Демон - Денница
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Д
_________________________________________________________________________
Демон
Демон болезнетворный
Демон детской бессонницы
Демон иссушитель
Демониха
Демонические невидимые существа
Демонические персонажи
Демоническое существо
Демонолгические персонажи
Демоны атмосферные
Демоны болезни
Демоны ночные
Демоны судьбы
Денник
Денница
Денница
__________________________________________________________________________

Демон. Злой дух. «Сатана, кто во лжи, по кичливости духа; диавол, кто во зле, по самотности; демон, кто в похотях зла, по любви к мирскому» (Даль). Слово «демон» греческого происхождения; оно привнесено в народные поверья христианством, священными книгами. У русских демонами считались домовой, банник, леший, у западных украинцев — дикая баба, у поляков — богинка, карлики. К демонам относили также долю и водяного. Известны в народе также злые демоны: это крылатые змеи, вилы и особенно вештицы, которые, по сербским поверьям, собираются на оставленном, а также пустом, «подметенном» или «медном» Гумне. «Новый Завет различает Сатану, или Диавола и многочисленных демонов, называемых также духами злыми, духами нечистыми, духами злобы». Среди апологетов II века была распространена теория происхождения демонов от смешения сынов Божиих, отождествляемых с ангелами, с сынами человеческими (заимствованная из иудейских апокрифических преданий); однако согласно «официально утвердившейся» точке зрения демоны — падшие ангелы. В дохристианских верованиях демон — вездесущий многоликий дух или «мгновенно возникающая и уходящая сила». Она может воздействовать на судьбу человека, «приравнивается к судьбе». В первохристианстве двойственные в своих проявлениях демоны становятся исключительно вредоносными. Тертуллиан полагает, что в нападении демонов заключается причина болезней и несчастных случаев всякого рода и в особенности внезапных и чрезвычайных потрясений, сильно ослабляющих душу. При этих нападениях на душу и тело нужно отметить их тонкость и легкость. Будучи невидимы и недоступны наблюдению, эти духи дают себя знать, правда, не в самом действии, но в последствиях его, когда, например, необъяснимое, лежащее в воздухе зло повреждает древесные и полевые растения в самом их цвете. С такой же таинственностью заразы дыхание демонов и ангелов производит различные болезни духа посредством умоисступления и позорных и ужасных пожеланий (Рязановский). В славянской Библии слово «демон» переведено как «бес». Последнее название получило большее, чем демон, распространение и в крестьянской среде, и в памятниках древнерусской, средневековой литературы. В народных поверьях нечистые, злые духи редко обозначаются словом «демон», имеющим инородный, «книжный» оттенок. В Ведах Демон - человек, не следующий пpедписаниям шастp, единственной целью в жизни котоpого являются все большие матеpиальные неслаждения. Чем больше он пpивязывается к матеpии, тем больше пpоявляется в нем демоническая пpиpода, и тем больше он отвеpгает существование Господа; человек, пpямо пpотивопоставляющий себя пpинципам pелигии и Богу; чудовище, подобное тем, какие существовали на Земле, когда на ней появился Кpишна. Демоны, согласно Ведам, подобные якшам и ракшасам, родились из гуны невежества. Производственная деятельность развивает в людях демонические наклонности. Тот, кто стремится к победе над своими врагами, почитает демонов. Русская мифологическая традиция относит возникновение демонов из крови Каина, тогда произошли змеи, волки, собаки, а также ведьмы, вилы, бывшие демонами. Известны демоны, которые причиняют вред встреченным на дороге людям: в Вологодской области — это “стрешник”, наносящий путникам травмы, в Саратовской — “встрешный”, избивающий пьяных и злых, и т.п. Демонами считают полуденницу, ночницу. Камень является местом пребывания демонов: русалки, водяного. Место под Камнем связано с потусторонним миром: под ним скрывается во время грозы дьявол и демоны, происходящие из душ детей некрещеных. К демонам относят и чертей. У восточных и западных славян Змей — опасный демон, любовные отношения с которым губительны для женщины. Существуют также и горные демоны, но у славян мало специфических горных демонов. Есть демоны атмосферные, демоны болезни, демоны ночные, демоны судьбы в черной Одежде. У сербов есть невидимые демоны олалиjе. Русские считают, что Мировая Уточка, порожденная Родом, породила много Богов – демолнов. Ветер сопровождает появление таких демонов, как вилы у южных славян, “поветруля” и “витрэница”, “ветреник” — в Карпатах, ведьма, черт — у восточных и западных славян. Появление Ветра часто связывается с общеславянскими представлениями о Ветре как местонахождении душ и Демонов. Демоны часто вополощаются в вихре, по народной метеорологии, нечистом и опасном ветре. Аномалии Глаз (косоглазие, сросшиеся брови, длинные веки, отсутствие ресниц, краснота, перевернутое отражение в зрачке и др.), подобно другим телесным недостаткам, трактуются как знак принадлежности человека к демоническому миру. В виде Звезд могут являться демонологические персонажи. Чаще всего представления о демонах связываются с падающими Звездами, метеоритами, кометами. Заумь в заговорах и апокрифических молитвах используется как способ замещения «опасных» имен, а также наиболее эффективного воздействия на демонов, как, например, в русском любовном заклинании XVIII в.: «Пошли ко мне на помощь рабу своему часть бесов и дьяволов: Зеследер, Пореастон, Коржан, Ардун, Купалолака...». В Шумадии Гребень оставляли в местах, где опасались появления демонов. Восточные славяне, болгары и поляки считали, что в доме, где есть Дети Некрещёные, должен ночью гореть свет, чтобы демоны не подменили ребенка и не подложили своего детеныша — безобразного и крикливого (см. Подменыш). Всем славянам известны поверья о Затмении как результате нападения вредоносных демонов на небесные светила. Мифические существа якобы пожирают месяц или солнце. Голос демона часто бывает тем средством, с помощью которого он наносит вред человеку, приводит его к гибели. Голос демона, выделяясь по своему “языковому” происхождению из др. звуков, издаваемых демонами (стука, топота, плеска, хлопанья в ладоши и др.), является акустическим выразителем речи мифологических персонажей, обнаруживающим их “нечистую” природу. Голос демона меняется часто в зависимости от облика демона. Голос, как и другие звуки, издаваемые демонами, часто служит предвестником будущих событий: перед несчастьем домовой стонет, Доля плачет перед смертью человека или зовет его за собой, голос водяного — знак, что вскоре кто-то утонет. Для ряда демонов подражание человеческому голосу, имитация знакомого голоса с целью сбить человека с дороги является основной функцией. Можно проверить, кто кричит — демон или человек: если голос слышится три раза, то зовет человек, если два - демон. По этой причине нельзя самому кричать в лесу, в поле — отклик может быть голос нечистой силы. Украинцы и западные славяне приписывали зверобою способность отгонять грозу, охранять от чар и дьявольского искушения, отгонять и усмирять демонов (украинцы, зап. славяне). Круг служит защитой от демонов при ночлеге в лесу, в поле и т.п. — вне «своего», культурно освоенного пространства. Некоторые ритуалы Окуривания направлены непосредственно против активизирующихся в какое-либо время демонов, ср. серб, поговорку: «Где ладаном пахнет, там черт не появляется». Орех лесной служил в качестве оберега от демонов, насылающих на детей бессонницу. По русским верованиям, увидеть демонов в Вихре можно, если нагнувшись, посмотреть между ног, по украинским — если посмотреть через левую руку или рукав, по лужицким — через вывернутую рубаху. Адамову голову если освятить водой и на сорок дней положить, не трогая, и носить при себе – узришь водяных и воздушных демонов.

