Волотка - Волхв с братьями
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел В
_________________________________________________________________________
Волотка
Волоты
Волоты великаны
Волх
Волх Всеславич
Волх Всеславьевич
Волхат
Волхв
Волхв с братьями
__________________________________________________________________________

Волотка. Жена великана – волота. Волотки — великанши, богатырки. Баба - Алатырка или Баба - Горынинка, например, ни в чем не уступали мужьям, а, разъярившись, даже превзойти их могли.

Волотоманы. Когда-то на землях Руси жили волшебные народы - лесные друды, великаны-асилки, или волотоманы, также чудь белоглазая, жители пещер паны, псиголовцы, одноглазые орики, женоуправляемые ягыни и другие. Все они - людского племени, часть их смешалась со славянами, часть - с иными народами. А духи их по сию пору бродят по Руси, охраняют древние курганы.

Волоты. Великан-богатырь. Волоты, по поверьям, — некогда населявшие землю гиганты- богатыри. Волотками могут называть курганы, которые считаются могилами древних исполинов и богатырей, «первонасельников и первопредков»: «Сии страшилища были великаны <.> то же, что у греков гиганты», — писал в конце XVIII в М. Чулков. По сообщению Ф. Буслаева, велеты или волоты, чудаки — < первобытные жители Сибири, от которых будто бы остались курганы». Могущество этих богатырей народная память связала с их профессией: волчить (обозы) по земле, тащить лодьи гружёные по воде (бурлаки), переправлять плоты через переправы. Жили они в неприступных горах, дремучих лесах, диких степях, и молва сохранила нам их баснословный облик и чудовищную силу. Буря-богатырь сражался с ветрами, Горыня, или Вертогор, ворочал гигантские горы, Дубыня, или Вертодуб, вырывал с корнем самые могучие дубы, у Бородыни была такая борода, что целую реку накрывала, а усы Усыни на семь верст тянулись. Они были вскормлены лесными зверями, а, повзрослев, победили ужасного змея. У этих великанов были жены - волотки — великанши, богатырки. Баба - Алатырка или Баба - Горынинка, например, ни в чем не уступали мужьям, а разъярившись, даже превзойти их могли. Также называли волотами неких обитавших в подземных пещерах полулюдей об одном глазу, одной руке и одной ноге, которые, чтобы сдвинуться с места, принуждены были стать по двое, но уж тогда бегали с немыслимой быстротою, могли при случае обогнать и самого Полкана. Древние курганы, под которыми упокоились исполины, волоты и богатыри, названы в народе волотками. Великаны-волоты – верные друзья и верные слуги Сильнобога. В. Даль так характеризует связанные с волотами поверья: волот — «гигант, великан, могучан, магыт, могут, вёлетень (Юг), богатырь, человек необычайного роста, а иногда и силы. В волотах сказочных, в богатырях, сила соединяется с ростом и дородством: остатки их народ видит в костях допотопных животных, а в Сибири говорит, что целый народ волотов заживо ушел в землю».

Волоты-великаны. Верные друзья и верные слуги Сильнобога.

Волх Всеславич. В содержании отдельных былин не трудно заметить: разновременные наслоения (тип Алеши Поповича), смешение нескольких первоначально самостоятельных былин в одну (Вольга Святославич или Волх Всеславич), т.е. объединение двух сюжетов, заимствования одной былины у другой (по Вольнеру, начало Былины о Добрыне взято из Былины о Вольге, а конец из Былины о Иване Годиновиче), наращения (былина о Соловье Будимировиче у Кирши), большая или меньшая порча былины (рыбниковская распространённая Былина о Берином сыне, по Веселовскому) и т.п.

Волх Всеславьевич. Реже — Вольга Буславлевич или Святославьевич. В русском фольклоре волшебные свойства приписываются былинному Волху Всеславьевичу, прототипом которого считается полоцкий князь 11 в. Всеслав, рожденный “от волхования”.

