Злой Ветер - Змеевка
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел З
__________________________________________________________________________
Злой ветер
Злой дух
Злой чёрт
Злокоманка
Злосчастье
Злыдни
Злые силы
Змееборец
Змееборцы
Змеёв
Змеев брат
Змеев повелитель
Змеёвец
Змеевик
Змеёвик
Змеёвица
Змеевич сын Волх
Змеевка
__________________________________________________________________________

Злой ветер. Характерно деление Ветров на “добрые” (например, такие, как “святой воздух” — благоприятный, попутный Ветер) и на “злые”, наиболее ярким воплощением которых является вихрь. “Злые” Ветры являются источниками болезней. Наиболее страшными считаются духи-Ветры, нападающие на людей и вызывающие эпилепсию, душевное расстройство. По поверьям южных славян, “дикие” и “бешеные” Ветры вызывают бешенство у людей и животных. Переносят различные болезни и небольшие, тихие ветерки: “красный”, “белый”, “голубой”, “желтый” и др. Вместе с дуновением Ветра распространяется не только зараза, эпидемия, но и порча. Например, по русским поверьям, знахари и колдуны портят людей наговорами, зельем, а то и так: “по ветру пускают”. В Польше о чаровнице говорили, что она бросает чары на Ветер, как будто “сеет”. Для избавления от болезни, порчи и т.п. в заговорах и заклинаниях используется мотив ухода “нечисти” вместе с Ветром. Аналогичные “обращения” к болезни известны у болгар. И, наоборот, нельзя допустить, чтобы солому, на которой лежал мертвый, унес ветер; нельзя на ветру сушить детские пеленки, иначе память или мысли ребенка улетят вместе с ветром.

Злой дух. Заложный покойник. Скарбник у поляков. Колтун нагнать мог злой человек, злой дух, существа из чужого мира. Пережин приписывался «знающим» людям (колдунам-пережинщикам), или нечистой силе — лешему, полевику, злому духу. Болгары верили, что вместе со змеями на Головосек уходят из водоемов, полей и лесов злые духи - самовилы, самодивы и др. В польских Татрах пастух при выгоне стада из села на пастбище чертил поперек Дороги границу, чтобы преградить путь злым духам. В северной и восточной Болгарии полагали, что в тени Груши не могут пребывать злые духи. В чешской легенде (Ходско) название Зверобоя простржеленец, т.е. простреливающий, объясняется тем, что этот цветок благословил Господь и наделил его силой поражать злых духов. Веник использовали для защиты роженицы и новорожденного от злых духов: его клали в изголовье, под колыбель, прислоняли к колыбели. Злых духов напускают на людей демоны болезни. Молодая невеста, входя в новый дом, разбрасывала по избе конопляное семя, чтобы выгнать из дома злых духов и ведьм (моравско-словацкое пограничьё). По польским поверьям в горах живут мифические змеи, карлики, скарбники — злые духи, стерегущие клады. Злые духи могут унести Ребенка, которого выругали «черным словом». Злые духи, якобы, нападают на небесные светила и пожирают месяц или солнце, что засвидетельствовано ещё в сербском Номоканоне по списку 1262 г.

Злой чёрт. В восточной Польше считали, что на Гумне может поселиться «злой» - черт, прилетающий с вихрем, тогда всех в доме ждут несчастья, потери в хозяйстве, смерть людей и т.д.

Злокоманка. Лихорадка, лихоманка.

Злосчастье. Недоля , Несреча, Несряшта (серб.), Злосчастье - пряха, помощница или младшая сестра Макоши, матери жребия, Ягишна.