Демониха. Злой дух в облике женщины; русалка. Демон с демонихой упоминаются в заговорах.

Демоница. Злой дух в облике женщины; русалка. В Костромской губернии демоницей называли русалку, шутовку.

Демонические невидимые существа. Воздух — в народных представлениях одна из основных стихий мироздания (как и земля, вода, огонь); сфера пребывания душ и невидимых демонических существ.

Демонические персонажи. Гады тесно связаны с демоническими персонажами. Так, любая змея, уж, полоз, лягушка или карп по истечении определенного времени и при определенных условиях становятся летающим змеем.

Демоническое существо. Чёрт. Считалось, что под бузиной и в ее корнях живет дух, демоническое существо (черт, бес и др.). В народных представлениях длинные веки являются признаком демонического существа.

Демонолгические персонажи. Гумно — место обитания демонологических персонажей. У вост. славян это гуменник, гуменный (рус.), гуменник и гуменниха (бел.), а также овинник. Их старались ублажить и задобрить. В быличках гуменный хозяин предстает в разных обликах: человека в белом, старика, барана, журавля. В восточной Польше считали, что на Гумне может поселиться «злой» - черт, прилетающий с вихрем, тогда всех в доме ждут несчастья, потери в хозяйстве, смерть людей и т.д. У южных славян существуют различные топонимы, связанные с мотивом сбора демонических сил на Гумне. На черногорском побережье около г. Будвы ровная площадка на горе Спас, где собиралась молодежь, называется Вилино Гумно. На Вознесение девушки и парни танцевали там и пели песни, посвященные вилам. В народе говорят, что Демонологические персонажи (вампир, змора, вештица, ведьма) пьют Кровь человека, чтобы отнять у него здоровье, укоротить жизнь или убить его, восполнив таким образом собственный запас жизненной силы. Многие демонологические персонажи, обитающие в воздухе, в том числе и болезнь, имеют облик пара, ветра, воздушного столба, густого дыма, газа и т.п.

Демоны атмосферные. Мифологическая трактовка Тучи проявляется в балканских и карпатских верованиях о пребывании в Тучах демонов, прежде всего атмосферных.