Волх. Бог битв, чародейства, окруты, повелитель зверей. Старорусское название волхва. Знахарь; кудесник, колдун, ведун; ворожей; чародей. Сын Ящера и Матери Сырой Земли. Супруг Лели. Культ этого бога был наиболее распространён среди северных славян (объединённые вокруг Новгорода). Мифологизированный персонаж русских былин, обладатель чудодейственных оборотнических свойств оборачиваться в животных и птиц, а также в неодушевленные предметы. Позже герой русских былин, но эти свои качества не утрачивает. Волх — слияние человечесих и природных начал. Чудесно его рождение: якобы мать его, обычная женщина, случайно наступила на змея и вскоре появился Волх. В былинном эпосе Волх в отличие от других богатырей оборачивается то волком, то горностаем, то соколом. Можно проследить связь Волха с Белесом и со Змеем Огненным Волком. Ударился Вольга оземь, обернулся серым волком, побежал в леса. Выгнал он зверя аз нор, дупел, из валежника, погнал в сети и лисиц, и куниц, и соболей. . Молодой Вольга догадался, обернулся малой мошкой, всех молодцев обернул мурашками, и пролезли мурашки под воротами. А на той стороне стали воинами. Волха звали в народе Огненным Змeем. Волха Змеевича день 14 сентября замещён днём Симеона Столпника. Начало охотничьёго сезона. В этот день почитание Волха и Лелю. Древние в это время начинали приготовления к военным походам. Волх сын Змеевич свергнул с престола своего отца Индрика, взял в жены царицу темного царства - Пераскею, стремился покорить Рипейское царство и весь мир, но из за любви к Леле отказался от своего намерения. Рождён Волх от Индрика Змея и Матери Сырой Земли, когда Индрик Змей её силой взял. Она год тяжела, она два тяжела, она три тяжела - тридцать лет тяжела. Ходит в тягости Мать Сыра Земля по горам по долинам широким - все-то ходит, дитя вынашивает. Срок пришел разрешаться от бремени. Закатилося Красно Солнышко да за горушки за высокие, порассыпались часты звездочки по небесному своду светлому - и родился тогда от Сырой Земли буйный Огненный Змeй - Волх сын Змeевич. От рожденья его богатырского потряслось небесное царство, затряслось и подземное царство, море синее всколебалось. Волх сын Змеевич умел обёртываться Финистом Ясным Соколом. Однажды обернулся Волх Змеевич в Финиста Ясного Сокола, долетел до подземельного царства Индрика Змея, спрыгнул с окошечка в доме царя, обернулся он добрым молодцем. Как Стрибог мощным ветром разносит огонь, так и Волх обронил Змeю лютому слово: - Ай ты, Индрик Змeй, подземельный царь! Не прощу я тебе насилие, не прощу слова твои дерзкие! Как схватил Волх могучий сын Змeевич и ударил Змeя о каменный пол. Как ударил о пол - гром и звон пошел. То не Финист Сокол крылом махнул - то махнул Волх могучий саблею и отсек Змeю Индрику голову - и рассыпался Змeй на змеенышей, а змееныши в щели спрятались. Волх владыкой стал царства темного, также пекельного и подземного. Править стал нечистою силою, и возглавил Горынь и Змeевичей, и женился на Пeраскее. Окружили тут Волха Змeи, и пришел к нему Вий – подземельный князь, сын великого Змея Черного. Захотел однажды Волх Змей отведать яблок Ирия и отпрвился к Рипейским горам. Прилетел он к Ирию светлому, сел на веточку райской яблони, хочет злато яблочко выклевать. Вдруг увидел Лелю и влюбился в неё. Заслушался Сокол песнею Лелиной, забыл про волшебные яблоки. Но Жива с Мареною принялись за хитрости-мудрости, как стемнело - они на окошечке натыкали ножей и иголочек. Не смог Финист Ясный Соколо подобраться к Леле и улетел в своё царство. А Леле крикнул, что если вздумает отыскать его, чтоб искала в тридесятом царстве, в темном царстве у гор Кавказских! В конце-концов смогла Леля с помощью своих хитростей-премудростей забрать Финиста у Пераскеи Змеихи. В Ирие сыграли они свадьбу. Хитрость и ловкость Алеши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Волха, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Волха.Сюжет о Волхе Всеславьевиче (реже — Вольга Буславлевич или Святославьевич) и его походе на Индию принадлежит к наиболее архаичному слою в русском былинном эпосе, характеризующемуся неизжитыми тотемистическими представлениями и широко представленной стихией чудесного, волшебно - колдовского, магического, слиянностью человеческого и природного начал. Чудесно рождение Волха: мать Волха Марфа Всеславьевна, гуляя по саду, соскочила с камня на лютого змея; он обвивается вокруг ее ноги и “хоботом бьет по белу стегну”; вскоре появляется на свет Волх, рождение которого потрясло всю природу: гремит гром, дрожит сыра земля, трясется “царство Индейское”, колеблется море, рыба уходит в морскую глубину, птица — высоко в небеса, звери — в горы и т.