Волховица - Ворожец
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел В
_________________________________________________________________________
Волховица
Волховка
Волхун
Волхунья
Волчий Пастух
Волчий Пстырь
Волшебник
Волшебник
Волшебник великан
Волшебник волхв
Волы
Вольга Святославович
Вольная
Вольная старуха
Вольный
Вольный (зелёный) Царь Огненный Щит
Воля
Вопун
Воржец
Воробей
Ворог
Ворогунка
Ворогуха
Ворогуша
Ворогушиха
Ворожбей
Ворожбейка
Ворожбит
Ворожбитка
Ворожей
Ворожейка
Ворожец
_________________________________________________________________________

Волховица. Волхв. Знахарка; колдунья, ведунья; еретица. В заговорах волхв, волхвица — обычно источники опасного влияния и перечисляются среди тех наделяемых сверхъестественными способностями людей, от которых «ограждаются». «Крестом я ограждаюся <.> от колдуна, от колдуницы, от волхвов и от волхвиц».

Волховка. Волхв. Знахарка; колдунья, ведунья; еретица.

Волхун. Волхв. Знахарь; кудесник, колдун, ведун; ворожей; чародей.

Волхунья. Волхв. Знахарка; колдунья, ведунья; еретица.

Волчий Пастух. На Руси волчьим пастырем, или пастухом, почитается Егорий Храбрый. Даже пословица есть: "Что у волка в зубах, то Егорий дал". А у белорусов это козлоногий и мохнатый Полисун. Сказания гласят, что Полисун гонит плетью стада голодных волков на прокорм туда, где враждующие народы губят друг друга в ожесточенной войне. Удары этой кровавой плети далеко разносятся по окрестным странам.

Волчий Пстырь. Владыка бурных гроз, которому подвластны небесные волки, следующие за ним большими стаями и в дикой охоте заменяющие собою гончих псов. По преданиям, волчий пастырь выезжает верхом на волке, имея в руках длинный бич, или шествует впереди многочисленной стаи волков и усмиряет их дубинкою. Он, то показывается в виде старого деда, то сам превращается в волка, рыщет по лесам хищным зверем и нападает на деревенские стада. Этот оборотень, останавливаясь под тенистым деревом, превращается из зверя в старца, собирает вокруг себя волков, кормит их и каждому назначает его добычу: одному волку приказывает зарезать корову, другому заесть овцу, свинью или жеребенка, третьему растерзать человека. Кого назначит он в жертву волку, тот, несмотря на все предосторожности, уже не избегнет своей судьбы.

Волшебник великан. В образе Верлиоки отчетливо видны черты волшебника-великана. Он разрушает все вокруг себя, убивает каждого встречного.

Волшебник волхв. Ему удаётся с помощью обмана обезглавить Горгонию и овладеть ее головой, получает чудесное средство, дающее ему победу над любыми врагами.

Волшебник. Волшебница. Колдун, ведун, колдунья, ведунья; ведьма. «У царя дочь умерла, волшебница, никто нейдет ее хоронить» (Ряз.). Названия «волшебник», «волшебница» (однокоренные с «волхв») имеют несколько «книжный» оттенок и в обыденной речи крестьян встречаются нечасто. Они более употребительны в сказках, в особенности в тех, которые подверглись литературной обработке.

