Собака - Солнечник
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы РАздел С
__________________________________________________________________________
Собака
Сова
Совий
Соглядатай
Создатель молнии
Сокол
Соколы
Солдатики
Солнечник
__________________________________________________________________________

Собака. Известны поверья о происхождении собаки: когда Христос в облике нищего ходил по земле, то в одной деревне его стал дразнить бегавший следом мальчишка, который лаял наподобие собаки; Христос проклял его за это и обратил в собаку. Собака нередко выступает в роли Здухача. Бросая Зуб, произносили: «Мышка, мышка, на тебе репный зубок, а дай мне костяной». С подобной просьбой обращались к собаке, вороне, сороке, галке, лисице, к бабе-яге, виле. Вештица могла превратиться в жабу, кошку, собаку, волка. Для книжной апокрифическойтрадиции характерны представления о «вратах адовых», охраняемых стражниками - чертями, львом (западнославянское), собакой (южнорусское), змеей (рус. старообрядческое). Душа Двоедушника ходит по свету в своем человеческом облике или оборачивается собакой. По поверьям, домовой мог превращаться в собаку. Согласно популярному представлению, «четырехглазая» собака (имеющая черные круги под Глазами) способна видеть мертвых и отпугивать нечистую силу. Дажьбог изображался летящим на колеснице, в которую запряжены грифоны запряжены грифоны — собаки с птичьими крыльями, спутники богов плодородия. Из крови Каина произошли змеи, волки, собаки, а также ведьмы, вилы и некоторые другие демоны.

Сова. Зловещая нечистая птица, символ одинокой, безбрачной женщины. В Сове видят воплощение чёрта. Поляки верят, что она произошла из чёрта, поэтому не выносит дневного света, а живет вечно. По представлениям поляков и сербов, в Сову нередко оборачиваются ведьмы. Для народных представлений о Сове характерен мотив смерти. У поляков отмечено поверье, что Сова днем мертва и оживает только в темноте. Повсеместно своим появлением возле дома Сова предвещает смерть. Смертоносным считают и крик Совы, передаваемый возгласами «поховай!» (похорони!) (у украинцев), «отправляйся в ямку на церковный погост!» (у поляков), «сдохни!» (у чехов) и т.п. Известны поверья о Сове как воплощении души умершего, часто некрещеного ребенка. Своим криком Сова скликает души умерших (у поляков), выманивает детей из дома и лишает их жизни (у сербов). Совы, охраняющие клады, являют собой души давних владельцев зарытых сокровищ (у поляков). Крик Совы воспринимается и как предсказание рождения ребенка: «ку-гу!» (подражание детскому плачу) (у белорусов), «вродив!», «сповий!» (спеленай!) (у украинцев), «колыхай, баюкай!» (у поляков). Образ новорожденного в связи с Совой возникает и в некоторых белорусских жатвенных песнях (жницы призывают друг друга ловить Сову в жите, объясняя это желанием иметь плачущего младенца). Сова по ночам скрывается от позора, чтобы избежать насмешек птиц из-за того, что она хвасталась красотой своих детей (у поляков); боится мести птиц за то, что не вернула одолженные у них перья (у хорватов, белорусов) . Птицы гоняют Сову за то, что она разбойница (у поляков), за то, что она ленилась готовить дары на свадьбу и крала их у птиц (у сербов), за то, что она опоздала на птичью свадьбу и опозорилась на ней (у поляков). По-иному мотив одиночества Сову выражен в болгарских легендах (в виде разлуки с братом): в результате материнского проклятия за невыполненную просьбу принести воды брат и сестра стали филином и Совой, которые могут лишь слышать друг друга, но никогда не могут увидеться. Сова – признак, символ женщины безбрачной (вдовы, старой девы) или распутной (неверной жены, распутной девицы). У русских Сова ассоциируется прежде всего со вдовой. «Совушка — вдовушка бедокурная», — гласит поговорка. Образ Совы присутствует в свадебном величании вдовы. Одинокую жизнь предвещает и сон о Сове. Крик Совы и некоторые подблюдные песни о Сове сулят рождение внебрачного ребенка у вдовы или девушки. Совой у русских называли распутную, «корчемную» женщину. В польских загадках Сова соотносится с женским половым органом. В украинских песнях, исполняемых перед брачной ночью, Сова символизирует невесту. Как и другие хищные птицы, Сова наделяется отвращающими свойствами и находит применение в качестве оберега. Образ Совы как вдовы, одинокой, безбрачной женщины обнаруживает родство с образом кукушки. Сова и кукушка — обе изгнанницы и вынуждены скрываться от птиц. С кукушкой Сову сближают также некоторые сходные названия (у болгар) и имитация их крика (ср., например, крик Совы «ку-гу!»).

Совий. Древнерусское описание похорон Совия (вставка в «Хронику» Иоанна Малалы, 13 в.) включает три фазы обряда Погребения: Совия хоронят в земле, но там ему нет покоя, т.к. его едят гады; затем его хоронят на дереве, но там его кусают комары и пчелы; затем его сжигают, и он чувствует себя на «том свете» как дитя, спящее в колыбели. Погребение на дереве явно связано с представлениями о мировом дереве, связующем все зоны космоса: ср. древнерусское описание погребального обряда вятичей и других славянских племен, помещающих урну с прахом «на столпе на путях» («Повесть временных лет», XII в.), — столп здесь также воплощает мировое дерево. Софий, София, Сиф, Сев, Север, Савир, Сыбир, Сибирь.

Соглядатай. Кроты, ужи и грибы верно служат богам подземного царства Озему и Сумерле. Все, что узнают о жизни людей, все богам подземным рассказывают!

Создатель молнии. Видимо – Перун. Прокопий Кесарийский в книге «Война с готами» (сер. 6 в.): «славяне и анты считают, что один из богов — создатель молнии — именно он есть единый владыка всего». Такие дохристианские представления фрагментарно сохранялись в фольклорных и апокрифических текстах вплоть до 20 в.

Сокол. Выражение бога НЕБА, параллель к греческому Урану. В мезолите происходит переход от зооморфных божественных существ к антропоморфным, птицы в сознании людей могли принимать человеческий облик. Появляются племена, верующие в Небо и Сокола. Слово Славяне прошли через этапы Словене, Скловени, Склавы, Съклавы, Съколавы, Соколы - имя, которое отражено в символике славян Киевской Руси, падающем соколе, и в обращении к славянским князьям, Сокол Ясный. У египетского Сокола один глаз представлял собой Солнце, другой - Луну. Тем самым Сокол символизирует религию, промежуточную между Лунной и Солнечной. Пользовался Сокол в русских песнях и сказках большим почетом. Его называли не иначе как "млад - ясен сокол", величая этим же именем и красавцев - добрых молодцев. Соколиные очи - зоркие очи: "От соколиного глаза никуда не укроешься!" - говорит острослов-народ. Сказочные герои обращаются в соколов, чтобы мгновенно одолеть немыслимые расстояния, внезапно ударить на врага, незаметно появиться перед красной девицей. Один из самых загадочных и обаятельных героев русских сказок недаром зовется Финист-Ясный Сокол. В его имени явственно слышно упоминание о неумирающем фениксе. Ну а всякая русская девушка непременно называет своего возлюбленного гордо и ласково: "Сокол мой ясный!..". В волшебных сказках живую и мертвую воду приносят Град, Гром и Вихрь или птицы, воплощающие эти стихии, — Орел, Сокол, Ворон.

Соколы. Самоназвание совокупности племен, предшествующих индоевропейским (арийским).

Солдатики.

Солнечник.

Hosted by uCoz