Ярилка - Ящур
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Я
__________________________________________________________________________
Ярилка
Ярило
Яровит
Яросвет
Ярослав Мудрый
Ярославна
Ярун
Ясень
Ястреб
Ясунь
Яша
Ящер
Ящерица
Ящур
__________________________________________________________________________

Ярилка. Ярило. Обладает элементами эротической символики, что проявляется в непристойностях, сопровождающих его праздник, в речениях, пословицах, загадках: «Выбежал Ярилко из-за печного столба, начал бабу ярить, только палка стучит» (помело); «Шла плешь на гору, шла плешь под гору... Ту же плешь на здоровье съешь» (блины).

Ярило. Ярила. Яр. Юрий. Георгий. Ярослав Мудрый. Ярило (Ярила, Ярий, Яровит). Ипостась бога Солнца. Правит с 22 марта до 22 июня. Бог любви, войны, покровитель оборотней. Считалось, что в начале своего правления Ярило молод, но к концу "превращается" в старика с белой бородой. Ярило едет по небу на белой козе. Ярило (Яр) — божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Это молодой, красивый человек на белом коне и в белой мантии с венком весенних цветов на голове. В левой руке он держит колосья. Весной справляли «ярилки», которые заканчивались похоронами Ярилы. Где Ярило пройдёт — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорается любовь. Ярило отождествляли с Солнцем. Во многих песнях, присказках люди обращаются к этому божеству с просьбой о тёплом лете и хорошем урожае. 4 июня — Ярилин день. Когда его встречаем, жизни сила, Огонь любви горит у нас в очах. Любовь и жизнь — дары Ярилы-Солнца. Весной в селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это — Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений: 1) пронзительный весенний свет и тепло; 2) юная, стремительная и неуправляемая сила; 3) страсть и плодородие. Гуцулы, карпатские горцы, весну называет ярью, а у костромичей яр — жар и пыль. Яр — это и стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды. Ярый означает вспыльчивый, разъяренный. Ярица — поле пшеницы. Второй раз Ярилу чествовали ближе к середине лета. Имя Ярилы сохранилось в названиях многих славянских селениях. Это Яшиовичи, Ярыловая роща и река Ярынь в Белоруссии, Ярилово поле в Костромской области, Ярилова долина во Владимирской области. На Ярилиной неделе особенно неотразимую силу имеют всевозможные любовные заговоры — на присуху и на отсуху, на зазнобу да на разгару. Лихие люди, умышляющие злобу на своего ближнего, «вынимают след» у него в эти дни, и, по народному преданию, это является особенно действенным средством. Много людей были и остаются тезками юного, безрассудного и бесшабашного бога весны. Это — Ярополк, Яромир, Ярослав и Ярослава, Ярина.

Яровит. Геровит. Ярило. Бог войны у балтийских славян. Рановит и Поревит. Одно из имён Солнца. Триглав. Его атрибутами были золотой щит и шлем. У бедных почитался как защитник обездоленных и слабых. К врагам жалости не имел, и воины считали, что лучшей жертвой Яровиту будет поверженный противник. Ещё Яровит был связан с культом весеннего плодородия. Крестьяне считали, что этот бог охраняет посевы, цвет на деревьях. Если Яровит будет добрым, примет жертву, услышит обращение людей — осенью урожай будет хорошим. Из хроник Гельмольда (XII в.) и других летописцев того времени известно, что поляне, стодоране и раны почитали Солнце под именем Яровита, Рановита и Поревита. Геровит - у балтийских славян бог. В латинских средневековых сочинениях отождествлялся с римским Марсом. Атрибут Яровита — щит с золотыми бляхами на стене святилища в Вольгасте — нельзя было сдвигать с места в мирное время; в дни войны щит несли перед войском. Культовый центр Яровита во время праздника в его честь был окружен знаменами. Яровиту был посвящен также весенний праздник плодородия; в одном из источников приводится речь жреца Яровита, согласно которой Яровит властвует над зеленью и плодами земли; эти функции и имя «Яровит» позволяет сближать его с восточнославянским Ярилой.