Волшебные народы. Kогда-то люди заселяли землю вместе с иными народами, которые также были внуками добрых и злых божеств. От Алины Святогоровны и Ильма Сварожича ведут свой род гмуры и альвы. Гмуры и альвы -родственники, первые гмур и альв были братьями. Только гмуры пошли в отца - великого бога-кузнеца Ильма Сварожича, а альвы - в мать прекрасную Алину. В горах, в пещерах, живут гмуры, также их называют гомозулями и гномами. Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор. Они первыми научились добывать руду и плавить металлы. Гмуры воюют в подземельях с горными чудовищами и драконами. Гмуры похожи на людей, только меньше ростом, так им удобнее ходить по пещерам. Часть гмуров смешалась с людьми, от них люди и получили знания о кузнечном и ювелирном мастерстве. Многие; древние роды кузнецов имеют своими родоначальниками гмуров. Альвы (альвины) - родственики гмуров, но они не выносят подземелий, потому им было трудно прятаться от людей. Не любили они воевать, потому не сопротивлялись, а только бежали от людского племени. Альвы - мудрецы и волшебники, но владеют лишь добрым волшебством, не могут причинить зла. Выходцы из альвов - альвины учили волхвов волшебству, тайным наукам, стремились улучшить нравы. И кое-чего добились. Но ныне альвов почти не осталось, ибо на них первых был направлен гнев властителей, служащих силам тьмы. Одним из последних пристанищ альвов-эльфов была Эвлисия - Блаженная Лебединая страна близ Алатырской горы, но потом они ушли и отсюда. Говорят, что где-то в океане есть волшебный остров, куда они переселились, но туда нет дороги для людей. На этом острове среди вечно цветущих садов стоят их замки. Здесь альвод никто не беспокоит, они питаются фруктами, поют песни и никогда не старятся. Кроме гмуров и альвов когда-то на землях Руси жили и иные волшебные народы - лесные друды, великаны-асилки, или волотоманы, также чудь белоглазая, жители пещер паны, псиголовцы, одноглазые орики, женоуправляемые ягыни и другие. Все они - людского племени, часть их смешалась со славянами, часть - с иными народами. А духи их по сию пору бродят по Руси, охраняют древние курганы. Друды происходят от Анта Велесича и Прии Богумировны. Они смешались с актами, к которым относят своих предков некоторые казачьи и черкесские роды. От Велеса Асилы свой род ведут великаны-асилки и волотоманы, кои смешались с предками белорусов, поляков и кельтов. Был и другой род великанов, которых также называют троллями. Они, судя по-всему, выродившиеся потомки титанов, некогда сосланных или изгнанных от берегов Средиземного моря на Север. Они до недавнего времени населяли северные леса и горы (последний раз их видели у Пановых гор на Волге). Владели черной магией, могли обращаться в скалы и змеев. И в конце концов выродились окончательно, превратились в злобных людоедов и были полностью истреблены. На Урале и русском Севере в древности жили чудь белоглазая и дивьи люди. Изначально они были одним родом, и имели одних прародителей, по всей видимости Чурилу Дыевича и Тарусу. Потом они дали начало многим арийским и финским родам. В частности, к ним относят Лунную династию индийских и венедских царей. Разделились они по религиозным мотивам. Дыевы люди стали служить Дыю и ушли в подземные города сразу после битвы Сварога и Дыя. Их приютили подземные жители паны, которые происходят от Пана Виевича. А чудь ушла в те пещеры незадолго до включения Урала в Московское царство. Сообщение о чуди незнаемой древнего рукописного сборника Соловецкой библиотеки было опубликовано в «Древностях», Труды Московск. Археол. общества, т. 14, М., 1890. "Вверх той реки великоей Оби люди ходят под землею иная рекою день и ночь с огнями и выходят на (подземное) озеро, и на том озере свет пречудный и град великий». Землеописатель Ибн-Фадлан, посетивший верховья Волги, при дворе болгарского хана видел останки только что убитого великана - людоеда. "И увидел я, что голова его подобна большой кадке, и вот ребра его подобны самым большим сухим плодовым веткам пальм, и в таком же роде кости его голеней и обе его локтевые кости. Я изумился этому и удалился". Сего великана отловили в лесах племени веси (то есть, в муромских лесах). Он был нрава буйного, потому его держали на цепи, а удавами из-за того, что от его крика у женщин случались выкидыши. .

Волы. Волов в упряжке болгары обычно называли Ангелами: «Не бейте ангелов!», «Не мучайте ангелов!».

