Ветер - Вешняя
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел В
__________________________________________________________________________
Ветер
Ветер Лука
Ветер Северный Седориха
Ветерки
Ветреник
Ветрич
Ветровняк
Ветровой дух
Ветрогоны
Ветроносная сила
Ветры
Ветряник
Ветряной царь
Ветряный
Ветряный муж
Вечер
Вечерний или ночной Дух (Дрёма)
Вечерняя Заря
Вечорка
Вешальник
Вешица
Вешница
Вешняя
__________________________________________________________________________

Ветер. Персонифицированное природное явление. Одушевленный, «живой» ветер; персонификация ветра; дух, связанный с ветром или вызывающий ветер. Ветер в поверьях часто предстает живым существом. Жители Вологодской губернии полагали, что ветер — живое существо, сидящее у края неба на цепи. Ветру приписывается человекоподобие. Его часто приглашают на рождественский ужин во Двор.В народных представлениях наделяется свойствами демонического существа. Могущество Ветра, его разрушительная (наравне с градом, бурей, метелью) или благотворная сила (аналогично дождю или солнечным лучам) вызывает необходимость задабривать Ветер: ласково с ним разговаривать, “кормить” и даже приносить ему жертву. Характерно и деление Ветров на “добрые” (например, такие, как “святой воздух” — благоприятный, попутный Ветер) и на “злые”, наиболее ярким воплощением которых является вихрь. В славянских верованиях Ветер обитает в местах далеких, таинственных и недостижимых. Это и глухой лес, и необитаемый остров в океане, чужие края по другую сторону моря, крутая, высокая гора и т.п. В южнорусских областях Ветер представляли себе сердитым стариком, который живет “за морем”. В соответствии с индоевропейскими воззрениями на Ветер как на “дыхание Земли”, местами его пребывания считались различные пропасти, ямы и пещеры. По представлениям южных славян, такие пещеры и пропасти стерегут летучие змеи, одноглазая ведьма или слепой старец, безуспешно пытающиеся закрыть дыру, из которой выходит Ветер. Ветры могут подчиняться высшему божеству: в “Слове о полку Игореве” Ветры — “Стрибожьи внуки”. По руссским верованиям, Ветров много, но главных — четыре (соответственно четырем сторонам света); они “сидят по углам земли”, старший среди них называется “вихровой атаман”: ему повинуются все остальные, он же посылает Ветры и вихри дуть туда, куда захочет. В севернорусской традиции известны “ветряной царь”, “ветер Мойсий”, “ветер Лука”, а также “Седориха” — северный Ветер. В Вологодской быличке рассказывается, что двенадцать ветров прикованы цепями к скале посреди океана; срываясь с цепи, они попадают на землю. Представление о Ветре как об одушевленном, передвигающемся по воздуху существе выражалось и в желании человека пригласить, вызвать Ветер в тех случаях, когда он необходим для хозяйственных и иных нужд (при веянии жита, для работы мельниц и т. д.). У белорусов мельник должен был уметь “запречь ветер”: в частности, вызвать его в затишье, бросая горстями муку с верхушки мельницы. Дар или жертва Ветру встречается у всех славян. Ветер “кормили” хлебом, мукой, крупой, мясом, остатками праздничных блюд; словенцы бросали навстречу Ветру пепел от костей животного, потроха. Чтобы успокоить сильный Ветер, в Хорватии и Боснии сжигали части одежды, старую обувь. Появление Ветра часто связывается с общеславянскими представлениями о Ветре как местонахождении душ и Демонов. Душа (в виде дыхания, дуновения) отождествлялась с воздухом, Ветром, вихрем. Считалось, что с Ветром летают