Заратуштра - Зверинич
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел З
__________________________________________________________________________
Заратуштра
Заребог
Зареница
Заригачник
Зарница
Заря
Заря богатырь
Заря вечерняя
Заря Красная
Заря утренняя
Заряло
Заступник на небесах
Заяц
Заячий бог
Збродовичи
Звезда
Звезда с дорогой (с опахалом
Звезда с хвостом
Звезда хвостатая
Звездич
Звёздные люди
Звёзды
Зверинич
Звериное божество охотничьёй эпохи
Звериные божества
Зверичич
__________________________________________________________________________

Заратуштра. Зороастр. Пророк и основатель древнеиранской религии зороастризма. Историчность Заратуштры достоверно не установлена, но большинство учёных признают Заратуштру реальным лицом, вернее несколькими лицами. Последний Заратуштра родился в местности между Волгой и Уралом и деятельность этого пророка учёные относят к 10—6 вв. до н.э. Первоначально Заратуштра выступал с проповедью на родине, в районе Рипейских гор, но не был признан своей общиной и вынужден был покинуть родину (в «Гатах», древнейшей части «Авесты», составленных Заратуштрой, сохранилась молитва, обращённая к Ахурамазде,— «Куда бежать?»). Его покровителем и последователем стал Виштаспа, способствовавший распространению зороастризма в Персии. Пророк был убит одним из врагов, преследовавших его всю жизнь. Уже в «Младшей Авесте» образ Заратуштры был подвергнут мифологической обработке.

Заребог. Легендарный Странник, приходивший к огнищанину осевшему Орею.

Зареница. Заря. Богиня утренней зари. Супруга Хорса.

Заригачник. Ржаница. Дух, живущий на полосах ржи.

Зарница. Заря. Зарёница. Богиня утренней зари. Супруга Бога Хорса. Зимцерла, Мерцана. Владычица начала дня, то есть богиня утренней зари у западных славян. Порою выходит она резвиться по ночам над лесами-полями, и тогда называют ее Зарницею. В народе верят, что Зарница помогает обильному и быстрому созреванию жатв, а потому она почиталась покровительницею урожая.

Заря богатырь. Светозор (и Световик). Зорька, Вечорка и Полуночка — три богатыря русской сказки, персонификация основных моментов суточного солнечного цикла. См. Вечорка.

Заря вечерняя. См. Утренняя Заря.

Заря Красная. См. Красная Заря.

Заря утренняя. См. Утренняя Заря.

Заря. Зарница, Зареница. Богиня утренней зари. Супруга Хорса. Она олицетворялась у славян в образе богини и называлась сестрою Солнца: Заря ль, моя Зоренька, Заря, солнцева сестрица!.. Согласно с наглядным, ежедневно повторяющимся указанием природы миф знает двух божественных сестер — Зарю Утреннюю и Зарю Вечернюю; одна предшествует восходу солнца, другая провожает его вечером на покой, и обе таким образом постоянно находятся при светлом божестве дня и прислуживают ему. Утренняя Заря выводит на небесный свод его белых коней, а Вечерняя принимает их, когда оно, совершивши свой дневной поезд, скрывается на западе... В славянских сказках сохранились воспоминания о чудесной самопрялке, прядущей чистое золото, о золотых и серебряных нитях, спускающихся с неба. Из этих-то солнечных нитей и приготовлялась та чудная розовая ткань, застилающая небо, которую называем мы зарею, — покрывало богини. Сестрой Зари в Ригведе называется Ночь. На Алатырь - камень садится красная девица Заря, прежде чем расстелить по небу свою розовую фату и пробудить мир от ночного сна.

Заряло. Заря; сказочное существо, по-видимому персонифицирующее зарю. Летопись извещает, что в 1223 году перед нашествием татар явилась звезда, как Луна, больше всех Звёзд. Пребывала она семь дней. Летом того же года явились и языци неведомого племени и языка. «В 1584 г. летописцы записали для нас, как народ видел в Москве комету с крестообразным небесным знамением, между церквами Иоанна Великого и Благовещения. Царь Иоанн IV Васильевич, смотря на эту комету, сказал: „Вот знамение моей смерти“.

