Власий - Водяная женщина
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Гадерея Разделы Раздел В
_________________________________________________________________________
Власий
Власожелищи
Власожелы
Власожельскии Бабы
Властелины иного мира
Власти
Властитель в белом
Властитель пекла
Влашичи
Влхва
Внебрачный ребёнок
Вова
Вовкулак
Вода воин
Вода Триглав
Водан
Воден царь
Воденик
Водило
Водич
Водка
Водные духи
Водные люди
Водовик
Водчий
Водыльник
Водява
Водявка
Водяная
Водяная баба
Водяная женщина
__________________________________________________________________________

Власий. Влас. Христианский святой, епископ Севастийский (ок. 316 г.), день памяти которого отмечается 11/24.II; у католиков Блажей (Блаж). После принятия христианства двойником Волоса, стал св. Власий Севастийский, по простому созвучию имён. Но культ Власия не подтверждает полностью переемственность того, древнего Волоса, которого мы знаем по летописям, и археологическим исследованиям. Хотя Власий, как покровитель скота, может быть наиболее близким образом к Волосу. В Новгороде на холме сохранилась Волосова улица, где с очень давних пор стояла церковь св. Власия. На том же месте (на холме) находилось капище Волоса. По великому почтению св. Власия в самом начале христианства на Руси, тогда, когда еще Русы поклонялись своим Богам, можно понять почему имя бога Волоса быстро забылось, превратившись в массу однокоренных слов. О церквах Власия ходят древние легенды. Известно несколько старых церквей св. Власия в Новгороде, во Пскове церковь стояла на Торгу, затем её перенесли, и за тем, в 1420 году, во время страшной эпидемии псковичи перенесли церковь на древнее место, где был капище Волосово. Во Владимире на Клязьме так-же было капище Волосу. Об этом говорит Никольский-Волосов монастырь. По преданию он стоит на капище Волоса. В народной традиции покровитель скота. В день св. Власия (сменившего Велеса — дохристианского покровителя животных) в Тульской губернии совершался ритуал окликания звезды: когда на небе появлялись звезды, овчары выходили на улицу, становились на руно (шерсть) и пели, призывая звезду осветить “огнем негасимым белояровых овец”, умножить их приплод (чтобы овец было больше, чем звезд на небе). Власий, согласно житию, во время гонений на христиан скрывался в пустынных местах и жил на горе Артеос в пещере, к которой кротко подходили дикие звери, во всем Власию подчинявшиеся и получавшие от него благословение и исцеление от болезней. Мотив покровительства скоту отражен в иконографии св. Власия. Его иногда изображали на белом коне в окружении лошадей, коров и овец или только рогатого скота. В русской традиции Власия звали “коровьим богом”, а день его памяти — “коровьим праздником”. В Новгороде ко дню св. Власия к его образу приносили коровье масло. У белорусов день св. Власия назывался “конское свято”: в этот день объезжали лошадей и устраивали особую трапезу. По северноукраинским представлениям, св. Власий заведует рогатым скотом. В Сибири праздновали день св. Власия как покровителя домашнего скота. В восточной Сербии (Буджак) день св. Власия. считался праздником волов и рогатого скота; в этот день не запрягали волов. Сакральный хлеб или пирог (колач) месили в день св. Власия в Лужице и Нишаве (восточная Сербия); первым разрезал его “за здравие волов” священник (за его отсутствием — хозяин) с молитвой, как на празднике «славы». Болгары лечили раны от “власа” (“волоса”) у скота и людей присыпанием пепла от сожженных волос, шерсти и щетины, состриженной со скота в день св. Власия. “Влас” лечится также заговором и обрядом, “секущим” эту “воловью болезнь”. Другая связь — созвучие Влас - ласка — лежит в основе верованья, что св. Влас охраняет от ласки, которая может вредить скоту. Запреты в день св. Власия на прядение, вязание, шитье соблюдались в Пиринском крае, “чтобы не болел скот и его хозяин, чтобы не появился “влас” в глазах”. В Пловдивском крае на Власия нельзя было причесываться, чтобы не завелись “власы” в глазах. В северной Болгарии на Власия не работали не только ради здоровья скота, но и для того, чтобы хлеб на корню не вырастал без колоса. Икона св. Власия у русских часто висела в хлеву. В день св. Власия к нему обращались с молитвой: “Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли - скакали”. А при первом выгоне скота в Иркутской губернии приговаривали: “Угодник Божей Власеи! Не оставь скотину в путе и в дороге, итить безо всякова препятствия. Ключ и замок — крепкие слова”. В день св. Власия женщину, заподозренную в злых замыслах, зарывали в землю (в частности, чтобы прогнать коровью смерть: для этого же “зорнили пряжу”, т. е. выносили ее “на три зори”). Св. Власий (который также иногда изображается на иконах всадником) и Никола (Николай). В Белоруссии праздник Власия назывался «конское свято» — в этот день объезжают молодых лошадей, не работают на лошадях, устраивают для них специальную трапезу.