Яросвет. Российский демиург вместе с Навной (Д. Андреев), предопределивший возникновение союза русских народов. Яросвет тогда вовсе не напоминал еще "духа снегов и пламени": то было радостное солнечное дитя, мудрости Шаданакара. Для него это была игра. Эта игра стала перерастать в священнодействие, в миротворчество. Яросвет получил свои силы от Андрея Первозванного, почившего на территории русской Скифии. В церковном предании виден след некоего более древнего знания о первооснователе русской нации. Женой Яросвета была Звента (Свентара), у книжников – Соборная Душа. Создав супернарод, Яросвет породил себе соперника, узурпатора и исказителя его замысла. А что ещё можно ждать от детей. Дети идут дальше. И никто не знает, что они возьмут из родового наследия с собой в дорогу.

Ярослав Мудрый. Сын Владимира. Упрямый и настырный, Ярослав тем не менее легко поддается влиянию окружающих: родителей, учителей, друзей. Продукт своего окружения. Ярослав — отважный человек. Приветлив, участлив, но эгоистичен. Хорошо знает, что ему нужно. Умеет найти выход из сложной ситуации. Действует быстро и точно. Святой Яросла́в I Му́дрый (ок. 978 — 20 февраля 1054) — великий князь Киевский с 1016 года (с перерывом в 1018—1019), происходит из рода Рюриковичей, в крещении получил имя Георгий (Юрий). Сын святого князя Владимира I Святославича и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны (некоторые историки ставят под сомнение то, что Ярослав был сыном Рогнеды). Повесть временных лет восхваляет ум, проницательность, благоразумие и храбрость Ярослава Мудрого. Известно, что он был хромым: по одной из версий — от рождения, по другой — в результате ранения в битве. В 1036 году он одержал блестящую победу над печенегами и этим освободил Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя. После ряда побед Ярослав Мудрый обезопасил южные и западные границы Руси. Основал новые города: Ярославль в 1010, Новгород-Северский (дата основания точно не известна), Юрьев в 1030 (в 1061 году Юрьев (ныне Тарту) был отвоёван эстами). В целом при его правлении в Киевской Руси активно началось строительство, феодальные отношения достигли значительного развития. При Ярославе Мудром возникли первые русские монастыри. Он издал Церковный устав и «Русскую правду» — свод законов древнерусского феодального права. В 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитом Илариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Иларион стал первым русским митрополитом. Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковно-славянский и древнерусский языки. Огромные средства тратились на переписку книг. В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников и старост.

Ярославна. Оборотень. В «Слове о полку Игореве» она летит кукушкой.

Ярун.

Ясень. Овсень. Баусень. Сын (ипостась) Бога солнца Ра. Его время от осеннего равноденствия 23 сентября до зимнего солнцестояния. Отсюда происходит слово «осень» и дерево ясень.

Ястреб. Ястреб свое гнездо носит под крыльями.

Ясунь. Голова Матери Сва. Краса вечная, какую и греки не знали. Эту красу Сварог показывает только русскому воину отходящему по лугам Сварожьим после суда чести Перунова. Идём мы под наши стяги, и это - стяги Ясуни! Ясунь, как и Матерь Сва, сияет седьмой красой, завещанной от богов. И просили мы в Ясуни, и Индра шёл за нами, как шёл за отцами нашими на ромеев в Трояновой земле. Не будем мы с греками жестокими и полонить их, проявим доброту русскую, ведь нас ведёт наша Ясунь. Ясунь - понятие противоположное дасуни. В зависимости от контекста может означать Ирий, Небо, небесных богов, славян-ариев.

Яша. Василь, Иван, Грицко, Адам и др. Аиста часто называют этими человеческими именами.

