Солнышко - Спасе
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы РАздел С
__________________________________________________________________________
Солнышко
Солнышко Красное
Соловей
Соловей Будимирович
Соловей-разбойник
Соловеюшка Рахманов
Солодивый Буньо
Соломич
Соломон
Соломонида
Соломония
Сон
Сорок мучеников
Сорока
Сорока – ведьма
Сорока – вештица
Сорокалетняя змея
Сосед
Соседка
Соседко
Соседушка
Соседушко
Сосна – Богатырь
Сотонка
Сотоны
Сотрудники
Соярок
Спарыш
Спас
Спасе
__________________________________________________________________________

Солнышко. Мифический жених представлен лужицкими, чешскими, польскими, белорусскими и украинскими наименованиями Божьей Коровки типа «солнышко» и рус. «Иван» (Иванчик, Ивашка, Ванька, Ваня - женишок).

Соловей Будимирович. Соловей Будимирович с 30 кораблями приезжает из города Леденца к Киеву. Приехав, Соловей Будимирович идет к князю Владимиру и просит у него разрешения построить в саду у племянницы князя Владимира, Забавы Путятишны, двор. В одну ночь дружина Соловья, работая "как дятлы", построила три терема, в которых "солнце, месяц и звезды". Утром удивленная Забава приходит в терем к Соловью; они меняются кольцами, венчаются и уезжают. Образ Соловья Будимировича вызвал чрезвычайно противоречивую литературу. Ор. Миллер и Ягич сближают Соловья Будимировича с Соловьем Разбойником. Это сближение подкрепляется, между прочим, упоминанием Кмиты Чернобыльского о Соловье Будимировиче, как о сильном богатыре, наряду с Ильей. Стасов возводит Соловья к его восточным параллелям. Веселовский видит в основе былин о Соловье песню о брачной поездке заморского молодца, а имя его считает перегласовкой собственного имени "Слав". Миллер возводит былину о Соловье к повести о Василии Златовласом. Заслуживает большого внимания указание Халанского на близость былин о Соловье с великорусскими свадебными песнями, на жениха в целях величания перенесены черты Соловья Будимировича. Построение Соловьем и дружиной, работающей "как дятлы", в одну ночь терема, в котором "солнце, месяц и звезды", представляется нам мотивом космогонического мифа. К циклу Владимира примыкает целый ряд богатырей, не совершающих никаких подвигов: таковы Дюк Степанович, Чурило Пленкович, Соловей Будимирович. Ор. Миллер говорит, что былины о Соловье Будимировиче и Чурилы показывают восточное влияние на русские былины.

Соловей. В легендах кукушка, ласточка и змея — три обращенные сестры Лазаря, кукушка — жена мужа - ужа, а соловей и лягушка — их дети и т.д.