Демоны болезни. Демоны болезни выступают преимущественно в антропоморфном виде. Чаще всего — в женском обличьё, реже — в мужском или неопределенном (неясная фигура, некто); иногда — в зооморфном: собака, кошка, медведь, свинья, птица (огромная, черная, летающая по ночам, машет крыльями над домом, насылая болезнь); в виде гадов - мыши, змеи, ящерицы, каракатицы, лягушки, червяка, мухи, бабочки, летающей утки со змеиной головой и хвостом. Могут представляться паром, туманом, воздухом, мглой, облаком, дымом или быть невидимыми. Антропоморфные демоны болезни могли принимать вид цыганки или вообще чужеземца, жителя соседнего села, незнакомого человека. Часто одна болезнь представляется в виде множества демонов, которые ходят по двое, по трое или в количестве 7, 9, 16, 27, 40, 77 и др. Могут по поверьям, находиться между собой в родственных отношениях: чаще — это сестры; у чумы и оспы есть ребенок, лихорадки — дочери царя Ирода.

Демоны ночные. Ночницы.

Демоны судьбы. У некоторых мифологических персонажей: демоны судьбы — в черной Одежде.

Демьянище. Деоклетианище. Царище. В народных легендах и духовных стихах воспеваются подвиги святого воина Егория (Георгия), устоявшего перед пытками и посулами «царища Демьянища (Диоклетианища)».

Денник. Полуденник.

Денница. Мужской образ сына Сварога. Старший Сварожич. Однажды, после сотворения Первого Мира, Сварог - Творец отлучился с Персти-Земли и ушел творить звездные миры. За себя он оставил старшего Сварожича — Денницу, которому и поручил управлять Сварожичами и всем Лазурным миром. Тогда Деннице пришла мысль попробовать творить, как это делал сам Сварог. Денница сотворил людей, помощников себе, и начал с ними править Лазурным миром. Но поскольку люди не обладали свойствами и знаниями Сварожичей, они начали делать ошибки, и от этих ошибок произошло в Лазурном мире первое зло. Против зла и действий Денницы восстали все Сварожичи, кроме тех, кто подчинялся Деннице непосредственно. Недовольства против Денницы породили столкновения, а столкновения разделили весь Лазурный мир на два воюющих лагеря: Денницу и его приверженцев— и верных заветам Сварога Сварожичий. Разгневанный борьбой, Денница решил захватить чертоги Сварога и уничтожить защищавших их Сварожичей, верных Сварогу. Началась война. Верные Сварогу Сварожичи: Перун, Велес, Огонь, Стрибог и Ладa — крепко держались в чертогах Сварога. Перун, сотрясая небеса, громом и молнией сбрасывал нападающих с Лазоревых небес, где стоял чертог Сварога. Вихрем-ураганом сбивал их Стрибог. Огонь жег-палил бунтующих, и те, обожженные падали на Персть. Велес и Ладо победными песнями поддерживали защитников, бросаясь в бой с врагами во все места, где враг одолевал защитников. И вот прибыл Сварог. Простер свою десницу, и все замерло. Взмахнул— и все бунтовщики, как горящие звезды, посыпались дождем с небес на разрушенную Персть, на то место, где когда-то стоял Рай-Ирий, где теперь дымились развалины, горели леса и высохли реки и озера. Горящей звездой сверкнул падающий Денница— и вместе со своими единомышленниками пробил землю, и земля поглотила в своей пучине бунтующих. Так, погиб первый мир, первое творение Сварога. Так родилось зло.

Денница. Утренница, зарница. Женский образ полуденной зари (или звезды) у славян, мать, дочь или сестра Солнца, возлюбленная месяца, к которому ее ревнует солнце. Денница предвещает восход солнца, ведет солнце на небо и тает в его ярких лучах. Ночью Денница светит ярче всех, помогает месяцу. «…А от косарей по Становищу души усопших — из звезд светлее светлых, охраняя пути солнца, повели Денницу к. восходу» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). Звезда-Денница — сестра (по другим преданиям, мать или дочь) солнца, возлюбленная месяца. Солнце ревнует Денницу к месяцу и не позволяет им встречаться. Денница предвещает восход солнца, ведёт солнце на небо и тает в его ярких лучах. Ночью Денница светит ярче всех, помогает месяцу. Несмотря на очень сильное влияние христианства, (например, имя Денница - явно асоциируется с Люцефером), этот цикл имеет некоторые аналоги в древнегерманской мифологии. В сербской песне Денница (планета Венера) женит Месяц, сватает у тучи молнию, в кумовья зовет самого Бога, которому дарит небеса, деверьями — Петра и Павла, которым достается летний зной (Петров день), старшим сватом — Иоанна Крестителя, получившего крещенские холод и снег, воеводой свадебного поезда — святого Николу (он получает власть над водами), возницей — Илью-пророка (его дары — молнии и громовые стрелы). К космогоническим сюжетам примыкают многочисленные этиологические легенды о происхождении светил, земли, гор, водоемов, грома и т.д.

Hosted by uCoz