души больших грешников; сильный Ветер означает чью-то насильственную смерть. По польским и словацким поверьям, в завывающем Ветре слышны стоны висельника. Белорусы полагают, что холодный Ветер дует с той стороны, где утонул человек. По украинским верованиям, появление “ходячих” покойников сопровождается порывами Ветра. В Вологодской губернии считалось, что тихий ветерок возникает от дуновения ангелов, а бурный — результат действия дьявольских сил. Ветер сопровождает появление таких демонов, как вилы у южных славян, “поветруля” и “витрэница”, “ветреник” — в Карпатах, ведьма, черт — у восточных и западных славян. По др. представлениям, Ветер появляется, оттого что “дьявол” играет на вербовой дудочке, помощники Ветра дуют в мехи, кузнецы надувают мехи, рушатся деревья, поднимаются морские волны и т.д. Вила нередко отождествляется с ветром, вихрем, в котором она «обитает», «летает», «танцует», особенно часто этот сюжет связывается с Вилой, которую болгары называют юда, сербы и македонцы — самовила. “Злые” Ветры являются источниками болезней. Наиболее страшными считаются духи-Ветры, нападающие на людей и вызывающие эпилепсию, душевное расстройство. По поверьям южных славян, “дикие” и “бешеные” Ветры вызывают бешенство у людей и животных. Ветры переносят различные болезни и небольшие, тихие ветерки: “красный”, “белый”, “голубой”, “желтый” и др. Вместе с дуновением Ветра распространяется не только зараза, эпидемия, но и порча. Например, по русским поверьям, знахари и колдуны портят людей наговорами, зельем, а то и так: “по ветру пускают”. В Польше о чаровнице говорили, что она бросает чары на Ветер, как будто “сеет”. На русском Севере (Шенкурский уезд) считали, что «ветры — это ангелы». «С ветра пришло, на ветер и пошло»; «Спроси у ветра совета, не будет ли ответа?»; «За ветром в поле не угоняешься»; «Ветер взбесится, и с бобыльей избы крышу сорвет» (Даль). В Астраханской губернии именовали северо-западный ветер «Дедом в изорванной шапке», а рыбаки Русского Севера (Олонецкой губернии) представляли северный ветер суровым стариком. В Новгородской губернии считали, что ветры производят ангелы, которых Бог поставил по четырем сторонам света, «они дуют поочередно: один устанет дуть — другой начнет; оттого и ветер бывает с разных сторон. Как долго дует холодный ветер, надоть молиться тихому ангелу (находящемуся на юге), чтобы он задул и перешиб холодный ветер». «Тихий ветер происходит от дуновения ангелов, бурный от Дьявола» (Волог.). Ветры могут изображаться в виде мальчиков, несомых ангелами (лицевые апокалипсисы XVI–XVIII вв.) На картинах Страшного Суда «ангел напущает на грешников бурю, т.е. ветер с громом и молниею. Ветер изображен, согласно преданиям древнехристианского искусства, в виде мальчика, с сиянием вокруг головы, дующего в трубу. Этого символического мальчика держит в руках ангел» (Буслаев). В загадках ветер чаще всего рисуется похожим на быстро передвигающегося, но не имеющего рук и ног человека: «Без рук, без ног, по полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, траву к земле пригибает». Он невидим и обнаруживает себя свистом; он «жеребец, которого всему миру не сдержать». В Новгородской губернии ветер называли «косоруким». Конь, всадник и просто «летящий человек» — традиционные облики ветра в русских поверьях, однако ветер так переполнен жизнью и разнообразными силами, что часто не наделяется каким-то ясным, определенно описываемым обликом, он одушевлен, он «живой». В