Тугарин Змеевич - Тяжкун
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Т
__________________________________________________________________________

Тугарин Змеевич
Тугарин
Тугаркан
Тулейцы
Туман
Тунситунь
Тур
Тур златорогий
Турок
Тутыр
Туча
Тха
Тьма
Тэрэны Чуткуры
Тэтка
Тюр
Тяжкун
__________________________________________________________________________

Тугарин Змеевич. С ним боролся Перун в легендарные времена. Различные варианты этого боя неоднократно повторён в русских былинах о сражениях с различными чудовищами — Змеем Горынычем, Тугарином Змеевичем, Соловьем-разбойником. Последние двое предстают как люди, но сохраняют и некоторые черты крылатых чудовищ — это волшебный конь Тугарина и именование разбойника Соловьем (его чудовищный свист позволяет говорить о нём как о владыке ветра, что напоминает Змея — владыку воздуха). Бой с каждым из них проходит в два этапа. На первом этапе герой ранит чудище: Добрыня Никитич метнул в него шапку с землёй, Илья Муромец — стрелу, Алёша Попович поразил его заклинанием — позвал тучу, чтобы намочить крылья коня Тугарина; на втором этапе чудовище убивают. Перун-змееборец, обладатель молнии-молота, тесно связан с образом магического кузнеца. Так, в русских сказках Змеиху часто побеждают кузнецы, ухватив её клещами за язык. Сохранил народ в своих сказаниях вещую память о детях от любви Огненного Змея и женщины, как Тугарин Змеевич, на которого перенесены были многие черты чудовищного отца.

Тугарин. В русских былинах и сказках мифологизированный образ злого, вредоносного богатыря змеиной породы. Другие его имена обычно включают мотив «змеиности» — Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище и т.п. Демон зла в русских былинах и сказках в образе существа змеиной породы. Вокруг Тугарина сплетаются змеи огненные, сам он свистит по-змеиному, конь его ржёт по-звериному. Тугарин, как и родственные ему персонажи (Змей Горынич, Огненный Змей), связан со стихией огня: дым, пламя, искры, вылетающие из его пасти — его главное оружие. В Киевской Руси Б эпоху борьбы с кочевниками Тугарин стал символом дикой степи, исходящей от нее опасности. Главный текст, в котором выступает Тугарин, — былина о бое Алеши Поповича с Тугарином в разных ее вариантах. При выезде Тугарина на поединок его конь ржет по-звериному, Тугарин свистит по-змеиному. Вокруг Тугарина оплетаются змеи огненные. Очевидна причастность Тугарина к огню, который в разных видах выступает как его главное оружие: он грозит Алеше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, опалить огнем - пламенем, застрелить головнями. Тугарин связан и со стихией воды, и бой с Алешей Поповичем обычно происходит у реки Сафат. Но вместе с тем Тугарин и летающий змей. Он носится по поднебесью на своих бумажных крыльях, которые отказывают ему, когда оказываются вымокшими под дождем. Победитель Тугарина Алеша Попович рассек труп и разметал его по чистому полю. В отдельных былинах намечается мотив любовных связей Тугарина с женой князя Владимира: Тугарин сажают на кровать Владимировой жены и т.д. Когда же она узнала об убийстве Тугарина, то опечалилась и упрекнула Алешу Поповича, разлучившего ее с «другом милым». Тугарин — хтонический персонаж древнего змееборческого мифа, родственный Змею Горынычу, Огненному Змею и т.п. В Киевской Руси в эпоху борьбы с кочевниками стал символом дикой степи, исходящей от нее опасности, язычества. Само имя Тугарина соотносится с упоминаемым в летописи половецким ханом Тугорканом (11 в.) из рода Шарукан (Змей), родственником князя Владимира. Былины называют Апраксию, жену Князя Владимира Красное Солнышко, недостойной женой, симпатии которой обращены к Тугарину. В мифо - политических представлениях Владимир — идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя все лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил — кочевников (“татар”) или чудовищных существ (Змея Горыныча. Тугарина, Идолища и т.п. Одним из наиболее архаичных сюжетов, связанных с Алешей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алеша Попович поражает Тугарина по пути в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алеше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнем-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьем. Бой А.П. с Тугарином происходит нередко у воды (Сафаст-река). Одолев Тугарина, Алеша Попович рассек его труп, разметал «по чисту полю». Сходным вариантом сюжета о бое Алеши Поповича с Тугарином является былина «Алеша убивает Скима-зверя», где противник Алеши Поповича многим напоминает Тугарина. Напоминает Тугарина и Ским-Зверь.