Вольга Святославович. До Владимирский и до Киевский богатырский цикл. Связь Вольги с Киевом и князем Владимиром существует, но очень слаба. Вольга получает от князя Владимира три города, Киев упоминается в былине о походе Вольги на Индию богатую. В содержании отдельных былин не трудно заметить: разновременные наслоения (тип Алеши Поповича), смешение нескольких первоначально самостоятельных былин в одну. Ор. Миллер видит в основе былины о Вольге громовой миф, указал, что на мифологическую основу наслаиваются воспоминания о Вещем Олеге. Некоторый материал для былин о Вольге дали сказания о Всеславе Полоцком и Ольге, летописная форма имени которой "Вольга" совпадает с именем Вольги. Вс. Миллер считает былины о Вольге поздними новгородскими. Вольга по этой гипотезе - новгородский Волхв - чародей. Чудесное рождение Вольги от княжны и змея и рост не по дням, а по часам. Некоторые видят в этом сюжете отзвуки сказания о рождении Александра Македонского. Сказание о походе на Индию или Турец-землю, в котором видят обыкновенно отражение похода Олега на Царьград, но сюжет развит с чисто сказочными чёртами, и в нем, если когда-либо и было, то не осталось ничего исторического. Вольга в этом сюжете - оборотень. Поездка Вольги за данью в города Гурчевец, Крестьяновец и Ореховец и встреча с Микулой содержит в себе отзвуки собирания дани Олегом. Эта история похожа на занесенные с Запада сказания о Карле Великом, среди которых есть сюжет, близко напоминающий былины о встрече Вольги и Микулы. Есть некоторые совпадения между Вольгой и северно-германским Гельги, что при сходстве имен и неизбежности взаимодействия русских и варяжских сказаний является довольно надежным показателем родства этих образов. Все это заставляет и образ Вольги считать сводным, для которого дали известные черты очень различные исторические, литературные и, вероятно, мифологические воспоминания.

Вольная старуха. Лешачиха; мифологический персонаж, обитающий в болоте, леший. «Вольная старуха в шестьдесят шестом году с болота-то вышла» (Волог.). На Вологодчине записан и короткий рассказ о вольной старухе: у нее «голова с кузов», и появляется она из болота.

Вольная. Лешачиха; мифологический персонаж, обитающий в болоте, леший.

Вольный (зелёный) Царь Огненный Щит. См. Царь Огненный Щит.

Вольный. Лешачиха; мифологический персонаж, обитающий в болоте, леший. «Знался один старик с вольным. На Звижнев день варили пиво ушатами. Выносили вольному ушат пива и просили сплясать или спеть» (Волог.). Подчеркивая стихийный и необузданный характер лешего, на севере и северо-западе и в некоторых других районах России его именовали вольным. В деревне Анфалове Уломской волости была прежде березовая роща, а в ней жил вольный, то есть леший, который, шатаясь по окрестностям. Шаги у него не маленькие! Когда рощу вырубили, леший переселился куда-то и перестал беспокоить людей. По мнению здешнего населения, у „вольных“ есть жены — „лешачихи“. В Ярославской губернии вольным иногда называли полевика.

Воля. У русских воля наделяется зооморфными свойствами: ее запрягают, она бежит лисицею, куницею, имеет крылья, улетает от невесты птицей, садится утушкой на заводи, плавает рыбкой в озере, а жених ее вылавливает; во время мытья невесты в бане она принимает облик угля, огня, серой уточки, горностая, белой лебеди. Воля предстает также красной девушкой, рыдает, сердится, кланяется, молится в церкви, венчается.

Вопун. Щекоталка. Болезненное состояние ребенка, сопровождающееся беспокойством и криком; персонификация болезни, похож на щекотуна.

Воржец. Колдун, ведун; знахарь; гадальщик. «Есть-когда воржец перед смертью сдаст свое художество другому-кому желающему, то тело его лежит в земле спокойно и гниет; а есть-когда не сдает, то тело его не гниет и в тело его вселяется Дьявол и является людям и стращает» (Урал).

Воробей. По южнорусскому поверью, в темные воробьиные (осенние) ночи, на Симеона Столпника (1 сентября по старому стилю), черт меряет воробьев четвериками, под гребло, убивая всех, сколько войдет в меру, и отпуская остальных. Кара сия настигает их за то, что подносили гвоздики, когда распинали Спасителя. За то же лапки у них вековечно "веревочкой связаны": воробьи не ходят, как прочие птицы, а меленько подскакивают. Воробьиные ночи называют еще рябиновыми. Близость птиц и гадов проявляется и в поверьях: ласточки и лягушки, воробьи и мыши или жаворонки и мыши могут взаимно превращаться друг в друга. Замечено, что Воробей тоже не “празднует” Благовещения и вьет в этот день гнездо. Воробей не “празднует” Благовещения и вьет в этот день гнездо.