Заступник на небесах. В Далмации после смерти ребенка совершался обряд «радование»: родители с соседями радовались тому, что со смертью ребенка семья получила заступника на небесах в виде ангелочка.

Заяц. Животное, наделяемое в народных представлениях мужской эротической символикой и демоническими свойствами. Любовно-брачная мужская символика Зайца проявляется в свадебном обряде и песнях. На свадьбе белорусы изображают скачущего Зайца, а украинцы танцуют танец «заець» со стеблями соломы в зубах наподобие заячьих усов. Как к Зайцу обращаются к жениху в русских свадебных величаниях. В русских хороводах Заяц — жених, выбирающий себе невесту. Эротическая и фаллическая символика Зайца представлена в сербских анекдотах. В русском песенном фольклоре встречается мотив совокупления Зайца с девушкой. У восточных славян известны сказки о Зайце, обесчестившем лису или волчицу. Заяц олицетворяет плодоносящее начало: детям говорят, что их приносят Заяц (у украинцев, кашубов), кровь Зайца используют от бесплодия, а жиром Зайца роженице смазывают женские органы при трудных родах (у сербов), пометом Зайца кормят кур, чтобы они лучше неслись (у белорусов, болгар). В белорусской сказке пан, чтобы обсеменить поле, покупает у мужика «севчика», которым оказывается Заяц. В Белоруссии и Македонии сон о пойманном Зайце предвещает беременность и рождение сына. По русским поверьям, леший может нагнать или угнать Зайцев, проиграть их в карты соседнему лешему. Восточнославянский запрет упоминать Зайца на воде во время рыбного промысла объясняется тем, что Заяц находится в подчинении лешего и неподвластен водяному. Украинцы считают, что Заяц создан чертом и служит ему. В болгарской сказке дьявол скачет верхом на Зайце. Черт принимает образ Зайца: перебегает дорогу, заманивает в чащу (в быличках восточных славян), преследует охотника, предлагает поцеловать себя в зад, его не берут пули (у западных славян) и т.д. У сербов для оберега от Зайца - оборотня охотник должен иметь черную собаку без единого светлого пятна. С заячьим хвостом поляки представляют себе чёрта, русские — ведьму. На Украине и в Белоруссии верят, что в облике Зайца появляются ведьмы и колдуны. В Зайца обращается домовой (у белорусов) и дух, приносящий хозяину деньги (у хорватов). Встреча с Зайцем повсюду считается несчастливой приметой. Связь с огнем обусловлена прыткостью Зайца (ср. в загадке: «Он и бегат, как огонь»). Заяц упоминается в связи с луной в восточнославянских детских игровых песнях, заклинках и считалках. Связь образов Зайца и месяца подтверждается и некоторыми южнославянскими параллелями. Общей для Зайца и месяца (особенно молодого) является их мужская и брачно-эротическая символика. По распространенному поверью, Заяц спит с открытыми глазами. Выражения «спать, как заяц», «заячий сон» у всех славян используются для обозначения чуткого сна. Поэтому беременной нельзя есть и видеть Зайца, чтобы будущий ребенок не спал с открытыми глазами. Заяц может вызывать как сон, так и бессонницу. Кожу Зайца сербы используют против сонливости, украинцы при бессоннице избегают есть зайчатину и вообще не упоминают Зайца, чтобы не потерять сон и чтобы не нападала сонливость. С влиянием Зайца на сон связан и образ Зайца в колыбельных песнях. Под немецким влиянием у некоторых соседних славянских народов получили распространение поверья о зайце, который, как объясняют детям, снес им пасхальные яйца; родители кладут их в специально изготовленные детьми гнездышки из сена или мха.

Заячий бог. См. Диверкиз.

Збродовичи. В былине о сестре Збродовичей Алеша является в некрасивой роли хвастуна, оклеветавшего девушку, которую, поверившие клевете братья, убивают. Исторического элемента в последней былине нет. .