Злыдни. Злой, недоброжелательный, скупой человек; печаль, горе, несчастье; сплетня, пакость; злая судьба; существо, олицетворяющее злую судьбу, беспросветную нужду, бедность. Языческие злобные духи древних восточных славян, олицетворение Недоли (Украина), навьи прислужники. маленькие существа, со сморщенными мордочками, в сером или в чёрном одеянии, их всегда несколько, и пакости они всегда творят сообща. В Саратовской губернии злыдня — черт. Судьбу (беды, бедность, смерть) крестьяне часто представляли в образе материального существа, злыдни, преследующего человека, вмешивающегося в его дела, настойчиво изменяющего его жизнь к худшему. Злыдня говорит, но невидима. Она может оборачиваться человечком, маленьким ребенком, нищим стариком. В святочной игре злыдня олицетворяет бедность, нищету, зимний мрак (Смол.). В доме злыдня чаще всего селится за печью, но любит и внезапно вскакивать на спину, плечи человека, «ездить» на нем. Злыдней может быть несколько (до двенадцати). Однако, проявив некоторую смекалку, их можно переловить, заперев, заключив в какую-нибудь емкость. «Документальные упоминания о злыднях восходят к XV в. В старинных „Словах о ленивых“ (по спискам XV в.) находится такое место: „Тогда же тому человеку приближаются злыдни... да обовьются ему около головы, да прострутся ему по хребту, да сядут у него на порозе с веником, сегодня положил полдензи в калиту, а на завтрея хватится — злыдни вынесли“» (Сумцов). Злыдня — персонаж более характерный для поверий южных, юго-западных районов России; чаще всего о злыднях повествуется в сказках. «Злыдня просится на три дня, а увяжется на весь век» (Смол.); «Каждый день какие-нибудь злыдни и злыдни и ни конца им ни края» (Краснодар.); «Много дел, много злыдён» (Том.); «При злыднях, да еще с перцем» (в бедности, да еще с прихотями) (Курск.); «Деньги идут к богатому, а злыдни — к убогому»; «Злыдни скачут, неволя учит, а чужие хлебы спать не дают». Поселившись за печкой (как домовой), остаются невидимыми и приносят дому несчастья. Украинские и белорусские пословицы и речения упоминают Злыдней в контексте, обычном для древних мифологических персонажей: украинское: “Бодай вас злидни побили!” — пожелание несчастья, “к злидню” — к черту. Так же их еще называют криксы или хмыри - болотные духи, которые тем опасны, что могут пристать к человеку, даже вселиться в него, особенно на старости лет, если в жизни человек никого не любил и у него не было детей. Злыдни обычно сидят на старой мельнице рядом с Лихо Одноглазым и прислуживают великанше. Но время от времени поселяются в каком-нибудь доме или дворе и беда хозяину. Скотина хиреет, добро пропадает, урожай гибнет, да и в семье неладно. Разоряется хозяйство, а злыдни возвращаются на мельницу и подыскивают новую жертву. Часто они бродят вместе с недолей, выбирают ленивых да нерадивых, пьяниц да бездельников. Злыдня имеет не вполне определенный облик (говорит, но невидима). Она может оборачиваться человечком, маленьким ребенком, нищим стариком. В святочной игре злыдня олицетворяет бедность, нищету, зимний мрак. (в Смол. обл.) В доме злыдни чаще всего селятся за печью, но любит и внезапно вскакивать на спину, плечи человека, "ездить" на нем. Злыдней может быть несколько (до двенадцати, что наводит на мысль об связи их с трясовицами, которых было тоже двенадцать). Однако, проявив некоторую смекалку, их можно переловить, заперев, заключив в какую - нибудь емкость. Документальные упоминания о злыднях восходят к XVв. В старинных "Словах о ленивых" (по спискам XV в.) находится такое место: "Тогда же тому человеку приближаются злыдни... да обовьются ему около головы, да прострутся ему по хребту, да сядут у него на прозе с веником, сегодня положил полжензи в калиту, а на завтреях хватится - злыдни вынесли"». Злыдня - персонаж более характерный для поверий южных, юго - западных районов России; чаще всего о злыднях повествуется в сказках. Здыдни имеют неопределенно - округлые очёртания, либо это невидимые маленькие старики - нищие, либо они имеют вид старой, злой и противной женщины. Человек, у которого в доме поселились Злыдни никогда не выберется из нищеты. Обычно их бывает двенадцать; живут Злыдни за печью или под ней, живется Злыдням, как и их хозяину, очень плохо. От Злыдней можно избавиться обманом: посадить их в табакерку, и когда бегущие за хозяином его Злыдни попросят понюхать табаку, закопать их; засадить в бочку, чтоб им было попросторней, и вывезти в чистое поле и т.п. Избавившись от Злыдней, человек быстро богатеет, а вселившийся в дом, где живут Злыдни погрязает в нищете. Если кто-то из жалости к Злыдням или из зависти к разбогатевшему освободит Злыдней из заточения, они набросятся на него уцепятся и уже не отстанут, ср. украинскую поговорку: “Просилися Злыдни на три днi, тай вигнати не можна”. Чтобы не занести в дом Злыдней, нельзя мести веником от порога, а если мести пол к порогу, можно вымести Злыдней из хаты. Злыдней можно убить колом (как и другую нечистую силу), после чего следовало бросить их в трясину и заткнуть в Злыдней кол, но если кол вытащить, Злыдни вновь оживут. Злыдни часто упоминаются в проклятиях: “Най го Злыдни поб''ють!” и т.д. Злыдни — у восточных славян персонажи, олицетворяющие несчастливую судьбу, бедность, беду. Нападая на человека, Злыдни вскакивают ему на плечи и «ездят» на кем, в результате все его хозяйство приводит в упадок, сам он впадает в нищету и болезни. Белорусская Злыдня представляется Невидимой женщиной без языка, глаз и ушей, которая прежде была змеей, или худым животным с облезшей шерстью. Избавиться от Злыдней очень трудно, но возможно: их можно переловить и куда-нибудь запереть. В быличках бедняк хитростью заставляет Злыдней залезть в мешок, который он бросает в болото или в яму и заваливает камнем. Злыдней можно связать и оставить на дороге, и тогда они перейдут к тому, кто их освободит. Сербский аналог несчастливой судьбы — Несреча (букв.,— «несчастье» и «невстреча») имеет вид седой старухи с мутными глазами. Сербы считают, что изменить свою судьбу невозможно: если человек несчастлив, ему ничем нельзя помочь. В сербской быличке рассказывается, как богач, желая помочь своему бедному соседу, положил для него на мосту кошелек с деньгами, но тот перешел через мост зажмурившись и не заметил денег (ср. Доля). Запрещалось мести хату от Порога, иначе заметешь в хату «злыдней» и ее станут обходить стороной сваты. Украинцы следили, чтобы на столе не оказалась лишняя Ложка , иначе ею будут есть «злыдни»; не разрешалось «вешать» Ложку на миску, чтобы «злыдни не лазили в миску».

