Зверь Горюний - Земля
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел З
__________________________________________________________________________
Зверь Горюний
Здоровая старуха
Здухач
Зевана
Зевс
Зелейники
Зеленич
Зелёные Зубы
Зелёные человечки
Зеленый
Зелёный (вольный) Царь Огненный Щит
Зелёный Юрий
Зелигены
Земельный хозяин
Землеустроитель
Земля
__________________________________________________________________________

Зверь Горюний. Одна из трансформаций образа горгоны Медузы в славянских апокрифах — “зверь Горюний”, охраняющий рай от людей после грехопадения. Иконография головы Горюны — характерная чёрта популярных византийских и древнерусских амулетов — “змеевиков”, где она является изображением дны — болезнетворного демона.

Здоровая старуха. Доля. По украинским верованьям, она имеет вид здоровой старухи в белой хорошей одежде с костылем в руках, женщины с распущенными волосами.

Здухач. По сербским и черногорским поверьям, Здухач - человек или животное с демоническими свойствами, сверхестественной силы, которая проявляется только когда он спит. Здухачи обладают способностью бороться с непогодой, защищать свои угодья от нападения других атмосферных демонов. Во время сна душа Здухача покидает тело и, отправляясь на борьбу с демоническими противниками, ведет за собой ветры и гонит градоносные тучи. Здухач-человек охраняет от стихийных бедствий поля и угодья своего поселения, рода. Здухач-животное защищает только стада животных. Согласно народным представлениям, Здухачами были и знаменитые исторические личности. Бои между Здухачами происходят чаш,е всего весной, когда дуют сильные ветры, и в долгие осенние ночи. Здухачи вооружены обгорелыми лучинами, веретенами, но нередко в схватке используют камни и древесные стволы, вырванные с корнем. После смерти Здухач становится вовкулаком. Группа Здухачей — защитники края, селения или даже одной семьи. По внешним признакам Здухач — обыкновенный человек (мужчина, девушка новорожденный), который при приближении непогоды впадает в сон, а его душа борется с бурей, принимая облик ветра, орла, мухи. Проснувшись обессиленным и уставшим, он обнаруживает на себе раны, полученные во время битвы. О внезапно умершем человеке говорят, что он был Здухач. От простых людей Здухач отличаются необыкновенной силой (ср. серб, поговорку: «Силен, как здухач»), способностью спать глубоким, беспробудным сном; они часто бывают сонливы, задумчивы, чудаковаты; могут становиться невидимыми для обычных людей. У них «легкая рука», что приносит процветание дому и селу. Считается, что Здухачи обладают способностью к прорицанию. Некоторые реальные исторические лица с героической судьбой представлялись простому народу здухачами. В роли Здухача нередко выступают животные: пастушеская собака, кошка, курица, конь, овца, баран, козел, вол, которые издают звуки во время сна или ведут себя неспокойно при приближении непогоды. Здухачи относятся к «добрым», «справедливым», «честным» духам и причисляются к святым и ангелам, с которыми они «часто встречаются». Но если Здухач отдает себя в распоряжение дьяволу, то после смерти он может превратиться в вампира. Летая в воздухе, Здухачи бьются друг с другом в одиночку или целым войском. Во время их битвы слышится сильный свист ветра, ломаются деревья, а самые сильные столкновения проявляются в резких порывах ветра, вихрях и разрушительных ураганах. Оружием Здухача служат кизиловые прутья, веточки, соломинки, щепки, перышки, скорлупки, сосновые шишки, копны сена, обгоревшие с обеих сторон лучины и поленья, вырванные с корнем деревья, метлы с гумна, веретена, домашняя утварь. Изредка встречаются поверья о Здухаче как об исключительно вредоносном персонаже. Сербский здухач близок планетникам. У сербов и черногорцев Вихрь поднимает отправляющийся на битву здухач.

Зевана. Дзеванна, Девана. Богиня зверей и охоты. Она была почитаема славянами, жившими в лесах и другими народами, промышлявшими звероловством: векши (беличьи шкурки) и куницы в древности составляли не только одежду, но и вместо денег употреблялись. Зевана изображалась в богатой куньей шубе, отороченной белкою. Вместо епанчи (верхней одежды) на нее накинута медвежья шкура, а голова зверя служила шапкою. В руках Зевана держала натянутый лук и капкан, у ног ее лежала рогатина, с какой медведя из берлоги подымают, и нож. Всегда в храме Зеваны водились лучшие охотничьи собаки. Богине молились ловцы и охотники, прося у ней счастья в звероловстве, а в благодарность приносили часть своей добычи. .

Зевс. Бога звездного неба Дыя (греки его называли Зевсом). В середине четвёртого или в третьем тысячелетии часть Ариев покинула места прежнего обитания. Они, разделившись на два потока, двинулись - одни в Переднюю Азию, Иран (а затем в Индию), другие на Блаканы. Они несли с собой арийскую религию. Возглавлял ариев бог грозы и войны - Зевс, он же - Перун, Вотан, Индра, Тешуба. Арии несли с собой земледельческую культуру, обычаи общественной жизни и общественного устройства. У греков Зевс свергнул Кроноса, у хеттов - Тешуба сверг Кумарби, а у славян - Перун (он позднее трансформировался в фольклорного Илью Муромца) стал бороться со Святогором. Победу Зевс одержал, по всей видимости, только после окончательной гибели государства атлантов в результате катаклизма - Дарданового потопа.

