Царевна Волхова - Цыганка
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Ц
__________________________________________________________________________
Царевна Волхова
Царевна
Царёк Василиск
Царик
Царица дворовая
Царица дворовица
Царица лесная
Царица морская
Царица. Матушка. Вода
Царица. На дубе
Царище Демьянища
Царь – ворон
Царь Батыга
Царь ветряной
Царь водяной
Царь Горох
Царь дворовой
Царь домовой
Царь Египта
Царь земной
Царь змей
Царь Змиулан
Царь лесной
Царь морской
Царь Мурат
Царь Муром
Царь Небесный
Царь неверный Уланище
Царь овинный
Царь Огненный Щит
Царь Огонь
Царь офинный
Царь подземельный
Царь подземного мира
Царь подземный
Царь полевой
Царь. Белый волк
Царь. На дубе
Царь. Ослепнувший
Царь-водяник
Царь-девица
Царь-птица
Царь-Солнце
Цветич
Цветок
Цербер
Церковник
Цеца
Цёца
Циклоп
Циликун
Цинга-старуха
Цур
Цыган
Цыганёнок
Цыганка
__________________________________________________________________________

Царевна Волхова. Стасов следующим образом описал Царевну Волхова в либретт к опере «Садко». Садко пришёл на пустынный берег Ильмень-озера и запел печальную песню. Услыхало его Ильмень-озеро; лёгкий ветерок всколыхнул воду, тростниками прошелестел, и увидел Садко, что плывёт к берегу стая лебедей. Вышли они на берег и обернулись девицами, а среди них прекрасная Царевна Волхова, любимая дочь царя Морского. Полонили её чудные песни Садко, и пообещала она гусляру на прощание три рыбки золото-перо, что водятся в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастья. Близится рассвет, из озёрной глубины послышался голос Морского царя, зовущего дочерей. Царевна Волхова и её сёстры, вновь обернувшись лебедями, уплыли вдаль от берега. Околдовала Садко своей красотой Царевна Волхова. Вспомнилось ему обещание морской царевны, и решил он пойти на люди, попытать своего счастья. .

Царевна. Активные оборотнические свойства проявляют царевны «мудрые девы», которые с легкостью меняют свою ипостась и помогают герою менять облик в разных ситуациях.

Царёк Василиск. Ведьмак. "Чудовище с головой петуха, глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом дракона. От его взгляда каменеет все живое. Царёк Василиск рождается из яйца, снесеного семигодовалым черным петухом (в некоторых источниках из яйца высиженного жабой) в теплую навозную кучу. По преданию, если Царёк Василиск увидит свое отражение в зеркале, он умрет.". "Царек" змеиного мира по-настоящему царил лишь в геральдике — как символ грозного могущества, царственности, свирепости (и занятий алхимией). Там, где нужен был лишь внешний вид монстра, где форма преобладала над содержанием — там василиск был ко двору.

Царик. Существуют представления о демонических петухах. У украинцев такой петух называется «царик». Он начинает петь еще в яйце. Когда он вырастает, то становится самым сильным и смелым петухом в округе. Он первым поет в полночь, его боится дьявол. «Царика» нельзя резать.

Царица дворовая.

Царица дворовица.

Царица лесная.

Царица морская.

Царица. Матушка. Вода. Так зовут в народе воду.

Царица. Рядом с Дубом или прямо на нем находятся царь, царица, Бог, Богородица и святые, а вокруг Дуба, в его корнях или на листьях, лежит змея.

Царище Демьянища. Диоклетианища. В народных легендах и духовных стихах воспеваются подвиги святого воина Егория (Георгия), устоявшего перед пытками и посулами «царища Демьянища (Диоклетианища)» и поразившего «люту змию, люту огненну».

Царь – ворон. Есть у этих птиц свой царь-ворон, сидит он, гласят сказки, в гнезде, свитом на семи дубах.

Царь Батыга. К Киеву подходит царь Батыга. Богатырей не оказалось, кроме одного: Василья Пьяницы. Василий, испив вина, убивает стрелами трех татарских вождей, затем едет в татарский стан и избивает половину татарского войска.

Царь ветряной. Ветер. В севернорусских быличках, заговорах упоминаются царь ветряной, двенадцать ветров, двенадцать вихорей.

Царь водяной.

Царь Горох. Сказочное существо, обозначающее незапамятную старину. "То было при царе Горохе, когда людишек было крохи", - говорят в народе.

Царь дворовой.

Царь домовой. Домовой. Дух дома, «хозяин» двора и дома.

Царь Египта. Бел. В греческой мифологии царь Египта, сын Посейдона и нимфы Ливии, брат-близнец Агенора (отца Европы), отец Эгипта и Даная. Бел относится к числу персонажей, которые сами не имеют развитой мифологической биографии, но являются родоначальниками поколений будущих героев.