Нижегородской губернии рассказывали, что ветер «хватает» проклятых, а астраханские рыбаки просили ветер: «Святый воздух, помоги нам!». В сказочных сюжетах «неуловимый ветер» может быть причиной зачатья: он «надувает брюхо» заточенной в башне царевне (сквозь щель). Ветер, особенно сильный, по природе своей существо могущественное, но непредсказуемое. Он то вредит, то помогает. К ветрам, причитая на могиле отца, обращается дочь-сирота. «Благоприятный ветер» — залог удачи в морском путешествии или на промысле: «При езде на воде молятся святому Николаю и вместе с тем бросают в воду хлеб на поветерь — чтобы подул попутный ветер» (Арх.). «В Поморье Кемского уезда пред возвращением промышленников с Мурманского берега домой, бабы целым селением отправляются к морю молить ветер, чтобы не серчал и давал бы льготу дорогим летникам. (Арх.) (Ефименко). По мнению жителей Водлозера, «ветры едут на тройках и дуют, поднимая то попутный, то встречный ветер». В Архангельской губернии гости с моря назывались «ветреными». Бытовали поверья, согласно которым «мельники на ветряных мельницах состоят в дружбе с Ветром, подобно тому как мельники водяных мельниц ведут дружбу с водяными чертями» (Орл.). Интересно, что к ветрам часто обращены не столько промысловые, хозяйственные, сколько любовные заговоры. По общераспространенным поверьям, мор, эпидемия могут приноситься ветром и даже быть ветром, откуда и названия эпидемий — «поветрия»: причина острых заразительных болезней — наказание Божие или «злое поветерье» (Волог.). Есть целый ряд болезней, вызываемых или приносимых ветром, «с ветру». Это ветрянка, притча ветреная (Яросл., Волог.), ветреное, ветряный, ветряной— «болезни от дурного ветра» (Арх., Тобол., Ирк.), поветрен(н)ица, пошерсть (Новг.), повируха, помируха (Волог.) — болезни, распространяемые ветрами; моровое поветрие — чума; летячка — ветряная оспа и сходные с ней сыпи; ветряной перелом — острый суставный ревматизм (Высоцкий). В поверьях «живой» ветер, поветрие и дух ветра (вызывающий или приносящий болезнь) часто трудноразличимы. Это некое налетающее и исчезающее дуновение, порыв ветра, лишь обозначенный названиями «ветер», «ветровой», «ветряный» Ветер — не только самостоятельное живое существо. Он сопровождает лешего, покойника, неясного облика нечистую силу, чёрта, которые сами вызывают ветер пли становятся им. Леший — ветер, вихрь в представлениях крестьян XIX–XX вв. порою заслоняет лешего — «хозяина» леса. Один из наиболее распространенных обликов лешего — летящий «как ветер» конь, всадник или кучер на тройке быстрых коней-покойников. Душа «есть дух, воздух, ветер». «Как латинское animus соответствует греческому auemos— ветер, так и наши дух, душа находятся в коренном родстве со словами дуть, воздух, дым.» (Никифоровский). В популярной среди русских крестьян апокрифической «Беседе трех святителей» говорится, что у Адама «от земли тело, от моря кровь, от солнца очи, от камени кости, от облака мысли, от огня теплота, от ветра дыхание, а дух сам Господь вдохнул». В русских поверьях XIX–XXвв. преимущественное внимание уделяется все же не столько «душе — дуновению», сколько сильному ветру, вихрю. Он понимается как воплощение души (или «посмертный облик») наделяемых особыми, сверхъестественными силами покойников (удавленников, утопленников, опойц) В поверьях XIX–XX вв. ветер двойствен и может действовать самостоятельно, а не только посредством нечистой силы; он скорее вездесущ и непредсказуем, чем губителен.