Ящер. Яша, Ясса, Iassa, Issaya, Йеша. Змей. Могучее враждебное чудовище. Общеславянский пекельный бог, согласно "Хронике Польской" Яна Длугоша, “Ченхстоховской летописи 1423 г.” Яна из Михочина. Змей, держащий землю. Древний враг Сварога и Сварожичей. Очень близок к Велесу. Культ этого бога был наиболее распространён среди северных славян (объединённые вокруг Новгорода). Не раз упомянут в польских церковных запрещениях языческих обрядов 1420-х гг. Возможно, является одной из ипостасей Велеса-Чернобога. В западнославянских средневековых источниках упоминается вместе с Ладо (см. Лад). Вероятно, владелец глубин и царства минералов. Жена именуется Белорыбицей. Музыка в мифе о Садко является богослужением ему Ящеру, а гусли имели форму ящерообразную (кстати, и Боян – Велесов внук). Носил имена: Водяник, Чудо Морское, Морской царь, Поддонный царь – бог морей из былин о Садко, позднее переосмысление образа Ящера и Волха. Ящер - идол, которому поклонялись новгородцы, когда Добрыня, присланный нязем Владимиром Красное Солнышко, изрубил его и водрузил вместо него Перуна, бога-воина. По западно-украинским поверьям, над змеями устраивает суд Подземный (хозяин) или Ящер; существует также предание о сражении змей за королевскую корону. По одной версии мифа, Ящер "пахтает" море, и из взбитой им пены рождается земля. То есть, Ящер, как мужское, активное начало. До этого Море, Желтые воды хаоса, полностью аморфны, ужасны, безвидны. Укрощенное Ящером, Море преобретает ритм, гармоничность. Сам же Ящер становится Морским Царем, и, одновременно, Колебателем Земли. Ср. эпоним женского полового органа: Бездна Морская. У Моря и Ящера множество дочерей, морских дев. Это не то же, что русалки. Море также ассоциируется с "тем светом", во всяком случае, со входом в него.

