Вампир - Варвара святая
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы РАздел В
__________________________________________________________________________
Вампир
Варвара святая
_________________________________________________________________________

Вампир. Вурдалак, ламия, "не-мертвый" (undead), полуночник, кровосос, вещий (кошубск.: vieszcy; немецк.: begierig, unbegier, blutsauger), польск.: upior, upierzyca; чешск.: upir, uperice; истриянск.: strigon; белорусск.: вупыр; ст.славянск.: вам-пир, упир, упырь, впир, вампера, упирина, упирица, упирjя; литовск.: опойца (wempti, alu wempti, wampiti, vapi, avpi); хорутанск.: pijawica; украинск.: мара; словацк.: mory, mury, morusi, murasi; валахск.: murony, priccolisch (то ли валахские вампиры и впрямь были "приколистами", то ли сами валахи не лишены чувства юмора :) ; чувашск.: вупар, вопар; татарск. и башкирск.: убыр, увыр; карачаевск. и гагаузск.: обур; тобольско-татарск.: мяцкай, мэцкэй, купкын; индуистск.: ветал, бхут; римск.: стрига, стринга; кроме этого шведские и скандинавскме mara, английские nightmare и голландские neehtmeer являются чем-то средним между вампирами и черными эльфами, хотя само слово nightmare в переводе означает "ночной кошмар" или в другом значении — "инкуб". Вампир - оборотень-кровосос; упырь, ведьмак. Покойник, встающий по ночам из могилы. Вампир вредит людям и скоту, пьет их кровь, наносит ущерб хозяйству. Представления о Вампирах у славян наиболее развиты на Балканах, к северо-востоку славянского мира они ослабевают. Это название мало распространено в России. По мнению В.Даля, оно «придается сказочному оборотню, который по смерти летает кровососом, загрызая людей». «Представление о кровожадном вампире проникло из Западной Европы только на Украину (упир) и в Белоруссию (вупор). Вампир, как и заложный покойник, не подвержен тлению. Он лежит в гробу лицом вниз, лицо у него красное. Ночью он приходит в дом своего прежнего врага, а иногда и друга или родственника, ложится на грудь своей жертвы, прижимается губами к ее сердцу и пьет горячую кровь. Язык у него острый, как жало змеи. У человека, ставшего жертвой вампира, появляется лишь маленькая, едва заметная ранка, однако он становится все бледнее и погибает. Как и заложным покойникам, вампирам, лежащим в могиле, втыкают в грудь осиновый кол, и после этого их ночные блуждания прекращаются. В некоторых местах украинцы верят, что мертвого вампира носит на спине живой. Считается, что вампиры обоих полов приносят и распространяют разные эпидемические болезни» (3еленин). В великорусских поверьях существа, в какой-то степени напоминающие вампиров, — еретики, упыри, ведьмаки). У восточных славян (прежде всего у русских) вариантом Вампира является «ходячий покойник». На Украине, западе Белоруссии и юге России смешиваются образы Вампира и колдуна. Упоминания о Вампирах встречаются в древнерусских письменных источниках начиная с XIV в. Вампиры — это покойники, умершие неестественной или преждевременной смертью: самоубийцы, умершие от ран, от эпидемических болезней, не отпетые, умершие без исповеди. Вампирами становятся развратники, убийцы, скупцы, пьяницы и другие грешные люди, колдуны, знахари и т.д. Южные славяне считали, что с момента смерти до похорон существует наибольшая опасность превращения в Вампира: если над телом покойника передадут какой-нибудь предмет или на него что-нибудь уронят, если через него перескочит животное или перелетит птица, если на него попадет дождь, если люди, несущие покойника на кладбище, обернутся назад. В ряде случаев считалось, что превращение в Вампира зависит от судьбы: Вампирами становились люди, зачатые в «злую» минуту, в пост или праздник, родившиеся в сорочке. По южнославянским поверьям, покойник может превратиться в Вампира в течение 40 дней после погребения. Если за это время Вампир не будет уничтожен, то от выпитой крови он приобретает силу и может долго жить среди людей, не возвращаясь в могилу. Чаще всего Вампир имеет облик конкретного умершего человека, одетого в смертную одежду. От обыкновенного человека его отличает ряд особенностей: поляки полагают, что у него огромный рост, болгары — что у него огромная голова, украинцы считают, что у Вампира есть хвост. По польским представлениям, у него нет бровей, по болгарским и сербским — носа, по болгарским — хребта и рук. Характерная общеславянская особенность Вампира: его необычайно красное лицо и глаза. Южные славяне считают, что Вампир раздут, как мешок, потому что у него вместо тела одна кожа, полная крови. Вампир может принимать облик любого животного, особенно того, которое перескочило через его тело перед