Змеёвки - Змей Горыныч
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел З
__________________________________________________________________________
Змеёвки
Змеёвник
Змеедива
Змеедива
Змееногая богиня
Змеёнца
Змеёныш
Змеёныш
Змееподобные рыбы
Змеи летучие
Змеиный царь
Змеиха
Змеица
Змеичище
Змеище
Змей
Змей Вод
Змей Волокита
Змей Гардей
Змей Глубин
Змей Горынище
Змей Горыныч
_________________________________________________________________________

Змеёвки. Дочери Великого Полоза. У них у всех волосы из чистого золота и бездонные черные глаза. Все они очень худые, потому что умеют превращаться в золотых змей. В темноте они светятся. Могут проходить сквозь камень и делать из одних камней другие. Как и их отец, превратившись в змею они оставляют за собой золотой след. Про одну из самых известных змеёвок – Золотой Волос, говорится ещё в башкирском народном фольклоре. Это «девица… красоты невиданной, неслыханной. Косу через плечо перекинула и по воде конец пустила. А коса-то у ней золотая и длиной десять сажен. Речка от той косы так горит, что глаза не терпят». Её служанка – маленькая, но очень умная сухонькая старушонка, превращающаяся в лисицу, стоит ей ткнуться носом в землю. Она везде бегает и обо всём сообщает Золотому Волосу, ибо та даже от речки отойти не может – слишком тяжела золотая коса. Волосы у ней однако мягкие да тонкие. После каждого неудачного побега отец наказывал её тем, что её коса удлинялась по десять сажен за раз, а её любимый должен был ждать по три года каждый раз. Интересно, что она очень плохо знает силу отца, да и вообще всё о нём, из чего можно сделать вывод, что Великий Полоз мало интересуется дочерьми, но отдавать их не хочет. Они очень любят правду, и как и их отец очень им не нравится, когда один человек над другим измывается. «…В одной артелке увидел Костька девчонку. Тоже рыженька, собой тончава, а подходященька. С такой по ненастью солнышко светеет… приисковая девчонка. Костька и разлетелся, только его сразу обожгло. Девчонка ровно вовсе молоденькая, справа у ней некорыстна, а подступить непросто. Бойкая! Ты ей слово, она тебе – два, да всё на издевку. А руками чтобы – это и думать забудь… …подарков она не брала… Даже самой малости… …На пляску, сказывают, шибко ловкая была… Как понапились все, он и ухватил эту девчонку, а она уставилась глазами-то, у Костьки и руки опустились, ноги задрожали, страшно ему чего-то стало… …- И не подумаю, - кричит, - Лучше всё до копейки пропью! - Ну, - говорит, - твоё дело. Было бы сказано. Пропивать пособим. И пошла от него плясом. Чисто змея извивается, а глазами уперлась – не смигнет. С той поры и стал Костька такие гулянки чуть не каждую неделю заводить… Деньжонки, какие на руках были, скорехонько умыл, а выработка вовсе пустяк… …Потемки ещё, а её всю до капельки видно. Высоконькая да пряменькая… Схватил ту девчонку за ноги да что есть силы и дернул на себя в яму. Девчонка от земли отстала, а всё пряменько стоит. Потом ещё вытянулась, потончала, медяницей стала, перегнулась Костьке через плечо, да и поползла по спине. Костька испугался, змеиный хвост из рук выпустил. Уперлась змея головой в камень, так искры и посыпались, светло стало, глаза слепит. Прошла змея через камень, и по всему её следу золото горит, где каплями, где целыми кусками. Много его. Как увидел Костька, так и брякнулся головой о камень. На другой день мать его в дудке нашла. Лоб ровно и несильно разбил, а умер отчего-то Костька… …Нагнулся над дудкой, а снизу ему ровно посветил кто. Видит – на дне-то как окно круглое из толстого-претолстого стекла, и в этом стекле золотая дорожка вьется. Снизу на Пантелея какая-то девчонка смотрит. Сама рыженька, а глаза чернехоньки, да такие, слышь-ко, что и глядеть в них страшно. Только девчонка та ухмыляется пальцем в золоту дорожку тычет: «Дескать, вот твое золото, возьми себе. Не бойся!» Ласково вроде смотрит, а слов не слышно. Тут и свет потух. Пантелей испугался сперва: наважденье, думает. Потом насмелился, спустился в яму. Стекла там никакого не оказалось, а белый камень – скварец… Притащил, что подходящее, и давай камень дробить в том самом месте, где золотую дорожку видел. И верно – в камне золото и не то что искорками, а большими каплями да гнездами сидит. Богатимая жилка оказалась. До вечера-то Пантелей чистым золотом фунтов пять либо шесть набил… …Пантелей поглядел и видит – не то ведь кольцо-то. Поглядел на свою руку – и там вовсе другое кольцо, да ещё в серединке-то два черных камешка, как глаза горят. Пантелей, конечно, по этим камешкам сразу припомнил девчонку, которая ему золотую дорожку в камне показала… …После костькиной смерти на прииске хватились: - Где у нас плясунья-то? А её и нет. Спрашивать один другого стали – откуда хоть она? Кто говорило – с Кунгурки пристала, кто – с Мраморских разрезов пришла. Ну, разное…».

