Великан - Вертогор
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел В
__________________________________________________________________________
Великан
Великан волот
Великан волшебник
Великан одноглазый
Великанша
Великаны Горыни Виевича
Великаны русские
Великая Лада
Великая Мать гипербореев
Великая Мать русов
Великдоны
Великий дракон
Великий Микола
Великодуб
Великорыбие Огнеродный кит
Велинас
Велунд
Венера
Венера неолитическая
Венич
Вепрь
Верба
Вервольф
Вергогор
Верен из Великограда
Веретейка
Веретеница (весенняя лихорадка)
Веретеница (змея)
Веретенище
Веретенник
Веретено
Веретильник
Веретник
Веретрагна
Веретянка
Верлиока
Верни-вода
Вернигор
Верни-гора
Вертогор
_________________________________________________________________________

Великан. Персонаж славянской мифологии и предании. Великан отличался огромным ростом (мог взять на ладонь пахаря с упряжкой) и силой (бросал камни величиной с мельничный жернов) и т.п. Согласно славянским легендам. В славянской мифологии великаны до недавнего времени населяли северные леса и горы (последний раз их видели у Пановых гор на Волге). Владели черной магией, могли обращаться в скалы и змеев. И в конце концов выродились окончательно, превратились в злобных людоедов и были полностью истреблены. В описании великана соединились черты человека и подземного чудовища. Внешне великан выглядит как человек огромного роста, выше любого дерева или даже горы. В славянских легендах рассказывается о том, что великаны были первыми людьми на земле, они участвовали в устройстве мироздания: насыпали горы, курганы, делали запруды на реках, засеивали растениями поля и леса. Следы этих верований сохранились до наших дней в преданиях, где великаны нередко изображаются полугорами-полулюдьми. Деятельность Великанов могла быть губительной для людей (они разрушали дома, плотины, вытаптывали растительность). Великаны обычно характеризуются как язычники, жившие в дохристианские времена, и в связи с этим им приписывали свойства, которыми обладали людоеды, люди с песьими головами и т.п. (см. Люди дивия). Исчезновение Великанов объясняется тем, что Бог истребил их за гордыню (библейский мотив) и вредоносную силу; Великаны погибли во время потопа или в борьбе с огромными змеями; Великаны исчезли из-за неприспособленности к жизни на земле, из-за невозможности прокормить себя; Великаны были съедены огромной птицей Кук или побеждены человеком с помощью заговора, молитвы. С мотивом гибели Великанов связаны рассказы о нахождении захоронений - курганов и останков непомерно больших костей, которые сохранялись в храмах и ратушах или использовались в народной медицине как средство против лихорадки. В легендах Великаны отождествлялись с “чужими” народами или с воинственными иноземцами — гуннами, татарами, турками, шведами; им приписывается знание латыни. См. также Святогор, Чудь. Живая вода и золотые яблоки обретаются в стране далекой — в вечно неувядаемом саду — и оберегаются драконами и великанами. Врыколак — невидимый зловредный дух, имеющий обличьё великана с одним огромным глазом во лбу. В образе Верлиоки отчетливо видны черты волшебника-великана. Он разрушает все вокруг себя, убивает каждого встречного. Великаны–волоты жили в неприступных горах, дремучих лесах, диких степях, и молва сохранила нам их баснословный облик и чудовищную силу. Согласно широко распространенному фольклорному сюжету, пахарь вытеснил с земли первобытных великанов, воплощение диких, необузданных сил природы. Великанами Горыни Виевича были Вий, Ний, Наян, Царь подземного мира, подземельный царь, Беспощадный Бог, сын Чернобога (Великого Чёрного Змея) и Козы Седуни, отец Горынь, Святогора, Златогорки, Бури Яги, Воевода войска Чернобога, властитель пекла, повелитель мучений.

Великанша. В сказках Лихо предстает иногда в облике великанши, пожирающей людей, встреча с ней может привести к потере руки или гибели человека.