Звезда с дорогой (с опахалом). Комета. В XIX–XX вв. крестьяне именовали комету и звездой с хвостом, звездой с дорогой (Новг., Орл., Сиб., Урал), и голик-звездой (Арх.), а также планетой (Новг.) и просто кометой. Летопись извещает, что в 1223 году перед нашествием татар явилась звезда, как Луна, больше всех Звёзд. Пребывала она семь дней. Летом того же года явились и языци неведомого племени и языка. «В 1584 г. летописцы записали для нас, как народ видел в Москве комету с крестообразным небесным знамением, между церквами Иоанна Великого и Благовещения. Царь Иоанн IV Васильевич, смотря на эту комету, сказал: „Вот знамение моей смерти“.

Звезда с хвостом. Комета. В XIX–XX вв. крестьяне именовали комету и звездой с хвостом, звездой с дорогой (Новг., Орл., Сиб., Урал), и голик-звездой (Арх.), а также планетой (Новг.) и просто кометой. Летопись извещает, что в 1223 году перед нашествием татар явилась звезда, как Луна, больше всех Звёзд. Пребывала она семь дней. Летом того же года явились и языци неведомого племени и языка. «В 1584 г. летописцы записали для нас, как народ видел в Москве комету с крестообразным небесным знамением, между церквами Иоанна Великого и Благовещения. Царь Иоанн IV Васильевич, смотря на эту комету, сказал: „Вот знамение моей смерти“. С принятием христианства кометы и прочие небесные, атмосферные явления стали считаться знамениями всеведущего Бога, однако «вера в звездозаконие», взгляд на кометы как на живые существа, «своевольные» или порожденные всезнающей Природой, так и не был окончательно изжит ни в народной космогонии, ни в апокрифической литературе. Подобное же восприятие комет, метеоритов и необычайных небесных, огненных явлений находим в свидетельствах XIXв. Согласно летописным свидетельствам, нашествие Тохтамыша возвестила комета «аки хвостата и якоже копейным образом». Два метеора, появившиеся в Белозерском уезде, были очень удивительны.

Звезда хвостатая. Комета. Существо, имеющее хвост, которое может напоминать змея. «В лето 1265 года явися звезда на востоце хвостатая, образом страшным, испущающе от себе луче великы, си же звезда наречается власатая; от видения же сея звезды страх объя вся человекы и ужасть; хитреци же смотреше, тако рекоша: „оже мятеж велик будет в земли“» [из летописи]; Летопись извещает, что в 1223 году перед нашествием татар явилась звезда, как Луна, больше всех Звёзд. Пребывала она семь дней. Летом того же года явились и языци неведомого племени и языка. «В 1584 г. летописцы записали для нас, как народ видел в Москве комету с крестообразным небесным знамением, между церквами Иоанна Великого и Благовещения. Царь Иоанн IV Васильевич, смотря на эту комету, сказал: „Вот знамение моей смерти“.

Звезда. Душа человека. Падающая звезда уподобляется смерти. В народе верят, что на небе столько же звезд, сколько на земле людей. Сверх того, на Руси утверждают, что падающая звезда означает след ангела, который летит за усопшею душою, или след праведной души, поспешающей в райские обители; если успеешь пожелать что-нибудь в тот миг, пока еще не совсем сокрылась звезда, то желание непременно дойдет до Бога и будет им исполнено. Ещё звезду называют «Комета змей» или знамение Бога. Летопись извещает, что в 1223 году перед нашествием татар явилась звезда, как Луна, больше всех Звёзд. Пребывала она семь дней. Летом того же года явились и языци неведомого племени и языка.

Звездич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Звёздные люди. Между Звёздными Людьми случались столкновения, которые для них заканчивались фатально. В этих столкновениях участвовали цивилизации, в создании которых Звёздные люди принимают определяющее участие. Известно столкновение гиперборейцев с неизвестной цивилизацией. Затем – арийцев с арьянами. Без звёздных технологий здесь не обошлось.