Власожелищи. Древнее название созвездие Плеяд. Позднее название “Волосыни” переосмысливается и начинает выступать в ряде вариантов — Волосожар, Весожары, Висожары, Стожары, др.-рус. Власожелищи, Власожелы, власожельскии Бабы и т.п. (ср.сербско-хорв. Влашичи — “Плеяды”, болг. власците — “Орион”, “Плеяды”, власите — “Орион” и т.п.). В ряде этих названии, очевидно, присутствует мотив женщин (ср. Бабы, “Плеяды”); образ волос неизменно связывается с этим мотивом: ср. укр. “Волосом свiтити” — “быть девицей”, “Волосом засвiтила” (о замужней женщине) и т.п.; ср. также волосы солнца как обозначение его лучей при восходе или закате; “непетый волос” (о девице), “петый волос” (о замужней женщине) и т.п.

Власожелы. Древнерусское название созвездие Плеяд.

Власожельскии Бабы. Древнерусское название созвездие Плеяд. В этом названии, очевидно, присутствует мотив женщин (ср. Бабы, “Плеяды”); образ волос неизменно связывается с этим мотивом: ср. укр. “Волосом свiтити” — “быть девицей”, “Волосом засвiтила” (о замужней женщине) и т.п.; ср. также волосы солнца как обозначение его лучей при восходе или закате; “непетый волос” (о девице), “петый волос” (о замужней женщине) и т.п.

Властелины иного мира. К таким Богам относятся Кощей, Баба-Яга. В сказках властелин иного мира предстаёт в разных обличьях, например в облике Кощея (имя происходит от слова «кость» и означает «скелет»).

Власти. В христианских мифологических представлениях ангельские существа. Согласно Евангелиям, власти могут быть как благими силами, так и приспешниками зла. Среди девяти ангельских чинов власти замыкают вторую триаду, в которую кроме них входят еще господства и силы.

Властитель в белом. Белый дедушка. Леший. Образ «властителя в белом» возник на перекрестье образов, характерных для поверий, заговоров, легенд. Так, в заговорах упоминается «белый муж», или «белый царь», нередко ассоциируемый со святым Егорием. Как и леший, святой Егорий — «хозяин» леса, зверей, «волчий пастырь». Многозначный белый цвет характеризует сверхъестественных существ не только как «иных, потусторонних», но и как «истинных, всесильных».

Властитель пекла. Вий, Ний. Наян. Царь подземного мира, подземельный царь. Беспощадный Бог, сын Чернобога (Великого Чёрного Змея) и Козы Седуни, отец Горынь, Святогора, Златогорки, Бури Яги. Воевода войска Чернобога, властитель пекла, повелитель мучений.

Влашичи. Древнее сербско-хорватское название созвездие Плеяд.

Влосатая звезда. Комета. Звезда с хвостом.

Влхва. Колдунья, пророчица.

