Значиха - Зять
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел З
__________________________________________________________________________
Значиха
Знающие люди пережинщики
Знич
Знобея
Знобиха
Знобуха
Зозуля
Зозуля Московская
Золотая баба
Золотая Баба
Золотая Голова
Золотая девка
Золотой пояс
Зомби
Зорька
Зоря
Зрван
Зыбочник
Зыть Река
Зюзик
Зюзя
Зябуха
Зять
__________________________________________________________________________

Значиха. Колдунья; знахарка.

Знающие люди пережинщики. Выходя делать Пережин, «знающие» люди переворачивали в доме все иконы «вверх ногами» и открывали настежь двери своего амбара, чтобы чужое зерно «текло в их сусеки». Если сосед случайно заглянет в амбар пережинщика, то увидит, что зерна там не лежат обычным образом, а стоят торчком.

Знич. Под этим божеством славяне подразумевали священный начальный огонь, или животворящую теплоту, способствующую существованию и охране всего на свете. Древние славяне почитали его как вечный источник жизни, подателя тепла и света. Во многих городах стояли храмы, где жрецы неусыпно следили за огнем и приносили ему в дар военные трофеи, ибо Знич почитался также покровителем жаркой воинской отваги и храбрости. К нему приходили за помощью и тяжело больные, надеясь получить облегчение, согревшись возле животворного огня. Жрецы по игре Знича предсказывали судьбы людям — и никогда не ошибались. Да и в каждом доме был свой храм Знича: домашний очаг, а попросту — печка. «Тогда отважный Знич, блистающ. весь извне; Вещал: намеренья сии ненравны мне. Я хижинам свещу и озаряю троны; Во существе огня я россам жизнь дарю, /Питаю, грею их, их внутренности зрю» (М. Херасков. «Владимириада»).

Знобея. Лихорадка. Знобея — персонификация одного из болезненных состояний (это «женщина лихорадка», «знобящая, холодящая» человека ит.п.).

Знобиха. Лихорадка. «Перемежающаяся лихорадка известна под разными названиями тетка, студеная скорбь, холодуха, лихоманка, трясовица, знобиха» (Казан.).

Знобуха. Лихорадка.

Зозуля Московская. Лишенные души евреи могут быть превращены в различных животных.

Зозуля. Жидовская зозуля, еврейская зозуля, московская зозуля. Лишенные души евреи могут быть превращены в различных животных.

Золотая баба. Древняя богиня тишины и покоя, домашнего благополучия. Повитухи, повивальные бабки, помогающие молодушкам разрешиться от бремени, почитали се своей покровительницей, да и всякая женщина не пренебрегала ее советом. Храм Золотой Бабы находился, по преданиям, в стране Обдорской, при устье реки Обиго. Она держала на руках одного ребенка, а другого вела за руку. Жители тех мест называли ребятишек ее внуками. Подле Золотой Бабы всегда лежало множество гуслей и других музыкальных инструментов, которые непрерывно наигрывали сами собой — то тихонько, то погромче. По звуку их жрецы предсказывали будущее, ибо Золотая Баба почиталась доброй пророчицей. Почтение к ней было так велико, что никто не осмеливался пройти мимо статуи, не принеся хоть малой жертвы, ну а если вовсе ничего не имел, то вырывал из платья своего нить или волос с головы, подносил это Золотой Бабе, кланялся в землю — и тем надеялся ее умилостивить. Вообще же в жертву ей приносили соболей да куниц, одевали ее в их шкуры. Даже чужестранцы, верившие в иных богов, не скупились для нее на золото, серебро и меха, ибо не принесший жертвы Золотой Бабе непременно должен был заблудиться в пути. (Конрад: Вообще-то, о Золотой Бабе достоверно известно только то, что она была. Неизвестно, была ли она богиней Славян или Угров или иного народа. Реку Обиго можно сопоставить с Обью, хотя возможно, что это и не так) .