п. Чудесно и развитие Волха: едва родившись, он уже говорит, “как гром гремит”, его пеленают в “латы булатные”, кладут ему в колыбель “злат шелом”, “палицу в триста пуд”; в семь лет его отдают учиться грамоте, а к десяти годам он постигает “хитрости — мудрости”: оборачиваться “ясным соколом”, серым волком, “гнедым туром — золотые рога”. Освоив искусство оборотничества, Волх в 12 лет набирает себе дружину, а в 15 лет уже готов к воинским подвигам. Когда приходит весть, что “индейский царь” собирается идти на Киев, Волх решает опередить противника и отправляется с дружиною в поход на “Индейское царство”. По пути он упражняется и демонстрирует свои “хитрости - мудрости”, выступая как великий охотник, повелитель природного царства, прежде всего мира зверей. Обернувшись волком, он бегает по лесам и “бьет звери сохатые”, в облике сокола бьет гусей, лебедей, уток. Волх кормит и поит, одевает и обувает свою дружину; он всегда бодрствует. Решив “вражбу чинить” индейскому царю и убедившись, что никто из дружины не может выполнить предстоящей задачи успешно, Волх применяет свои “хитрости - мудрости”, чтобы сокрушить Индейское царство. Обернувшись туром — золотые рога, он быстро достигает цели; обернувшись ясным соколом, он прилетает в палаты к индейскому царю Салтыку (Салтану) Ставрульевичу и подслушивает его разговор с “царицей Азвяковной, молодой Еленой Александровной”. Узнав о враждебных Руси намерениях царя, Волх оборачивается горностаем, спускается в подвал - погребы, перекусывает тетиву у луков, обезвреживает стрелы и ружья, снова оборачивается ясным соколом, прилетает к своей дружине и ведет ее к городу - крепости индейского царя. Чтобы проникнуть незаметно внутрь, Волх оборачивает своих воинов в муравьев (мурашиков) и вместе с ними по узкой щели проникает в город, подвергая его разгрому. Волх убивает индейского царя, берет в жены царицу Азвяковну, женит своих воинов на семи тысячах пощаженных девиц, а сам становится царем, богато одарив дружину. Мотив превращения Волха (и его воинов) в муравьев, проникающих в неприступную крепость, напоминает подобный же мотив в связи с громовержцем Индрой (Ригведа, I, 51 и др.). Зевс является к Эвримедузе также в виде муравья. Их сын Мирмидон (букв. “муравейный”) стал родоначальником мирмидонян, “муравейных” людей. В русской сказке Иван Царевич, превратившись в муравья, проникает в хрустальную гору, убивает двенадцатиголового Змея и освобождает царевну, на которой он женится. Связь с Волхом мотива гремящего грома в былине также намечает в его образе тему Громовержца. Вместе с тем Волх реализует и тему противника Громовержца — Змея: будучи сыном Змея, он унаследовал от него “хитрости -мудрости” и, в частности, уменье прятаться от врага, оборачиваться в другие существа. Поэтому в образе Волха обнаруживаются переклички в Волосом - Велесом, в котором также отыскиваются змеиные черты, или со Змеем Огненным Волком. В новгородском книжном предании о Волке-чародее Волхе, старший сын Словена, давший свое имя реке Волхов, ранее называвшейся Мутною, был “бесоугодный чародей”; “бесовскими ухищрениями” превращался “в лютого зверя крокодила”, преграждая в Волхове водный путь тем, которые ему не поклонялись: одних пожирал, других потоплял. А невежественный народ почитал его за бога и называл его Громом или Перуном (ср. образ “змеяки Перюна” в новгородских источниках). Волх на берегу реки поставил “городок малый” на месте, называвшемся Перынь, и кумир Перуну. Бесы удавили Волха в Волхове, тело его плыло вверх по реке и было выброшено “против Волховнаго его городка” и здесь похоронено язычниками. Но через три дня “прослезися земля и пожрала мерзкое тело крокодилово, и могила просыпалась над ним на дно адское”. Оборотничество Волха нашло продолжение в таком же свойстве, приписываемом историческому персонажу князю Всеславу Полоцкому (11 в.), упоминаемому в этой связи и в “Слове о полку Игореве” (ср. отчество Волха — Всеславьевич, т. е. сын Всеслава). Несомненны и связи между Волхом и Василием Буслаевым (мотив отсутствия отца и воспитания матерью, похода в дальнюю землю, роль камня в рождении или смерти и т.п.). В послемонгольский период (13 в.) появляются новые трактовки противника Волха: теперь он царь Золотой Орды или даже турецкий султан; вместо “Индейского царства” появляется Турец - земля и т.п. Второй сюжет, в котором выступает Волх (как правило, именно Вольга, иногда Вольга Святославович и т.п.), связывает его с Микулой Селяниновичем. Общее у Вольги этого сюжета с Волхом — воспитание в детстве без отца, освоение “мудрости” (превращение в щуку, в сокола, в волка и охота на зверей), собирание дружины для похода. Дядя Вольги князь Владимир Стольно - Киевский жалует племянника тремя городами — Гурговцем, Ореховцем и Крестьяновцем (их реальные прототипы относят также к Новгородской земле, к невско-ладожскому ареалу), и Вольга с дружиной отправляется “за получкою”; но пути встречается с пашущим свое поле оратаем Микулой; Вольга и его дружина не могут поднять сохи Микулы, его крестьянская кобыла обгоняет коня Вольги и т.д. (ср. также противопоставление в русском эпосе “крестьянского сына” Ильи Муромца и князя Владимира). Иногда вместе с Вольгой и Микулой выступает и Садко, в других случаях Вольга смешивается с Василием Буслаевым (побивание купцов на Волховском мосту, мотив камня с надписью, перепрыгивание через него и смерть и т.п.).

Волхат. Волхв. Знахарь; кудесник, колдун, ведун; ворожей; чародей.

Волхв с братьями. Волхв с братьями Волховцем и Рудотоком были дети Славена, все трое богатыри. Но Волхв был великий волшебник. Он не только разъезжал по реке Волхову, так по имени его названной, и по Русскому морю, но даже плавал для добыч и в Варяжское море. Когда же он был в Славянске, то при приближении неприятелей, оборачиваясь в великого змея, ложился от берега до берега поперек реки, и тогда не только никто не мог проехать по ней, но даже спастись не было возможности.

Hosted by uCoz