Чёрт. Вторая страница
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Ч
.
.
Все болезни, которыми чаще всего страдают женщины, как например, кликушество и вообще порчи всякого рода (истерии), приписываются, бесспорно, бесам. Причем сами женщины твердо и непоколебимо убеждены, что это бесы вселились внутрь испорченных, что они вошли через неперекрещенный рот во время зевоты или в питье и еде. Подобные болезни ученые доктора лечить не умеют; тут помогают только опытные знахари. Хотя и придумана давно деревенская пословица: "Богу молись, а чёрта не гневи", — но существует и такая истина, которая выше всякой греховной болтовни и легковесных правил: "Без Божьей воли и волос на голове человека не пропадает". Бесовскому влиянию положен известный предел, и самое пребывание нечистой силы на земле ограничено определенными сроками. Так, еще повсюду сохранилось убеждение, что при благовесте в церквах, после третьего удара, вся бесовская сила проваливается в преисподнюю. В то же время сознательно держится вера, что ко всякому человеку при его рождении приставляется черт и ангел. Оба они не оставляют человека ни на одну минуту, причем ангел стоит по правую сторону, а дьявол — по левую. Между ангелом-хранителем и дьяволом- соблазнителем стоит постоянная вражда. Каждый из них зорко следит друг за другом, уступая сопернику лишь в зависимости от поведения человека: радуется, умилясь, ангел при виде добрых дел; осклабляется, хохочет и хлопает в ладоши довольный дьявол при виде послушания его злым наветам. Ангел записывает все добрые дела, дьявол учитывает злые, а когда человек умирает, ангел спорит с дьяволом о грешной душе его. Кто из двух победит — известно единому Богу. Впрочем, до того времени на всякий час готово для утешения молитвенное слово: "Ангел мой, сохранитель мой! Сохрани мою душу, укрепи мое сердце на всяк день, на всяк час, на всякую минуту. Поутру встаю, росой умываюсь, пеленой утираюсь Спасова Пречистова образа. Враг-сатана, отшатнись от меня на сто верст — на тысячу, на мне есть крест Господень!" На Ровенщине полагали, что, когда человек умирает, нужно закрыть трубу и отворить двери, иначе душа вылетит через трубу и достанется черту. На Украине верили, что бузину «насадил черт» и теперь постоянно живет под ней, поэтому ее нельзя выкапывать с корнем, чтобы не раздражать его. На Украине о богатом гончаре говорили, что он “что-то знает” и на него работает черт. В русской сказке черт нанимается в помощники к гончару или к кузнецу. Обладает способностью к оборотничеству. В многообразных ипостасях являлся людям черт, который оборачивался козлом, бараном, овцой, свиньей, конем, собакой, волком, зайцем и др. животными. Если же он намеревался вступить в контакт с людьми, то превращался в ребенка, красивого молодца, богача, странника, горожанина, солдата, священника, мог также принять облик родственника или соседа того человека, которому показывался. Отнимая голос у человека, черт завладевал его душой и принуждал совершать неблаговидные поступки. По восточнославянским верованиям, ангел и черт в момент агонии борются за душу умирающего, и кто из них победит, тот и берет душу. По поверьям Орловской губ., если вскочить в круговорот вихря и воткнуть в землю Нож, то зарежешь чёрта. По представлениям белорусов, на Вербе с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт (до этого он обитает в воде, в "лозе", а после Вербного воскресенья на клене и в жите). По русским легендам горы возникли, когда Бог и черт сжимали жидкую землю с двух сторон, чтобы сделать ее твердой. По славянским поверьям, на распутьях дорог можно увидеть ведьму, русалок, лешего, чёрта. По южнорусскому поверью, в темные воробьиные (осенние) ночи, на Симеона Столпника (1 сентября по старому стилю), черт меряет воробьев четвериками, под гребло, убивая всех, сколько войдет в меру, и отпуская остальных. Кара сия настигает их за то, что подносили гвоздики, когда распинали Спасителя. Полагали, что до Яблочного Спаса, т.е. до освящения яблок, на яблоне обитают русалки, черт (Полесье). Репейник, по русским верованиям, — место обитания чёрта. Русские и украинцы держали в хлеву козла, которого якобы любит домовой (или черт) и потому не вредит лошадям. С заячьим хвостом поляки представляют себе чёрта. Смелые люди отгоняли от себя привязавшегося к ним чёрта ударяя его наотмашь веткой липы. Согласно восточнославянским и польским быличкам, нечистая сила часто морочит Охотника, представляясь ему в виде желанной добычи, например черт в виде зайца заводит Охотника в чащу и с хохотом убегает или скрывается в дупле; в другом случае оказывается, что такого «зайца» не берут пули, а сам он, погрозив Охотнику лапой, гонится за ним до самого дома. Согласно одному из распространенных вариантов т.