Тугаркан. В борьбе Алеши с Тугарином одни видят отражения византийских сказаний о змеях-богатырях; другие - отражение исторической борьбы с половцами, причем имя Тугарина сопоставляется с именем половецкого хана Тугаркана.

Тулейцы. Самоназвание гиперборейцев. На распросы любознательных греков, откуда, дескать, они варяги взялись, те отвечали по-военному прямо": “Из Тулы мы!” (данное свидетельство можно найти в мемуарах византийской принцессы, а впоследствии монахини, Анны Комнины, известных под названием “Алексиада”). Прокопий подробно описывает образ жизни одного из племен, живущих в Туле, — скритифинов (другие авторы, например, Иордан, именуют их скререфеннами). В последней части древнего этнонима недвусмысленно прочитывается современное название народа — финны. Как и другие северные племена, древние тулейцы не носят обычной одежды и обуви, не пьют вина, не добывают себе никакого пропитания посредством возделывания земли. Они не пашут земли, мужчины и женщины заняты только охотой. В далеком прошлом, в эпоху глобальных геофизических и климатических катаклизмов, прапредки индейцев мигрировали из Туле на юг, заняв и освоив постепенно, в течение многих веков и тысячелетий, обширные территории Северной, Центральной и Южной Америки. Память о древней прародине долгое время сохранялась в некоторых принесенных с Севера названиях. Так, столица древнего центрально-американского государства толетеков именовалась, как и сама прародина, — Тула. Да и сам этноним толетеки происходит от того же корня. Тольтекская столица (на территории современной Мексики) просуществовала до XII в. н. э. Предположение о лексической и смысловой сопряженности этнонима тольтеков и названия их главного города с легендарной приполярной территорией Туле в свое время было высказано одним из основоположников современного традиционализма Рене Геноном (1886—1951) в его знаменитом эссе «Атлантида и Гиперборея». Космограф Димешки подчеркивает, что земля Тулия населена славянами. Сказанное перекликается с известиями об Острове русов других арабских путешественников и купцов, побывавших на Руси в основном ещё во времена язычества. Почти все они в один голос утверждали, что русские (и славяне) обитают на каком-то далеком острове. Данный факт, кстати, получил отражение в русских средневековых «Космографиях» и прилагаемых к ним картах, где территория России вплоть до XVIII в. изображалась наполовину как архипелаг, острова которого вытянуты полукругом.

Туман. Демоны болезни могут представляться паром, туманом, воздухом, мглой, облаком, дымом или быть невидимыми.

Тунситунь. Полный маньчжурско - русский словарь, составленный и изданный в 1875 году преподавателем восточных языков Санкт - Петербургского университета, действительным статским советником Иваном Захаровым, дает такую справку: "Тунситунь - название черного однорогого зверя, похожего на лисицу, в семь футов длины, с бычьёй головою, пожирающего тигров, драконов, крокодилов, железо и медь и у которого в старости нарастает рыбья чешуя". Так что с возрастом тунситунь, как видимо, превращается в помесь лисы, быка и рыбы.

Тур златорогий. Волх сын Змеевич умел обёртываться Финистом Ясным Соколом.