Зелейники. Петровы батоги (трава), по уверениям древних "Зелейников", употребляется ведьмами для порчи девиц: "Если которая напьется чего-либо с соком этой травы, то будет чиликать сорокою".

Зеленич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Зелёные Зубы. В народе их зовут Дженни. Принадлежат к особой разновидности детских багов. Они обычно очень дружны с родителями маленьких проказливых детей, отгоняют малышей от опасных мест и не разрешают слишком сильно шалить. Нередко родственники пугают детей багами, заставляя своих отпрысков проявлять больше послушания. Сами Дженни относятся к водяным фейри. Их внешний облик может показаться довольно устрашающим – длинные влажные волосы, распущенные по плечам, большие зелёные клыки, торчащие изо рта, и очень острые блестящие когти. Согласно легендам, Дженни могут похищать детей, если те часто играют неподалеку от воды, и утащить на самое дно. О приближении Дженни обычно свидетельствует зеленоватая пена, неожиданно появившаяся на спокойной поверхности пруда или другого водоёма. Обычно опасность подстерегает детей, которые бегают по мелководью босиком. Дженни не обязательно топят малышей – нередко они до крови царапают им ноги своими острыми когтями или просто пугают своим ужасным внешним видом, внезапно высунувшись из воды по пояс и заскрипев огромными зубами.

Зелёные человечки. Существа инопланетного свойства, чьего нашествия так боятся земляне? Злые и коварные. Конечных целей, помимо гибели человечества, мы их не знаем. Считается, что они – наши потомки. С нанешней экрологией мы через 100 лет сами станем зелёными и будем пугать наших соседей по времени и пространству. Многие из них, конечно, выдумка, однако с уверенностью можно сказать, что явления, происходящие в нашей атмосфере, еще мало изучены, например, те же шаровые молнии, магнитные бури и даже временные дыры, в которые нередко попадают самолеты. Один американец написал фантастический роман о том, как некие инопланетяне, поселившись среди людей, пытались монополизировать Землю путем ее скупки. Особенностью этих инопланетян было то, что они представляли из себя симбиоз гуманоида и растения. Имели они две руки, две ноги, голову, но основную пищу получали из воздуха, через кожу, как некоторые виды растений имеющих воздушные корни. Их идеалом и была полностью зеленая планета без всякой промышленности и, соответственно, без рода человеческого. Если же это не "зеленые человечки", то это либо маньяки, либо диктаторы способные ради своих целей перешагнуть через что угодно. Как бы там ни было, в любом случае, "зеленым человечкам" пора давать самый решительный и серьезный отпор.

Зелёный (вольный) Царь Огненный Щит. См. Царь Огненный Щит.

Зелёный Юрий. У хорватов и словенцев в обходе дворов с юрьевскими песнями главная фигура — «Зеленый Юрий». В тех же хорватских песнях в день св. Георгий иногда присутствует мотив змееборчества и похищения змеем девицы. Словенцы водили Зеленого Юрия или «Весника» и пели: «Зеленого Юрия водим, масло и яйца просим, Бабу Ягу прогоняем, весну рассыпаем».

Зеленый. Дьявол; черт. «Зелёный те убей!» (Тульск.). Зеленый, вернее, темно-зеленый цвет в народном мировосприятии нередко приближен к черному. На иконах, лубках и фресках темно-зеленым цветом изображаются черги и другие обитатели преисподней.

Зелигены. Чудесные фейри. В давние времена зелигены во множестве обитали на тирольских лугах и полях, однако сейчас этих существ осталось очень мало – скорее всего, именно поэтому поля стали менее плодородными. Зелигены обычно достигают человеческого роста и обладают невероятной красотой. Одеваются они в длинные платья из белого блестящего материала, обуви же совершенно не признают и постоянно ходят босиком. Относиться к зелигенам следует уважительно и бережно, поскольку они всегда добры к деревенским жителям и всеми силами стараются им помочь. Отзывчивых и нежадных людей всегда ожидает заслуженная награда. Зелигены оберегают от злых охотников многочисленных лесных обитателей, пьют молоко серн и ланей, убирают из леса расставленные капканы и запутывают силки. Нередко они собирают урожай вместе с фермерами, пасут коров и коз, помогают деревенским домашним хозяйкам шить одежду и вязать теплые носки. Понравившемуся человеку зелигены могут открыть тайные свойства лечебных трав. Кроме того, эти существа приводят домой заблудившихся в лесу детей. Зелигены могут уйти, если человек прикоснется к их волосам или грязно выругается. Обидеть их может и предложенная в дар новая одежда – вещи не следует отдавать в руки фейри, их кладут вечером в темный угол. Уходят зелигены и в том случае, если почувствуют приближение смерти кого-либо из членов семьи.

