Чёрт. Первая страница
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Ч
.
.
Чёрт. Бес. Нечистая сила, олицетворение всего зла, подстерегающего человека. В народном сознании глубоко укоренилось верование, что сонмы злых духов неисчислимы. Очень мало на Божьем свете таких заповедных святых мест, в которые они не дерзали бы проникать; даже православные храмы не освобождены от их дерзких нашествий. Эти бесплотные существа, олицетворяющие собою самое зло, — исконные враги человеческого рода; они не только наполняют безвоздушное пространство, окружающее вселенную, не только проникают в жилища, делая многие из них необитаемыми, но даже вселяются в людей, преследуя их беспрестанными искушениями. Насколько многочисленны эти незримые людские ненавистники, можно судить по богатству самых разнообразных прозвищ этой нежити, лукавой и нечистой силы. Более сорока имен чёрта насчитано В.И.Далем в его "Толковом словаре великорусского языка": нежить, нечисть, злой дух, демон, сатана, дьявол, князь тьмы, царь ада, ворог, лукавый, нелегкий, морока, лихой, шут, шайтан, черная сила, черный и так далее, и тому подобное! В деревенских избах в старину почти невозможно было найти таких сосудов для питьевой воды, которые не были бы покрыты если не дощатой крышкой или тряпицей, то, в крайнем случае, хоть двумя лучинками, положенными "крест накрест, чтобы черт не влез". Равным образом, среди русского простонародья нелегко было натолкнуться на такого рассеянного или забывчивого человека, который, зевнувши, не перекрестил бы своего рта, чтобы святым знамением заградить туда вход нечистому духу. То же самое, с произнесением слов "свят, свят, свят", исполняется и во время грозы при каждом раскате грома, так как черт боится молнии и прячется за спины людей, чтобы Господь не поразил его. Эти обычаи и приемы столь же древние, как само христианство на Руси, но вера в темную, злобную силу восходит к еще более древним временам. Хотя чертям для их похождений и отведена, по народному представлению, вся поднебесная, тем не менее у них имеются излюбленные места для постоянного или особенно частого пребывания. Охотнее всего они населяют те трущобы, где дремучие леса разрежаются сплошными полосами недоступных болот, на которые никогда не ступала нога человеческая. Здесь, на трясинах или заглохших и заросших озерах, где еще сохраняются пласты земли, сцепленные корнями водорослей, неосторожного охотника и дерзкого путника засасывает вглубь подземная сила и прикрывает сырым и холодным пластом, как гробовой доской. Тут ли не водиться злой дьявольской силе, и как не считать чертям такие мочаги, топи, ходуны-трясины и крепи-заросли благоприятными и роскошными местами для надежного и удобного жительства? "В тихом болоте черти водятся", — верит народ. "Было бы болото, а черти будут", "Не ходи при болоте: черт уши обколотит", — советует множество пословиц. "И вылез бы черт из болота, и пошел бы в деревню к мужику на свадьбу, да попа боится", — выдают за истинно проверенное наблюдение. Болотные черти живут семьями: имеют жен, плодятся и множатся, сохраняя свой род на бесконечные времена. С их детьми, бойкими и шустрыми чертенятами (хохликами), такими же черными, мохнатыми и в шерсти, с двумя острыми рогами на макушке и длинным хвостом, не только встречались деревенские русские люди, но и входили с ними в разнообразные сношения. Образчики и доказательства тому в достаточном количестве разбросаны в народных сказках и, между прочим, в известной всем пушкинской сказке о работнике Балде. Один солдат строгих николаевских времен, проносил чертенка в тавлинке целый год со днем. Некоторые уверяют, что черти востроголовые, как птицы сычи, а многие, сверх того, уверены, что эти духи непременно хромые. Они сломали себе ноги еще до сотворения человека, во время сокрушительного падения всего сонма бесов с неба. Черти летели с неба сорок дней и сорок ночей, и, кто где упал, тот там и остался хозяином: водяные в воде, домовые в доме и т.д. Так как на землю было свержено нечистой силы очень много, то она, во избежание вражды и ссор, очертила свои владения кругом. Этот круг возымел особое действие и силу: всякий, попавший в него и переступивший след нечистого, обязательно блуждает и без помощи особых средств из него не выйдет, не избавится от дьявольского наваждения. Когда народная фантазия наделила чертей многими человеческими качествами, последовательность воображения потребовала новых уподоблений. Бесспорно решено, что эти духи подвержены многим людским привычкам и даже слабостям: любят ходить в гости друг к другу, не прочь попировать. На своих любимых местах (перекрестках и росстанях дорог) черти шумно справляют свадьбы (обыкновенно с ведьмами) и в пляске поднимают пыль столбом, производя то, что мы называем вихрями, или же встречниками. При этом люди, бросившие в эти пыльные столбы ножи или топоры, удачно разгоняли свадьбу, но на том месте всегда находили следы крови, и после того какая-нибудь слывущая ведьмой колдунья долго ходила либо с обвязанным лицом, либо