Ветерки. Бывают тихие ветерки, белый ветерок, голубой ветерок, жёлтый ветерок, красный ветерок.

Ветреник. Ветер сопровождает появление таких демонов, как вилы у южных славян, “поветруля” и “витрэница”, “ветреник” — в Карпатах, ведьма, черт — у восточных и западных славян. В Вятской губернии ветреник — игривый дух, врывающийся зимой в избу с клубами пара. Обычно же непредсказуемый, двойственный ветер опасен.

Ветрич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Ветровняк. Южные славяне обращают внимание на цвет «рубашечки» (околоплодный пузырь): белая предвещает успешную, счастливую жизнь; красная, голубая, зеленая означает, что ребенок может стать убийцей, колдуном или вештицей, морой, ветровняком и пр.

Ветровой дух. Леший традиционно не только лесной, но и стихийный, «ветровой» дух: он может вызывать вихрь, быть вихрем.

Ветрогоны. Дети Мирона Ветрогона. Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету. Мирон – ветрогон. Христианский аналог Стрибога. Его сила приходит 21 августа.

Ветроносная сила. Ветер.

Ветры. Бешеные ветры, дикие ветры, Духи-ветры. Внуки Стрибожьи. Духи у смолян. В Смоленской губернии (и некоторых других) духами именовали ветры: ветры, по мнению юхновских и гжатских раскольников, «суть духи грешных людей. … Духи эти, или ветры, находятся во власти четырех ангелов. Один из этих ангелов находится на восточной стороне, другой на закате, третий на полдне, четвертый на полночи; поэтому и ветры дуют не с одной стороны, а с четырех».

Ветряник. Бороскун. Горный Дух.

Ветряной царь. В севернорусской традиции известны “ветряной царь”, “ветер Мойсий”, “ветер Лука”, а также “Седориха” — северный Ветер.

Ветряный муж. Ветер.

Ветряный. Ветер. Ветряный — дух неопределенного облика, которого в старинном заговоре прогоняют «под куст и под холм».

Вечер. Вечерник. Зорька, Вечорка и Полуночка — три богатыря русской сказки, персонификация основных моментов суточного солнечного цикла. См. Вечорка.

Вечерний или ночной Дух. См. Дрёма.

Вечерняя Заря. Утренняя Заря выводит на небесный свод его белых коней, а Вечерняя принимает их, когда оно, совершивши свой дневной поезд, скрывается на западе.

Вечорка. Вместе с Зорькой и Полуночкой составляет Триглав. Три богатыря, герои устных преданий и русских сказок, персонификация основных моментов суточного солнечного цикла. Варианты названий -- Вечер, Вечерник; Заря - богатырь, Светозор (и Световик), Иван Утренней Зари и Иван Полуночной Зари; Полночь - богатырь, Полуночник и т.п. Во всех событиях, происходящих с ними, ведущим является Зорька. Он побеждает драконов и змеев, как заря побеждает тьму ночи. Вечорка, Зорька и Полуночка — характерные образы мифов о солнце (солярных мифов), аналогичные персонажи есть в мифологиях других народов мира. По легенде три богатыря родятся у вдовы в одну ночь — старший с вечера, средний в полночь, а меньшой на ранней утренней заре. У короля исчезли три дочери, братья отправляются на их поиски. В лесу они находят избушку, останавливаются в ней, решив, что каждый день один из них будет оставаться дома и заботиться о приготовлении еды, а двое других отправятся на охоту. Когда двое братьев уходили охотиться, к оставшемуся являлся “старичок сам с ноготок, борода с локоток” и до полусмерти избивал его; так продолжалось два дня. На третий день дома остался 3орька, который оказался удачливее: он осилил старичка и привязал его к дубовому столбу. Тем не менее старичку удалось убежать. Преследуя его, братья достигли провала в земле. 3орька спускается под землю и последовательно посещает три царства — медное, серебряное и золотое; в каждом из них королевна дает Зорьке сильной воды, с помощью которой он поражает прилетающих Змеев — трех-, шести- и двенадцатиглавого и освобождает всех трех королевен. Они скатывают свои царства в яичко, забирают с собой и вместе со своим спасителем выбираются через провал на землю. Король на радости обвенчал трех братьев и своих дочерей и сделал 3орьку своим наследником. Вечорка, Зорька и Полуночка — характерные образы солярных мифов. Индоевропейские истоки образов Вечорки, Зорьки и Полуночки подтверждаются соответствующими образами в других мифологиях. Ср. древнеиндийскую Ушас, древнеримскую Аврору. древнегреческую Эос.

Вешальник. См. Заложные покойники.

Вешица. Вещица-сорока. Опасная птица-оборотень; ведьма-птица.

Вешница. Весенница.

Вешняя. Весенница.

Hosted by uCoz