Уаиг - Упырица
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел У
__________________________________________________________________________
Уаиг
Убийцы
Убор
Убыры
Уводила
Уводна
Уголь
Угорь
Угорь-рыба
Уд
Удавка
Удавленник
Удаганка
Удельница
Удод
Удрзец
Уж
Укрут
Уланище
Ума
Умершие
Умран
Умрун
Ундина
Упырица
__________________________________________________________________________

Уаиг. Ваюг. В осетинской мифологии великан. В нартском эпосе уаиг: одноглазый великан с пёстрой бородой и даже семиголовый великан. Уаиг населяют башни, замки, пещеры, ведут борьбу с нартами и терпят от них поражение, так как глупы и неуклюжи. Осетины представляли уаиг людьми высокого роста в чёрных бурках, они часто селятся в жилом доме, причиняя неприятности его обитателям. В эпосе известны уаиг - Тыхыфырт Мукара, его предкам нарты платили дань девушками, Сайнаг-Алдар, которому Батразд отсёк правую руку за кровь отца, Алаф, повадившийся ходить к нартам на танцы, где он ломал ноги нартской молодёжи.

Убийцы. Вампирами становятся развратники, убийцы, скупцы, пьяницы и другие грешные люди, колдуны, знахари и т.д.

Убор. Болгарский вампир, питающийся навозом.

Убыры. Ведьмы, в мифологии татар. Они подбивают людей на плохие дела. Также они могут оборачиваться волками, однако смертельно боятся солнечного света, да настолько сильно, что даже ради спасения своих волшебных беляшей они не могут остаться на солнечном свету.

Уводила. Лесной Дух. Детей и доныне пугают Манилой и Уводилой — они закладывают людям путь к родному дому, заставляют подолгу плутать. А тем молодицам, которые по каким-то причинам пробудут в лесу в одиночестве (допустим, в охотничьёй избе) две-три недели, грозит беда: могут стать "лесными девками" -— колдуньями — и смешаться с тамошними божками.

Уводна. Водило. Нечистая сила, которая «водит», заставляет блуждать людей; леший. Невидимый «увод» исчерпывающе характеризует часто встречающаяся в подобных повествованиях безличная форма: «увело», «завело», «унесло» и т.п. Причинами «увода» обычно считали сказанное вслед недоброе слово (особенно «веди, леший», «понеси, леший»), проклятье, уход из дома и появление в лесу без предварительной молитвы, без обращения к лесному хозяину, по «запретным» дням, а также шумное, беспокоящее (или привлекающее) лешего поведение в лесу.

Уголь. У русских Воля наделяется зооморфными свойствами: ее запрягают, она бежит лисицею, куницею, имеет крылья, улетает от невесты птицей, садится утушкой на заводи, плавает рыбкой в озере, а жених ее вылавливает; во время мытья невесты в бане она принимает облик угля, огня, серой уточки, горностая, белой лебеди. Воля предстает также красной девушкой, рыдает, сердится, кланяется, молится в церкви, венчается.

Угорь. Относится к гадам. Животные, выделяемые в традиционной народной культуре в особый класс хтонических животных. Из рыб к гадам относятся змеевидные вьюны, угри, миноги, которых называют “слепой гадиной” или “змеевым братом”. Полагают, что они спариваются со змеями, и считают их змеей в девятом или двенадцатом поколении.

Угорь-рыба. Чудом морским" называет иногда народ угорь-рыбу. На утренней ранней зорьке выметывается угорь-рыба в Семен-день на берег и ходит- перескакивает по лугам на три версты, по росе. Смывает- сбрасывает с себя она. все свои лихие болести - на пагубу человеку. Потому-то и не советуют знающие люди выходить до спада росы в этот день на берег реки. Угорь слывет на деревенской Руси запрещенной рыбою. Можно его есть, говорят сведущие старики, только тогда, когда "семь городов наперед обойдешь - никакой яствы не найдешь", да и тогда запрещается вкушать голову и хвост угря. Народное суеверие принимает его за "водяного змея, хитрого и злобного", поясняя при этом, что за великие прегрешения этому змею положен запрет на жало: "не жалить ему веки вечные, ни человека, ни зверя". Знахари заставляют угря быть вещим помощником их гаданий: они кладут его на горячие уголья и, по направлению его прыжков, стараются обозначить место, где укрыта похитчиком какая-либо пропавшая вещь.