Злые силы. Бранить могли человека (животное, предмет), которого хотели уберечь от злых сил. Сербские женщины при посещении роженицы бранили младенца, чтобы не сглазить его. Непристойные слова входили в македонские «пчелиные» песни, исполняемые в момент вылета нового роя, чтобы его не сглазили. Употребление обсценных слов и выражений в свадебных шутках, песнях и приговорах связано с общей эротической окрашенностью обряда и ритуальными действиями, направленными на обеспечение плодородия и охрану от злых сил. От злых сил оберег – веник. Южные славяне окуривали роженицу и новорожденного, подверженных действию злых сил в течение первых сорока дней.

Змееборец. Богатырь Добрыня Никитич русских былин. Св. Георгий в соответствии с народным сознанием. В народных легендах и духовных стихах воспеваются подвиги святого воина Егория (Георгия), устоявшего перед пытками и посулами «царища Демьянища (Диоклетианища)» и поразившего «люту змию, люту огненну». Русский духовный стих, следуя иконописному канону, причисляет к змееборцам и Федора Тирона, которого восточно- и южнославянская традиция тоже представляет всадником и защитником скота. В хорватских песнях в день св. Георгий иногда присутствует мотив змееборчества и похищения змеем девицы.

Змееборцы. Кроме бога-громовика Перуна есть и другие "змееборцы" (так называемые "светлые боги" Свентовит и Дажьбог), Егорий Храбрый или Григорий Победоносец (скорее всего сам Перун). Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович….

Змеев брат. Из рыб к гадам относятся змеевидные вьюны, угри, миноги, которых называют “слепой гадиной” или “змеевым братом”. Полагают, что они спариваются со змеями, и считают их змеей в девятом или двенадцатом поколении.

Змеев повелитель. Св. Георгий в славянском фольклоре — повелитель змей (он казнил нечестного пастуха, повелев змее его ужалить).

Змеёв. Болезнь Panaritum, заболевание ногтей и конечных суставов рук и ног; существо, персонифицирующее болезнь; волос.

Змеёвец. Болезнь Panaritum, заболевание ногтей и конечных суставов рук и ног; существо, персонифицирующее болезнь; волос. «Змеевец заводится в коленках и суставах пальцев рук и ног» (Енис.); Змеевец характеризуется в поверьях сходно с волосом. Его представляют в виде червя или змейки, которые селятся в теле человека, вызывая заболевание, и могут быть «изгнаны». Очень похож этот персонаж на Волос.

Змеевик. Болезнь Panaritum, заболевание ногтей и конечных суставов рук и ног; существо, персонифицирующее болезнь; волос. «Если палец поранишь да загрязнишь ранку, то змеевик и вселится в ранку и пойдет точить палец до кости» (Ирк.); Змеевиком называли и небольшой амулет в виде змеи.

Змеёвик. Болезнь Panaritum, заболевание ногтей и конечных суставов рук и ног; существо, персонифицирующее болезнь; волос.

Змеёвица. Болезнь Panaritum, заболевание ногтей и конечных суставов рук и ног; существо, персонифицирующее болезнь; волос. .

Змеевич сын Волх. Бог войны. Огненный Змeй. Сын свергнутого им Индрика. Взял в жены царицу темного царства – Пераскею. См. Волх сын Змеевич.

Змеёвка. Болезнь Panaritum, заболевание ногтей и конечных суставов рук и ног; существо, персонифицирующее болезнь; волос.

Змеевка. Фантастическое чудище; баба-яга; жена змея. Дочь охраняющего подземные недра змея Полоза (Урал).

Hosted by uCoz