Явь - Ярила
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Я
__________________________________________________________________________
Явь
Яга
Яга Ягишна
Яга-Баба
Ягабиха
Ягабова
Ягая
Ягая Баба
Ягинишна
Ягиха
Ягишна
Ягоднич
Ягыни женоуправляемые
Яйцо
Янь и Инь
Яр
Яра
Ярий
Ярила
__________________________________________________________________________

Явь. Светлая сила, управляющая миром, одновременно – сам этот светлый мир, "белый свет". Материальный мир. Также - философское понятие, подобное понятию Янь в китайской философии, раджасу в индийской философии (активные силы, пытающиеся изменить мир). Противостоит Нави. Битва протекает в Яви, которая творит жизнь нашу, а если мы отойдём - будет смерть. Это текущее, то, что сотворено Правью. Навь же - после неё, и до неё есть Навь. А в Прави есть Явь.Явь. На синей реке, где время не вечно, там княжит Правь истинная, а Навь совлечена ниже Яви.Явь. Через Свентовита видит русский человек Белый свет. Он видит, что Явь существует. Явь - реальная ипостась бытия. Её воплощение - объективный материальный мир, то, что вне человеческой личности. Слово "наяву" означает - реально, в действительности. Явь вместе с Навью и Правью – составляет Триглав. Триглав объединяет в единое целое три нравственных ипостаси бытия: Явь; Навь и Правь. Эти три силы олицетворяют Время в славянской космогонии, управляя мирозданием. Явь - мир земной, настоящий, сущий, явленный сейчас, теперь, осязаемый, плотский, вещественный. Навь - мир подземный, где обитают тени прошлого: предки, бестелесные духи. В древности прошедшее время было особо почитаемо: люди верили, что жизнь вершится по кругу и предки возвращаются в третьем поколении. Именно поэтому с помощью обрядов и ритуалов снова и снова как бы воспроизводили прошедшее. И, наконец, Правь - всеобщий закон, установленный Дажьбогом, воплощение правды и мудрости. Всякое земное существо, пребывающее в Яви, выполняет волю Прави, само становясь ее частицей. Смысл пребывания каждого человека на земле - будучи исторгнутым из небытия по воле божественной Прави, возвратится в нее, стараясь при жизни подняться вверх по лестницесовершенства и праведности. Явь представляет собой видимый, материальный мир, в котором и живет человек. После смерти человека, если он нарушал объективные законы Бытия, его тонкоматериальные тела, отягощенные кармическим последствием (грузом души) опускаются в инфракрасный спектр бытия - мир Нави, т.е. в нематериальный, потусторонний мир. Если же человек жил праведно, то его тонкие тела поднимаются в ультрафиолетовый спектр - мир Прави, который есть истина и закон Сварога, управляющие всем миром. Когда кончается кармическая реакция, тонкие тела возвращаются в мир Яви и вновь создают себе тело человека (реинкарнация), и такой круговорот рождения и смерти происходит до тех пор, пока живатма, атомарная частица Творца, не изживет все низменные наклонности, исходящие из её оболочки, состоящей из причинной материи, называемой «яйцехоре» или «аггой». После этого происходит преобразование всех тел живатмы - они превращаются в свет и создают из себя звезду с планетарной системой. На Руси до сих пор говорят, что у каждого есть свой звездный час, что звезда - это око бога. .

Яга Ягишна. Баба-Яга.

Яга.

Яга-Баба.

Ягабиха.

Ягабова.

Ягая Баба.

Ягая.

Ягинишна.

Ягиха.

Ягишна.

Ягоднич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Ягыни женоуправляемые. Когда-то на землях Руси жили волшебные народы - лесные друды, великаны-асилки, или волотоманы, также чудь белоглазая, жители пещер паны, псиголовцы, одноглазые орики, женоуправляемые ягыни и другие. Все они - людского племени, часть их смешалась со славянами, часть - с иными народами. А духи их по сию пору бродят по Руси, охраняют древние курганы.