Звёзды. Звезды представляются как «глаза» Бога, ангелов или как отверстия, «окна» на небе. Яркость Звезды уподобляет их драгоценным камням, бисеру, серебру, золоту, зажженным свечам. Звезды персонифицируются так же, как месяц и солнце: о Звездах говорят, что они «рождаются», «спят», «ходят», «убегают», «купаются», «играют», «говорят» и т.д. В славянском фольклоре Звезды выступают как «дети» (реже «сестры») Солнца и Месяца. Встречаются и следы культа Звезд; так, в одном из русских заговоров находим: «...встахомъ заутра и помолихсе Господу Богу и дьннице»; до сих пор считается, что исполнится желание, высказанное во время падения звезды с неба. По общеславянским представлениям, Звезды неразрывно связаны с судьбой человека. Звезд на небе столько, сколько людей на Земле; с рождением человека «зажигается» звезда (или Бог, ангелы зажигают «свечку»); она растет вместе с человеком, а затем падает на землю или гаснет, как свеча, когда он умирает. Если звезда человека «сильная», то он справляется со своими бедами, если «слабая», то и он слаб. Болгары о счастливых и несчастных (или больных) людях говорят: «Такая у него звезда» (ср. укр. така моя планида, рус. под счастливой звездой родился и др.). Падение звезды у южных славян часто указывает на побег человека из плена, из тюрьмы, поэтому при виде падающей звезды нельзя удивляться (Черногория), следует молчать, чтобы ее хозяина не поймали (Македония, Сербия), или сказать: «За колючки, за куст, прячься!» У всех славян падение звезды означает смерть его земного двойника. У южных славян считается, что звезда падает на могилу умершего (болг. Родопы); при виде падающей звезды говорят, что «кому-то идет свеча на могилу» (серб. Косово). Сильный звездопад считают знаком гибели целого государства. Запреты считать Звезды, показывать на них пальцем известны всем славянам и связаны с поверьем, что, считая Звезды или показывая на них, человек может натолкнуться на свою собственную звезду: она упадет, погаснет, а человек умрет. Считается, что ведьма или чернокнижник могут найти чью-нибудь звезду, похитить ее или сбросить на землю, чтобы погубить человека. В Звезды превращаются души умерших, нередко — самоубийц или некрещеных детей. Македонцы Гевгелии полагают, что Звезды — души умерших, появляющиеся тогда, когда засыпают живые. На Волыни считается, что самоубийцы, висельники, утопленники, а также разбойники после смерти превращаются в звезды и обрекаются на «вечное скитание». В виде Звезд могут являться демонологические персонажи. Чаще всего представления о демонах связываются с падающими Звездами, метеоритами, кометами. В предсказаниях особый смысл обычно приписывается падающим Звездам и кометам, которые считаются знаками различных несчастий: смерти людей, войн, голода, эпидемий и т.д. В гаданиях по Звездам определяли судьбу человека, наведенную на него порчу, благоприятное время для полевых работ и др. В загадках Звезды уподобляются рассыпавшимся по всему миру мелким предметам. По приметам, под Рождество и Новый год большое число Звезд на небе предвещало богатый урожай зерна, гороха, картофеля, овощей, фруктов, ягод, грибов, а также и яйценоскость кур, дойность коров, приплод скота, хорошее роение пчел.

Зверинич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Звериное божество охотничьёй эпохи. Волкодлак. Волк.

Звериные божества. В далёкую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные — их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т. е. священное животное, которому племя поклонялось. С переходом к земледелию многие мифы и религиозные представления охотничьёй эпохи видоизменялись или забывались, жестокость древних обрядов смягчалась: жертвоприношение человека сменялось жертвоприношением коня, а позже — чучела. Славянские боги земледельческой поры более светлы и добры к человеку. Звериные божества относятся к верованиям охотничьёй эпохи.

Зверичич. Упоминается в Книге Велеса.

Hosted by uCoz