погребением. Вампир встает из могилы ночью. После пения первых петухов Вампир должен возвратиться к себе в могилу. Его нападениям подвержены прежде всего его родные и знакомые, маленькие дети, молодожены, молодые люди брачного возраста, женщины, спящие люди. Вампир душит свою жертву или выпивает у нее кровь. Вампир может свести в могилу всю свою семью, отнять здоровье у родных. Поляки и кашубы считают, что Вампир убивает людей, звоня в колокол или выкрикивая имена: кто его услышит — умирает. Украинцы, сербы и болгары верят, что Вампир бывает виновником стихийных бедствий, в том числе града, и эпидемий, особенно чумы. На Украине еще в XIX в. были известны случаи сожжения людей, считавшихся Вампирами. По южнославянским поверьям, Вампир сожительствует с женщинами, в том числе со своей вдовой, болгары считают, что он обесчещивает девушек. По сербским верованиям, дети, рождающиеся от связи с Вампиром, сами становятся Вампирами, или людьми, способными видеть и убивать Вампиров. Южные славяне и украинцы считают, что Вампир вредит также и домашним животным: пьет их кровь, гоняет всю ночь лошадей и коров, отбирает у них молоко. Вампир разоряет хозяйство: разбрасывает по дому вещи, путает нитки в ткацком станке, разливает воду. Оберегами от Вампира служат: огонь, режущие и колющие предметы, специальные заклинания и молитвы. Основным является строгое выполнение предписаний и запретов на похоронах: покойника ни днем, ни ночью не оставляют одного, не гасят свет в доме, изгоняют животных. Чтобы предотвратить перевоплощение в Вампира, у трупа протыкают иглой кожу, рассекают труп на несколько частей и так хоронят, подрезают под коленками жилы, втыкают в пятки острые предметы. Вампира старались уничтожить, вбивая в его тело или могилу кол: у восточных и западных славян — осиновый, у южных — терновый. У всех славян могилу, где лежал Вампир, разрывали, отрубали умершему голову и клали ее между ног лицом вниз, у южных славян труп выкапывали и сжигали или перезахоранивали. Нечистая сила боится даже упоминания о Железе, поэтому у болгар оберегом от вампира служит фраза «дайте мне соленое железо». Болгары умываются отваром Зверобоя, чтобы избавиться от злых духов: от чумы, караконджула, таласыма, вампира. Боярышник, в частности, может спасти человека от вампира: его ветки и шипы помещают в воротах и над окнами домов на ночь, шип из боярышника втыкают в покойника, если подозревают в нем вампира; чтобы умерший некрещеным ребенок не стал вампиром, его хоронят под кустом боярышника. Брань широко используется в роли оберега: ею прогоняют лешего, домового, русалку, ходячего покойника, вампира и т.п. В «глухую пору» люди шли на кладбище, раскапывали там могилы вампиров и протыкали их колом, чтобы они не «ходили» и не вредили людям. В Карпатах считают, что он говорит только своим голосом. В Македонии клали Нож под голову умершему, чтобы он не превратился в вампира. В отличие от людей, у чертей и вампиров нет Костей (серб., Косово). Наличие «лишних» Костей также свидетельствует о не вполне «человеческой» природе того или иного существа. В Польше рожденных в «Рубашке» (околоплодный пузырь) детей считают колдунами и вампирами. Верят также, что родившийся в «сорочке» может сглазить человека, скот. В Сербии и на Западной Украине вампиров и ведьм сжигали на огне из терновника или боярышника, в Чехии в костры, разводимые в Юрьев день, клали ветки крыжовника и терновника, чтобы к дому не приближалась нечистая сила. В юго-западной Болгарии (Каменина) Гребень ставили над умершим и зажигали на них свечи, чтобы защитить дом в случае, если покойник станет вампиром. Вампиры мучают людей, обратившись в черную курицу (словен.). Голосом нарушается невидимая граница между человеческим и потусторонним миром: человек умирает, услышав голос вампира. Если Здухач отдает себя в распоряжение дьяволу, то после смерти он может превратиться в вампира. Зуб бороны вбивают в голову мертвецу, если опасаются, что он станет вампиром. Вампир происходит из Двоедушников. Польский вампир отнимает у людей здоровье или жизнь. Избавляясь от вампира, поджигали старые тряпки ночью, во время его предполагаемого появления. Вампир бранится. Капанцы обмывали покойника водой с Вином; эгейские македонцы иногда обмывали покойника Вином или мазали его тело маслом, «чтобы он не стал вампиром». Сербы в Лесковацкой Мораве с той же целью покойнику лили воду от только что сваренной кутьи и горячее Вино в глаза, уши, рот. Могилу вампира посыпали солью, чтобы его дух не возвращался в село (болг.). От соли распадаются чары и колдовство, сглаз и порча. На Карпатах и в Польше гроб выносили через Окно или