Соловей-разбойник. Чудовище баснословных времён. В восточно-славянской мифологии и былинном эпосе чудовищный персонаж сверхъестественных способностей, противник положительного персонажа, поражающий все живое страшным Свистом, Сродни персонажам Змеям. Сидит в гнезде на двенадцати дубах, преграждает дорогу. Поединок героя (Ильи Муромца) с Соловьем напоминает миф о поединке громовержца Перуна со змеевидным противником — богом Волосом. Соловей-Разбойник предстаёт в русских легендах как человек, но сохраняет и некоторые черты крылатых чудовищ - это именование разбойника Соловьем (его чудовищный свист позволяет говорить о нём как о владыке ветра, что напоминает Змея — владыку воздуха). Соловей-разбойник - русский былинный персонаж, вступающий как противник богатырей, обладающий загадочной и чудовищной силой - особым посвистом. В образе Соловья - разбойника соединены антропоморфные черты и признаки сверхъестественного персонажа. С одной стороны, он выступает как богатырь, равный по силе Илье Муромцу. С другой стороны, в былинах Соловей изображен как чудовище, родственное Змею. Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах, и поджидает прохожих, преграждая прямую дорогу в Киев. От его свиста трясется земля, осыпается листва с деревьев. Свист Соловья, "Одихмантьева сына", разными исследователями трактуется поразному. Одни видят в нем олицетворение губительного ветра, другие - посвист представителя разбойной силы, вероятнее всего - татарской, на что указывает отчество Соловья. Однако убийство пленного и безоружного врага не делало, по народному мнению, чести богатырю. Поэтому в названной версии сюжета слова о том, что Илья должен убить Соловья, звучат не слишком убедительно. Не случайно по другой версии Илья Муромец "выпущает Соловеюшку Рахманова", взяв с него "роту (клятву) великую" не приносить людям горя и бед. Возможно, сюжет о Соловье - разбойнике восходит к древнеславянскому мифу о борьбе громовержца Перуна со змеевидным противником. Иногда исследователи сближают Соловья с богом Велесом (Волосом), который также выступает как противник Перуна. Не случайно в устных .пересказах былинных сюжетов, связанных с Соловьем, он часто заменяется более традиционным образом змея. Вместе с тем поединок богатыря с чудовищем является традиционным сюжетом мирового богатырского эпоса. Вероятно, сказители использовали широко распространенный сюжет, связав его с уже существовавшими образами славянской мифологии. Соловей – разбойник заложил прямоезжую дорогу к Киеву ровно на тридцать лет: никакой человек по ней не прохаживал, зверь не прорыскивал, птица не пролетывала. Соловей-разбойник свил себе на двенадцати дубах гнездо и, сидя в нем, свистал так сильно и громко, что все низвергал своим посвистом, словно напором стремительного вихря. За десять верст раздался его свист - и даже богатырский конь под Ильею Муромцем споткнулся: Темны леса к земле приклонилися, Мать-река Смородина со песком сомутилася. В образе Соловья-разбойника народная фантазия олицетворяла демона бурной, грозной тучи. Имя Соловья дано на основании древнейшего уподобления свиста бури громозвучному пению этой птицы. У моряков до сих пор существует поверье, что свистом можно накликать бурю, подобно тому, как призывается она звоном колоколов и резким криком хищных птиц; при стихающем попутном ветре пловцы обыкновенно свистят по ветер. О водяном рассказывают наши крестьяне, что он не любит, когда беспокоят его сон свистом, и опрокидывает за то лодку, а пловца увлекает на дно реки, то есть свист подымает бурю, которая волнует и бурлит сонные воды и грозит пловцу бедою. Свистать в жилой избе почитается дурною приметою... Одно из самых обыкновенных олицетворении дующих ветров было представление их хищными птицами; вот почему дети Соловья-разбойника оборачиваются, по свидетельству былины, воронами с железными клювами. Эпитет "разбойник" объясняется разрушительными свойствами бури и тем стародавним воззрением, которое с олицетворениями туч соединяло разбойничий. воровской характер. Закрытие тучами и зимними туманами небесных светил называлось на старинном, поэтическом языке похищением золота; в подвалах Соловья - разбойника лежала несчетная золотая казна.

Соловеюшка Рахманов. По одной из версий былины о поимке Соловья Разбойника Илья Муромец "выпущает Соловеюшку Рахманова", взяв с него "роту (клятву) великую" не приносить людям горя и бед. Возможно, сюжет о Соловье - разбойнике восходит к древнеславянскому мифу о борьбе громовержца Перуна со змеевидным противником.

Солодвый Буньо. В Подолии бытовали поверья о некоем Солодивом Буньо, который взглядом уничтожил целый город: его веки, как и у чародея шелудивого Буняки, также поднимались вилами.