Земельный хозяин. Дух, «хозяин» земли. По мнению сибирских крестьян, «есть земельный хозяин, которому за землю всегда платят. Покойника хоронят — платят, и дом строят — тоже, когда положат оклад, бросают деньги. Он не разбирается, с бедняка и со всех берет». Если на похоронах не бросить в могилу денег, то «покойник каждую ночь может приходить к родственникам и ие будет давать им покоя, будет жаловаться, что хозяин гонит его с неокупленной могилы» (Сиб.) (Виноградов, 1923).

Землеустроитель. Громислав. Великан. Помогал Сварогу - творцу в созидании нашей планеты.

Земля. Макошь. Матерь-земля. Одна из основных (наряду с водой, огнем, воздухом) стихий мироздания; центральная часть трехчастной вселенной (небо — земля — преисподняя), населенная людьми и животными; символ женского плодоносящего начала и материнства. В русской народной традиции культ Богоматери сближается и сливается с культом матери - земли (см. Земля, Макошь). Поэтому в некоторых зонах и начало сева связано с культом Богородицы. В Забайкалье при этом зажигали свечи у икон и трижды читали молитву Богородице. По одному преданию, Земля как частица мироздания вначале опиралась на железный дуб, который покоился на золотых китах, плавающих в огненной реке. Но затем Земля отяжелела от людских грехов, киты не выдержали ее тяжести и уплыли. Земля - живое существо. Ее волосы - деревья, трава; кости - скалы и камни, вены - реки, кровь - вода, жилы - древесные корни. Умершие живут в земле наподобие людей, только без дневного света. Верховные владыки всей Земли - Земляной царь и Земляная царица, им подчинены цари и царицы Лесные, Полевые, Дорожные, и прочие. Проникая всё глубже в тайны окружающего мира, предки славян кодифицировали в мифах накопленные знания. Стержень, на который нанизывались последующие сказания - это миф о сотворении мира, об отделении Земли и Неба. Первыми космогоническими богами были Небо и Земля. Но если в Индии и Иране арийский пантеон богов пришел на смену древнейшим верованиям, культу Земли и Неба. Признаки персонификации Земли могут быть отмечены в таких народных верованиях, согласно которым она ведет себя как живое существо: спит, болеет, беременеет, родит, стонет, плачет, гневается на людей за их грехи. Универсальная для всех славянских традиций женская символика Земли раскрывается через метафору материнства и плодовитости (способности приносить урожай). Белорусы считали, что принимая в себя семена, Земля «беременеет» и дает новый урожай, что она всеобщая Мать и кормилица: живых питает, а мертвых к себе принимает. Известное в русских фольклорных текстах выражение Мать-сыра земля обозначает оплодотворенную небесной влагой плодородную Землю. Соответственно, пересохшая и бесплодная Земля предстает в духовных стихах в образе «вдовы». Архаические представления о небе и Земле как супружеской паре сохранились в таких заклинательных формулах, как: «Ты Небо — отец, ты Земля — мать!» или в загадках о земле и небе типа: «Мать — низко, отец — высоко» (пол.). По болгарским верованиям, от брака неба и Земли родился месяц. Мотив материнства в поверьях о Земле имеет отношение не только к космическому образу универсального плодоносящего начала, но и к реальной матери конкретного человека. Это проявляется в запретах бить Землю, мотивированных опасением оскорбить свою умершую мать. Почитание Земли как «матери» способствовало сближению этого круга представлений с образом Богородицы (у сербов Земля называлась «Земля-Богоматерь»). Считалось, что матерная брань оскорбляет «всех трех матерей» человека: его родную мать, сырую Землю и Богородицу. В славянских верованиях Земля наделяется признаками святости и ритуальной чистоты; в молитвах и заговорах к ней обращались с теми же просьбами, что и к божественным силам: «Помилуй, спаси и сохрани, святая земля и Божая мати!» (полес.). О грешном человеке говорили, что он недостоин того, чтобы «земля святая его на себе носила». По широко известным представлениям, Земля не принимает в себя тела «нечистых» покойников; погребение их в Земле нарушает погодное равновесие и общий миропорядок; тела таких мертвецов остаются в Земле нетленными или Земля сама «выбрасывает» их на поверхность. Обычай исповедоваться земле отмечался у новгородских еретиков-стригольников, что фиксировалось в источниках XIV в., и сохранялся у старообрядцев вплоть до XIX в. В сербской традиции односельчане вынуждали женщину, уличенную в занятиях колдовством, покаяться в грехах земле. В Житомирской области при ежедневной молитве Богу целовали землю со словами: «Зимля, мати наша, помилуй нас!». В мифах и обрядах антропоморфизируются не только духи, воплощающие лес (леший), воду (водяной) и т.п., но и сами стихии (см. Ветер, Земля, Гром, Огонь и т. д.); они наделяются волей, сознанием и т.п.

Hosted by uCoz