через специальный лаз под порогом, чтобы покойник не стал вампиром. Нельзя показывать ребенку в возрасте до одного года зеркало — заглянет и может навсегда стать, когда вырастет, вампиром (упырем) или "двоедушным" колдуном. Опасными были вампирские свойства Вештицы. Считалось, что она поедает младенцев и человеческие сердца: чудесной палочкой, прутом, веткой Вештица дотрагивается до груди спящего человека, вынимает сердце, поедает его, а тело спящего к утру срастается. Люди, сердца которых съели Вештицы, в дальнейшем неизбежно погибают (например, под упавшим деревом или от удара молнии). Особенно часто объектами нападений Вештиц были беременные женщины и новорожденные. Вештица могла вынуть плод из материнской утробы, съесть его, пила кровь детей. О внезапно умершем, не болевшем до того ребенке говорили: “Проклятые вештицы выпили его сердце”. Отдельные свидетельства называют в качестве последствий Инцеста рождение вампира, ведьмы, волколака, змея или превращение в них человека. По украинским и польским поверьям, вампир показывался иногда в виде человека, несущего свою Голову под мышкой. По болгарским поверьям, у вампира огромные Голова и зубы. Чтобы уничтожить вампира, у всех славян разрывали его могилу, отрубали Голову и клали ее между ногами лицом книзу. По южнославянским представлениям, на Чердаке укрываются зловредные демоны: ночью туда приходит вампир; в корзине с шерстью там сидит Чума или Оспа, а на святках появляются караконджолы. Повсеместно распространено мнение, что пока нечистый дух (или вампир, ведьма) не распутает всех Узлов, он не может повредить человеку. После смерти Двоедушник становится вампиром. От выпитой крови оставшаяся в живых нечистая душа Двоедушника набирает силу и материализуется. После смерти двоедушника его второе Сердце продолжает биться, и он становится вампиром. Рождение ребенка с двумя Зубами осмыслялось как признак его демонической природы: он мог стать колдуном, ведьмой, вампиром, двоедушником, а после смерти ходячим покойником. Самым большим наказанием считается смерть без покаяния и без свечи: покойник будет блуждать во тьме, станет вампиром и т.п. Согласно общеславянским поверьям, из Детей Некрещёных происходят многие мифологические существа, в том числе и вампир. Считается, что на крыше мельницы ситдит вампир. У балканских славян прут боярышника служил зашитой от вампира. Говорят, что у вампира после смерти и в могиле продолжают расти Ногти и волосы. У восточных славян, а также в Польше осиновый кол втыкали в могилу «ходячего» покойника или вампира. Нередко это делали еще при похоронах, чтобы умерший не превратился в «ходячего» покойника. У сербов имя вукодлак обозначает вампира, образ которого вобрал в себя основные признаки Волколака. В болгарской традиции под волколаком также часто понимается вампир, но сохранились представления и о Волколаке как о человеке-оборотне, и об убийстве охотником волка, под шкурой которого оказывается человек. Чтобы воспрепятствовать превращению умершего в “ходячего” покойника или вампира, поляки облепляли шею усопшего пятью шариками из воска, украинцы возлагали на грудь покойному восковой крестик, а в руку вставляли свечу. Чтобы покойник не стал «ходячим» или вампиром, считалось, что надо колоть Иглой (терном, ножом) ему лицо, ухо, шею, живот (серб.). Чтобы покойник не стал вампиром, его покрывали конопляным полотном (сербы), опоясывали поверх рубашки пасмом Конопли, могилу обкладывали Коноплей или конопляной паклей и поджигали (болгары). Чтобы проверить не превратился ли покойник в вампира (об этом свидетельствует, по поверьям, нетленность тела), устраивают (в южной Македонии, юго-восточной Сербии, некоторых р-нах Боснии, Герцеговины и Далмации, северо-западной Словении, спорадически в Хорватии, северной и юго-восточной Болгарии, а также в греческой Македонии, православной Албании и Румынии) вторичное погребение в одну из поминальных суббот (через три, пять, семь, реже девять и более лет). Если вампиризм устанавливался, то принимались защитные меры: труп сжигался или пробивался колом из боярышника. Шипами прокалывали пятку или живот покойнику, чтобы он не превратился в вампира. Вампиры - это покойники, умершие неестественной или преждевременной смертью: самоубийцы, умершие от ран, от эпидемических болезней, не отпетые, умершие без исповеди. Вампир обладает способностью к оборотничеству. Вампиры появлялись на земле в различных ипостасях.

Варвара святая. Женщины, прядущие в неурочное время, колют своими Веретенами саму Параскеву Пятницу, св. Варвару или Богородицу, которые являются к ним в истерзанном виде как укор в совершенном грехе.

Hosted by uCoz