Змей. Первая страница
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел З
.
.
Змей. Могучее враждебное чудовище — встречается в мифологии практически любого народа. Обитатель и «хозяин» подземного царства, хранитель сокровищ, кладов, обладатель наделенного магической силой, дарующего всеведение камня (который может интерпретироваться как «райский»). Один из самых популярных героев сказок, былин, преданий, поверий. Облики его чрезвычайно многообразны — от огромной змеи до фантастического существа, чудовища: Змей Горынище. «Откуль же взялся змей-Горынище, об двенадцать голов, об двенадцать хоботей» (Смол.);Борьба Бога или героя со змеем, отнимающим у людей источник жизни — воду, — есть центральная оппозиция реконструируемого „основного мифа“» (древнейший сюжет, противопоставляющий змею верховное, небесное божество или заменяющий его персонаж и реконструируемый в ряде исследований) (Черепанова). Древние представления славян о Змее сохранились в сказках. В них герой сражается с многоголовым чудовищем, как правило, возле реки (Змей связан с подземными водами), победив его, освобождает царевну, а былинный герой Добрыня — многочисленных пленников. Освобождение пленных — отзвук древнейшего мифа, в котором герой-колдун, отправляясь в иной мир, оказывался проглоченным Змеем и обнаруживал, что царство смерти находится в брюхе чудища. Там он встречал умерших предков, учился у них мудрости, копил силы, а затем выбирался обратно. Со временем представления о Змее менялись, он воспринимался всё более враждебно, и если в древних вариантах мифа попасть к нему в брюхо считалось большой удачей, то позже такое событие стало восприниматься как беда. Северные славяне (новгородцы и др.) поклонялись Змею — владыке подземных вод — и называли его Ящер. Святилища Ящера располагались на болотах, берегах озёр и рек; наиболее известное из них находилось в Перыни, недалеко от Новгорода, в том месте, где из озера Ильмень вытекает река Волхов. Название «Перынь» древнее святилище получило, когда по приказу ещё молодого Владимира Святославича идол Ящера был повержен и заменён Перуном. Береговые святилища Ящера имели идеально круглую форму — круг как символ совершенства, порядка противопоставлялся разрушительной силе этого бога. В качестве жертв Ящеру кидали в болото чёрных кур, а также молодых девушек, что отразилось во многих поверьях (будто бы водяные уносят к себе под воду женщин или женятся на утопленницах). Отзвук тех же мифов сохранился и в детской игре в «Яшу», т. е. в Ящера, ждущего свою невесту-жертву. Все славянские племена, поклонявшиеся Ящеру, считали его поглотителем солнца: ежедневно вечер нее светило опускается за преде¬лы мира и подземной рекой плывёт на восток. Река эта течёт внутри двуглавого Ящера, проглатывающего солнце своей западной пастью и изрыгающего из восточной. О древности мифа говорит то, что Ящер не враждебен солнцу: он возвращает светило добровольно. Наиболее подробные мифы о Ящере сохранились в Новгородской области. Новгородцы называли его «князем Волхова»; летописец сообщал, что Ящер «перекрывал в той реке Волхове водный путь. И не поклоняющихся ему иных пожирал, иных... потоплял. Поэтому люди, тогда несведущие, сущим богом окаянного того называли». Когда же бог был умерщвлён, его тело пошло вверх по Волхову, было выброшено на берег в Перыни и там погребено с великими почестями, как сообщают поздние летописи. Отголоски жертвоприношений Ящеру в Перыни дожили до XX в. Рыбаки, проплывая мимо святилища, по древней традиции совершали жертвоприношение — кидали в воду монеты. Одним из самых подробных изложений мифа о Ящере является былина о Садко — гусляре, восхитившем своей игрой подводного владыку (названного в былине Морским царём). Садко получил от него дары и сказочно разбогател. Во второй части былины рассказывается о том, что Садко отправился на дно морское как жертва Ящеру-царю, но с помощью его дочери выбрался обратно. Обычай приносить в жертву подводному богу человека очень долго существовал на севере в преобразованном виде: так, на Онеге ещё в начале XX в. старики делали чучело и в дырявой лодке отправляли в озеро, где оно и тонуло. Другой жертвой, приносимой Ящеру, был конь, которого сначала выкармливали всей деревней, а потом топили. Змей - один из самых грозных Хозяев Иного Мира. Владыка подземного и подводного Миров. Со Змеем ассоциировалось у русских племя дасу. А сотворенный тот Змей - есть погибель наша. Многие из наших пращуров ушли. И вот виделось в Нави; там Огнебог