н. "творимой" легенды (легенды о сотворении мира), на земле сначала была сплошная вода. Бог ходил по ней и однажды встретил плывущий мутный пузырь, который лопнул, и из него выскочил черт. Бог повелел черту спуститься на дно и достать оттуда земли. Выполняя приказ, черт припрятал за обе щеки немного земли. Бог тем временем разбросал доставленную землю, и там, где она падала, появилась суша, а на ней деревья, кусты и травы. Но растения стали прорастать и во рту у чёрта, и он, не выдержав этого, принялся выплевывать землю. Так появились болота - разжиженная земля с малорослыми, уродливыми деревьями и грубой травой (записано на Витебщине). Считалось, что под бузиной и в ее корнях живет дух, демоническое существо (черт, бес и др.). У восточных и западных славян Змей — опасный демон, черт или ходячий покойник, любовные отношения с которым губительны для женщины. У восточных и западных славян считалось, что Нож, брошенный в вихрь, ранит чёрта, и на нем останется кровь. Украинцы использовали для этого Нож, освященный на Пасху. У южных славян большие Дубы, вязы и буки назывались «самовилскими», или «самодивскими» (на них собирались самодивы, вилы, джины, черти). Эти Дубы запрещалось рубить, а также спать под ними из-за опасности заболеть или повредиться умом. Украинцы считают, что Заяц создан чертом и служит ему. Черт принимает образ Зайца: перебегает дорогу, заманивает в чащу (в быличках восточных славян), преследует охотника, предлагает поцеловать себя в зад, его не берут пули (у западных славян) и т.д. Цветок папоротник не дается в руки человеку: его трудно найти и увидеть, но еще труднее сорвать и удержать у себя, ибо нечистая сила — ведьмы и черти — препятствуют этому. Через печную трубу в дом проникают огненный змей и черт, а из него вылетают наружу ведьма, душа умершего, болезнь, доля, призыв, обращенный к нечистой силе, и т.п. Чтобы увидеть в бане чёрта, заходили в нее ночью и, ступив одной ногой за Порог, снимали с шеи крест и клали его под пяту. Чтобы увидеть чёрта в вихре, по белорусским — нужно плюнуть три раза и сказать: «Черт, черт, покажи хвост». Широко известный в западно - и восточнославянских быличках сюжет о сбившемся в ночное время с пути человеке, которого нечистая сила заводит в непроходимые места, болота, топи, обычно связан с действиями чёрта, а также болотных, водяных или лесных духов, душ умерших, блуждающих огоньков и т.п. чёрта с болотом или болотистым лесом выражается в поговорках: "Было бы болото, а черти будут", "Не ходи при болоте: черт уши обколотит", "В тихом болоте (омуте) черти водятся" (русская); "Сидить, як чорт на грошах в болоти" (украинская), "Болото без чёрта не обойдется" (польская) и т.п. В сказке из Могилеаской губернии падчерица по воле мачехи моется с чертом в бане; когда кончилась вода, девушка послала чёрта наносить ее решетом: «Чорт пабег, узяу решето: насiу, насiу — пакуль прибяжиць, толькi каплець». В польских сказках к девушке, которая по повелению мачехи прядет ночью, является дьявол, и она, чтобы выиграть время до пения петухов, дает ему разные задания, в частности, просит наносить воды решетом. В русской сказке черти требуют у солдата задать им работу; он посылает их натаскать решетом воды в городские бани. Скрежет зубами во Сне означает, что спящий борется с чертями. В былинках западных славян, особенно поляков, встречается мотив дикой охоты, заимствованный из западноевропейской мифологии: мимо человека, заночевавшего в лесу, с диким свистом и криками проносится на конях группа Охотников в богато убранных одеждах — они оказываются или чертями, или душами тех Охотников, которые так любили этот промысел, что охотились по воскресеньям, и поэтому после смерти вынуждены носиться по лесам, искупая свой грех. В виде дыма появляются разные демонические персонажи. По русским преданиям, в черный дым превращаются исчезающие, улетающие черти, бесы. В демонологии вихрь представляется как свадьба чертей. Существуют поверья о браке чертей с ведьмами, чёрта с утопленницей. Черти являются демоническими персонажами. По русским преданиям, в черный дым превращаются исчезающие, улетающие черти, бесы. Для книжной апокрифическойтрадиции характерны представления о «вратах адовых», охраняемых стражниками - чертями, львом (западнославянское), собакой (южнорусское), змеей (рус. старообрядческое). Мчащийся Вихрь представляется черным или огненным столбом, в котором можно увидеть чертей и ведьм с куриными лапами вместо ног. По белорусским верованиям, черти весной "отогреваются" на Вербе, а после того, как Вербу освятят в Вербное воскресенье, они падают в воду, поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, зачерпнутую под Вербой. При этом черти, по белорусским и польским