Водянуха - Волкодлак
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел В
_________________________________________________________________________
Водянуха
Водяны
Водяные бесы
Водяные болотные духи
Водяный
Водятник
Воевода войска Чернобога
Воздвижение
Воздух
Война
Вол
Волга
Волк
Волк Огненный
Волк самоглот
Волк туча
Волк шестипалый
Волк-альбинос
Волкодлак
__________________________________________________________________________

Водянуха. Водяниха. Женщина с длинными распущенными волосами, обитающая в воде и показывающаяся из нее. «В Черном море есть плавает черт да чертуха, водяной да водянуха» [из заговора] (Арх.).

Водяны. Водявы, воденицы, водяники, моряны, водяницы, дунавки, шутихи, шутовки — водяные жены и девы. Смотря по тому, где они живут, их называют: водяны — обитают в реках, озерах и колодцах; моряны — в море. Они любят селиться обществами и по преимуществу в пустынных местах — в омутах, котловинах и под речными порогами, устраивая там гнезда из соломы и перьев, собираемых по деревням во время Зеленой недели. По другим поверьям, у них есть подводные хрустальные чертоги, блестящие внутри (подобно волшебным дворцам драконов) серебром, золотом, драгоценными камнями, разноцветными раковинами и кораллами. У чехов водяная панна — высокая, красивая, но бледнолицая. Живет она под водою во дворце из чистого серебра и золота. Характер водян сходен с русалками. «Вылезли на берег водяники, поснимали с себя тину, сели на колоды и поплыли» (А.М. Ремизов. «Сказки»).

Водяные бесы. Только в рождественскую ночь можно принести к проруби коровью кожу и, усевшись на нее, загадать желание: например, оказаться в доме будущего жениха, или в Царском дворце побывать, или в тридевятое царство слетать. Лишь наступит полночь, выйдут из проруби водяные бесы, подхватят кожу и полетят, куда ведено: сами незримые и человека того незримым сделавши. Но уж когда назад полетят, будут спешить нырнуть в свою прорубь вместе с гадальщиком. Тут уж надо не зевать и вовремя сказать: "Чур сего места!" — а не то ждет неминучая погибель.

Водяные болотные духи. Болотные водяные духи.

Водяный. «Атчаво ета лисавыи завялись, вадянын, палявыи, дамавыи? Ета ат дятей Адамовых, что он посовестился Богу показать за тым, что яго жонка целую араву нарадила» (Смол.).

Водятник. Водяной. Дух, обитающий в воде; «хозяин» воды; черт (Дьявол, бес), живущий в воде.

Воевода войска Чернобога. Вий, Ний. Наян. Царь подземного мира, подземельный царь. Беспощадный Бог, сын Чернобога (Великого Чёрного Змея) и Козы Седуни, отец Горынь, Святогора, Златогорки, Бури Яги. Воевода войска Чернобога, властитель пекла, повелитель мучений.

Воздвижение. Праздник Воздвижения Креста Господня (27.09). В народном календаре — начало осени связывается с движением земли (ее обитателей, некоторых предметов), сменой времен года. В русском поговоре “Воздвиженье кафтан сдвинет, шубу надвинет” заметна некоторая персонификация праздника.

Воздух. Демоны болезни могут представляться паром, туманом, воздухом, мглой, облаком, дымом или быть невидимыми. Душа (в виде дыхания, дуновения) отождествлялась с воздухом, Ветром, вихрем.

Война. Образ жатвы как Войны характерен для белорусских жатвенных песен типа: “Сягоння у нас вайна была, /Усе поле зваявал!, /Усе жыта нажал!, /У снапы павязал! .”.

Вол. Нередко выступает в роли Здухача.