влачась уходил от причудливого Змея. И затопляя землю, текла кровь из Змея, и он лизал её. И тут пришел сильный муж, и рассёк Змея надвое - и стало два Змея, и рассёк еще раз - и стало четыре. И этот муж возопил богам о помощи. И те пришли на конях с неба и того Змея убили, потому что сила его не людская, не божеская, а - черная. И этот Змей - суть враги, приходящие с юга. Это боспорские воины, с которыми наши деды сражались. У южных славян Змей - это атмосферный демон, борец с алами (см. Хала) и другими предводителями градовых туч, защитник посевов от града и непогоды, покровитель сельских угодий; мифологический любовник, от связи которого с женщиной рождаются юнаки и борцы с градовыми тучами. В песнях встречается аналогичный женский персонаж — змеица, змейкиня — который вступает в связь с молодыми мужчинами. У восточных и западных славян Змей — опасный демон, черт или ходячий покойник, любовные отношения с которым губительны для женщины. Змей происходит из животных, изживших естественный для них срок жизни: из девяти- или сорокалетних змеи, ящерицы, карпа, которых в течение этого срока никто не видел. Он рождается также из яйца, снесенного и высиженного курицей, которое не заметил человек. Согласно македонским верованиям, Змей рождается от связи между мифологическими существами, например: между Змеем и самовилой (см. Вила), а также от связи земной женщины со Змеем или солнцем; в результате половых отношений мужа и жены в ритуально запрещенные периоды времени. Болгары считали, что Змеем становится ребенок, рожденный после смерти отца. Беременность женщины, вынашивающей Змея, протекает ненормально долго: 11, 15, 20 месяцев или три года. Ребенок - Змей рождается с крыльями под мышками, от рождения обладает необычайной силой и начинает ходить на второй или третий день. Такого ребенка до 40 дней никому не показывали, чтобы он не умер. Узнав о рождении Змея, ночью собирались девять или 12 девушек или старух, молча пряли пряжу и за один день шили ему рубашку, чтобы закрыть крылья; после облачения в такую рубашку ребенок - Змей получал огромную силу. В воздухе Змей выглядит как большая крылатая змея, падающая звезда, метеор, радуга, огненная птица с хвостом. По болгарским верованиям, Змей выше пояса выглядит как красивый юноша, а ниже — как пестрый уж. Его тело покрыто золотистой рыбьей или роговой чешуей. При контактах с человеком, особенно со своей возлюбленной, Змей принимает человеческий облик. Приблизившись к дому, в который он летит, Змей рассыпается золотыми искрами и превращается в красивого и стройного молодого человека. Змей обитает в горных пещерах, норах и старых дуплистых деревьях, на неприступных горных лугах, в озерах и больших водоемах. Змей прилетает к своим жертвам по ночам и остается у них до первых петухов или до сумерек. Активность Змея усиливается во время грозы. Главной функцией Змея является его борьба с демонами, насылающими на поля градовые тучи. Побежденный Змей падает на землю в виде человека или большой змеи. По болгарским поверьям, нива, на которую упал Змей, становится необычайно плодородной. Полагают, что у каждого села есть свой Змей - защитник. Обладая огненной природой, Змей вызывает засуху там, где слишком долго находится, поэтому известны ритуальные приемы выпроваживания Змея из села во время засухи. Змей является мифологическим любовником, который вступает в сексуальные отношения с земными женщинами, принимая человеческий облик. В Македонии и восточной Сербии такая связь часто воспринималась положительно. По болгарским поверьям, Змей имеет доступ к девушкам, если они умываются водой, оставленной открытой во время грозы, если в младенчестве мать клала их на место, на котором режут хлеб, моют посуду, выливают помои, к девушкам, зачатым или родившимся в один день с ним. Женщина или девушка, которую посещает Змей, сохнет, бледнеет и быстро чахнет. Смерть девушки в результате подобной любви считалась свадьбой со Змеем. Детей, рожденных от Змея, считали героями, юнаками или людьми, обладающими необыкновенными свойствами: огромной силой, способностью отвращать градовые тучи, убивать демонов. Многие болгарские и сербские исторические лица считались сыновьями Змея. У болгар известны жертвоприношения, призванные задобрить Змея, чтобы он охранял село от непогоды: три обнаженные вдовы молча замешивают тесто и пекут три каравая. На следующее утро после восхода солнца ставят намазанные медом караваи под дерево, которое считается его жилищем, и закалывают там черную