поверьям, предпочитают сухую, дуплистую Вербу, ср. польскую и белорусскую поговорку: "Влюбился, как черт в сухую (старую) вербу". По елям черти водят проклятых и утащенных ими в лес детей. Согласно быличкам счётом еловых хвоинок занимаются по поручению колдунов заброшенные к ним проклятые дети, а также черти, требующие себе работы у колдунов. По народным поверьям, в Вихре крутятся, танцуют, дерутся, справляют свадьбу черти, ведьмы, вилы, полудницы, лешие, шишиги и др., поэтому украинцы говорят о Вихре, что это черт на свадьбу едет, ведьма замуж идет, черт крупу мелет; белорусы называют Вихрь «ведьмина свадьба»; поляки — «дьявольская мельница». Пословица "Венчали вокруг ели, а черти пели" и выражение "венчать вкруг ели, вкруг куста" (шутливо о невенчанных). С помощью перевернутого Веретена опознавали чертей, пришедших на праздник к девушкам под видом парней. Согласно поверьям восточных славян, при Еде присутствуют добрые и злые духи: ангелы и черти. Праведное, христианское поведение заслуживает благословение ангелов; греховное, языческое — прогоняет их от стола, радует чертей и побуждает их вмешаться в трапезу. После ужина миски, из которых ели, обязательно убирали со стола, иначе ночью явится черт и будет из них есть (Витебщина) или посуду станет вылизывать домовой (Харьковщина). Старая верба считается прибежищем чертей, водяных и других "нечистиков" и местом, куда можно отсылать болезни. У белорусов существовало представление об иерархии среди "нечистиков" (чертей) в зависимости от глубины, на которой они обитали, притом гнездовищем главного беса (оржавиника) является оржавиня (болото с элементами железной руды). У чертей, колдунов, шуликунов и др. голова украшена рожками либо деформирована — вытянута кверху и заострена или очень велика, лысая или, наоборот, взлохмаченная. Церкви, часовни, колокольни ночью служили прибежищем упырей, оживших мертвецов и чертей, исчезающих с первым криком петуха. Черти обыкновенно носят обменышей, похищенных детей, с собой, заставляя раздувать начавшиеся на земле пожары. Но бывает и иначе. Похищенные дети отдаются чертями на воспитание русалкам или проклятым девкам, у которых они остаются, превращаясь впоследствии: девочки в русалок, мальчики в леших. Чтобы сохранить цветок папоротника, его клали в шапку, за пазуху, в лапоть или же, надрезав кожу на мизинце левой руки, прятали в ранке. На обратном пути черти и ведьмы вновь преследовали человека, звали его, и, если он откликался, оглядывался или произносил хоть одно слово, цветок бесследно исчезал. Человеку загораживали дорогу мертвецы, тянули к нему костлявые руки и лязгали зубами, а черт, обернувшись барином или купцом, предлагал ему несметные сокровища в обмен на ту вещь, в которой спрятан цветок. Считалось, что в этот момент человек терял память, с радостью продавал свою одежду и лишь позже обнаруживал, что вместо денег держит в руках кости или черепки. В русских сказках чёрта рисуют страшным, чёрным, с рогами, хвостом и копытами. Копыта его могут быть козлиными, коровьими или лошадиными - от этого нрав и зловредность дьявольского отродья не зависят. Чертей знают все славянские народы. Называли же их везде по-разному, тем более что поминать чёрта впрямую никогда не рекомендовалось - вмиг явится! Обычно использовали прозвища-заместители, эвфемизмы: нежить, враг, лукавый, нечистый, немытик, игрец, окаянный. Живут черти в лесах, на болотах, в заброшенных домах, даже в церквах, могут вселяться в человека. Основное назначение чёрта - искушать человека, толкать его на дурные поступки, склонять к лени, жадности, злобе и прочим порокам и грехам. Искуситель нашептывает свои козни человеку в левое ухо, а ангел хранитель наставляет на путь истинный, шепча в правое ухо. В брак черти в основном вступают с ведьмами; когда черт с ведьмой венчаются, устраивают они игрища, пляски и шабаши, во время которых на перекрестках дорог возникают пыльные вихри. Если в такой вихрь бросить нож - острие окрасится кровью, смерч исчезнет, а на земле можно будет разглядеть отчетливые следы копыт. Универсальное средство борьбы с чертом - святая вода и крестное знамение. Постоянное место обитания чёрта - пекло (ад), где он и его собратья всячески мучают грешные души. Однако черт может появиться в любом месте. Известны две группы сюжетов о черте: первая, где черт представлен чрезвычайно опасным и почти равновеликим богу, и вторая, повествующая о глупом черте. Первая группа сюжетов опирается на библейские представления и притчи. В них отражаются христианские мифы о происхождении чёрта, как то, что черт это падший первоангел. Вторая группа сюжетов представляет жизнь чертей в комическом аспекте: черти дерутся, женятся, играют в азартные игры, спорят с мужиком и солдатом.

Hosted by uCoz