Великаны Горыни Виевича. Вий, Ний. Наян. Царь подземного мира, подземельный царь. Беспощадный Бог, сын Чернобога (Великого Чёрного Змея) и Козы Седуни, отец Горынь, Святогора, Златогорки, Бури Яги. Воевода войска Чернобога, властитель пекла, повелитель мучений.

Великаны русские. Если о чуди, альвах и гмурах более рассказывают сказки, притчи и легенды, то о последних великанах, живших на Руси еще в X веке, сохранилось и сугубо историческое известие. Так, арабский дипломат и уважаемый землеописатель Ибн-Фадлан, посетивший верховья Волги, при дворе болгарского хана видел останки только что убитого великана- людоеда. "И увидел я, что голова его подобна большой кадке, и вот ребра его подобны самым большим сухим плодовым веткам пальм, и в таком же роде кости его голеней и обе его локтевые кости. Я изумился этому и удалился". Сего великана отловили в лесах племени веси (то есть, в муромских лесах). Он был нрава буйного, потому его держали на цепи, а удавами из-за того, что от его крика у женщин случались выкидыши. .

Великая Лада. Дедис-Лада, Дид-Лада, как звал ее один народ, возникший из кремня. Лада.

Великая Мать гипербореев. Дёмин полагает возможным предположить, что религия гипербореев была политеистической, хотя и возможно, что одно из божеств стояло выше других. У гиперборейцев было три бога (вернее одна богиня и два бога), и соответственно три главных религиозных праздника. Это торжества, посвященные Великой Матери, Солнцу и воде (Сейду). Главным божеством, скорее всего, была Великая Мать, а Солнце и Сейд могли быть ее детьми. Но возможно, что Солнце было мужем Великой Матери и в результате их слияния, соития появился на свет их сын - Сейд. Происходило это на горе Куандеспахк (гора любви или соития). У подножья отвесной скалы в ущелье Чивруай была обнаружена загадочная металлическая фигурка (спектральный анализ показал: сплав хрома и никеля), по форме напоминающая известные керамические статуэтки Великой Матери. Сама гора Нинчурт также напоминает материнское лоно. Именно данное обстоятельство, видимо, и привлекало сюда издревле всех, кто поклонялся Великому началу всего живого.

Великая Мать русов. В то время как Перун был мужским богом, похожим на тевтонского Тора, Великая Мать, конечно же, была женщиной-богиней. Следует помнить в данной связи, что социальная организация некоторых досарматских племен азовского региона, подобных савроматам, принадлежала матриархальному типу. Не были ли некоторые из восточных протославянских племен первоначально организованы по матриархальному типу? Следы матриархальных обычаев могут быть обнаружены в русском фольклоре, в особенности в некоторых былинах, равно как и в киевском своде законов, известном как "Русская Правда" (Вернадский).

Великдоны. Каменные бабы или Велени. Кажется это был привеликий народ, и жил он до сотворения солнца. Як послав Господь солнце, стали великодоны выходити на могили, став плювати на него. Господь разгневался и и прокляв их. З того часу вони змньшились и покамнялись.

Великий Дракон. Символом победы Великой Рассении над Аримией 7511 лет назад стал русский воин, пронзающий копьём змея, известный в настоящее время как Георгий Победоносец. Аримия в те времена называлась также и Страной Великого Дракона. Сказка об Иване-Царевиче и Василисе Прекрасной увековечила эту победу (Россия в кривых зеркалах).

Великий Микола. В Костромском крае при болезнях и падеже скота устраивали «Микольщину» («величали Великому Миколе»). Для этого «обещали» новорожденного бычка растить до трех лет, чтобы затем заколоть его до праздника зимнего Николы и справить обед на всю деревню. На Нижегородчине обеденный пир — «Никольщина» — с поеданием трехлетнего быка приходится на мясоед, глухую осень или раннюю весну.

