|
.
.
Кикимора. Злой, вредный домашний и дворовой дух в облике женщины, появляющийся в доме, на подворье, в пустых постройках. Русский и белорусский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям. Кикимора, как и Маруха - имя женского духа дома у западных славян. Встречается также и у других народов (не славянских). икимору представляют себе в виде маленькой, безобразной, скрюченной старушки, смешной, уродливой, неряшливой, одетой в лохмотья. Она так мала и суха, что не выходит на улицу, боясь быть унесенной ветром. Иногда считалось, что Кикимора имеет вид маленькой девочки или зооморфный облик: свиньи, собаки, зайца, утки. В доме стучит, старается выжить людей. На Святки, особенно в ночь под Рождество Христово треплет и сжигает куделю, оставленную у прялок без крестного благословления. Во дворе вредит домашней птице. Насылает на кур «вертун», когда они кружатся до изнеможения и падают околевшими; выстригает у овец почти всю шерсть. Кикимора — малая гадкая бабёнка в плохонькой одежёнке, сморщенная, с киками. ...и кикимора тоже в голбце да подполье... и на подволоке... под подволокой...А какая она? Седая. Кикимора... тоже ходит везде, на на-седале кур ощипывает... Когда керкают курицы ночью — а это кикимора... А ежели пряхи оставят не благословясь — кудель прядёт, только шерготок стоит: тур-шур... Кикимора— кукла (куколка), щепка, ножик (даже желтая тапочка (В.Сиб.) 1980) может обнаружиться под печкой, под матицей, в переднем углу, в подполье, в бревнах сруба, в поленнице. Следствия ее присутствия— шум, беспорядок, странные и страшные видения, не дающие покоя хозяевам дома.. Кикимора невидима. Видеть ее нежелательно, показывается она к несчастью (Яросл., Волог.), к переменам в доме. Полагают, что если Кикимора завелась в доме, то она обязательно выживет из него хозяев. «Кики», возможно, возникла из звукоподражания, ставшего названием и птичьих криков, и самих птиц, а также причитания, плача: «кикать», «кикнуть» означает «кричать» (о птицах), «плакать, причитать» (о людях); «кикарика»— это и крик петуха, и сам петух; кроме того, «кика», «кикиболка»— «женский головной убор», в ряде губерний России напоминающий своей формой птицу. «Мора», «мара»— может быть и наименованием самостоятельного мифологического персонажа (мара— дух в доме, привидение, домовой). Получается куриная или птичья смерть. Возможно, -это существо плачущее, причитающее перед бедой, а также привидение, ночной кошмар, персонифицированная судьба, смерть (1марта— в крестьянском календаре именуется днем Маремьяны праведной или Маремьяны-кикиморы). Д.К.Зеленин полагает, что кикимора— щепка, кукла— трансформация специально изготавливаемого вместилища (лекана), куда должен вселяться (переселяться) дух, необходимый или вредоносный: «Наличие лекана почти с необходимостью предполагает и наличие духа. У русских жителей Алтая зложелатель, при перестройке дома, вкладывал в паз вместе со мхом куклу, обрубок дерева или даже щепку, „и этого было достаточно, чтобы в доме поселилась злая кикимора“ (Том.). Многозначность, некоторая расплывчатость представлений о кикиморе обнаруживается и в том, что кикиморой (шишиморой) может называться и лешачиха, лесовая русалка (Волог., Лен., Сиб.), и водяная «хозяйка» (Вятск.), и дух, сходный с полудницей, который охраняет поля, держа раскаленную добела сковороду («кого поймает— изжарит») (Волог.); и антропоморфная фигура, сжигаемая на масленицу (Яросл.), и лихорадка (Яросл.), и дух, вызывающий кликушество (Перм.). В поверьях Вятской губернии кикимора— «бес более легкого порядка, входящий в кликушу»; «в Орловском уезде (Вятской губернии) кликуши, по имени сидящего беса, называются кикиморами» (Попов, 1903). В Олонецкой губернии болезни олицетворяются в виде женщин-кикимор, «которых почитают или стараются прогнать угрозами; с лихорадкой надо, говорят, поступать серьезнее, с оспою же— ласковее» (Демич, 1899). В историко-литературных памятниках о кикиморе упоминается начиная с XVIIв., ср. свидетельство в делах московских приказов о том, что в начале XVIIв. в Галицком уезде крестьянин Митрошка Хромой имел сношение с нечистым, «а словет нечистой дух по их ведовским мечтам кикимора» (Черепнин, 1929). Предполагается также, что «предшественницей» кикиморыможет считаться упоминаемая в заговорах качица (катица) (Черепанова, 1983), а кикимора-мара— «древнейшее имя домового» (3еленин, 1991). «А у них там ботинки были связаны, старшей-то сестры. Никто не знал, где они и лежали. А кикимора имя— раз!— тещу по голове. Не знаю, пошто» (В.