Усопшие души - Ушас
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел У
__________________________________________________________________________
Усопшие души
Усопший
Усуд
Усынеч
Усынка
Усыня
Усыня Змеевич
Утка
Утопленники
Утопленницы-мавки
Уточка
Уточка серая
Утренняя Венера
Утрий
Утушка
Ученик
Ушас
__________________________________________________________________________

Усопшие души. Поскольку души умерших часто представляются в виде стада, пасущегося в загробном мире, и образ Волосынь, хотя и косвенно, тоже связан с мотивом смерти, и для Волосынь может быть реконструирована функция связи с миром усопших душ.

Усопший. В Полесье существует много быличек, в которых рассказывается, как прохожий видит над свежей могилой пар, принимающий образы женщины в белом платье, столба (или огненного воздушного столба); самого усопшего. Это привидение преследует человека, когда ветер дует тому в спину, а догнав, садится на пленника и убивает.

Усуд. Суд. В мифологии южных славян так зовется божество - вершитель судьбы. По своей прихоти оно рассыпает в роскошном дворце то золото, то глиняные черенки - так рождаются богатые и бедные, счастливые и несчастные.

Усынеч. Усыня, Усынка. Один из трёх богатырей: Усыня, Горыня и Дубыня. Усынеч “спёр реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит да кушает”, “одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут” и т.п. Эти богатыри — не духи-покровители соответствующих объектов (гора, дуб, река), а нарушители их естественных функций: они срывают горы, вырывают дубы, запирают течение рек. Антропоморфические черты этих богатырей слабы и оттеснены хтоническими: гора, дубы (лес) и река (вода) являются местом их обитания. Змеиная природа Усыни непосредственно проявляется в сказке, где действует “птица Усыня змей о 12 головах” (“сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат” — ср. мотив ширины плеч). Иногда упоминается булава или дубина Усыни при том, что этим оружием громовержец Перун поражает Змея.

Усынка. Усынеч, Усыня.

Усыня Змеевич. Великан, охраняет проход в пекельное царство. Рразлилась Смородина, в три версты шириною стала. Запрудил эту реку Смородину сам могучий Усыня Змeевич. Ртом Усыня Смородину запер, усом ловит он осетров в реке. Выезжал к нему грозный Велес: - Ай, довольно тебе - рыб ловить в реке! Уж мы съедемся в чистом полюшке! Мы поборемся с тобой, побратаемся - да кому Род небесный поможет? Соезжалися Велес с Усынею, они бились-дрались трое суточек - бились конными, бились пешими. У Усыни нога подвернулась, и упал тут Усыня Змeевич. И взмолился Усыня Велесу: - Ты не бей меня, буйный Велес! Лучше мы с тобой побратаемся - буду я тебе братцем названным! Тут соскакивал Велес со Змeевича. Стал Усыня ему братцем названным. Славянские титаны - это Святогор, Златогорка, Горыня, Дубыня и Усыня, Кащей. С этими богами боролись боги славян, подобно тому, как боги греков противостояли гигантам и титанам. "Допотопные" мифы (события в "Песнях птицы Гамаюн" заканчиваются Всемирным Потопом) повествуют о борьбе ариев-праславян и атлантов-титанов.

Усыня. Усынич, Усынка, Крутиус. Персонаж русских сказок, сопоставим с образом дракона или змея, запруживающего воды своими «плечами». Слово «усы» предположительно является переносом названия плеча. Поскольку слово “усы” является метонимическим переносом названия плеча („ус" из индоевроп. *oms-), Усыня сопоставим с образом дракона или змея, запруживающего воды своими “плечами”. Усыня - один из трёх богатырей: Усыня, Горыня и Дубыня. Усынеч “спёр рекуртом, рыбу ловит усом, на языке варит да кушает”, “одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут” и т.п. Эти богатыри — не духи-покровители соответствующих объектов (гора, дуб, река), а нарушители их естественных функций: они срывают горы, вырывают дубы, запирают течение рек. Антропоморфические черты этих богатырей слабы и оттеснены хтоническими: гора, дубы (лес) и река (вода) являются местом их обитания. Змеиная природа Усыни непосредственно проявляется в сказке, где действует “птица Усыня змей о 12 головах” (“сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат” — ср. мотив ширины плеч). (Худяков, 1964). Иногда упоминается булава или дубина Усыни при том, что этим оружием громовержец Перун поражает Змея. Усыня «спер реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит да кушает», «одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут», «сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся. крылья на версту лежат». ... Мужик одним усом мельницу держит, которая на двенадцати камнях лежит, другим тучи подпирает.