Великодуб. Вертодуб, Дубынеч, Дубыня, Дугиня. Дубьё верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет” или “дубье рвет”. Эти богатыри — не духи-покровители соответствующих объектов (гора, дуб, река), а нарушители их естественных функций: они срывают горы, вырывают дубы, запирают течение рек. Антропоморфические черты этих богатырей слабы и оттеснены хтоническими: гора, дубы (лес) и река (вода) являются местом их обитания.

Великорыбие Огнеродный кит. Змей Елеафам. Кит, на коем земля основана; из уст его исходят громы пламенного огня, яко стреляно дело; из ноздрей его исходит дух, яко ветр бурный, воздымающий огнь геенский. В последние времена он задвижется, восколеблется — и потечет река огненная, и настанет свету преставление. Движение и повороты баснословных китов потрясают землю.

Велинас. Велес. Литовский Велинас выступает, как творец рептилий, волков и чёрных птиц. Так-же Велинаса сравнивают со скандинавским Одином и индийским Рудрой- в том, что его окружают души воинов, велесы, которые могут иметь волчьи обличья. Р.Ридлей считает на более архаичной стадии св. Георгия, бога Волоса, и Велинаса Балтийско/Славянским Mannerbund, вурдалаком- воином, последователем бога-волка, Индоевропейского бога войны. В скандинавии его называли "berserk", воин Одина.

Велунд. Велунд, в скандинавской мифологии чудесный бог-кузнец, сын морехода и морской нимфы, властитель альвов, возлюбленный одной из валькирий. Он прославился как мастер по кольчугам и мечам. Его история немного напоминает историю Гефеста. Можно попробовать сравнить историю и происхождение Велунда с Белом, Белбогом, Белобогом и Велесом.

Венера неолитическая. Возможно, Макошь является образом древнейшей, еще неолитического происхождения, Богини Матери, которая известна, как “неолитическая Венера”. Древнейшая Богиня была подательницей как жизни, так и смерти, изображение ее лица считалось табу, имела большую голову.

Венера. Утренняя звезда (Зорник у болгар, Дарница у сербов). Вечерница у болгар и сербов. Соотносится с судьбами людей и оказывающие влияние на земные события.

Венич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Вепрь. Символами Сварожича являются не только царственные львы, но и вепри (вепрь - это также воплощение индийского Вишну и скандинавского Фрейра). Вепрь, якобы, нападает на небесные светила и пожирает месяц или солнце, что засвидетельствовано еще в сербском Номоканоне по списку 1262 г.: «Влькодлаци лоуноу изедоше или слнце»; змееподобным летающим демонам, драконам; животным — волку, псу, в том числе мифическим: например, шестипалым волку, вепрю, быку (восточная Сербия); нечистой силе, «злым духам».

Верба. У сербов исцеление от болезни осмыслялось как венчание болезни с Вербой: "Я обвенчал свою болезенку с вербочкой". При этом на Вербу ставили зажженную свечу длиной, равной окружности головы больного.

Вервольф. В славянской мифологии считали, что это превращенный колдуном в волка человек и потому он сохранял полное сознание своей принадлежности к роду homo sapiens, и только внешне походил на зверя. То есть русские оборотни были всего-навсего добрыми волками. Считалось, что вернуть ему прежний человеческий вид - вполне реально: для этого следовало надеть на вервольфа снятый с себя пояс, в котором были сделаны узлы, при навязывании которых каждый раз произносилось: "Господи, помилуй". Облачившись в такой пояс, "волк" тут же терял шкуру и представал в человеческом облике. Проклятые и некрещеные дети или ведьмы могли принимать разные вещественные виды и затем тоже оборачиваться в животных.

Вергогор. Вернигор. Горыныч. См. Горыня.

Верен из Великограда. После Кия был Лебедян (Славер), и тот жил двадцать лет. Потом был Верен из Великограда. Он тоже был двадцать лет. А затем был Сержень, который был десять лет.