курицу. У восточных и западных славян основной функцией Змея являются его сексуальные отношения с женщинами. В воздухе Змей выглядит как светящийся клубок синего цвета, летящее огненное коромысло, огненный веник. На земле он принимает облик покойника-мужа или возлюбленного женщины. По русским поверьям, у Змея нет спинного хребта, у него человеческий облик, но несколько голов. Гостинцы, которые он приносит женщине, утром превращаются в лошадиный навоз. Змей появляется из облаков и, рассыпавшись искрами над крышей, проникает в дом через печную трубу. Змей мучает свою жертву, сосет у нее из грудей молоко или кровь, а под конец убивает. От связи Змея с женщинами рождаются демоны или уроды. Беременность в этом случае протекает ненормально долго — до трех лет и часто кончается ничем: в животе женщины оказывается песок, она рожает головешку и т.п. Если от такой связи рождаются дети, они нежизнеспособны. Особенно страдают молоденькие красавицы: уж коли приглянулась Змею, забудет обо всем на свете, станет чуждаться людей, заживо себя похоронит. Змей запрещает своей жертве умываться, расчесывать волосы, переменять белье, ходить на посиделки. Наведывает он свою любовницу по ночам. Для всех домочадцев невидим, а ей представляется статным молодцом, да настолько красивым, что глаз не отведешь. Случалось многажды, что молодец сей утаскивал свою жертву далеко в горы, где в роскошных покоях доживал с ней в прелюбодейной связи до глубокой старости, и только тогда она возвращалась в родное село, будучи уже старухой. По рассказам таких несчастных, от любовной связи со Змеем рождаются тоже Змеи. По поверьям восточных славян, главной причиной домогательств Змея является нарушение запрета плакать, голосить по умершему, тосковать по находящемуся в отлучке мужу. Девушку может погубить без благословения поднятая ею на дороге вещь: бусы, платок, перстень, крест с загнутыми концами, которыми Змей заманивает жертву или в которые он сам обращается. Для изгнания Змея на него накидывают крест или недоуздок. Над женщиной, ставшей его жертвой, читают молитвы от блудного беса по требнику Петра Могилы, ее бьют до первой крови. В доме, куда летает Змей, читают Псалтырь, а окна, двери, печную трубу закрещивают. Власть Змея над своей жертвой длится до тех пор, пока женщина не расскажет об этом постороннему человеку. Для избавления от Змея его стараются удивить чем-то необычным (см. Чудо). Змеи, Гады лягушки, мыши, насекомые, нечистая сила появляются на благовещение. Все птицы и змеи направляются в Ирий на Воздвижение (14. IX по ст.ст.), на земле остаются только те змеи, которые кого-либо укусили. В Полесье считают, что змеиный Ирий находится под землей и представляет собой большую яму в лесу. Гребень и другие ткацкие инструменты, это защищало скот от болезней, а людей — от змей. Для периода ранней весны (примерно до Пасхи) характерны ритуалы по очищению земли, в том числе от хтонических существ (змей и т.п.). Змеи и птицы (ворон, дрозд, орел) владеют особым камнем, делающим человека невидимым или способным видеть клады и понимать язык животных. Полагают, что змеи имеют Змеи имеют серебряную рубашку. Из крови Каина произошли змеи, волки, собаки, а также ведьмы, вилы и некоторые другие демоны. На Воздвиженье (27 сентября) змеи собираются в кучи, в ямы, пещеры, яры, на городищах, и там является светлый, бел-горюч Алатырь - камень, который змеи лижут, насыщаясь им, и излизывают его весь. Нечистая сила всячески мешает человеку достать чудесный Жар-цвет; около папоротника в заветную ночь лежат змеи и разные чудовища и жадно сторожат минуту его расцвета. Змеи относятся к гадам — животные, выделяемые в традиционной народной культуре в особый класс хтонических животных. Преследуя старичка с ноготок, борода с локоток, братья достигли провала в земле. 3орька спускается под землю и последовательно посещает три царства — медное, серебряное и золотое; в каждом из них королевна дает Зорьке сильной воды, с помощью которой он поражает прилетающих Змеев — трех-, шести- и двенадцатиглавого и освобождает всех трех королевен. Змей является владыкой волшебной реки, он нападает на плывущего по этой реке богатыря Добрыню. Змей прилетает по воздуху, дышит огнём. Прозвище Горыныч и каменные пещеры, где томятся пленники, указывают на каменную природу Змея. Итак, Змей — хозяин иного мира, он связан с четырьмя стихиями и воплощает их все. Однако Добрыня побеждает его странным на первый взгляд способом — кинув в него шапку с землёй.

Hosted by uCoz