Ворог. Нечистый дух; черт; знахарь. Сатана; колдун, знахарь. Ворог, враг — распространенное название нечистой силы, чёрта. Оно возникло в связи с традиционными представлениями о нечистой силе, особенно о Сатане, чертях, как о «врагах рода человеческого». Их добычей становится грешная душа. На Орловщине отмечено название «ворог» для лешего. Ворогом, вражным, т.е. «враждебным человеку» и одновременно «колдующим, ворожащим», может именоваться и знающийся с нечистой силой колдун (Курск., Орл., Тобол., Перм., Свердл.).

Ворогунка. Лихорадка; колдунья, ворожея.

Ворогуха. Лихорадка; колдунья, ворожея.

Ворогуша. Лихорадка; колдунья, ворожея. Ворогуша, по определению В. Даля, «лихорадка, веснуха, трепалка, лихоманка, тетка; это одна из сорока сестер Иродовых, посланных на муку человека. «Его ворогуша подхватила, весь колотится, трясется» (Калуж.). Врагуша, ворогуша — название мучительной болезни, лихорадки, которая представляется живым существом, враждебным человеку, а возможно, и существом сверхъестественным, словно бы ворожащим. В вятских говорах слово «ворогуша» имеет «довольно неопределенное значение: не то болезнь, не то вообще неприятное состояние. Употребляется в смысле недоброго пожелания и в смысле легкой брани: «Тьфу ты, ворогуша! Не могу размотать нитки!». В Олонецком крае ворогушей называли весеннюю лихорадку. Ворогушу представляли и в виде белой бабочки. Тот, кто нечаянно съедал ворогушу-бабочку, заболевал. Такая бабочка обычно «дрожит крыльями», как в ознобе. Детей предупреждают, чтобы они не съели ее, так как тогда случится с ними настоящая ворогуша, лихорадка. По мнению крестьян Орловской губернии, ворогуша — белый ночной мотылек, он садится на губы сонного человека и приносит лихорадку. Бабочка, иногда именуемая «душичка», «маточка», — один из возможных «превращенных» обликов покойника или души умершего. Утверждалось, что вызывать ворогушу могли и другие причины. В рукописном лечебнике читаем: «Рыбу сомину кто весною ест, у того ворогуша бывает». Иные виды рыб, напротив, излечивали ворогушу: «Кто щуку вареную ест, помогает от студеныя ворогуши».

Ворогушиха. Лихорадка; колдунья, ворожея.

Ворожбей. Колдун, ведун; знахарь; гадальщик. «Говорили, ворожбеи могут собачью свадьбу сделать» (Новг.).

Ворожбейка. Колдунья, ведунья; знахарка; гадальщица.

Ворожбит. Колдун, ведун; знахарь; гадальщик. «Ворожбиту грош, а больному тож» (Пск.).

Ворожбитка. Колдунья, ведунья; знахарка; гадальщица.

Ворожей. Колдун, ведун; знахарь; гадальщик. Ворожей и гадальщицы наживались прежде свои ремеслом» (Сарат.). Ворожеем, ворожеей могут именоваться люди, вообще занимающиеся колдовством (колдун, ведун, ведуница, колдунья и т.п.), и те из них, кто специализируется на ворожбе как на гадании с целью узнать прошлое или будущее, открыть источник несчастий, порчи, потерь. Соответственно, «ворожить» означает и «заговаривать, пускатъ порчу, знахарить, шептать, колдовать», и «гадать, угадывать».

Ворожейка. Колдунья, ведунья; знахарка; гадальщица.

Ворожец. Колдун, ведун; знахарь; гадальщик. В поверьях уральских крестьян воржец (ворожец) — колдун, заключив-ший договор с нечистой силой. «Обыкновенно к ворожцу обращались для указания потерь. Ворожец иногда занимался и лечением через нашептывание, заговоры» (Казан., Вятск., Перм.).

Hosted by uCoz