Уд. Одно из самых древних и потаенных славянских божеств, дух-покровитель любовной связи, любострастия. В "Слове об идолах" (начало XII в.) сказано, что славяне-язычники "чтут срамные уды и в образ сотворены, и кланяются им, и требы им кладут". Молва живописует Уда статным кудрявым молодцем, восседающем на туре. Рога тура повиты венком из калины - символом девичества, а сам Уд держит в руке деревянное копье, к тупому концу которого привязаны две круглые деревянные погремушки. Для приворожения божества под постель клали стебель посвященного Уду кокушника длиннорогого - растения с ярко-красной головкой. Стебель его обвивали травой любкой: ее цветы распускаются к вечеру и открыты ночью, оттого и зовется она любка-ночница. В глухой лесной чащобе устраивались капища, посвященные Уду: в дно водоема забивались в виде овала колья с фаллическими символами. В ночь полнолуния неплодная женщина заходила по пояс в воду и, поглаживая руками головки кольев, молила о чадородии. Такое омовение было непременно тайным, о нем не знал никто, кроме ведуна. В своем "Толковом словаре" В.И. Даль приводит такую цепь производных от слова "уд": удить (в значении полнеть), узы (связь), ужик (кровная родня). В позднейшие времена чародейное могущество Уда было поделено между Ярилой, Ладом, Купалой, Припекалою.

Удавка.

Удавленник. В Костромской обл. бытует поверье, что на «том свете» удавленники превращаются в Коз.

Удаганка.

Удельница. Дух-похититель доли, счастья, судьбы и дающий другой удел в жизни: болезнь, смерть, уродство. Гений злого рока: черный, волосатый, растрепанный. Они преждевременно вынимают младенца из материнской утробы и уродуют его, мучают родильницу. Если беременная женщина спит навзничь, нараспашку, без пояса, а на столе оставлен нож, удельницы вынимают им младенца. Оттого рождаются уроды или живот оказывается пустым, хотя бы налицо были все признаки беременности. Подобно ведьмам и вещицам, удельницы летают сороками и при встречах рассказывают друг другу о своих злых делах. Удельницы нападают на человека, и тогда с ним случается удар или родимец: они бьют и ломают его тело. Для излечения одержимого садят их на три соломенных креста, он спит на них шесть недель; призывают в заговорах-заклятиях Илью - пророка, чтобы он пришел "на черном облаке и на огненной колеснице, и натянул бы лук свой, и спустил бы калену стрелу, и убил бы врага, и очистил бы врага от жильне-трясущих ударов". Удельницы имеют доступ к человеку в злые минуты дня, в полдень и на закате солнца. Они показываются на росстанях: черные с длинными распущенными волосами. На росстанях ставят кресты, после чего удельницы исчезают. Чёрного Цвета обычно демонологические персонажи (появляются также в виде черного животного или предмета): черт, банник, овинник, полевой дух «удельница» (рус.).

Удод. Лишенные души евреи могут быть превращены в различных животных, считается, что в удоде живет душа еврея; ср. славянские названия этой птицы — «kukulka zydowska», «жидивска зозуля», «еврэйска зозуля» и одновременно «московска зозуля»). В Польше удода принимают также за «еврейского бога» («bozka zydоw» или за «ducha zydowskiego».

Удод. Птицы (желна, ласточка, удод), змея, черепаха или еж являются обладателями разрыв-травы.

Удрзец. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Уж. Домовой. Господарик. В Белоруссии и соседних с ней областях домового почитают в образе настоящего ужа, живущего под печью; хозяйки называют такого ужа господариком и кормят молоком. Обычай держать в домах ужей с глубокой древности известен всем славянам: ужи считались охранителями посевного зерна, потому что их боятся мыши. Изображения ужей археологи встречают на многих предметах, например на сосудах с зерном. Белорусы до сих пор называют ужа - чмок. Он носит своему хозяину деньги, делает его нивы плодородными, а коров — дойными. В легендах кукушка — жена мужа - ужа, а соловей и лягушка — их дети и т.д. Любая змея, уж, полоз, лягушка или карп по истечении определенного времени и при определенных условиях становятся летающим змеем. Змея (уж) и ласка часто выступают в роли домового. Как ясеню придана сила, оцепеняющая змей, так об осине утверждают, что убитого ужа должно повесить именно на это дерево; иначе он оживет и укусит. Под Грушей обитал уж, который каждый вечер высасывал молоко у коровы. У восточных славян, поляков и лужичан Дух-Обогатитель часто имеет вид змея или ужа.

Укрут. Помощник Ырки, приносит ему шалунов в мешке, у которых Ырка выпивал жизнь. Очень боится костра, к огню не подходит.

Уланище. Царь неверный. Приходит в Киев неверный царь Уланище. Михайло избивает силу татарскую, надевает одежду Уланища и встречает Данилу, который спешил ему на помощь. Данила хочет убить его, но узнает по голосу.

Ума. Богиня, жена Господа Шивы. Тому, кто хочет, чтобы в его семье царили мир и согласие, нужно поклоняться богине Уме, жене Господа Шивы.

