Волколак - Волосяница
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел В
__________________________________________________________________________
Волколак
Волкулак
Волокита
Волос
Волосатая звезда
Волосатик
Волосатик бог
Волосатка
Волосатый
Волосеник
Волосень
Волосец
Волосожар
Волосси
Волосыни
Волосья
Волосяница
__________________________________________________________________________

Волколак. Человек-оборотень, с помощью колдовства превращающийся или превращаемый на определенный срок в волка. Принято считать, что имя волколак образовано сложением слов волк и южнославянского длака «шерсть, шкура». Отдельные свидетельства называют в качестве последствий Инцеста рождение вампира, ведьмы, волколака, змея или превращение в них человека. Волколак происходит из Двоедушников. Представления о Волколаке наиболее полно сохранились в украинской, белорусской и польской традициях, где с Волколаком связаны сюжеты многих быличек: колдун превращает участников свадьбы в волков; человека превращает в Волколака отвергнутая им девушка; злая теща (жена) превращает нелюбимого зятя (мужа) в Волколака; колдун превращается в Волколака, чтобы причинять зло людям; муж - Волкодлак в урочный час превращается в волка и нападает на свою жену, которая позже опознает его, увидев у него в зубах клочок своего платья. Слово волколак в большинстве русских говоров не известно, но русские представления об оборотнях (см. Оборотничество) близки поверьям о Волколаках. У сербов имя вукодлак обозначает вампира, образ которого вобрал в себя основные признаки Волколака. В болгарской традиции под волколаком также часто понимается вампир, но сохранились представления и о Волколаке как о человеке-оборотне, и об убийстве охотником волка, под шкурой которого оказывается человек. Согласно восточнославянским и польским поверьям, Волколак чаще всего имеет облик обычного волка, хотя некоторые особенности его внешнего вида и поведения выдают в нем оборотня: с точки зрения русских, на задних ногах у Волколака колени выступают вперед, как у человека, а не назад, как у волка; белорусы считают, что у него человеческая тень и он всегда бегает один, вне стаи. По украинским, белорусским и польским поверьям, у убитого Волколака под шкурой находят остатки истлевшей одежды, свадебные украшения, бусы. Волколаками могут стать колдуны и ведьмы. Иногда склонность к оборотничеству предопределена судьбой: украинцы считают, что Волколаки — люди, зачатые накануне Пасхи, рожденные женщиной от связи с волком, а русские полагают, что это люди, проклятые родителями. По чешским поверьям, людей в волков обращает св. Николай, а по южнославянским — св. Юрий, который набрасывает на людей волчьи шкуры. Восточные и западные славяне полагают, что желая превратиться в Волколак, человек должен перекувырнуться через осиновый пень, перекресток, воткнутые в землю ножи. В других случаях человека опоясывают заговоренным поясом или накидывают его со специальным проклятием, «замыкая» его в зверином облике. Согласно украинским, белорусским и польским быличкам, человек, превращающийся в Волколака, должен раздеться донага или заменить свою одежду ветхой, рваной в знак приобщения к «иному» миру. Возвращение Волколаку облика человека происходит при исполнении тех же действий в обратном порядке: кувыркании через перекресток (пень, ножи), перешагивании через пояс. Вернуть человеческий облик можно, разорвав символические путы, которые удерживают человека в зверином состоянии. Украинцы и белорусы считают, что для этого нужно перепрыгнуть через ров или перелезть через забор. У Волколака, превращающегося в человека, лопается пояс, слезает волчья шкура, и он становится человеком. Восточные славяне и поляки верят, что колдун может превратить человека в Волколака на большой или малый срок, но не навсегда, обычно на семь лет, но если колдун умрет, человек останется Волколаком на всю жизнь. В других случаях полагают, что колдун не может умереть, пока не освободит человека от этого заклятья. Человек, обращенный в Волколака насильно, испытывает страх и отчаяние, не нападает на скот и людей. Волколак избегает настоящих волков и ищет случая, чтобы снова стать человеком. По другим представлениям, Волколаки поступают в услужение к волкам и обязаны по их приказу нападать на скот. Волколак не может есть сырое мясо и пытается жарить его на углях, оставленных от пастушьих костров, вынужден питаться кореньями, лесными ягодами, воровать хлеб у жнецов и пастухов. По другим верованиям, Волколак питается сырым мясом, хотя с трудом к нему привыкает. По украинским и южнославянским верованиям, Волколаки являются причиной солнечных и лунных затмений, т.к. поедают солнце и луну, о чем упоминается в сербской рукописи 1262 г. В народной демонологии длинные Ногти считаются характерным признаком нечистой силы — чертей, водяного, лешего, колдуна, волколака, а также демонов болезней — чумы, оспы и др. В черного коня превращается волколак (серб.). Полагают, что Волколак, якобы, нападает на небесные светила и пожирает месяц или солнце, что засвидетельствовано еще в сербском Номоканоне по списку 1262 г.: «Влькодлаци лоуноу изедоше или слнце»; змееподобным летающим демонам, драконам; животным — волку, псу, в том числе мифическим: например, шестипалым волку, вепрю, быку (восточная Сербия); нечистой силе, «злым духам». Западноукраинский волколак отнимает у людей здоровье или жизнь. Карпато-украинский и польский волколак оборачиватся волком и нападает на людей. Волколак. Известны случаи выпекания обыденного хлеба, которому приписывались магические свойства - возвращать оборотню - волколаку человеческий облик, излечивать бешенство и другие болезни. Колдун способен был превратить молодоженов или всю свадьбу в волколаков.