Сиб.); «Герасим грачевник грача на Русь ведет, а со святой Руси кикимору гонит» (Ермолов, 1901). Образ кикиморы в поверьях— один из самых многоплановых и «неуловимых». Как и многие другие духи дома и крестьянского подворья, кикимора редко показывается людям. Оставаясь невидимой, она дает знать о себе шумом, различными проделками. Кикимору обычно представляют существом небольшого роста— крохотной. старушкой (Яросл.), девочкой (В.Сиб.) или маленькой женщиной: «В каждой избе хозяйка есть— кикимора. Вышла из подполья, маленького роста, с причетами» (Волог.); кикимора так мала, что не появляется на улице из боязни быть унесенной ветром (Волог.). Кикимора может иметь облик обычной женщины (Волог., Олон., В.Сиб.); нагой девушки с длинной косой (В.Сиб.). Крестьяне Вологодчины представляли кикимору очень уродливой, неряшливой; в этой же губернии рассказывали, что кикимора— девушка в белой рубахе (или в другой одежде). В крестьянских повествованиях кикимора представляется и одетой в рвань, лохмотья, и в обычную женскую одежду; и с распущенными волосами, и с бабьим повойником на голове. В поверьях ряда районов России кикиморой иногда именуется кукла (обрубок дерева, щепка). Она помещается в разных уголках дома и, «оживая», появляется в обличье девочки, девушки, «мохнатого старика», мужика, попа, поросенка, собаки, быка, зайца, утки (В.Сиб.). Кикимора может обитать в хлеву, во дворе, в бане, в курятнике, в кормовом сарае, на чердаке (Новг., Волог., Олон.), в бане (Костр.), на гумне (Волог.), в кабаке (Самар.), в пустых постройках (Том.); кикиморка забирается в пустые избы (Вятск.). В Перми существовал даже «дом кикиморы»: «На главной площади, еще не так давно, стоял высокий каменный дом, никем не обитаемый; дом этот известен был у горожан под именем „дома кикиморы“. Появляясь в доме, кикимора выходит из подполья, помещается за печью, на печи или в голбце, ср.: кикимора днем сидит за печкой, ночью— на голбце (Яросл.). В некоторых районах России были уверены, что кикиморы существуют только в Святки (Новг., Волог.) или «одну ночь против Рождества» (перед Рождеством) (Новг.). Кикимора— дух, имеющий вид девушки в белой рубахе, «живет в гумнах до Святок, а после Святок куда-то уходит. Видеть ее случается очень редко» (Волог.). Поселившись в пустом доме, кикимора бросает во входящих камнями из развороченной печи (Том.); в жилых избах кикимора растворяет двери и перебегает из комнаты в комнату; тревожит скотину (Перм.); топает, свистит и пляшет, стонет, стучит, гремит посудой, бьет ее, кидается из подполья луковицами, проказит с печной вьюшкой, мешает спать детям, щиплет перья у кур (Арх., Олон., Волог., Новг., Яросл., Вятск., В.Сиб.). Кикимора мучит по ночам животных, стрижет на Святках овец (Новг.); беспокоит, гоняет скотину (Перм., В.Сиб.); гладит скот, ухаживает за ним, но, рассердившись, стрижет овец, выстригает шерсть у скота, волосы хозяев (Арх., Олон., Волог.). «Метящая» таким образом скот кикимора напоминает мокушу северных поверий, покровительствующую, по мнению ряда исследователей, овцеводству, прядению, «бабьему хозяйству». Кикимора пересчитывает скотину, но считать умеет только до трех. В некоторых районах России кикимору представляют помогающей по хозяйству, но чаще всего ее проделки вредны. Согласно вятским поверьям «присутствие кикиморки не особенно приятно для хозяев» (Васнецов, 1908). Проделки кикиморы не только доставляют мелкие неприятности, но могут буквально изгнать хозяев из дома. Основным признаком Кикиморы является ее связь с прядением, шитьем. Любовь к прядению и ночным проказам сближает образы кикиморы и мары, а также ночной, полуночницы (последнее прослеживается в поверьях менее явно). Веретено является атрибутом таких мифологических персонажей, как восточнославянские Пятница и кикимора, которые проказят с Веретеном и не убранной на ночь пряжей — путают и пачкают нитки и т.п. По ночам она играет с прялкой, веретеном и пряжей, может допрясть за хозяйку, но чаще рвет, мусолит и путает шерсть, жжет кудель, оставленную на ночь без благословения. Прядет Кикимора постоянно подпрыгивая, при этом сучит нить не слева направо, а наоборот. Кикимора также пытается шить, но швы, ею сделанные, неровные. Как гласит русская пословица, «от кикиморы рубахи не дождешься». Иногда по поведению Кикимора ночью невидимо прядет в избе (Новг.); прядет, сидя на голбце (Яросл.); перед бедой она плетет кружева в подполье и дает знать об этом громким стуком коклюшек (Волог.); иногда она может «упрясть за хозяйку», но обычно мусолит, путает, рвет и жжет пряжу, которую оставили не перекрестив, не благословив (Олон., Волог.). По некоторым поверьям, кикимора прядет не совсем обычным способом: она подпрыгивает (Яросл.) или сучит нитки «наоборот» (Костр.). Подобное прядение – это оберег от колдунов невестке накануне свадьбы. Кикимора, в отличие от людей, иногда прядет только в Святки, в те двенадцать дней января, которые определяют ход всего будущего года. Низшие демоны — кикимора, мокоша, которые считаются продолжением сниженного образа славянской языческой богини Макоши, в соответствии со славянскими традициями наделяются функциями прях, определяющих судьбы. В русских поверьях нечистая сила овладевает пряжей у тех Прях, которые нарушили запреты или не помолились на ночь: кикимора, мара, мокоша портят и путают пряжу. Невидимая пряха, прядущая по ночам, кикимора предвещает смерть близких или другое несчастье. По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница, Доля, Пятница и др.) прядет тогда, когда Прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Очевидно, прядение кикиморы— это прядение «нитей судьбы» дома и его обитателей. Она персонифицирует судьбу, рок: «...на Руси вещая пряха известна под именем кикиморы. Действиями кикиморы-судьбы, не только прядущей, объясняли и болезни скота, и различные заболевания кур, а также несчастья, неполадки в доме и хозяйстве, причины которых непонятны. В восточносибирской быличке кукла-кикимора (правда, напущенная, наколдованная) губит парня – высох он. А под столбом, что он сам показал, чтобы его зарыли, куклу нашли. Кикимора именуется иногда «женой домового» (ср.: «у домового жена— кикимора, волосы у нее растрепаны, живет под полом, выходит по ночам прясть»— Волог.). В этом случае полагали, что Кикимора может помогать хозяйке печь хлебы, качать детей, мыть крынки, заботиться о скотине. Но скорее всего кикимора— исходно вполне самостоятельный мифологический персонаж. «Своенравная, как судьба», кикимора не столько помогает, сколько вредит. Так, например, хотя на Вологодчине камень с отверстием («куриный бог») и называли кикиморой одноглазым, подвешивали его в курятнике именно для охраны птиц от кикиморы. Кикимора не только персонифицированная судьба. В ее облике прослеживаются и черты покойника, проклятого, отсуленного нечистой силе. «Кикиморы— суть женщины, унесенные в младенчестве чертями и посаженные на несколько лет колдунами кому-нибудь в дом»,— отмечал в конце XVIIIв. (Чулков, 1786). Кикиморой мог стать ребенок, проклятый родителями, или дочь, загубленная своей матерью. Она могла появиться в домах, построенных на «плохом» месте: там, где был зарыт удавленник или неотпетый покойник, где был убит или умер ребенок. Согласно источникам XVIII в., Кикимора — ребенок, похищенный или обмененный нечистой силой. Кикимору могли «напустить» печники или плотники при постройке дома, желая навредить хозяевам: они закладывали сделанную из щепок и тряпочек куколку под матицу или между бревен в переднем углу. И. Сахаров полагал, что кикимора— проклятая (или родившаяся от девушки и огненного змея) девушка; она быстро бегает, далеко видит, не стареет, все знает. В. Даль также считал, что кикиморы— девки-невидимки, но ими могут быть и умершие некрещеными дети. Представления о кикиморе— неотпетом покойнике или проклятом человеке— прослеживаются в поверьях Вятской губернии, Поволжья. В симбирской быличке кикимора— проклятый родителями младенец; став взрослым, он невидимо обитает в кабаке, отцеживая по ночам вино и выживая целовальников до тех пор, пока не заключает договор с одним из них, оказавшимся самым смелым и «знающим». (Через год, по окончании договора, проклятый и целовальник прощаются; на прощание проклятый показывается чернобровым, черноглазым молодцем— «в щеках как будто розовые листочки врезаны».). Кикимора появляется перед смертью кого-либо из членов семьи, предвещая беду, выходит из подполья или плачет. Считалось, что если поймать Кикимору и выстричь крестообразно у нее на темени волосы, она станет человеком, но сохранит какие-нибудь недостатки: кривизну, заикание, слабый ум. Зеркалица не любит нечистой силы и нипочем не желает принимать ее облик, оттого домовые, кикиморы, вострухи, намные и прочие нечистики, а также привидения в зеркале не отражаются. Если это все-таки происходит, значит, Зеркалица порчена злым колдуном, попала в его полную власть и сделалась враждебна людям. Рождение уродов приписываются участию Змея, причем бабки-повитухи, которые ходили принимать таких детей, зачатых от нечистой силы, рассказывают, что дети родятся "черненькия, легонькия, с коротеньким хвостиком и маленькими рожками": кикиморы.
|