Умершие. Умершие в молодом возрасте, т.е. “не дожившие своего века”. Заложные покойники. Умершие насильственной и преждевременной смертью. Заложные покойники. Убитые, погибшие в результате несчастного случая. Западные украинцы, поляки и южные славяне полагали, что Дух обогатитель происходит из выкидышей, мертворожденных или умерших некрещеными детей, из душ убийц, людей, умерших без исповеди. В западных районах Белоруссии считалось, что на поминки приходят души только тех родственников, кто умер именно в этом доме. Болгары на заре склонялись над Колодцем, ожидая, что при восходе солнца на водной глади появятся силуэты умерших родственников. Вознесение или его канун почитали праздником мертвых, когда пекли и раздавали поминальные хлебы За поминальным столом каждому следовало поесть понемногу от всех блюд, «иначе покойники будут сердиться». Согласно народным поверьям, в последнюю субботу масленичной недели; в канун Троицына дня; в осенние поминки, приуроченные к субботе перед Дмитриевым (26.Х.) либо Михайловым днем (8.XI) умершие (деды, родители, души) приходят в свои дома на поминальный ужин. Если не оставить поминальную еду для умерших, они выражают свое неудовольствие ночными стуками, хождением по дому, являются своим родным во сне и укоряют их в несоблюдении обычая. У сербов Шумадии в летние Задушницы (на Вознесение) было принято ходить на кладбище в надежде увидеть своих умерших родственников. Белорусы Полесья верили. что если во время рождественского ужина посмотреть из сеней вовнутрь дома через дверную щель, то можно увидеть последнего умершего члена семьи, который ужинает с живыми. Словаки (р-на Горегронья) говорили, что увидеть своего покойного отца можно, заглянув в «устье» печи. Умерший, отправляясь на «тот свет», в загробное путешествие, проходил через все зоны космоса, от дома (дома-могилы) до рая и т.п. Фазы погребального обряда соответствовали представлениям о перемещении умершего на «тот свет» из дома-могилы (для загробного путеше-ствия в могилу помещали коней, лодку и т.п.); ср. мотивы дома-могилы и дороги на «тот свет» в похоронных причитаниях и т.п. Умершего раньше срока, холостого (и в силу этого опасного для живых) хоронили со специальными свадебными обрядами. Чтобы воспрепятствовать превращению умершего в “ходячего” покойника или вампира, поляки облепляли шею усопшего пятью шариками из воска, украинцы возлагали на грудь покойному восковой крестик, а в руку вставляли свечу.

Умран. Умрун.

Умрун. Умран. Это зловредный дух, родственный упырям из славянской мифологии. Если человек не желает спокойно в земле отдыхать, только в этом виде и обретать может он становится умруном, заложенным покойником. Умруны опасны, потому что их под землей научили сосать кровь. Не выносят травы полыни, а убить их можно как любое восставшее из мертвых существо - осиновым колом, но в особенности умруны бояться железа и серебра.По ночам Умрун встает из могилы, проникает в спальню к беременным женщинам и пугает их. Есть поверье: дабы отпугнуть умрана, надо последние три недели перед родами спать при свече. В северорусских играх на посиделках так называли смерть или покойника.

Ундина. Ундина (от латинского слова unda — "волна"; литовск.: undine dejwe, wandynnije) М.Ю. Лермонтов в ремрке к «Герою нашего времени» писал, что Ундины - "В средневековых поверьях дух воды, прекрасная женщина, заманивающая путников, чтобы родить ребенка и получить благодаря этому человеческую душу." "Эти девы, выходя при свете луны на поверхность вод и берега, поют и водят хороводы, помрачая своими песнями ум юношей, они схватывают их в объятия и вместе с ними кидаются на дно озер, рек и источников. Красота их обольстительна, очи блестят, как небесные звезды, а рассыпанные по плечам кудри шелестят и звенят очаровательной музыкой; как скоро человек заслышит музыку их кудрей, он впадает в непробудный сон... ...Только тот, кто достанет волшебный цветок папоротника, может свободно любоваться на легкую, грациозную пляску водяных красавиц и слушать их пленительное пение; он даже может подчинить своей власти ундин, которые будут гнать в его сети рыбу и орошать его поля при засухе. Как нимфы и русалки, ундины носятся над нивами и полями, и с одной стороны, наплняя их влагою, дают богатый урожай, а с другой, посылая несвоевременные ливни и бури, повреждают зреющие жатвы. ...там, где вьются их легкие хороводы, трава растет зеленее и роскошнее.".

Упырица. Есть гуцульская быличка о страннике, спасшемся от упырицы рассказом о выращивании капусты и других огородных работах.

Hosted by uCoz