Волкулак. Волкодлак. Человек-волк; оборотень; колдун, способный превращаться в волка и обращать в волков других людей. Вера в существование людей-волков распространена повсеместно, но в центральной и северной России их чаще называют оборотнями. По южнорусским, малороссийским поверьям, «деятельность» вовкулаков (волколаков, вулколаков) более разнообразна: оборачиваясь не только волками, но и черными собаками, кошками, они нападают на людей, на скот, распространяют повальные болезни (Потебня). Орловские крестьяне считали, что волкулаки никогда не нападают на человека и скота не трогают. Они держат себя с подветренной стороны от настоящих волков. «Хотя нужда заставляет их питаться чем попало, но они больше стараются разживаться хлебом и мясным, унося из погребов то и другое» (непонятная убыль съестного— от волкулак) (Трунов). «Солдатик проучил пупка-колдуна за то, что он на свадьбах людей волкулаками делал» (Смол.).

Волокита. Нечистый дух или черт; змей, который посещает женщин, превращаясь в красивого парня, отсутствующего мужа. По мнению орловских крестьян, волокита — огненный змей, «который любит приволокнуться за женщинами».

Волос. Водяной червь, волосатик (змеевец, змеевик, проволочник, струнец); персонификация болезни. Волос — тонкий, как нитка, водяной червь, похожий на конский волос. Считается, что волос можно выпить с водой или он сам всасывается в человека (иногда — проделывая в теле ходы и отверстия). Волос, таким образом, это и вполне реальный червь, и воплощение «сосущего и грызущего» воспаления (ногтоеды, костоеды), которое представляется живым, наделенным волей существом. В некоторых районах России до сих пор верят, что волос, утерянный лошадью, может сделаться волоснем и даже «закусать человека до смерти». В XIX в. калужские крестьяне считали, что волос, волосатик — вид порчи. Волоса «находятся большей частию или в руках, или в ногах, или по жилам. Это делает порчельник. Для того, чтобы враг чувствовал нестерпимую боль при движениях. Гнездо волос находится в одном месте, от которого идут отрасли по членам и возрастают со дня на день» (Ляметри). Согласно поверьям Новгородчины, «семейство волосов» («волосяница со своим детям») способна «глодать и есть» человека. На Пинеге полагали, что волос может появиться от исполоха (если человек был внезапно чем-то испуган). Русские в районе Сургута верили, что в язве на пальце живет мохнатый червяк, который может щениться, то есть размножаться. В других местах называли ту же ногтоеду словом волос, волосень и приписывали причину болезни ожившему в воде конскому волосу» (Зеленин). Волос изгоняют различными способами, например, закрывают рану метелкой ржаных колосьев, поливают вскипевшей с водой золою. Рекомендовалось также обложить рану маленькими камушками (7–9 штук); намазать рыбьим жиром, растереть перцовой настойкой (выпив по чайной ложечке того и другого) (Новг.). По вологодским поверьям, волос не остается в теле мертвеца, а обязательно «переходит» в живого человека.