Волга. Известен рассказ о споре Волги с Вазузой по поводу старейшинства. Эти две реки порешили окончить свой спор таким образом: обе должны лечь спать, и та, которая встанет раньше и скорее добежит до Хвалынского моря (то есть Каспийского), будет первенствовать. Ночью Вазуза встала раньше и неслышно, прямым и ближним путем потекла вперед. Проснувшаяся Волга пошла ни тихо, ни скоро, а как надо. Но в Зубцове она догнала Вазузу, причем была в таком грозном виде, что соперница испугалась, назвалась меньшей сестрой и просила Волгу принять ее к себе на руки и донести до Хвалынского моря.

Волк Огненный. Вук Огнеземий. Змей — Огненный Волк, — в славянской мифологии герой, персонаж сербского эпоса, восходящего, как и древнерусское предание о Всеславе, князе Полоцком (11 в.), к общеславянскому мифу о чудесном герое - волке.

Волк самоглот. Волк-туча, пожиратель небесных светил, в народных сказках носит характеристическое название волка-самоглота. Он живет на море-окияне (т.е. на небе), пасть у него страшная, готовая проглотить всякого супротивника, под хвостом у волка — баня, а в заду — море: если в той бане выпариться, а в том море выкупаться, то станешь молодцем и красавцем. Он добывает сказочному герою гусли-самогуды.

Волк туча. Пожиратель небесных светил, в народных сказках носит характеристическое название волка-самоглота. Волк-туча хранит в своей утробе живую воду дождя, с которою нераздельны понятия силы, здоровья и красоты. Согласно с метафорическим названием дождя молоком, этот сказочный волк заменяется иногда молочною рекою с кисельными берегами, которая всех питает и всем дарует красоту и силу.

Волк шестипалый. Якобы, нападает на небесные светила и пожирает месяц или солнце, что засвидетельствовано еще в сербском Номоканоне по списку 1262 г.: «Влькодлаци лоуноу изедоше или слнце»; змееподобным летающим демонам, драконам; животным — волку, псу, в том числе мифическим: например, шестипалым волку, вепрю, быку (восточная Сербия); нечистой силе, «злым духам».

