо, одно из имен бога Хорса. «Мы молили Белеса, Отца нашего, чтобы Он пустил в небо коней Сурьи, чтобы Сурья взошла над нами врашать вечные золотые колеса. Ибо она и есть наше Солнце, освещающее дома наши, и пред ним бледен лик очагов в наших домах» (Велесова книга). Супруг Живы. Дажьбог, сын Сварогов. Супруг Златогорки. Дажьбог, сын Сварогов. Супруг Лели. Бог войны. Огненный Змей. Рождён от свергнутого им Индрика Змея и Мать Сырой Земли, когда Индрик Змей её силой взял. Взял в жены царицу темного царства – Пераскею. Супруг Марены. Дажьбог, сын Сварогов. Сурица. Квасура. Сурынья. Напиток и богиня. Приготавливается из забродившего меда, с использованием хмеля, других трав и молока. В индийской мифологии - дочь солнца и невеста Сомы (иранского Хомы, русского Хмеля). Ладо повелела Квасуре вылить мёд в воду и осуривать, то есть высушивать его на солнце. Тогда мёд на солнце начинает бродить и превращается в Сурицу. Было это в века докиевские. Суровец. Иногда называется Суздальцем. Не прикреплён к Владимирскому циклу, но напоминает его богатырей. Былины о нем напоминают былины о Михайле Казарине. В начале - распространенный бродячий мотив о встрече с чудесным животным (вороном), который человечьим голосом указывает, как добыть славу и добычу; потом идет победа над татарами. Веселовский выводит Суровца из крымского Сурожа-Судака. Вс. Миллер склонен видеть в нем отзвуки исторических воспоминаний о Суздале. Сурожцы. Борусины, скифы, анты, русы. Все они кравецы (Коровичи) – потомки дажьбога, родившего нас через корову Земун. |