Змеёвник. Болезнь Panaritum, заболевание ногтей и конечных суставов рук и ног; существо, персонифицирующее болезнь; волос.

Змеедива. Жена Святогора, предсказанная Мокошей. После того, как Святогор убил Змеедиву, она сбросила с себя волшебное заклятье и стала, как и прежде, прекрасной девушкой, а потом, после ряда приключений – женой Святогора. Родила ему дочерей – Пленкиний, которых греки назвали Плеяды, а саму Змеедиву-Пленку – Плейоной.

Змееногая богиня. Изображение змеи отображало древнейший культ скифов. Змееногая богиня, полуженщина-полузмея - мать скифа, мать скифского племени, - часто изображалась на щитах, колчанах и других вооружениях скифов и сбруи их коней. Ариан, выдающийся греческий историк, писатель и географ, который жил в начале второго века нашей эры, писал, что воинские эмблемы скифов представляли собой макеты змей и драконов, будучи изготовленными из кусочков цветных тканей и водруженными на высокие жерди. Двигаясь, эти макеты надувались ветром и извивались, словно живые существа, при этом издавая ужасный свист. Для племен земледельцев народ со звериным стилем украшений, драконами, грифонами, змеями, змеевидными богинями и т.д. был только змеиным народом и образно изображался Змием, требующим дани и жертв.

Змеёнца. Болезнь Panaritum, заболевание ногтей и конечных суставов рук и ног; существо, персонифицирующее болезнь; волос. «В палец змеенца залезла» (Том.).

Змеёныш. Болезнь Panaritum, заболевание ногтей и конечных суставов рук и ног; существо, персонифицирующее болезнь; волос.

Змеёныш. Сын Змея Горыныча. По белорусским поверьям, домовой появляется из яйца, снесенного петухом, которое необходимо шесть месяцев носить под мышкой с левой стороны: тогда вылупляется змееныш – домовой. Бывали, по словам седой старины, случаи, что родились от любви Огненного Змея и женщины сразу по двенадцати змеенышей, до смерти засасывающих порождавшую их на белый свет красавицу. В известной былине, по пути к логову Змея Горыныча, укравшего Забаву Путятишну, в чистом поле, Добрыня “притоптал” “много множество змеёнышев”.

Змееподобные рыбы. Относятся к гадам — животные, выделяемые в традиционной народной культуре в особый класс хтонических животных.

Змеи летучие. См. летучие змеи.

Змеиный царь. Петушиный или куриный гребень имеет на голове царь змей.

Змеиха. Фантастическое чудище; баба-яга; жена змея. В русских сказках Змеиху часто побеждают кузнецы, ухватив её клещами за язык. «В целом доме осталось в живых только сама змеиха да три ее снохи, сидят они в горнице и говорят между: „Как бы нам злодея Ивана-крестьянского сына сгубить?“» (Сарат.).

Змеица. Фантастическое чудище; баба-яга; жена змея. «Бежит сама змеица о двенадцати головах» (Свердл.); В песнях встречается женский персонаж — змеица, змейкиня — который вступает в связь с молодыми мужчинами.

Змеичище. Фантастическое существо, чудовище, соединяющее в себе черты пресмыкающегося, птицы, животного, человека.

Змеище. Фантастическое существо, чудовище, соединяющее в себе черты пресмыкающегося, птицы, животного, человека.

Змей Вод. Не исключено, что триаде Горыня, Дубыня и Усыня на более раннем этапе развития соответствовала трехчленная “змеиная” группа - Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод (ср. дальнейшую трансформацию — Иван Водович, Федор Водович, Михаил Водович). Эти образы хорошо известны в индоевропейской мифологии.

Змей Волокита. Фантастическое существо, чудовище, соединяющее в себе черты пресмыкающегося, птицы, животного, человека. Широко был распространен мотив: огненный змей (именуемый на Ярославщине огненным ужом) прилетает к девушкам и женщинам. «Рассыпавшись искрами» над трубой, он (через трубу) появляется в избе в облике красивого парня или знакомого мужа хозяйки дома (Волог., Яросл., Влад., Ряз., Тульск., Курск., Вятск.). Такой змей на Смоленщине и Рязанщине именуется любак: на Орловщине — волокита, а в Тамбовской губернии — любостай.

Змей Гардей. В заговоре из Смоленской губернии Змей-Гарадей «кует [сковывает, утихомиривает] морскую глубину, небесную вышину, крайний зуб, хребетную кость». .

Змей Глубин. Не исключено, что триаде Горыня, Дубыня и Усыня на более раннем этапе развития соответствовала трехчленная “змеиная” группа - Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод (ср. дальнейшую трансформацию — Иван Водович, Федор Водович, Михаил Водович). Эти образы хорошо известны в индоевропейской мифологии.

Змей Горынище. Фантастическое существо, чудовище, соединяющее в себе черты пресмыкающегося, птицы, животного, человека.