Царь земной. В южнославянской мифологии (Сербия) Дабог, противопоставляемый Богу на небе.

Царь змей. Петушиный или куриный гребень имеет на голове царь змей.

Царь Змиулан. Огромный змей (полоз, царь Змиулан) — старший над змеями. Существо «вровень с лесом»: «что не дуб стоит, Змиулан сидит, что не ветер шумит, Змиулан говорит» [из заговора] (Ю. Сиб.). В поверьях Саратовской губернии змей — черный, с ведро толщиной, две сажени длиной, с огромной человеческой головой. Он сидит на свернутом хвосте, говорит человеческим языком, но непонятно. Царь Змиулан - фантастическое существо, чудовище, соединяющее в себе черты пресмыкающегося, птицы, животного, человека.

Царь лесной.

Царь морской.

Царь Мурат.

Царь Муром.

Царь Небесный. Наиболее известный фольклорный космогонический сюжет сохранился в русском духовном стихе о Голубиной книге. Голубиная книга («Книга глубины» — основы мира), написанная самим Царем Небесным, выпадает из тучи (к крестному — мировому дереву, на Фаворскую гору, к камню Алатырю); истолковать ее может лишь царь Давид (Давыд Евсеевич) по просьбе князя Владимира (крестителя Руси) или царя Волотомана (др.-рус. волот — великан).

Царь неверный Уланище. Приходит в Киев неверный царь Уланище. Михайло избивает силу татарскую, надевает одежду Уланища и встречает Данилу, который спешил ему на помощь. Данила хочет убить его, но узнает по голосу.

Царь овинный.

Царь Огненный Щит. Легендарный персонаж: царь этот в воде не тонет и в огне не горит; он испускает из себя пламя и пожигает врагов. Полный его титул - Царь Огненный Щит и Пламенное Копье. Чтобы вернуть зрение ослепленному врагами царю Картаусу (Киркоусу) своему отцу и 12 богатырям, Еруслан Лазаревич должен сразиться с “Зеленым (вольным) царем Огненным щитом” (ср. царь Огонь в русской сказке) и добыть его желчь (кровь и печень). По дороге Еруслан Лазаревич встречает дев - птиц, одна из которых переносит его в царство Огненного щита. Там он видит ноле боя с головой великана - богатыря, которая рассказывает о спрятанном под ней мече - кладенце: только им можно убить царя и лишь при помощи хитрости. Царь Огненный щит, сидя на восьминогом коне, не подпускает близко противников, сжигает их. Еруслан Лазаревич нанимается на службу к царю. обещает добыть меч - кладенец, сам же тем мечом поражает царя (того можно ударить мечом лишь, один раз — от второго удара он воскреснет: ср. сходные поверья об убийстве Огненного Змея).

Царь Огонь. На него похож Царь Огненный Щит. Одно из имен персонифицированного грома в русской и белорусской сказке. Царь Огонь (Гром, Перун) — муж царицы Молоньи (рус. Маланьица, белорус., Молоньня и т.п.); эта супружеская пара преследует Змея (царя Змиулана) и сжигает его стада в той же последовательности, что и в древнем ритуале сожжения разных видов домашних животных в качестве жертвы богу грозы (в разных индоевропейских традициях). Возможно, что это специфическое употребление имени ОГНЯ непосредственно восходит к общеславянскому мифологическому имени, родственному др.-инд. Агни (ср. русский заговор: «Огонь, Огонь! возьми свой огник!» с таким же ведийским, обращенным к Агни, которому приносят в жертву пять видов животных), балтийским (литовским) наименованиям бога огня, производным от этого корня, и лат. ignis в выражениях типа ignis Vestae, «огонь Весты». Ср. «живой огонь» или «святой огонь», возжигаемый на Ивана Купалу, и ритуал очищения скота живым огнем (см. Огонь).

Царь офинный.

Царь подземельный. Вий, Ний. Наян. Царь подземного мира, подземельный царь. Беспощадный Бог, сын Чернобога (Великого Чёрного Змея) и Козы Седуни, отец Горынь, Святогора, Златогорки, Бури Яги. Воевода войска Чернобога, властитель пекла, повелитель мучений.

Царь подземного мира. Вий, Ний. Наян. Царь подземного мира, подземельный царь. Беспощадный Бог, сын Чернобога (Великого Чёрного Змея) и Козы Седуни, отец Горынь, Святогора, Златогорки, Бури Яги. Воевода войска Чернобога, властитель пекла, повелитель мучений.

Царь подземный.

Царь полевой.

Царь. Белый волк. Оборотень. Лесной хозяин. Волк, наделенный особой магической силой; царь над волками.

Царь. Рядом с Дубом или прямо на нем находятся царь, царица, Бог, Богородица и святые, а вокруг Дуба, в его корнях или на листьях, лежит змея.

