Щедрей - Щуры
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Щ
__________________________________________________________________________
Щедрей
Щек
Щека
Щекоталка
Щекотаренка
Щекотун
Щелкан
Щуй
Щука
Щур
Щурец
Щурик
Щурка
Щуры
__________________________________________________________________________

Щедрей. Персонифицированный праздник типа Коляды.

Щек. Щека. (Пащек). Брат Кия, сын Орея, прародитель чехов (согласно Велесовой книге). Щека - вождь иранского происхождения. За тысячу пятьсот лет до Дира прадеды наши дошли до Карпатской горы, и там они осели и жили спокойно, потому что роды управлялись отцами родичей, и старшим в роде был Щека из иранцев. Паркун (Перкун, Перун) нам благоволил, и тут мы стали чехами и так жили пятьсот лет, а потом ушли от чехов на восход Солнца, и шли до Непры (Днепра). После Потопа пошли у Живы Cвароговны с молодым Дажьбогом Пepуновичем скоро дети: князь Кисек, отец Орей. А отец Орей породил сыновей вей - Кия, Щека и Хорива младшего. Их поила Земун молоком своим, колыбель качал бог ветров Стрибог, их Семаргл согревал, Хоpс им мир озарял. Появились у них и внуки, а потом появились правнуки - то потомки Дажьбога и Живы и Роси - русалки прекрасной, то народ великий и славный, племя то по имени - русь.

Щека. Что касается второго брата Кия, Щека, то он, судя по всему, может быть отождествлен с Чоком, булгарским бойлом, который воевал в Днепровском регионе в начале девятого века. Следует отметить, однако, что подобное же имя, Шок (Saac) упоминается в старых мадьярских хрониках. (Вернадский)

Щекоталка. Ревун, Вопун.

Щекотаренка. См. Полунощница Щекотаренка.

Щекотун.

Щелкан. Персонаж русского эпоса. Но в отличие от Идолища или Соловья-разбойника, Щелкан - персонаж исторической песни, которая относится, скорее всего, к середине XIII века. В его образе нет фантастических черт, нет ничего от мифологического чудовища: Щелкан — ханский представитель на Руси, баскак, занимающийся взиманием дани в Золотую Орду. Он действует в исторических обстоятельствах татарского ига. Песня о Щелкане — единственная, в сущности, песня, где воссоздана картина ига: царь Азвяк Таврулович раздает своим родственникам рус-ские города. Один из них — Щелкан — отправляется собирать дань. Исследователи находят для Щелкана исторический прототип — это Шевкал, которого посылают в Тверь подавить крепнувшую княжескую власть. Насилия Шевкала привели к народному восстанию, в ходе которого ханского посланника убивают. Произошло это в 1327 году. Хан Узбек направил в Тверь карательную экспедицию, которая опустошила и разорила город. Между тем песня заканчивается стихом: «Ни на ком не сыскалося».

Щуй. Шуликуны, шиликуны, шулюкуны, шликуны (возможно, от др.-слав. щуй «левый, плохой, нечистый» с двойным суффиксом — «ик» и «ун») — у северных русских— сезонные демоны. Шуликуны, связанные со стихией воды и огня, появляются в Сочельник из трубы (иногда на Игнатьев день 20.XII) и уходят назад под воду на Крещение.

Щука. Древнему человеку туча казалась щукою - великаном, проглотившим прекрасное светило дня. Проглотив его, чудовище места себе не может найти от жара, сжигающего все его внутренности; оно мечется из стороны в сторону, пышет огнем, истекает горючими слезами и, наконец, в полном изнеможении - выбрасывает полоненное солнышко на свободный простор, исчезая с просветлевшего неба-моря. Щуке приписывается близкое знакомство с нечистой силой. Существует примета, что если она плеснет хвостом перед рыбаком, то он вскоре умрет. На лбу у щуки якобы видны крест и копье, которым был пронзен распятый Христос. Пчеловоды кладут щуку под освященную пасху, затем трут в порошок крестообразную лобную кость этой щуки и, смешав с медом, закармливают ею в первый раз весною пчел. Русский сказочник-народ придает иногда щуке такую сверхъестественную, всеобъемлющую силу, что только диву даются все видящие проявление этой последней. Попадается такая чудодейственная рыба в руки, все равно - хоть Ивану-царевичу, хоть Емеле-дурачку - изменяет она обычной немоте своей сестры-братьи, начинает голосом провещать человеческим: "Отпусти меня в воду, пригожусь тебе!" - говорит. Научает она произносить всякий раз, как только понадобится ее помощь, слова: "По моему прощенью, по щучьёму веленью!" Всякое-де желание, связанное с этими волшебными словами, исполнится немедленно. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; но глубоко запали в память народную эти слова, еще до сих пор то и дело можно услышать присловье - "по щучьёму веленью" - относящееся ко всему, совершающемуся с поразительной быстротою. Таковым - из ряда вон выходящим - почетом окружает охочий до сказок пахарь-народ заставляющую не дремать кроткого карася прожорливую представительницу царства рыб. Со всякой, даже самой обыкновенною щукой-рыбою связывается в народном представлении та или другая примета. Если попадется зубастая хищница при весеннем, первом после вскрытия вод, улове, то на нее обращается особое внимание. Вспарывает рыбак ей брюхо - смотрит, много ли икры. Толще икряной слой к голове - это говорит о том, что урожайнее будут ранние посевы в яровом поле; к хвосту собирается комком икра - надо переждать, сеять попозднее; если же вся икра поровну разложена, когда ни сеять, все равно: уродится хлеб и в том, и в другом случае такой, что "до Аксиньи- полухлебницы" (24-го января) не хватит. Хребтовую кость щучью, советует посельщина - деревенщина, умудренная жизнью прадедов, вешать на воротной притолоке (от морового поветрия); щучьи зубы, по уверению знахарей-ведунов, вернее верного оберегают носящего их в ладанке на шее от укушения ядовитых змей. К зубастой щуке приравнивает деревенский люд и такое явление природы, как срывающий с крыш солому вихорь буйный: "Щука хвостом махнула - крышу слизнула, лес до сырой земли согнула!" - говорит он. Коса острая и кривой серп, под корень срезающие злаки - былья, также вызывают в воображении народа краснослова сравнение с прожорливой хищницею царства рыб: "Щука - хапуга" (коса) хвостом (лезвием) мигнула - леса (травы) пали, горы (копны) встали!", "Щука (серп) прянет, весь лес (нива) вянет!" ".

Щур. Чур. В различных славянских языках для многих животных этого круга используются слова с корнем щур- (“ящур”, “щурка”, “щур”, “щурик”, “щурец” и т.п.). Щур – Бог-покровитель границ, домашнего очага. Дух славного предка.

Щурец. У славян относится к Гадам.

Щурик. У славян относится к Гадам.

Щурка. У славян относится к Гадам.

Щуры. Второй родом славян, относящийся к богам Высшей Божественной Троицы: Сын-Сварог, имеющий четыре головы, ставший прообразом индийского Брахмы. Отец его - Род, ставший прообразом индийского Гарбхадакашайа-Вишну: на санскрите «гарбха» означает зародыш. Мать – Ясунь - Лада, ставшая прообразом ясной Лакшми Индии, или же Пракрити - Природы; в Велесовой книге это Лебедь Белая.

Hosted by uCoz