Золотая Баба. Интересный (и актуальный) персонаж в системе угорского митраизма - Калтась-эква. В литературе высказывались соображения о связи Калтась - Золотой бабы - Ардвисуры Анахиты (Н.Л. Членова, З.П. Соколова). Ардвисура Анахита выступает в роли покровительницы “благочестиво жертвующих” ей. В то же время она, как и Калтась, опекает женщин-рожениц. Более того, “зарождение ребенка в чреве матери... происходит благодаря фраваши - духам умерших. А фраваши теснейшим образом связаны с Ардвисурой Анахитой” (Ю.А. Раппопорт). Очевидно, образ Калтась в его традиционном прочтении связан с контаминацией бытовавшего у уральцев древнего культа матери-прародительницы и соответствующего ей персонажа иранской мифологии.

Золотая Голова. В русских сказках отрубленная Голова прирастает к телу по приказанию героя; золотая Голова плавает в озере и от взгляда на нее беременеют.

Золотая девка. Сказочное существо, хранительница месторождений (Урал).

Золотой пояс. Рязанский Добрыня. Халанский указывает на рязанского богатыря Добрыню, по прозвищу "Золотой пояс", как на лицо, давшее некоторые черты былинному Добрыне.

Зомби. Оживлённые колдунами или шаманами мертвецы, которых используют для разных простых поручений. Как правило живут зомби только пока колдун или тот кто их оживил нуждается в их помощи, после выполнения своей работы колдун отправлял зомби назад. Тело зомби продолжает разлагаться после их оживления, как если бы они были просто мертвецами и лежали в могиле именно поэтому еще зомби не так долговечны. Зачатков разума у зомби не наблюдается, но как у всяких тварей класса нежити имеют низменные инстинкты к кровопусканию. Если зомби остался без контроля своего хозяина то он непременно пойдет искать себе жертву чтобы растерзать ее просто так. Убить зомби не так-то просто, даже если вы отрубите ему ногу, руку или даже голову зомби все равно будет делать свое черное дело, можно попробовать сжечь его, хотя и после этого скелет зомби может еще продолжать нападать на вас. Оживление мертвецов очень сильно практикуется и в наше время. Можно услышать множество жутчайших историй об африканских племенах, которые оживляют своих мертвых воинов и просто людей для своих кровожадных целей. В частности доподлинно известно что такое "оживление" практикуют шаманы Вуду.

Зорька. Вместе с Вечоркой и Полуночкой образуют Триглав. Три богатыря русской сказки, персонификация основных моментов суточного солнечного цикла. См. Вечорка.

Зоря. Богиня, сестра Солнца. Она выводит поутру солнце и его яркими, стреловидными лучами поражает мрак и туманы ночи; она же выводит его весною из-за темных облачных покровов зимы. Она восседает на золотом стуле, расстилает по небу свою нетленную розовую фату или ризу, и в заговорах доселе сохраняются обращенные к ней мольбы, чтобы она покрыла своею фатою от волшебных чар и враждебных покушений. Как утренние солнечные лучи прогоняют нечистую силу мрака, ночи — так верили, что богиня Зоря может прогнать всякое зло, и наделяли ее тем же победоносным оружием (огненными стрелами), с каким выступает на небо светило дня; вместе с этим ей приписывается и та творческая, плодородящая сила, какая разливается на природу восходящим солнцем. Миф знает двух божественных сестер — Зорю Утреннюю (Денница, Утренница, Зарница) и Зорю Вечернюю; одна предшествует восходу солнца, другая провожает его вечером на покой, и обе таким образом постоянно находятся при светлом божестве дня и прислуживают ему. Утренняя Зоря выводит на небесный свод его белых коней, а Вечерняя Зоря принимает их, когда оно, совершивши свой дневной поезд, скрывается на западе. .