Царь. Состарившийся и ослепнувший (см. Свет) царь олицетворяет собою зимнее время, когда все на земле увядает, дряхлеет и всемирное око - солнце теряет свой яркий блеск. Чтобы возвратить царю его молодость и зрение, сын-царевич должен добыть живой воды, которая исцеляет слепоту, и моложавых золотых яблок, то есть вызвать весну с ее благодатными дождями, золотистыми молниями, светозарным солнцеми со всей роскошью растительного царства. Живая вода и золотые яблоки обладают равною творческою силою: они одинаково обновляют дряхлого старика, делают его цветущим юношею и даже уподобляют семилетнему ребенку; больному дают крепость и здравие, мертвому — жизнь, безобразие превращают в красоту, бессилие — в богатырскую мощь.

Царь-водяник. Водяной. Дух, обитающий в воде; «хозяин» воды; черт (Дьявол, бес), живущий в воде.

Царь-девица. Ей соответствуют в русских сказках Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья-царевна и Марья-Моревна.

Царь-птица.

Царь-Солнце. Дажьбог, сын Сварогов.

Цветич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Цветок. В сказках с мотивом чудесного супруга в круг персонажей, вступающих в брак с людьми, входят также цветы.

Цербер. Кербер, Канцербер, Cerberus, Κέρβερος. Цербер - один из детей Ехидны. Трехглавый пес, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, и вместо хвоста у него ядовитая змея.. Служит Аиду (богу Царства мертвых) стоит в преддверии Ада и охраняет его вход. Следил за тем чтобы никто не вышел из подземного царства мертвых, ведь из царства мертвых нет возврата. Когда Цербер пребывал на земле (Это случилось из-за Геракла, который по заданию царя Еврисфея привел его из Аида) чудовищный пес уронил капли кровавой пены из пасти; из которых выросла ядовитая трава аконит. Эту траву Медея подмешивала в свое колдовское зелье. По одним мифам у него было пятьдесят голов, по другим, более поздним – только три. Данте наделяет Цербера человеческими чёртами, что только усугубляет его инфернальную природу; грязна черная борода, лапы с когтями, которые под градом плетей раздирают души обреченных. Он бичует их, лая и скаля зубы. Вытащить Цербера на дневной свет — таков был последний подвиг Геракла. Согласно древнейшим текстам, Цербер приветствует своим хвостом (а хвост этот — змея) входящих в ад и разрывает на куски тех, кто пытается убежать. В более поздней легенде он кусает новоприбывших; чтобы его умилостивить, в гроб умершего клали медовый пряник. В скандинавской мифологии забрызганный кровью пес Гарм сторожит дом мертвых и готов сразиться с богами, когда адские волки пожрут луну и солнц. Некоторые наделяют этого пса четырьмя глазами; у собак Ямы, брахманского бога смерти, также по четыре глаза. Как в брахманизме, так и в буддизме, ад полон собак, которые, подобно Дантову Церберу, терзают души умерших.".

Церковник.

Цеца. Лето. Цёца. Тётя. (К: нам привычнее «Тётя»)— дородная красивая женщина; в летнюю пору она показывается на полях, убранная зрелыми колосьями, и держит в руках сочные плоды. Поэтические олицетворения времен года шли из глубокой древности и принадлежали славянам наравне со всеми другими родственными племенами. Более наглядные олицетворения времен года встречаем у белорусов. Весну они называют Ляля, лето — Цеця, осень — Жыцень, зиму — Зюзя.

Цёца. Цеца. Лето. Тётя. (К: нам привычнее «Тётя»)— дородная красивая женщина; в летнюю пору она показывается на полях, убранная зрелыми колосьями, и держит в руках сочные плоды. Поэтические олицетворения времен года шли из глубокой древности и принадлежали славянам наравне со всеми другими родственными племенами. Более наглядные олицетворения времен года встречаем у белорусов. Весну они называют Ляля, лето — Цеця, осень — Жыцень, зиму — Зюзя.

Циклоп.

Циликун.

Цинга-старуха.

Цур. Чур. Древний бог очага, оберегающий границы земельных владений. Очаг и тёплая изба — место его обитания.

Цыган. Практически у всех славян счастливой считается Встреча с инородцем: евреем, цыганом, группой цыган и даже — со старой цыганкой.

Цыганёнок. Ребенок до крещения мог отождествляться с иноверцем: у сербов — «турком», «цыганенком».

Цыганка. Антропоморфные демоны болезни могли принимать вид цыганки или вообще чужеземца, жителя соседнего села, незнакомого человека. Практически у всех славян счастливой считается Встреча с инородцем: евреем, цыганом, группой цыган и даже — со старой цыганкой.

Hosted by uCoz