Ящерица. Животное, которое народная традиция относит к разряду «гадов». Ящериц иногда различают по полу: женской считают зеленую Ящерицу, а мужской — серую. Согласно некоторым поверьям, Ящерица появляется на свет из яиц чёрта и может сглазить и околдовать человека. Есть Ящерица, которая не горит в огне,— саламандра. Ящерица наиболее близка змее. Как и змею, Ящерицу называют гадиной и считают ее ядовитой. Полагают, что укус ее настолько ядовит, что может быть смертелен. Ящерица может прогрызть кожу человека и добраться до самого сердца. Как и в случае укуса змеи, человек, укушенный Ящерицей, должен как можно быстрее бежать к воде и напиться, чтобы спасти себе жизнь. Если он сделает это быстрее Ящерицы, то Ящерица погибнет, в противном случае умрет он сам. У южных славян бытуют поверья, что человек не излечится от укуса Ящерица, пока не услышит рева ишака, пока не пересчитает по зернышку целой меры проса, пока не найдет девять белых кобыл и девять сестер или не напьется молока от девяти сестер. Известны рассказы о том, как крестьянин в поле убил детенышей Ящерицы. Ящерица отомстила ему тем, что напустила яду ему в еду или питье, отчего он умер. Затем она опрокинула кувшин с водой, чтобы никто другой не отравился. Аналогичные рассказы существуют также об уже и о ласке. В то же время Ящерица спасает человека от укуса змеи: если вблизи спящего человека окажется змея, Ящерица влезает ему за пазуху и щекочет, пока он не проснется. Ящерицу бьют, чтобы она сбросила свой гадючий хвост, так как, по поверью, Ящерица берет себе хвост от гадюки. Или же оторванный хвост ее превращается в ужа или гадюку. По другому поверью, сама Ящерица превратится в змею, если у нее не оторвется хвост. Кроме того, подобно мифической гидре, куски разрубленной на части Ящерицы срастаются вновь — сами или под влиянием жабьей мочи. Аналогичное представление бывает связано и со змеей. Если бить Ящерицу кнутом или иссечь им ее на куски, а потом хлестать им скотину, то скотина будет худеть и иссохнет. Ящерицу используют в магических целях, часто для насылания порчи. Так, если подмешать в еду куски Ящерицы, то из них выведутся маленькие Ящерицы, которые задушат человека, когда клубками будут выходить через горло. Ведьмы сушат Ящериц, стирают их в порошок, подмешивают его кому-нибудь в водку, и человек умирает. Отвар из сушеных и истолченных Ящериц девушки дают выпить парню, которого хотят приворожить. Но если отвар постоит хотя бы сутки, он превратится в отраву, от которой человек сходит с ума, а потом умирает. Запрет убивать Ящериц связан с представлениями о душе. Как и во многих других животных, в ящерицах видят души умерших, поэтому при виде Ящерицы желают душе вечного упокоения. Убивать Ящериц считается грехом. Верят, что, если убить Ящерицу - самца, умрет отец убившего, а если самку,— мать, или что в наказание на том свете будешь с Ящерицей во рту. Говорят, что солнце плачет, когда увидит убитую Ящерицу. Поэтому убитую Ящерицу следует зарывать в землю. Ритуальное убиение Ящерицы, так же как и других животных, связанных с землей (ужа, жабы, медведки, ласки и др.), совершают н некоторых местах во время засухи, чтобы вызвать дождь. Существует поверье, что если разогнать палочкой двух борющихся Ящериц, то такой палочкой можно впоследствии разгонять тучи. Для изгнания из избы клопов и тараканов живую Ящерицу сажают в мешочек и подвешивают к матице. Ящерицы не живут около человеческого жилья. Верят, что Ящерица погибнет, если заглянет в окно дома. Ящерица, лежащая вверх брюхом возле дома, предвещает в нем пожар. Увидев весной первую Ящерицу, нужно разостлать пояс и перегнать Ящерицу через него, а затем опоясываться им — тогда не будет болеть поясница. У македонцев девушки ловят первую Ящерицу и трижды пропускают ее через рукав, чтобы не потели руки. Для избавления от головной боли сажают Ящерицу за пазуху или в шапку, которую затем вместе с Ящерицей надевают на голову. Больного лихорадкой окуривают кожей Ящериц или вешают ему на шею убитую Ящерицу, которую больной затем срывает и выбрасывает, и когда Ящерица высохнет, тогда и болезнь пройдет. Больным и рахитичным детям дают пить воду с золой от сожженной Ящерицы. Живых Ящериц и змей поджаривают в горшке на медленном огне и полученным жиром смазывают ульи для приманивания чужих или диких пчел. “Гадиной” называют у славян ящерицу. В легенде об аисте, охранителе и очистителе земли от гадов и прочей нечисти, бог приказывает аисту выбросить мешок с гадами, т.е. змеями, ящерицами, лягушками, жабами, вредными насекомыми. Змей происходит из животных, изживших естественный для них срок жизни: из девяти- или сорокалетних змеи, ящерицы, карпа, которых в течение этого срока никто не видел. Иногда Душу представляют себе в облике мыши, ящерицы и других хтонических животных. Они связаны с душой предка — “пращура” (змея, лягушка, ящерица, волк). Это нечистые, часто дьявольские создания (легенды о создании дьяволом змеи, волка). Причиной болезни часто считалось проникновение в тело человека (во время сна, питья, еды) некоторых видов пресмыкающихся, земноводных и насекомых (жаб, змей, ящериц......), которые могли осознаваться как воплощение духов болезни. Из убитого летающего змея или развеянного пепла сожженного змея, по поверьям, зародились змеи, ящерицы и мыши.

Ящур. У славян относится к Гадам. В традиционной народной культуре отнесён в особый класс хтонических животных.

Hosted by uCoz