Волк. Волк - один из наиболее хтонических и почитаемых персонажей. Волк является священным, колдовским животным; он может путешевствовать в мире мёртвых. Его прародителем, полагают, является Лак. Волк считался животеым лакающим. В Полесье при встрече с волком призывают к себе умерших, называя их по имени- так волк выступает в роли вестника, персонифицируя покровителя-проводника из мира мёртвых. Весьма важным, можно считать такое свидетельство: В черниговском Полесье при встрече с волком к нему обращаются: "Дамавой хозяин, старани дарогу"- т.е. волк олицетворяет и домашнего покровителя хозяйства и скота. В славянской мифологии волк долгое время был существом уважаемым. Его даже называли подставными именами, чтобы не накликать беду (см. пословицу "Про волка речь, и он навстречь"). Русские звали его "серый", "кузьма", "бирюк", украинцы - "скаменник", "малий", эстонцы - "пастух", "дядя", "длинный хвост", абхазские охотники - "счастливая пасть", коряки - "тот, кто держится в стороне". При встрече с волками крестьяне нередко приветствовали их: "Здравствуйте, молодцы!" или отвораживали каверзными вопросами: "Воук, воук, гдэ ты буу, як Суса Хрыста роспыналы?". Интересно сравнить образ волка в наших и западных сказках. Если в Западной Европе это практически исключительно злодей и разбойник, то у нас в лучшем случае - грозный помощник главного героя, в худшем - недотепа, которого обманывает лиса, заяц, и постоянно бьют крестьяне. В белорусских заговорах «евреями» называют волков: «Святы Юрай-Ягорай, рассылай сваiх ярэя (вако) па цёмных лясах, па дзiкiх балатах...». У южных славян на Новогодние праздники (святки- всем известные Волчьи праздники с 1 по 6 января, и Коляда, когда ряженые одевались в медведей. Рыбаков отождествляет их с праздниками в честь Волоса, Волосовы дни) приглашают волка, иногда медведя к столу. Тут-же, важнейшим докозательством хтонической, и жизненной символики волка является следующая запись: ".болгарское поверье, что волк, родившийся в одно время с человеком, умирает одновременно с ним.". Это говорит о двойнике, сложнейшем образе мифологических систем. У волков есть свой хозяин- в большинстве случаев это Лесной Хозяин, леший. В более поздних временах лешим, и повелителем волков считают св. Георгия. Св. Георгий так-же является покровителем стад, и часто помогает пастуху спасти свои стада. В духовном стихе о «Голубиной книге» говорится, что чёрт хотел, подобно Богу, сотворить человека, но у него получился волк. Говорят, что Волк произошёл из глины. Это нечистые, часто дьявольские создания (ср. легенды о создании дьяволом змеи, волка). Из крови Каина произошли змеи, волки, собаки, а также ведьмы, вилы и некоторые другие демоны. Волк является олицетворением темной тучи, заслоняющей солнце, и вообще темноты. "Пришел волк (темная ночь) — весь народ умолк; взлетел ясен - сокол (солнце) — весь народ пошел!" — загадывается старинная загадка. Волком иногда оборачивался, по слову языческой старины, даже сам Перун, появляясь на земле; колдуны и ведьмы старались подражать богу богов славянских. В одном из наиболее древних заговоров причитается о том, что на сказочном острове Буяне "на полой поляне светит месяц на осинов пень — в зеленой лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый" Повторяющиеся не только на Руси, но и у всех славянских и соседних с ними народов сказки об Иване-царевиче и сером волке наделяют этого зверя - хищника даже крыльями. Летает он быстрее ветра, переносит серый на своей спине царевича из одной стороны света белого в другую, помогает ему добыть чудесную Жар-птицу, золотогривого коня и всем красавицам красавицу — Царь-девицу. Говорит этот сказочный волк голосом человечьим и одарен необычайной мудростью. Старинное малорусское поверье подает пахарю - скотоводу совет класть в печку кусок железа — в случае, если отобьется от стада, забредет в лес животина, ни за что не тронет тогда ее лютый зверь - волк. С зимнего Николы, говорит народ, начинают волки рыскать стадами по лесам, полям и лугам, осмеливаясь нападать даже на целые обозы. С этого дня вплоть до Крещенья — волчьи праздники. Только после крещенского водосвятия и пропадает их смелость. По рассказам ямщиков, волки боятся колокольного звона и огня. Поддужный колокольчик отгоняет их от проезжего: "Чует нечистая сила, что крещеные едут!" — говорит бывалый, состарившийся за ямской гоньбою люд. Во многих деревнях для предохранения скота от волков, в зимнее время подбирающихся по ночам к задворкам, еще недавно было в обычае обегать околицу с колокольчиком в руках, причитая под звон: "Около двора железный тын, чтоб через этот тын не попал ни лютый зверь, ни гад, ни злой человек!" Верящие в силу колдовства люди рассказывают, что если навстречу свадебному поезду бросить высушенное волчьё сердце, то молодые будут жить несчастливо. Волчья шерсть считалась в старину одною из злых сил в руках чародеев. Белорусы показывали Кукиш при встрече с волком («як складзена дуля, так штоб твае склалися зубы»). В жертву животным, наделенным демоническими чёртами, приносили ритуальные предметы: возле норы ласки клали веретено и пряжу, волку несли в церковь лен и коноплю. Скот, ставший добычей волков, воспринимается как Жертва, предназначенная Богом (ю.-слав бел.), Егорием (рус.), Николаем (пол.) и т.п. Вештица могла принимать вид ночной бабочки, мотылька, черной чтицы, курицы, гуся, индюшки; могла также превратиться в жабу, кошку, собаку, волка. Волколак избегает настоящих волков и ищет случая, чтобы снова стать человеком. По другим представлениям, Волколаки поступают в услужение к волкам и обязаны по их приказу нападать на скот. Невидимая Граница очерчивает расстояние на которое распространяется звук (крик, шум) или свет, куда достигает брошенный камень. Эта Граница защищает людей от нечистой силы, волков, змей, от града. Волки связаны с душой предка — “пращура” (змея, лягушка, ящерица, волк). Это нечистые, часто дьявольские создания (ср. легенды о создании дьяволом змеи, волка). Представления о людях, которые в определенные календарные периоды принимают вид волков или на некоторое время превращаются в волков по чьёй-то злой воле, относятся к числу древнейших славянских верований. Рассказ о “житии хлеба” мог служить оберегом при встрече с волком. Св. Георгий известен как хозяин волков. Согласно русской легенде, имеющей параллели у сербов в Боснии, в Славонии и у болгар, один пастух, заметив примятую траву под дубом, залез на него, чтобы узнать, что на этом месте происходит. Он увидел, как скачет верхом св. Георгий и за ним бежит множество волков. Остановившись у дуба, св. Георгий стал рассылать волков в разные стороны, указывая им, чем пропитаться, и под конец, когда притащился старый хромой волк и спросил, кого ему есть, указал на того, кто «на дубу сидит». Через два дня пастух слез с дерева и был съеден хромым волком. У русских есть такой обряд: старший в семье перед выгоном скота ходил на луг до зари «выкликать волка»: «Волк, волк, скажи, какую животину облюбуешь, на какую от Егория тебе наказ вышел?» Потом хватал в овчарне первую попавшуюся овцу и закалывал ее — в поле кидали ноги и голову. Ср. русскую поговорку: «Что у волка в зубах, то Егорий дал». В то же время забайкальские старообрядцы считали, что «Егорий Храбрый. от волков скот оберегал». Южные славяне, особенно сербы, считали Гребень действенным средством защиты скота от волков. В представлениях пелымских манси волка создал Куль. Говоря о волке, применяли описательные выражения: «зубастый зверь», сали уй «зверь на оленей», «зверь, кусающий оленей», «ненасытный»; хоза лей «длинный хвост». Локальный дух-покровитель ляпинских манси Сакв-талях-ойка почитался в образе волка или собаки. Считалось, что волчьими жилами можно отомстить вору.