Змей Горыныч. В русских былинах и сказках представитель злого начала, дракон с 3, 6, 9 или 12 головами. Имя Змей Горыныч отсылает к образу Огненного Змея, известного как в славянской (ср. сербский Змей Огненный Волк), так и в иных традициях (ср. иранский Ажи Дахака, букв.— “Змей Горыныч”, Горыныч как Горыня, баба Горынинка и др.— от глагола “гореть” и лишь вторично от слова “гора”: иногда появляется мотив Змей Горыныч на горе). Змей Горыныч связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна (или три царевны), знатная невеста, “русские полоны”; там же находится и многочисленное потомство Змея Горыныча — “змееныши” (впрочем, они часто бывают и “во чистом поле”, где их “потаптывает” своим конем эпический герой). Змей Горыныч не всегда четко отличим от других сходных образов — Змей Тугарин, Змиулан, Огненный Змей, просто Змей и т.п. В былинах Змей Горыныч (“люта змея” и т.п.) обычно появляется в сюжете “Добрыня и Змей”, в двух его кульминационных точках: первый раз, когда Добрыня Никитич купается в Пучай - реке, и второй раз, когда тот же богатырь спускается в норы Змея Горыныча и освобождает племянницу князя Владимира Забаву Путятишну. Появление Змея Горыныча сопровождается грозным шумом, как “дождь дождит” и “гром гремит”, Основное оружие Змея Горыныча — огонь. Добрыня ухитряется нанести Змею Горынычу сокрушительный удар “шапкой (шляпой) греческой земли”. Змей Горыныч пал на сыру землю и взмолился к Добрыне о пощаде, предлагая написать “велики записи немалые” не съезжаться в чистом поле и не устраивать кровопролития. Добрыня соглашается и отпускает Змея Горыныча на свободу. Возвращаясь к себе и пролетая над Киевом, Змей Горыныч, однако, нарушает “записи” и похищает Забаву Путятишну, спрятав ее в своих норах. Князь Владимир посылает Добрыню освободить свою племянницу. По пути, в чистом поле, Добрыня “притоптал” “много множество змеенышев”. Откинув железные подпоры и отодвинув медные запоры, он спускается в змеиные норы и прежде всею освобождает “полоны”: князей и бояр, русских могучих богатырей. После этого он выводит из нор от Змея Горыныча Забаву Путятишну. Змей Горыныч обвиняет Добрыню в нарушении “записей” и уничтожении “змеенышев”, вторжении в “норы змеиные” и не соглашается отдать Забаву Путятишну “без бою, без драки, кроволития”. Но второй поединок не состоялся: Добрыня указал, что первое нарушение “записей” было делом Змея Горыныча. В сказках со Змеем Горынычем связан ряд мотивов: Змей Горыныч полюбился царевне; он учит ее извести брата-царевича, но гибнет, будучи разорванным “охотой” Ивана-царевича. В другом сюжете Змей Горыныч служит поваром у Ивана — купеческого сына, обольщает ею жену Елену Прекрасную, изводит с нею Ивана — купеческого сына, но погибает. В народной низшей мифологии Змей Горыныч также хорошо известен: особую опасность он представляет для женщин, вступая с ними в связь. Имя Змей Горыныч отсылает к образу Огненного Змея, известного как в славянской (ср. сербский Змей Огненный Волк), так и в иных традициях (ср. иранский Ажи Дахака, букв.— “Змей Горыныч”, Горыныч как Горыня, баба Горынинка и др.— от глагола “гореть” и лишь вторично от слова “гора”: иногда появляется мотив Змей Горыныч на горе). В мифо - политических представлениях Владимир — идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя все лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил — кочевников (“татар”) или чудовищных существ (Змея Горыныча. Тугарина, Идолища и т.п. Горыне близок эпический персонаж — Змей Горыныч, в свою очередь, связанный с образом Огненного Змея. Эта связь дает возможность видеть для определенного периода в именах Горыни и Горыныча отражение корня “гореть” (огонь), а не “гора”. В таком случае не исключено, что триаде Горыня, Дубыня и Усыня на более раннем этапе развития соответствовала трехчленная “змеиная” группа - Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод (ср. дальнейшую трансформацию — Иван Водович, Федор Водович, Михаил Водович). Эти образы хорошо известны в индоевропейской мифологии. 20.12.2006. 13:26. lenta.ru. На северо-востоке Китая обнаружены окаменевшие останки водоплавающей рептилии с двумя головами. Это первый обнаруженный образец такого рода, сообщает BBC со ссылкой на британский научный журнал Biology Letters. Находка была сделана в скалах формации Исянь. На сохранение она была передана в музей города Шеньчжэнь на юге страны. Животное, след от которого сохранился в камне, жило в меловом периоде (145-65 миллионов лет назад), заявил руководитель парижского Национального центра научных исследований Эрик Бюфето (Eric Buffetaut). В момент смерти, считают ученые, животное было относительно молодым. Взрослые представители вида, к которому относится окаменелость, достигали одного метра в длину и имели длинную шею. Среди ныне живущих животных, двухголовые особи встречаются относительно часто. В частности, в мире зарегистрировано более четырехсот случаев двухголовости у змей. Такое отклонение возникает в результате повреждения на этапе эмбрионального развития животного.

Hosted by uCoz