с подвязанной рукой. В Квасе, в молоке и других напитках, по поверьям украинцев, купаются черти, которым уже нельзя купаться в освященной Спасителем воде. Черт заманивает на мельницу крестьянина, бесплатно мелет ему муку, но смешивает ее с песком. В боснийской легенде происхождение Ежа связывается с чертом: черт бросил вычесанные волосы под колоду для рубки дров — волосы тут же превратились в Ежа. В народе полагают, что на столбах разрушенной Мельницы сидят черти, а на крыше — вампир. В народной демонологии длинные Ногти считаются характерным признаком нечистой силы — чертей, водяного, лешего, колдуна, волколака, а также демонов болезней — чумы, оспы и др. В народных представлениях демонический локус, воплощение и вместилище чёрта есть бузина (преимущественно в западнославянском, отчасти западно-украинском ареале). У южных славян «негативный» комплекс поверий о бузине несколько ослаблен. В отличие от людей, у чертей и вампиров нет Костей (серб., Косово). Наличие «лишних» Костей также свидетельствует о не вполне «человеческой» природе того или иного существа. В покутской сказке “Черт и хлеб” хлеб спасает героя от чёрта рассказом о тех муках, которые он претерпевает от своего хозяина, который “раскидывает его по полю, боронит железными зубьям, режет серпом, вяжет в снопы, бьет цепами, мелет жерновами, месит, печет, ест”. Черт, услышав все это, говорит: “Раз у тебя такой хозяин, то я не буду с ним и связываться!” В Полесье люди сажали Ольху вблизи домов, чтобы «черт не привязывался» к человеку, поскольку на ольхе красная кровь сатаны. Ветер сопровождает появление таких демонов, как вилы у южных славян, “поветруля” и “витрэница”, “ветреник” — в Карпатах, ведьма, черт — у восточных и западных славян. Во многих быличках именно несоответствие голоса и облика, который принимает мифологический персонаж, обнаруживает его демоническую природу: баран, подобранный по дороге, смеется, как человек, и исчезает, оказываясь чертом. Во многих славянских зонах сухая Груша, как и верба, считалась местом обитания чёрта, поэтому старые деревья не рубили из боязни понести убыток в хозяйстве. Всякое ночное посещение бани, особенно с похвальбой, что чертей бояться не стоит, карается обдерихой. Гнездом чёрта иногда считают омелу. Железными зубами обладает в русских поверьях черт. Из союза с чёртом можно получить Духа – обогатителя. Западные украинцы считают, что душа человека, имеющего Духа-Обогатителя, после смерти поступает в распоряжение Духа-Обогатителя, который относит ее главному черту. Известны сказки о том, что Повитуха принимает потомство у нечистой силы (в семье чёрта, водяного, караконджола), за что получает богатое вознаграждение. Изредка чертям приписывалась подмена детей. Кое-где у восточных славян осину считали «чертовым» деревом, ср. характерное гуцульское название чёрта «осинавец». В местах, где растет осина, по поверьям, «вьются» черти. Ходить там небезопасно: черти могут так запутать человека, что он заблудится и не найдет дороги назад. Черти, заводящие человека в заросли осины, принимают облик его родственников и знакомых, а затем внезапно исчезают; изображают свадьбу, на которой человек веселится. а наутро он обнаруживает себя спящим не в избе, а под осиной. О пребывании чёрта на осине (или вблизи нее) свидетельствует запрет прятаться под осиной во время грозы, потому что «осину гром ищет» (гром «бьет» чёрта в славянских поверьях). Козы когда-то имели на ногах когти и лазали по деревьям; черт проспорил Богу своих коз, и Бог лишил их когтей; на коленях у Козы желтая шерсть, т.к. черт, выгоняя их со двора Господа, бил их по ногам, отчего текла кровь и окрасила шерсть. Колтун могла наслать ведьма, злой человек, злой дух, черти, бродяги, евреи, существа из чужого мира. Красть Иглы считалось грехом, за который на «том свете» черти будут прогонять через игольное ушко (укр.), душа будет мучиться в аду до тех пор, пока не истончится до нитки и не пролезет в игольное ушко (бел.). Кровь у чёрта — черная (з.-укр.), хотя может быть и красной (см. Цвет). Кровь чёрта тягучая, похожая на деготь (укр.) или смолу (карпат.); ее используют при ворожбе, чтобы у коров нельзя было отнять молоко (з.-укр.), частицами от «крови чёрта» подкуривают ребенка от испуга (карпат.). Из Кровь чёрта происходят оводы (бел.). Кузнечное ремесло в народной традиции считалось высшим умением, искусством, связанным со сверхъестественным знанием, колдовством, в том числе общением с нечистой силой, чертями и тому подобное: ср. родственные слова типа русского “козни” и другие обозначения чародейства, колдовства. В русских сказках Кузнецу помогает черт. На карпатской горе Чорногоре самоубийцы под присмотром чертей куют град. На Киевщине “воробьиной” называли ночь на 1 сентября, когда “черт меряет воробьев” (см. Воробей). На пирах, устраиваемых по случаю особенных побед над людьми, равно как и на собственных свадьбах, старые и молодые черти охотно пьют вино и напиваются; а сверх того, любят курить табак. Самое же любимое занятие, превратившееся у чертей