Волк-альбинос. Издавна считался магическим существом. Ею называли "Белый царик" и приписывали ему власть над остальными волками. В одном из повествований Смоленской губернии говорилось так: "Тэй белый царик, кали тронить чилавека, то и уси на яго; а ня тронить, то ни водин ни тронить".

Волкодлак. Вурдалак. Звериное Божество охотничьёй эпохи. Волкодлаки - в славянской мифологии воины-оборотни из свиты Ярилы и Велеса., полулюди - полуволки. Внешним признаком волкодлака является растущая на голове волчья шерсть (длака), заметная уже при рождении. От нее и происходит данное славянское наименование Культ его поддерживался в племенах, считавших своим предком Волка и почитавших его как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому вместо «волк» говорили «лютый», а себя называли «лютичи». Во время зимнего солнцестояния мужчины этих племён надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Так они общались со звериными предками, у которых просили силы и мудрости. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру, становясь волкодлаком. С принятием христианства отношение к языческим жрецам изменилось, и потому словом «волкодлак» (т. е. облачённый в длаку — волчью шкуру) стали называть злого оборотня; позднее «волкодлак» превратилось в «вурдалак». Известен мотив превращения в волка при надевании волчьёй шкуры. Предполагалось, что при ее снятии происходило обратное превращение. Человек мог стать волкодлаком и благодаря колдовству. В литовском фольклоре подобных персонажей называли вилктаками. При этом считалось, что превращение осуществляется при надевании заколдованного пояса (приевита) или перешагивания (перекувыркивания) через пень в который был воткн

Hosted by uCoz