Зрван. Высшее божество иранцев Зрван суть изначалие, время и место, всесила, вседвижение. “Армянское точное фонетическое соответствие основы иранского имени “Zrvan - tzёr” означает... “круг, арку, небесный свод и великую арку, которая опоясывает млечным путем небосвод”. Покрывало, кровля, крыша, Кришна. Однако со временем Митра “отодвинул его в сторону, предоставив ему почетное место своего спутника, хотя учение, связанное с культом Митры, и продолжает называть Зрвана высшим началом. Но это, по-видимому, только в теории...” (К.В. Тревер). Нуми-Торум у манси похож на Зрвана (слово торум означает не только “бог”, “дух”, но и “видимое небо”, “погода”, “мир”, “время”, “состояние”), создав землю, вдохнув жизнь в людей, передоверил затем своим детям управление жизнью всех населяющих ее существ.

Зыбочник. Леший, качающийся на деревьях, дух, проникающий в зыбку (колыбель). «Отдам тя зыбочнику!» (Новг.) «Зыбаться» означает «колебаться, качаться, раскачиваться на ветру», зыблющимся представлялось и топкое болото. «Зыбающимся», т.е. раскачивающимся на деревьях (возможно— и на трясине), крестьяне некоторых районов России представляли лесного и болотного «хозяина», лешего, который имено вался зыбочник (Олон., Арх., Волог.) Иногда зыбочником (от «зыбь»?) на зывали и водяного. На Вологодчине, Новгородчине и Псковщине зыбочник— «полуденный дух», опасный для детей. В Вологодской губернии пустую колыбель (зыбку) «не оставляют открытой, чтобы не проник в нее „полуденник“, „денник“ или „зыбочник“ и не стал бы пугать ребенка». Зыбочник, по поверьям славян - леший, качающийся на ветвях, деревьях; дух, проникающий в зыбку (колыбель). "Зыбаться" означает "колебаться, качаться, раскачиваться на ветру", зыблющимся представлялось и топкое болото. "Зыбающимся", т.е. раскачивающимся на деревьях (возможно - и на трясине), крестьяне некоторых районов России представляли лесного и болотного "хозяина", лешего, который именовался зыбочник (в Арх. и Волог. обл. Иногда зыбочником (от "зыбь"?) называли и водяного. На Вологидчине, Новгородчине и Псковщине зыбочник - полуденный дух, опасный для детей. В Вологодской губернии пустую колыбель (зыбку) "не оставляют открытой, чтобы не проник а нее "полуденник", "денник" или "зыбочник" и не стал бы пугать ребенка до смерти.

Зыть Река. Через эту реку не может перейти нечистая сила: по кашубским поверьям, если кони, на которых везут гроб, встанут на дыбы перед рекой между двумя селами то в гробу лежит колдун, упырь; чтобы ехать дальше, надо взять земли из вырытой могилы и перебросить ее через гроб и коней. Через такую реку нельзя, по представлениям сербов, переносить яйца предназначенные для наседки, т.к. из них не вылупятся цыплята. .

Зюзик. Зюзя. Бог Зимы у белорусов.

Зюзя. Зюзик. Зюзя - Старик небольшого роста, с белыми что снег волосами и длинной седой бородою, ходит босой, с непокрытой головою, в теплой расхристанной белой одежде и носит в руках железную булаву. Олицетворение холода. Бог зимы. Большую часть зимы проводит он в лесу, но иногда заходит и в деревню, предвещая своим появлением жестокую стужу... Поэтические олицетворения времен года шли из глубокой древности и принадлежали славянам наравне со всеми другими родственными племенами. Более наглядные олицетворения времен года встречаем у белорусов. Весну они называют Ляля, лето — Цеця, осень — Жыцень, зиму — Зюзя.

Зябуха. Лихорадка, как и знобея.

Зять. В оборотней могли превратиться обычные люди, ставшие жертвами магического воздействия или колдовства. Например, в свинью или собаку превращала ведьма не полюбившегося ей зятя.

Hosted by uCoz