Тур. Бог-покровитель скота, игрищ, веселья. Божество плодотворящего начала, бык бога - громовника. Воплощение Перуна; «на своих законопротивных соборищах некоего Тура-сатану и прочил богомерзкия скареды измышляюще вспоминаютъ» (Синопсис). Со словом «тур» нераздельны понятия о быстром движении и стремительном напоре. В дальнейшем, производном значении этого слова, «ярый тур» — храбрый, могучий воитель. Народные песни, которые поются при встрече весны, вспоминают Тура - удалого молодца и соединяют его имя с другими прозваниями Перуна: "Ой, Тур-Дид-Ладо!" На Руси средневековые узаконения сурово осуждали обычай, согласно которому на празднике Коляды простолюдины "на своих законопротивных сборищах некоего Тура-сатану и прочие богомерзкие скареды измышляюще вспоминают". По произношению и некоторым своим качествам Тур похож на Бога Тюра, исландского происхождения, но культивировавшегося в Восточной Руси.

Турок. Ребенок до крещения мог отождествляться с иноверцем: у русских он назывался иродом, у болгар — «еврейчиком», «поганым», а также именами животных, у сербов — «турком», «цыганенком»; Обращение с Детьми Некрещёными определялось рядом запретов и предписаний: такого ребенка нельзя целовать, выносить за пределы дома, показывать посторонним.

Тутыр. В осетинской мифологии властелин волков. Считалось, что Тутыр — пастух волков; волки, услышав имя Тутыр, которого люди призывали на помощь при встрече с ними, убегают. Тутыр по своему усмотрению придаёт волкам храбрость или трусость. Разгневавшись на волков, Тутыр затыкает их глотки камнями и таким образом морит их голодом, а некоторых отдаёт в руки человека. Осенью Тутыру приносили в жертву козла. По поверьям, нарушивших этот обычай Тутыр жестоко наказывает: велит волкам истребить их стада, а иногда и их самих. В нартском эпосе Тутыр — покровитель нартов, дружелюбно относятся к нартам и его подопечные. Так, нарт Сауайя был вскормлен волчьим молоком, а Сослан закалён в нем.

Туча. Нередко Тучи отождествляется со своим предводителем: по болгарским поверьям, Туча — это хала, которая опускает свой хвост и потом его убирает; сербы думают, что это ала, у которой во время дождя хвост на земле, а голова на небе. У восточных славян следы подобных представлений сохраняются в диалектных названиях облаков: бык (вологодское), быки (владимирское), бычки (ярославское, уральское), в уподоблении дождя молоку, в обычае давать коровам клички Туча, Хмара (украинцы), тушить пожар от молнии молоком черной коровы или сывороткой (Полесье), в приметах типа смоленской: «Черная корова идет впереди стада — будет дождь, светлая — будет погода», в загадках о Туче типа украинской: «Черная корова небо лижет» и т.п. Южные славяне пытались также “умилостивить” тучу, предлагая ей угощения и хлеб-соль, для чего выносили из дома трапезный столик.

Тха. В кавказском нартском эпосе есть такие строки: "Господин над богами Тха (...) сказал (...): "Вот мной создано небо - оно вышло из уст моих...". Также небо было создано Родом.

Тьма. Прошли две тьмы, как Борусь и Русколань отделились от Руси и обе они были разбиты врагами, а за этими двумя тьмами пришли варяги и отобрали землю у хазар, на которых мы работали и кому платили дань.

Тэрэны Чуткуры. Один из самых распространенных видов чуткуров - чертей. Из чуткуров можно видеть только тэрэнов, если суметь их вызвать. У тэрэна всего одна рука и одна нога. Тот, кому он явился, становится его хозяином, и для него он сделает решительно все. Зато избавиться от него потом очень трудно. Если же не суметь этого сделать, он завладеет душой своего хозяина.Обращаются чуткуров (тэрэнов) те из людей, которые совершили 10 черных грехов.Вот те 10 черных грехов, совершив которые человек обращается в нечистого чуткура или шулму: 1) Убийство. 2) Разврат. 3) Кража. 4) Ложь. 5) Ссора. 6) Обиды, причиненные другим. 7) Скверные мысли. 8) Зависть. 9) Сплетни. 10) Неверие.

Тэтка. Сестра Либуше. Дочь Крока. Тэтка — как учредительница культа духов (“горных, лесных и водяных нимф”).

Тюр. На восточной монете на Руси — это исландский бог (в одном случае даже конкретно Бог Тюр).

Тяжкун.

Hosted by uCoz