Соломич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Соломон. Согласно русской версии легенды о Китоврасе, царь Соломон нуждался в помощи Китовраса для того, чтобы построить Иерусалимский храм. При посредстве обмана и цепи с заклятием именем Божьим Китовраса ловят и приводят к Соломону. Китоврас научает его, как добыть у чудесной птицы шамир (шамур, по одним толкованиям — алмаз, по другим — волшебный червь), с помощью которого можно тесать камни, избегая согласно ритуальным предписаниям, использования железных орудий. Характерны мотивы состязания Китовраса и Соломона в мудрости. По завершении строительства Соломон говорит Китоврасу, что его сила не превышает человеческой, так как его удалось поймать. В ответ Китоврас просит снять с него цепь с заклятием и дать ему волшебный перстень Соломона. Когда это исполняется, Китоврас забрасывает Соломона в далекую страну, наказывая его таким образом за гордыню. Согласно другой легенде, Китоврас привел Соломону двухголового мужа. Впоследствии у этого человека родились два сына, двухголовый и обыкновенный. После смерти отца двухголовый сын требует двойную долю наследства; Соломон хитроумным способом доказывает, что оба сына имеют права на равные доли. Легенды о Соломоне и Китоврасе получили на Руси самостоятельное развитие. В них о Китоврасе рассказывается, что он был родным братом Соломона, сыном царя Давида. Поимка Китовраса связывается с предательством его неверной жены (восточный сказочный мотив), которую Китоврас носил в ухе. Еще одна легенда, известная по списку 17 в., повествует о похищении Китоврасом жены царя Соломона. Здесь Китоврас также брат Соломона, царь, правящий в соседнем граде. Он наделен чёртами оборотня — днем в виде человека правит людьми, а ночью в виде “зверя Китовраса” — зверями. Китоврас обманом похищает неверную жену Соломона. Последний отправляется за ней, спрятав войско в лесу. Жена узнает Соломона и предает его Китоврасу. Соломон просит казнить его по-царски, перед повешением ему разрешено сыграть на рожке. Появляется войско Соломона и освобождает царя, а на приготовленной виселице вешают Китоврас и неверную жену. В других русских рукописях вместо Китоврас упомянут царь Пор, а в фольклоре — Василий Окульевич. Как и легенда, в которой рассказывается о власти Соломона над демонами, сказание о Соломоне и Китоврасе входит в число повествований, к авторитету которых апеллировала средневековая магическая традиция (в частности, византийский “Завет Соломона”). По украинским поверьям, счастливые души пребывают в доме Соломона или Давида, стоящем на земле среди моря. Они непрерывно молятся Богу или пируют за белыми столами, на которых яства не уменьшаются, поскольку души едят только пар. Грешные души мучаются в аду и голодают, так как их кормят золой.

Соломонида. Повитуха. По апокрифам, Иисуса Христа принимала бабушка Соломонида.

Соломония. К помощи ворожей, владевших секретами Любовной магии, в 16 в. прибегала великая княгиня Соломония, супруга Василия Ивановича. Одна из ворожей “наговаривала в рукомойнике воду и советовала великой княгине тою водою умываться, чтобы любил ее муж, а когда понесут к великому князю сорочку, чехол или порты, и в то время она бы, омочив свои пальцы в рукомойнике, охватывала ими белье”, другая наговаривала не то на масло, не то на пресный мед и “велела ей тем тертися от того ж, чтоб ее князь великий любил, да и детей деля”.

Сон. Бог сна, супруг Дрёмы.

Сорка. В Белоруссии до сих пор верят, что каждый мальчик получает при рождении сестрицу — сорку, а каждая девочка — братца, братека, которые остерегают их от несчастий и искушений.

Сорок мучеников. День памяти Сорока мучеников, отмечаемый в христианском календаре 9/22.III, в обрядности и мифологии которого широко разрабатывается символика числа 40. По восточнославянским поверьям, в день Сорока мучеников в родные края возвращаются 40 стай птиц или же в этот день птица должна положить в гнездо 40 палочек (т.е. начать его строить). Согласно южнославянским поверьям, день Сорока мучеников — это граница зимы и лета, когда Господь забивает в землю раскаленные шипы, и она начинает согреваться. В эти же дни из земли вылезают на поверхность змеи и насекомые, а также прилетают птицы (аисты, жаворонки). День Сорока мучеников был первым в ряду нескольких праздников (Благовещение, день св. Иеремии), когда совершались ритуалы изгнания змей.