в неутолимую страсть, — это игра в карты и кости. В игре для чертей нет удержу и не установлено законов: проигрывают все, что есть за душой (а душа им полагается настоящая, почти такая же, как у людей). Впрочем, дьявольская сила виновна в изобретении и самого вина, и табачного зелья, да и нечистая игра в карты с передержкой и подтасовкой отнесена прямо к бесовским же вымыслам. Черти устраивают против людей всякие козни и исполняют главное свое назначение, состоящее в многообразных искушениях. Дьявольская сила одарена способностью превращений, то есть черти могут совершенно произвольно сменять свою подозрительную и страшную бесовскую шкурку, принимая личину, сходную с людскою, и вообще принимая формы, более; знакомые и привычные для человеческого глаза. Всего чаще черти принимают образ черной кошки, почему во время грозы догадливые деревенские хозяева всегда выбрасывают животных этой масти за дверь; на улицу, считая, что в них присутствует злой дух (отсюда выражение, что при ссоре пробегает между людьми черная кошка). Не менее того черти облюбовали образ черной собаки, свиньи, змеи, волка, сороки; и других черных животных. Перевертываются они даже в клубки ниток, в вороха сена, в камни и т.д.; Вообще черти принимают самые разнообразные формы, какие только способно допустить пылкое людское воображение, однако же не без некоторого ограничительного законного предела. Такой предел существует и упорно оберегается: не всегда, например, решаются черти представляться коровой, самым дорогим и полезным домашним животным, да подобному перевертышу и самая глупая баба не поверит. Не дерзают злые духи прикидываться петухами — вестниками приближения светлого дня, который столь ненавистен всякой злой силе, и голубями — самой чистой и невинной птицей в целом мире, памятуя, кто удостаивал принимать на себя образ этих милых и ласковых воркунов из царства пернатых (имеется в виду Всевышний). Точно так же никто не видал злой нежити в ослиной шкуре, так как всей их нечистой породе, со времени явления Христа на земле, стало известным, что сам Господь благоволил избрать осла для своего победоносного шествия во Святый град к прославлению своего божественного имени и учения. Какой бы образ ни принимал на себя дьявол, его всегда выдает сильный, очень громкий голос с примесью устрашающих и зловещих звуков ("дух со страху захватывает"). Иногда он каркает черным вороном или стрекочет проклятой сорокой. По черному цвету шерсти животных и птичьих перьев тоже распознается присутствие хитрых бесов, и притом именно бесов, потому что, например, колдуны и ведьмы, в отличие от чертей, бывают чаще перевертышами белых и серых цветов. Зато при всяком превращении черти-дьяволы так искусно прячут свои острые рожки и подгибают и свертывают длинный хвост, что нет никаких сил уличить их в обмане и остеречься их. Смущать человеческий род соблазном или завлекать лукавством — прямая цель дьявольского пребывания на земле. Искуситель всегда налицо: зазвенело в левом ухе — это он летал сдавать сатане грехи того человека, сделанные за день, и вот теперь прилетел назад, чтобы снова стать на страже и выжидать случая и повода к соблазнам. Искуситель, по народному представлению, неизбежно находится у человека с левого бока и шепчет ему в левое ухо о таких злых деяниях, какие самому человеку и в ум не пришли бы без коварных наветов чёрта. "Черт попутал", — говорят все, испытавшие неудачу в начинаниях, те, которые нежданно впали в прегрешение. Во всякого человека, которого бьет хмелевик (страдает запоем), непременно вселяется черт, и владеет он запойным в полную силу: являясь в человеческом виде, манит его то в лес, то в омут. А так как бес выбирает себе место прямо в сердце, то и не бывает тому несчастному нигде покоя и места от страшной тоски. Пока догадаются исцелить такого человека единственным надежным средством — отчитыванием, то есть пока не прочитают над ним все псалтыри три раза, коварный враг человеческого рода не перестанет смущать его и производить свои козни. "Черту баран", то есть добровольная жертва беса, — самоубийца, тот, кто совершает поджог, убийство по злой воле (по внушению дьявола). Все душевнобольные и ненормальные суть люди порченые, волею которых управляет нечистая сила, кем-либо напущенная и зачастую наталкивающая на злодеяние — себе на потеху. Тешат эти люди чёрта — делают из себя для него "барана" — в тех случаях, когда вздумает бес прокатиться, погулять, потешить себя, а то и просто возить на них воду, как на существах совершенно безответных, беззащитных, подобно овцам, и вполне подчиненных. Для того-то, собственно, и выбрано это самое кроткое, безответное животное. Оно же у бесов любимое, в противоположность козлу, которого черти боятся от самого сотворения мира (вот почему держат до сих пор козлов на конюшнях). Кроме того, на самоубийцах на том свете сам Сатана разъезжает таким образом, что запрягает одних вместо лошадей, других сажает за кучера править, а сам садится на главном месте вразвалку, понукает и подхле

Hosted by uCoz