Волосатик бог. Упоминаемый в заговоре (Сев. Дв.), может быть соотнесен с Волосом (Велесом), но скорее всего это особо уважительное обращение к персонажам низшей мифологии — волосатикам и волосаткам.

Волосатик. Волосатка. Водяной червь, волосатик (змеевец, змеевик, проволочник, струнец); персонификация болезни. Персонаж низшей мифологии. Нечистый дух; черт; водяной; леший, нечистая сила; дух в овине (женского пола). Наделяемые особыми силами мифологические персонажи обычно волосаты и мохнаты; это их родовой признак, который подчеркивается названиями «волосатик», «волосатка». «Смотри, у речки тебя волосатик поймает» (Тульск.). «Волосатик бы тя взял, — кричат в ярости» (Волог.). По некоторым поверьям, «в волосах» находятся и здоровье, благополучие обычных людей. «Летучая мышь, по-местному „кожанчик“, летая вечером, старается вырвать волос из головы человека и относит на дерево». «Здоровье человека будет зависеть от того, на какой сук повесится волос: если на сырой и свежий, т.е. покрытый листьями, то человек делается полнее и здоровее; а если на сухой, тогда человек худеет, сохнет и болеет. «Выпавшие волосы надо сжигать в печи, чтобы птичка не унесла их в гнездо, а то голова болеть будет». Волосы нельзя бросать где попало (их закапывают в землю) — «в волосах вся сила человека» (Бардина). Наделяемые особыми силами мифологические персонажи обычно волосаты и мохнаты; это их родовой признак, который подчеркивается названиями «волосатик», «волосатка». Кроме того, длинные косматые волосы, шерсть лешего, водяного, овинного, чёрта — напоминание о традиционной связи их с животными (леший — медведь, волк; овинный — медведь и т.п.) и с растительностью (леший — олицетворение леса, водяной — реки с водорослями). «Волосатик — Hordeus aquaticus — один из видов круглых глист, обитающих в воде, водится во всей средней России, живет в ручьях и маленьких речках, достигает 1/2 аршина, толщина его в два-три раза превышает даже лошадиный волос; цвет животного сероватый, никаких органов, которыми он мог бы пробуравливать покровы нашего тела и проникать в толщу тканей, волосатик не имеет» (Высоцкий). В поверьях волосатик наделяется способностью проникать в тело человека и жить в нем, вызывая различные заболевания (в основном нарывы). Народ «не сомневается в возможности паразитирования в организме „волосатиков“, так называемых „зубных червяков“, различных насекомых, населяющих крестьянские избы, каковы: тараканы, сверчки, мокрицы, уховертки и наконец — лягушек, жаб, даже змей. Волосатику приписываются все упорные язвы, особенно на нижних конечностях, как известно, очень часто развивающиеся у бедных, рабочих классов населения, почему и самые язвы в некоторых местностях (например, Симбирской губернии) называются „волоснями“». В XIX в. калужские крестьяне считали, что волос, волосатик — вид порчи. Во время ванны, в помещении, где делается выведение волосатика, должна быть соблюдаема полная тишина, вероятно, чтобы шумом не испугать выползающих волосатиков» (Высоцкий).

