Ёж - Ёрш Ершович
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Ё
__________________________________________________________________________
Ёж
Ён
Ёрш Ершович
__________________________________________________________________________

Ёж. Животное, наделяемое в народных представлениях мудростью, а также отвращающими и лечебными свойствами. По верованьям болгар, Ёж дал совет Богу, как покрыть землю небом. В южнославянских легендах мудрый Ёж спас мир от испепеления солнцем. Встав на дороге, он остановил ослицу, верхом на которой Солнце ехало искать себе невесту. Солнце не женилось и не породило много других солнц (у македонцев). Солнце отправилось искать Ёжа, не явившегося на его свадьбу с Луной, и нашло его грызущим камень. Ёж объяснил, что от его брака родится много солнц, все сгорит и придется есть камни. Услышав это, Солнце раздумало жениться, а Луна со стыда скрылась от Солнца (у болгар). По болгарским поверьям, Ёж — самый мудрый из животных, так как дольше всех живет на свете. Он знает все, что было раньше и о чем люди давно забыли. Он знает также особую омолаживающую траву и никогда не стареет. По южнославянским и полесским представлениям, всеведущий Ёж знает, как добыть и «разрыв-траву», способную открывать без ключа любые замки и запоры. Для этого нужно загородить гнездо с детенышами Ежа камнями. Ежиха принесет волшебную траву и разрушит преграду. Тогда можно подобрать траву и использовать ее для воровства. Македонцы верят, что Ёж держит эту траву под языком. Поверье о «разрыв-траве» бывает связано и с другими животными: черепахой, змеей, желной, удодом и др. В боснийской легенде происхождение Ежа связывается с чертом: черт бросил вычесанные волосы под колоду для рубки дров — волосы тут же превратились в Ежа. В славянских диалектах сближаются иногда названия ежа и барсука. По украинскому и польскому поверьям, существует два вида Ежей: один со свиной мордой, другой с собачьёй. Первых можно употреблять в пищу, а вторые несъедобны. Такое же поверье известно и о барсуке. Иногда считают, что свиную и собачью морду может иметь и Ёж, и барсук. У украинцев иногда различаются две разновидности Ежей: «песий» и «свинский». С представлениями о разных видах Ежей связано также польское поверье, что Ёж может обратиться в свинью. Связь Ежа и барсука с свиньей отражена и в лексике: ср. рус. «пороситься» — рожать детенышей (о еже и барсуке), «барсук» — боров, самец свиньи. Благодаря колючкам Ёж обладает отвращающей силой и используется как оберег. Так, у поляков для защиты от богинок кладут себе на грудь шкурку Ежа; у сербов человек, у которого умирают дети, должен смазать кровью убитого Ежа палку, прикрепить к ней шкурку Ежа и выставить у входа в дом. Функцию оберега имеет и палка с прикрепленной на конце шкуркой Ежа, с которой ходят в Словении «куренты» — ряженые участники масленичного шествия. Сербы носят при себе сердце Ежа как оберег от болезней, а македонцы пришивают морду Ежа к шапке или к одежде для защиты от сглаза. У русских оберегом для новобрачных во время первой брачной ночи служит особый калач «ёж», утыканный окрашенными и позолоченными хворостинками; в Польше хлеб в форме Ежа пекут у невесты в канун свадьбы. Ёж и его атрибуты используются и в лечебных целях. Салом Ежа мажут скотину от укусов мух, смазывают подпарины (сбитые места) на шее у быков, натирают больного лихорадкой или ревматизмом, смазывают нарывы; мочу Ежа подмешивают пьяницам в еду, в питье или в водку, чтобы отучить их пить. Птицы (желна, ласточка, удод), змея, черепаха или еж являются обладателями разрыв-травы.

Ён. Народный поэтический, мифологический персонаж, встречаемый у Куратова И.А., Жакова К.Ф. рядом с Войпелем. Встречается в эпосе коми (Ен ныв – Дочь Бога, борьба-сотворчество Ена и Омöля).

Ёрш Ершович. Герой русской народной бытовой сказки. Если читать подряд повести о Фроле Скобееве и о Ерше Ершовиче, то бросается в глаза необыкновенная близость двух героев — хотя один из них дворянского роду, а другой — представитель рыбьего царства. Повесть о Ерше Ершовиче — это литературная пародия: опираясь на традиции народной сказки, в которой зверям, птицам, рыбам придавались человеческие черты и качества, автор повести обнаруживает в рыбьем царстве отношения, конфликты, страсти, характеры, нормы поведения те же, что в обществе людей. Там действует суд — такой же, как на Руси в конце XVI — начале XVII века: во главе его воевода и боярин Осетр Хвалынского моря, да сам Сом с большим усом, да Щука-трепетуха, пристав Окунь, палач Кострашь, сторож Мен, понятые Сазан Ильменский да Рак Болотов, целовальник Треска. Суд проходил в декабре 1596- года, рассматривалась жалоба Леща и Головля, жильцов Ростовского озера, на Ерша — «на ябедника, на вора на разбойника, на ябедника на обманщика... на острые на щетины». Итак, Ерш — из той же компании ябедников, что и Фрол, только размах его дел по-шире, обвинений ему предъявлено гораздо больше. Лещ и Головль считают Ростовское озеро своим, данным им отцами в вотчину навек. А Ерш, лихой человек, пришел с Волги из Ветлужского поместья, «с женою своею и с детишками своими, приволокся в зимнюю пору», грязный, черный, напросился переночевать одну ночь, назвался крестьянином. Ему поверили и пустили, а он «обжился в наших вотчинах в Ростовском озере... расплодился с племенем своим, а нас... перебили и переграбили, из вотчины вон выбили, и озером завладели...».

Hosted by uCoz