Сорока – ведьма. В XIV в. митрополит Алексий заклинал ведьм-сорок. Заклинал их согласно народному преданию Иван Грозный. Обернувшись сороками, ведьмы - вещицы (чаще всего две) могут действовать как «обычные» ведьмы: выдаивать коров, портить людей (реже летать на шабаш, красть Луну). Своеобразное занятие, характеризующее сороку-вещицу (обычно бесхвостую), - похищение плода из чрева беременных женщин.

Сорока – вештица. Вештица – сорока. Сорока - один из обычных обликов ведьмы, упоминания о котором постоянно встречаются в историко - литературных памятниках. В XIV в. митрополит Алексий заклинал ведьм-сорок. Заклинал их согласно народному преданию Иван Грозный.

Сорока. Поляки рассказывают, что сорока — это превращенная еврейская девушка, которая хотела перехитрить Христа.

Сорока. Представления о птице - предвестнице, предсказательнице и об оборачивающейся сорокой ведьме-вещице объединены распространенным в поверьях XIX-XX вв. у славян образом вещицы, вещейки (реже вещуньи). Бросая Зуб, произносили: «Мышка, мышка, на тебе репный зубок, а дай мне костяной». С подобной просьбой обращались к сороке, галке, виле.

Сорокалетняя змея. Змей происходит из животных, изживших естественный для них срок жизни: из девяти- или сорокалетних змеи, ящерицы, карпа, которых в течение этого срока никто не видел.

Сосед.

Соседка. Чтобы распознать Вештиц, люди ловили вечером мотылька, прилетевшего на свет, опаляли ему крылышки, говоря: “Приходи завтра, я дам тебе соли”. Если утром в дом приходила какая-нибудь из соседок со следами ожога на теле и просила соли, то ее считали Вештицей. Если односельчанам удавалось распознать, кто из соседок является Вештицей, и вынудить ее дать обещание больше не причинять вреда, то она теряла свои магические способности и становилась обычной женщиной. Множество народных рассказов посвящено теме выслеживания и распознавания Вештиц.

Соседко.

Соседушка. Из домовых. Жил в доме, обычно в углу за печью, куда надо было бросать мусор, чтобы “домовой не перевёлся”

Соседушко.

Соседушко. Кикиморин муж — такой старой... Оброс весь... маленькой, ровно кужель отрепей... и в избе они живут, на дворе у скотины... везде ходят... К лошадям. .. Ежели которых лошадей любит — сена подкладывает ... да расчесывает, гладит... И соседушко видела ночью... никого не было в избе... Тихо так. И слышу, на голбце коло печки ровно шарготат что-то. Благослови, Христос... думаю... А сама на полатях лежала... Как повернула голову-ту... а с брусу ровно кошак серый на пол-от легко скок...

Сосна – Богатырь. Характерно, что имя героя, связанного в сюжете с богатырями (Горыня, Дубыня, Усыня) обычно связано с природной сферой — или животной (Ивашка - Медведко) или растительной (Сосна-богатырь).

Сотонка. От Сатанны.

Сотоны. От Сатаны.

Сотрудники.

Соярок. Спутник Яра. Фонетическая эволюция этого слова превратила его в слово Сварог. Бога с таким именем мы знаем, он был главой богов языческого пантеона последних веков язычества. Но он - небесный кузнец, поэтому его культ не мог появиться раньше эпохи бронзы. Существует славянское имя Ярослав, то есть Яр-славянин, но нет имени Сварослава. Из этого следует, что многие славянские имена формировались, видимо, еще до эпохи бронзы (Чудинов).

Спарыш. Спорыш у русских.

Спас. Даждьбога именовали Спасом, т.е. Спасителем, но не в смысле спасения заблудших овец Израилевых, а в смысле воинской - защитника. Потому яблочный (19 августа) и медовый Спас (14 августа) - это дни чествования Сварожича. Его вместе с Ярилой чтут и на Юрия Зимнего (9 декабря).

Спасе. Имя – кличка. Если дети умирали один за другим, новорожденному могли дать «стоп»-имя: Стоян, Стана, Хват, Стас, или «жизнетворное»: Живко, Живчик, Спасе. Это имя несло защитные фукции, причём защита распространялась не только на ребёнка, но и на всю семью.

Hosted by uCoz