Волосатка. Нечистый дух; черт; водяной; леший, нечистая сила; дух в овине (женского пола). По славянским поверьям -домовиха, жена домового. Занимается хозяйством и всеми теми же делами что и домовой. Наделяемые особыми силами мифологические персонажи обычно волосаты и мохнаты; это их родовой признак, который подчеркивается названиями «волосатик», «волосатка».

Волосатый. Нечистый дух; черт; водяной; леший, нечистая сила; дух в овине (женского пола). Наделяемые особыми силами мифологические персонажи обычно волосаты и мохнаты; это их родовой признак, который подчеркивается названиями «волосатик», «волосатка».

Волосеник. Нечистый дух; черт; водяной; леший, нечистая сила; дух в овине (женского пола). Наделяемые особыми силами мифологические персонажи обычно волосаты и мохнаты; это их родовой признак.

Волосень. Дух болезни "костоеды". Мучает женщин, прявших под новый год. Объедает палец, а из него выпадает нечистая кость. Наказывает прях, взявшихся за работу в пятницу, против запрета. Водяной червь, волосатик (змеевец, змеевик, проволочник, струнец); персонификация болезни. Волосень в поверьях Тамбовской губернии — дух неопределенного облика, он может отнять палец в наказание работающим (прядущим) под Новый год (волосень также означает «пряжа», «шерсть для пряжи»).

Волосец. Водяной червь, волосатик (змеевец, змеевик, проволочник, струнец); персонификация болезни. «Нет, все говорят, что у меня волосец, а не другое что» (Том.).

Волосожар. Древнее название созвездие Плеяд. Позднее название “Волосыни” переосмысливается и начинает выступать в ряде вариантов — Волосожар, Весожары, Висожары, Стожары, др.-рус. Власожелищи, Власожелы, власожельскии Бабы и т.п. В ряде этих названии присутствует мотив женщин (Бабы, Плеяды); образ волос неизменно связывается с этим мотивом: ср. укр. “Волосом свiтити” — “быть девицей”, “Волосом засвiтила” (о замужней женщине) и т.п.; ср. также волосы солнца как обозначение его лучей при восходе или закате; “непетый волос” (о девице), “петый волос” (о замужней женщине) и т.п.

Волосси. Водяной червь, волосатик (змеевец, змеевик, проволочник, струнец); персонификация болезни. Волосси - волосы в ногах или руках от хождения босиком по воде, где летом оставили волосы лошади (эти волосы оживают на следующее лето) (Арх., Новг.).

Волосыни. Древнее название созвездие Плеяд. Позднее название “Волосыни” переосмысливается и начинает выступать в ряде вариантов — Волосожар, Весожары, Висожары, Стожары, др.-рус. Власожелищи, Власожелы, власожельскии Бабы и т.п. (ср.сербско-хорв. Влашичи — “Плеяды”, болг. власците — “Орион”, “Плеяды”, власите — “Орион” и т.п.). В ряде этих названии, очевидно, присутствует мотив женщин (ср. Бабы, “Плеяды”); образ волос неизменно связывается с этим мотивом. “Волосом свiтити” — “быть девицей”, “Волосом засвiтила” (украинцы говорят о замужней женщине) и т.п.; также волосы солнца как обозначение его лучей при восходе или закате; “непетый волос” (о девице), “петый волос” (о замужней женщине) и т.п. Согласно древним преданиям, женщины одного из родов во время нападения врага превратились в «небесное стадо», дабы не быть плененными. Сияние этого созвездия предвещает удачу в охоте, умножение скота. В звездные ночи овчары выходили на улицу, становились на шерсть и молились, чтобы овец было больше, чем звезд на небе. Волосыни — жены бога Волоса, покровителя скотоводства. .на великий же день Волосыни да Кола (Большая Медведица) в зорю вошли, а Лось (Полярная звезда) головою стоит на восток.

Волосья. Водяной червь, волосатик (змеевец, змеевик, проволочник, струнец); персонификация болезни.

Волосяница. Водяной червь, волосатик (змеевец, змеевик, проволочник, струнец); персонификация болезни.

Hosted by uCoz