Внебрачный ребёнок. Причиной непрекращающихся, затяжных Дождей считалось “осквернение воды”. Например, в Боснии думали в таком случае, что в воде есть что-то “поганое” — брошенный когда-то раньше в воду внебрачный ребенок или убитый, и Дождь не прекратится, пока труп не извлечен из воды.

Вова. Фантастическое существо, которым пугают детей; бука. Вовой в русских говорах Карелии (Медвежьегорский район) именуется и покойник, утопленник, являющийся во сне (Черепанова).

Вовкулак. После смерти Здухач становится вовкулаком.

Вода. Воин, богатырь, герой, предводитель воев (воинов), воевода.

Вода. Триглав. Чудинов В.А. полагает возможным предположить, что религия гипербореев была политеистической, хотя и возможно, что одно из божеств стояло выше других. Следовательно, у гиперборейцев было три бога (вернее одна богиня и два бога), и соответственно три главных религиозных праздника. Это торжества, посвященные Великой Матери, Солнцу и воде (Сейду). Главным божеством, скорее всего, была Великая Мать, а Солнце и Сейд могли быть ее детьми. Но возможно, что Солнце было мужем Великой Матери и в результате их слияния, соития появился на свет их сын - Сейд. Причем, даже известно место, где все это происходило, гора Куандеспахк (гора любви или соития). В русских повериях часто персонифицируется вода. Матушка вода. "Прощение у воды" испрашивается больным и обездоленным. Обычай этот покоится на том убеждении, что вода мстит за нанесенные ей оскорбления, насылая на людей болезни. Поэтому, чтобы избавиться от таких болезней, на воду опускают кусочек хлеба с низким поклоном. "Воде и огню Бог волю дал", — говорит народ в утешение и успокоение на те случаи, когда нарушается в природе равновесие и вода, в меру питавшая землю, из явной благотворительницы временно превращается в лютого врага, наводящего страх и отчаяние: "Где много воды — там жди беды"; "Хороши в батраках огонь да вода, а не дай им Бог своим умом зажить". Зовут Воду в народе не иначе как "матушка", "царица". С распространением христианства, вера в божественное происхождение воды хотя и умерла, но на обломках ее выросло убеждение в святости и чудодейственной силе этой стихии. Вит «вода», одна из фундаментальных стихий мироздания. В различных мифологических системах вода рассматривается как исходное состояние всего сущего, как первобытный хаос. В представлениях обских угров состояние исходного «ничего» рисуется безбрежной водой. В мансийском священном предании говорится, что «Вначале было лишь море, земли не было вовсе. Земля, может и была где-то под водой, но даже Торум об этом не знал».

Водан. Один у скандинавов.

Воден царь. Водяной. Дух, обитающий в воде; «хозяин» воды; черт (Дьявол, бес), живущий в воде.

Воденик. Водяной. Дух, обитающий в воде; «хозяин» воды; черт (Дьявол, бес), живущий в воде. «Воденики есть в каждой воды. Чого у нас небольшая копань (пруд), а и тут е воденик» (Петерб.).