Веретейка. Веретница. Безногая ящерица, змея-медяница; в некоторых районах — всякая змея и ящерица. Змеи веретенница, веретейка упоминаются в заговорах, а также в обрядовых песнях купальского цикла. Их характеристики не вполне ясны, но, по-видимому, они губительно влияют на людей, плодородие.

Веретеница. Веретейка. Веретельница. Веретеница. Веретённик. Безногая ящерица, змея-медяница; в некоторых районах — всякая змея и ящерица. Название «веретеница», возможно, подсказано характером движения змеи, которая «вьется и вращается», уползая в землю и появляясь из земли, чем напоминает своеобразное веретено. Связь змеи с нитью, с мотивами сакрализованного прядения, шитья традиционна. Веретеницу, как и змею медянку, медяницу, крестьяне наделяют особыми способностями, проявляющимися главным образом в период летнего солнцеворота. «Черный гад, возьми свой яд! И бурый гад, возьми свой яд! И рябый гад, возьми свой яд! И яснецы, и веретенницы!» [из заговора] (Пск.).

Веретеница. Весенняя лихорадка. В. Даль считает ее «одной из сорока лихорадок», «сестер Иродовых». Веретенницей называли также лихорадку, «соскочившую с веретена и заскочившую в пряху» (Демич).

Веретенище. Веретеница. Безногая ящерица, змея-медяница; в некоторых районах — всякая змея и ящерица. «Приплыло тут к ней змеище-веретенище. » [из былины] (Арх.).

Веретенник. Медяница. Веретеница. Безногая ящерица, змея-медяница; в некоторых районах — всякая змея и ящерица. «Тонкая и золотистая змея, укусы которой смертельны. Чтобы не умереть [укушенному], нужно до солнца бежать и стать на камень» (Петерб.).

Веретено. Уподобление Веретена змее выражено в полесском представлении, что оставленные на праздник в хате Веретена «пойдут в лес ужами», что сколько оставишь в хате Веретен, столько увидишь летом змей. Согласно волынской легенде, большая и опасная змея веретеница (Конрад: на самом деле не змея, а безногая ящерица) произошла из Веретена, которым женщина пряла на святки, а потом выбросила, вместо того чтобы сжечь.

Веретильник. Во время ритуальных обходов села Посох может иметь смысл фаллического символа: болгарские «кукеры», севернорусские «веретельники» с посохами и палками в руках преследуют женщин, имитируя известные движения.

Веретник. Существо птицезмеиной природы, вампир.

Веретрагна. Имена Святогора типа Ветрогор или Ветрогот, а также Веретник, делают возможным предположение о связи этих имен и имени Святогор с иранским божеством Веретрагной, одна из инкарнаций которого — сокол; ср. также птицу Рарога.

Веретянка. Веретеница. Безногая ящерица, змея-медяница; в некоторых районах — всякая змея и ящерица. На Урале веретянками именовались змеи «цветом серые или серопестрые, как будто исписанные, небольшие, величиной с обыкновенное бабье веретено, даже на него похожие. По сходству с веретеном, змею этой породы казаки называют веретянкой. Змеи эти, опытом дознано, злы и ядовиты».

Верлиока. Сказочное чудовище у славян, обитающее в глухом лесу, разрушитель и истребитель всего живого. Встречается в русском, украинском и белорусском фольклоре. Описание Верлиоки достаточно традиционно для сказки, говорится, что он "ростом высокий, об одном глазе, в плечах пол-аршина, на голове щетина, на клюку опирается, сам страшно ухмыляется". Это описание совпадает с изображениями некоторых персонажей детских страшилок. В образе Верлиоки отчетливо видны черты волшебника-великана. Он разрушает все вокруг себя, убивает каждого встречного. После гибели Верлиоки действие злого волшебства прекр

Hosted by uCoz