Яйцо. В мифопоэтической традиции славян осмыслялось как начало всех начал, как символ возрождения и обновления, плодовитости и жизненной силы. В космогоническихверованиях южных славян яйцо выступало прообразом космоса и его отдельных частей. В болгарских и сербских загадках и детском фольклоре солнце называется «Божьим яйцом», звездное небо — «решетом, полным яиц». По данным книжной традиции, славяне верили, что весь мир подобен огромному яйцу: скорлупа— это небо, пленка — облака, белок — вода, желток — земля. Мотив преодоления смерти через зарождающуюся в яйце жизнь отражен в загадках типа; «Живое родит мертвое, а мертвое родит живое» (с разгадкой: курица и яйцо). Смерть Кащея, заключенная в яйце, обеспечивает ему бессмертие. Из особого «петушиного» яйца, по поверьям западных и восточных славян, можно было вывести духа- обогатителя, который приносит человеку богатство. Символика возобновления жизни и воскрешения, приписываемая яйцу, определила использование его в погребально - поминальных обрядах: яйцо вкладывали в руки умершему, клали в гроб, бросали в могилу, закапывали в землю. Эта же семантика способствовала включению ритуалов с яйцом в христианский пасхальный цикл (см. Пасха). Окрашенные и освященные в церкви яйца служили главной ритуальной пищей, кроме того, использовались в качестве оберега: их клали в семенное зерно, в первую борозду; подбрасывали вверх при посеве льна; разбрасывали скорлупу по полю; при выгоне скота катали яйцо по хребту коров и быков; обносили яйцо вокруг горящего дома, чтобы огонь не распространялся далее.

Янь и Инь. Двуглав. Иные отмечают, что Белобог ходил в белом платье с черными заплатами, а Чернобог — во всем черном, но с белыми заплатами на одежде. Именно так выглядят восточные символы Инь и Ян — две силы, которые, сменяя друг друга, движут миром в вечном круговороте черно-белого бытия. Мир Яви — это поле вечной брани, место испытаний людей. Лишь небеса Прави свободны от Тьмы, а Навь не ведает Света.

Яр. Сын Велеса. Арии произошли от Яра. Значит арии были славянами. От Яра произошло много других славянских и русских богов. Первый святой волхв - Коляда, а другие - Яр и Красная гора, и Овсень великий и малый. И идут те святые, как муж от града до села огнищанского, и с этим на землю мир грядет от нас к иным и от других к нам. Яр — это и стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды. Абрашкин находит следы почитания славянского Яра во многих культурах, но более всего в египетской, описывая приход пятой династии фараонов, он замечает, что теперь в титулатуре царь не только отождествлялся с богом Гором, традиционным покровителем раннединастических царей, но выступает и как сын бога Ра = Яра. Каждый царь новой династии возводит в честь бога Яра солнечного храмы с огромным обелиском Бенбеном (Вань-ваней!) внутри окруженного оградой двора». Аналогичную трактовку даёт Петухов, показывая, что: Бог солнца Ра – дневное солнце и он теснейшим образом связано с Хором-соколом. Изначальное имя солнечной ипостаси — Яр (варианты Яр-а, Й-ар, Йа-ра). Перевода не требуется. Ярое, яркое солнце юга. Все производные, приводимые иными этимологами, вторичны, как и производные от производных типа Ра-дуга, рка Ра (Нил, Волга) и т.д. Первичен прообраз руссов – Яр. И это чрезвычайно глубокий исходный образ. Ночное, сокрытое солнце у египтян Сокр. В этом теониме четко прослеживается корень СКР – СКРЫТОЕ, СКРЫТЬ». Здесь к тому же подчеркнута зооморфная ипостась Ра как сокола. Рисунок Яра-сокола из четырёх похожих, с изображениями якобы четырёх евнгелистов и найденных в храме Святовида в Арконе, созданный, видимо, в европейском Средневековье, отождествлял Ра и Яра много раньше упомянутых исследователей.