Утка. У славян утка, водоплавающая птица, — символ ночного пути солнца по подземному морю, в то время как кони — символ его дневного пути.

Утопленники. Хорваты пересылали утопленнику свечу, которую не смогли зажечь в момент его смерти: втыкали ее в номинальный хлеб и пускали его вниз по реке. В южнослав. (особ. сербской) традиции власть над тучами приписывается так наз. погибалцам, т. е. "нечистым", "заложным покойникам" (людям, умершим внезапной и неестественной смертью), прежде всего. Водяные происходят из душ утопленников, в частности тех, чьи тела не были похоронены, из утонувших. Главной причиной 3асухи считается “осквернение земли”, т.е. погребение нечистых покойников — самоубийц, утопленников и т.п., которых “земля не принимает”. (см. Заложные покойники). Отсюда такие древние способы магического прекращения засухи, как разрушение могилы, выбрасывание трупа в воду или современный, “ослабленный” вариант — разрушение, снятие креста с могилы (прежде кресты на таких могилах не ставились). Утопленникам приписывается власть на дождём. Считаются хозяевами и предводителями туч — небесных стад коров, быков, волов и т.п. Сербы для отгона грозовых и градовых туч обращались к последнему в селе утопленнику или висельнику, называя его по имени и заклиная отвести своих “говяд” от полей и угодьев. На Волыни считается, что самоубийцы, висельники, утопленники, а также разбойники после смерти превращаются в звезды и обрекаются на «вечное скитание». Поляки верят, что утопленники, обитающие в водоворотах, особенно активны в воскресный день. Южные славяне приписывали “производство” града покойникам- грешникам, утопленникам. Существуют поверья о браке чёрта с утопленницей. Утопленницы-мавки у славян считались русалки и вилы.

Утопленницы-мавки. Божествами влаги и плодородия у славян были русалки и вилы, выливающие на поля росу из волшебных рогов. О них говорили то как о девушках-лебедях, прилетающих с небес, то как о хозяйках колодцев и ручьёв, то как о мавках-утопленницах, то как о полудницах, бегающих в полдень по хлебным полям и придающих силу колосу.

Уточка серая. Воля. У русских воля наделяется зооморфными свойствами: ее запрягают, она бежит лисицею, куницею, имеет крылья, улетает от невесты птицей, садится утушкой на заводи, плавает рыбкой в озере, а жених ее вылавливает; во время мытья невесты в бане она принимает облик угля, огня, серой уточки, горностая, белой лебеди. Воля предстает также красной девушкой, рыдает, сердится, кланяется, молится в церкви, венчается.

Уточка. Птица, породившая мир. В легендах о сотворении мира её часто заменяет сатана. Иногда она раздваивается и предстает в виде белого гоголя (который и есть бог) и черного гоголя - сатаны. В Песне птицы Гамаюн говорится, что вышла на берег из моря серая уточка. Стала утка яички откладывать, не простые яички, волшебные. Скорлупа у одних - железная, у других - из чистого золота. В тех яичках силушки две упрятаны-схоронены - Явь и Навь. От Уточки и Нави из яйца родился Ворон.

Уточка. Птица, породившая мир. Иногда она раздваивается и предстает в виде белого гоголя (который и есть бог) и черного гоголя — сатаны.

Утренняя Венера. Вместе с Вечерней Венерой оказываются близнецами, братом и сестрой, которые женятся, не подозревая о родстве между ними.

Утренняя Заря. Утренняя Заря выводит на небесный свод его белых коней, а Вечерняя принимает их, когда оно, совершивши свой дневной поезд, скрывается на западе.

Утрий. В христианском апокрифе "Хождение Богородицы по мукам" данго определение язычников: "это те, которые богами называли; солнце и месяц, землю и воду, зверей и гадов, кто в жестокосердии своем дал богам имена, как людям, и те, которые почитали Утрия, Трояна, Хорса, Велеса, превратив бесов в богов. И в этих злых богов верили люди".

Утушка. У русских Воля наделяется зооморфными свойствами: она садится утушкой на заводи, а жених ее вылавливает. Воля-утушка предстает также красной девушкой, рыдает, сердится, кланяется, молится в церкви, венчается.

Ученик. В сказках типа «Хитрая наука» убегающий от колдуна ученик превращается последовательно в коня, ерша, кольцо, зерно, ястреба, а его преследователь, соответственно, в волка, щуку, человека, петуха и т.п.

Ушас. У древних индийцев утренняя заря. Это слово, похоже, имеет один корень со славянским словом Авсень, часто тоже обозначавшем утреннюю зарю.

Hosted by uCoz