Водило. Нечистая сила, которая «водит», заставляет блуждать людей; леший. «В лесу водит» означает, что в нем нечисто, живет нечистый дух (или леший), который сбивает людей с дороги: «Не ходите туда, там водит» (Новг.); «Парня-то водило-водило — на третьи сутки нашли» (Онеж.); «Этот лес нечистый, тама завсегда водит» (Том.). Водило, водка по своим характеристикам похож на блуда. Веря, что человек по большей части не сам теряет дорогу, но его «водит», заводит нечистая сила, крестьяне представляли ее по-разному: и невидимой, и неопределенного облика, и в обличье животных, людей. В рассказе из Мурманской области мужика «уводит» белая важенка; «уводит» кошка (Новг.). «Увести» может нечистая сила в облике двух мальчиков, юношей, двенадцати мужиков, всадника, старушки, знакомых, родственников, попутчиков, под видом предводителя дворянства и жителя соседней деревин. Чаще всего, по поверьям, «водят» (и людей, и скот) леший, черт. Иногда водящая сила невидима и как бы подразумевается. «Вождению» приписывались и несчастные случаи (пропажа людей, скота), никак вроде бы не объяснимые. Их пытались истолковать тем, что человек вошел в лес в «недобрый» час или минуту, попал на невидимый след, дорогу лешего, «сругался на худом следу» и т.п. Избавиться от «уводящей нечистой силы» можно помолившись или, наоборот, выругавшись; переодевшись в вывернутую одежду, переобувшись. «Отводили» блуждающих и молитвы родных, специально отслуженные молебны (во время которых, по рассказам из Мурманской области, переворачивали вверх ногами свечи). «Отводили» заблудившихся и колдуны. Если все это не помогало, человек оставался у нечистой силы, лешего. Хотя представления о «вождении» человека нечистой силой общераспространены, такие названия, как водило, водка, по имеющимся пока материалам, отмечены на севере и северо-западе, в лесных районах России.

Водич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Водка. Водило. Нечистая сила, которая «водит», заставляет блуждать людей; леший. «Ой, видно водка увел: ищем корову, нет ее» (Новг.). Водило, водка по своим характеристикам похож на блуда. Веря, что человек по большей части не сам теряет дорогу, но его «водит», заводит нечистая сила, крестьяне представляли ее по-разному: и невидимой, и неопределенного облика, и в обличье животных, людей. Хотя представления о «вождении» человека нечистой силой общераспространены, такие названия, как водило, водка, по имеющимся пока материалам, отмечены на севере и северо-западе, в лесных районах России.

Водные духи. По серб. поверьям, в Дунае обитает 99 водных духов: сотый — их старейшина. Сербы полагают также, что у дунайских водяных козлиные ноги, уши и рожки, на голове — красная феска (ср. Водяной). См. также Река.

Водные люди. Фараонки входят в один ряд с такими персонажами, как укр. мелюзина, люзона, морьски люди, пол. «мелюзина», «водные люди», словен. «морские девушки», которые также имеют книжное происхождение (трансформация сюжета об античных сиренах). «Фараонами», «фараонками» традиционно называются изображения полулюдей-полурыб в русской деревянной резьбе.

Водовик. Водяной. Дух, обитающий в воде; «хозяин» воды; черт (Дьявол, бес), живущий в воде.

Водчий. После смерти тела дух человека при погребальном обряде слетает с его губ и растворяется в Мире. Тело его истлевает в земле или сгорает на костре. Душу же человека Водчий сопровождает в Пекло.

Водыльник. Водяной. Дух, обитающий в воде; «хозяин» воды; черт (Дьявол, бес), живущий в воде.

Водява. Водяниха. Дух (женского пола), обитающий в воде; утопленница из некрещеных; русалка; чертовка. Женщина с длинными распущенными волосами, обитающая в воде и показывающаяся из нее. Иногда водяниху (водяницу, водяву, водявку) отождествляют с русалкой.

Водявка. Водяница. Иногда водяниху (водяницу, водяву, водявку) отождествляют с русалкой.

Водяная баба. Водяниха. Женщина с длинными распущенными волосами, обитающая в воде и показывающаяся из нее. От новгородцев можно услышать о водяной бабе, которая появляется на том месте, где мельник «отдал головы людей» (посулил их водяному).

Водяная женщина. Водяниха. Женщина с длинными распущенными волосами, обитающая в воде и показывающаяся из нее. По свидетельству из Новгородской губернии, «водяных женщин видят редко. Священник Заболотской церкви отец Андрей шел ночью через плотину к больному. Увидел женщину, чесавшую золотые волосы. Хлопнул ее по заду. Она сказала: „Хорошо, что на тебе сумочка, а то я бы тебя утащила“». Рассказывают о водяной женщине-чертовке жители Забайкалья: «Она может быть красивой или некрасивой, доброй или злой, часто же безразличной. Живет она в воде и то

Hosted by uCoz