Яра.

Ярий. Ярило.

Ярила. Ярило (рус.), Ярыло (белорус.).Очень может быть, что это имя связано с именем Ярослава Мудрого. Сын Матери Сырой Земли и Рода, бог земледелия, плодородия. Противник Кащея Трипетовича, был обращен Кащеем в Зайца, потом его расколдовала Буря-Яга. Съела Лада щуку златопёрую, которая во сне её приснилась. То сам Род в море проплывал. Разбросала косточки от щуки по Земле. Забрюхатела Земля-матушка. Задрожала потом Мать Сыра Земля - и родила Ярилу-пахаря. Как рождалися боги вечные, колебалася Мать Сыра Земля, с мест сходили горы высокие, бури пенили море синее, расстилалась трава, приклонялись леса и дубы вылетали с кореньями. Его время от весеннего равноденствия после 21 марта до летнего солнцестояния (самый длинный день, самая короткая ночь) 21-22 июня. Отсюда происходят немецкое слово «Гер» (господин), французское «Бон жур» (добрый день), итальянское «Бона джорна» (добрый день). Ярило - бог зерна, умирающего в земле, чтобы возродиться колосом, — был одновременно и прекрасным, и жестоким. Относится к богам войны. Язычникам он представлялся юношей на белом коне, в белой одежде, в венке из полевых цветов, со снопом ржи в одной руке и отрубленной человеческой головой — в другой. Корень его имени — «яр» — встречается в словах, связанных с идеей плодородия и расцвета жизни: яровая пшеница; ярочка — молодая овца; но тот же корень означает гнев, пыл: яростный, ярый — сердитый или пылкий; яркий огонь. Яриле как богу смерти и воскрешения приносилась в жертву молодая овца, кровью которой окропляли пашню, дабы сделать урожай более обильным. В эпоху двоеверия культ Ярилы был соотнесён с культом Георгия Победоносца, поскольку имя святого воителя означает «земледелец». Не последнюю роль сыграло и созвучие Ярило — Юрий (одна из форм имени Георгий). Лучше всего сближение языческого и христианского культов можно видеть на примере Ярослава Мудрого, чьё крёстное имя было Георгий; он ввёл осенний Юрьев день — праздник окончания сельскохозяйственного года, отмечавшийся только на Руси. Славянский мифологический и ритуальный персонаж, связанный с идеей плодородия, прежде всего весеннего, символ сексуальной мощи. Имя «Ярила» производится от корня «яр-», с которым соотносятся представления о яри как высшем проявлении производительных сил, обеспечивающем максимум плодородия, прибытка, урожая. Яриле принадлежит особая роль в сельскохозяйственной обрядности, особенно весенней. Единственное свидетельство, относящееся к Белоруссии (конец первой половины 19 в.), — описание ритуала, приурочивавшегося к 27.IV, центральной фигурой которого был Ярила. Ярилин день, семик - 22 мая. В этот день совершали Русалии. Замещён праздником Николы весеннего, или Миколы вешнего, травного, теплого. Воспоминание о встрече Ярилы и Кащея. Пришел бы Ярило, а тепло будет. До Ярилы крепись, хоть разопнись, с Ярилы живи не тужи. Средний посев ярового - с Ярилы. Ярилу изображала женщина, наряженная молодым красивым босоногим мужчиной в белой рубахе; в правой руке она держала человеческую голову, в левой — ржаные колосья, на голове был венок из полевых цветов. Девушку, изображавшую Ярилу, сажали на белого коня, привязанного к столбу. Вокруг нее девицы в венках водили хоровод (иногда по засеянной ниве) и пели песни. Сохранилось начало одной из них: «Волочился Ярила по всему свету, полю житo родил, людям детей плодил. А где он ногою, там жито копою, а куда он взглянет, там колос зацветает». Иные источники относятся к великорусским данным. Они также описывают празднество, посвященное Яриле; в частности, одно из ранних свидетельств («Жизнеописание Тихона Задонского») описывает, каким образом в 1765 был положен конец этим празднествам. Главным героем праздника, называвшегося Ярило и отмечавшегося ежегодно перед заговеньем Петрова поста (вплоть до вторника самого поста) в Воронеже, на площади за старыми воротами, куда сходились городские и окрестные сельские жители на ярмарку, был «юноша в бумажном колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами, с набеленным и нарумяненным лицом, изображавший собой Ярилу». Под его руководством происходили неистовые пляски. Тут же совершались игры, угощение, пьянство, кулачные драки, кончавшиеся увечьями, а иногда и убийствами (K: речь видимо идет о спортивных соостязаниях – Кулачном Бое). В увещании воронежцам Тихон писал: «Из всех обстоятельств праздника сего видно, что древний некакий был идол, называемый именем Ярило, который в сих странах за бога почитаем был. /.../ А иные праздник сей /.../ называют игрищем»; далее, со ссылкой на старину, сообщается, что люди ожидают этот праздник как годовое торжество, одеваются в лучшее платье и предаются бесчинству. Другие свидетельства также сообщают о гуляниях с песнями и плясками, продолжавшимися иногда всю ночь вокруг костров, горевших на возвышенном месте. Нередко отмечается, что эти гуляния, кое-где называемые ярилками (ярильным днем и т.д.), носили «разнузданный характер», что молодые девицы приходили на них «поневеститься». Эротический аспект культа Ярилы проявляется в отмечаемом в некоторых местах обычае хоронить Ярилу («погребать Ярилу», «погребать Ярилину плешь»). Обычно это делалось на холме, на особом месте, называемом Ярилина плешь. Есть сведения, что кое-где изготавливали из глины фигуры Ярилы и Ярилихи, которые потом разбивались и сбрасывались в воду. На вопрос о том, кем был Ярила, известен ответ: «Он, Ярила, любовь очень одобрял». Образ плеши Ярилы отсылает и к фаллической теме и к мотиву старости (плешивый старик). В этом контексте проясняется противопоставление молодого и старого Ярилы, как называют два смежных праздника, из которых один отмечается за неделю до Иванова дня (см. Иван Купала), а другой — непосредственно перед Ивановым днем. Эротическая символика Ярилы проявляется и в непристойностях, сопровождающих его праздник, в речениях, пословицах. загадках, ср.: «Выбежал Ярилко из-за печного столба, начал бабу ярить, только палка стучит» (помело); «Шла плешь на гору, шла плешь под гору... Ту же плешь на здоровье съешь» (блины) и т.п. Для ритуалов, связанных с Ярилой, правдоподобно реконструируется карнавальная нейтрализация противопоставлений жизнь (рождение) — смерть, молодость — старость, иногда и мужской — женский. Наличие двух Ярил отсылает к теме божественных близнецов, сыновей Неба, а связь Ярилы с конем делает оправданным сравнение дву-Ярилу с др.-инд. Ашвинами или др.-греч. Диоскурами. Ярилу трудно отделять от некоторых других персонажей подобного типа или носящих сходное имя. В этой связи обращает на себя внимание Яровит у балтийских славян и некоторые топономастические данные. У сербов кое-где именем Jарило обозначают праздник и изготовляемую к нему ритуальную куклу. Ярила близок более поздний ритуально-мифологический образ Юрия — Егория (св. Георгий), открывающий приход весны. Характерно, что при всей популярности Ярилы как ритуального персонажа вплоть до 20 в. он никогда не зачислялся в разряд богов, и официальные источники не упоминают его вообще среди русских божеств. Напротив, он выступает как персонаж неофициальной «низшей» обрядности с сильным развитием обсценных черт. Тем не менее многое говорит в пользу исконного статуса Ярилы. Как предполагают, это имя служило эпитетом, определявшим, видимо, громовержца Перуна, который, как и ряд других аналогичных персонажей, сочетал в себе функции бога плодородия с воинскими функциями.

Hosted by uCoz