Чертенёнок - Чуды
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Ч
__________________________________________________________________________
Чертенёнок
Чертеница
Чертёнок
Чертеня
Чертенята
Чертиха
Чёртов конь
Чёртов палец
Чертовка
Чертовки
Чёртышко
Чигирь-звезда
Чиликун
Числобог
Чмок
Чок
Чоно волк
Чорнокнижники на Карпатах
Чудесный бог
Чудесный супруг
Чудинка
Чудинко
Чудинцы
Чудины
Чудище
Чудны люди
Чудо Морское
Чудо Юдо
Чудовища хтонические
Чудовище
Чудовище перевозчик
Чудовищная женщина
Чудовищное диво-дивное
Чудовищный Змей
Чудской идол
Чуды
__________________________________________________________________________

Чертенёнок.

Чертеница.

Чертёнок.

Чертеня.

Чертенята. Анчутка к ним относится.

Черти. Злые существа, бесы. Имеют облик людей, с рогами, копытами, хвостами и свиными рылами. Чёрт живёт обычно в болоте, в берлоге или под землёй, Заключает с человеком договор, который подписывается кровью, на покупку души человека. Творит пакости из-под тишка. Во многих сказках, произведениях художественной литературы чёрт и человек вступают в противоборство, но человек всегда выходит победителем. Черти бывают молодые и старые. Ведьма — любовница чёрта. ..Узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней кругленьким пятачком, ноги были так тонки что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. ...у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт.

Чертиха.

Чёртов конь. Сом, на котором обыкновенно ездит водяник; в некоторых местностях рыбу эту не советуют употреблять в пищу. Пойманного сома не следует бранить, чтобы не услыхал водяной и не вздумал отомстить за него. .

Чёртов палец. Полезно держать на чердаке громовую стрелу или чертов палец (скипевшийся или вообще в камень сплавленный ударом молнии песок). В последнее средство слепо веруют все поголовно и этот найденный на песчаных берегах речек конусообразный камень в виде пальца бережно прячут и тщательно хранят.

Чертовка. Древними нужно признать названия для русалок: чертовка, водяная и, быть может, куполка. Известно большое количество западнославянских быличек, повествующих о том, как в момент битья подменыша розгой внезапно появлялась виновница подмены (богинка, мамуна, чертовка), хватала плачущего Подменыша и возвращала людям их ребенка.

Чертовки. Бесы женского пола, по характеру совпадают с облачными, водяными и лесными женами и девами. .

Чёртышко.

Чигирь-звезда. Иначе ее называют Венерою. Это звезда предсказывает человеку счастье или несчастье. Если собрался ехать куда, смотри на звезду: если она против твоей дорогистоит, ехать не стоит. В первый, одиннадцатый и двадцать первый дни месяца звезда находится на востоке, и в этот день нельзя начинать строить дома и ходить с обнаженной головою. Во дни второй, двенадцатый и двадцать второй Чигирь стоит между востоком и полуднем, и все рожденное в этот день будет коряво и бесплодно. Во дни третий, тринадцатый и двадцать третий Чигирь стоит на полудне, и в эти дни нельзя купаться и даже в баню ходить: "изойдешь лихом или учинится переполох", то есть тяжело заболеешь.

Чиликун.

Числобог. Бог времени и вездочётов. . Богиня луны. В Ирии на границе Сварги и Яви, где Ра-река течёт, Числобог говорит свои числа богам, быть дню Сварожьему, быть ли ночи. И дни отсекает, поскольку он - явский, он сам в божьем дне. Числобог держит в руке луну, по которой в древности исчисляли время, ей присущи спокойствие, размеренность, бесстрастность. Её период — с ранних сумерек до зари, но несмотря на это, она равнодушна к тёмным силам зла. Созерцая действительность, невозмутимо отсчитывает и секунды и столетия. Любит в долгие зимние ночи гулять по снежным просторам, а в короткие летние — купаться в тёплой воде. Славяне почитали его как покровителя течения времени. Было у него два лица: одно - подобное солнцу, другое - полумесяцу, ибо солнце отмеряет течение дня, а луна - ночи. Жрецы Числобога ведали тайные, древние науки счета дней, месяцев, лет. Они содержали в порядке большие солнечные и лунные часы, которые посвящены были загадочному Числобогу. Пред храмом его высаживали великое множество самых разнообразных цветов, которые открывали свои венчики в разное время суток, от раннего утра до позднего вечера. И узнать, который теперь час, можно было, поглядев на эти удивительные цветочные часы, равных которым по красоте не создано до сих пор.

Чмок. Белорусы до сих пор называют так домового змея, ужа. Он носит своему хозяину деньги, делает его нивы плодородными, а коров — дойными. За такие заботы цмока - домовика хозяин, со своей стороны, обязан ставить ему на кровле дома или на гумне сковороду яичницы. В противном случае цмок разгневается и сожжет весь дом. Лесной цмок может уморить у хозяина скот, высасывать ночью у коров молоко и делать нивы неплодными. Происходит это название от слова "цмокать", "чмокать" — свистеть, издавая звук, подобный чмоканью, поцелую — так называли духов, прилетавших к своим любимым под видом кур, крылатых ящериц или змеек и открывающих клады, которые прочим были бы недоступны.

Чок. Что касается второго брата Кия, Щека, то он, судя по всему, может быть отождествлен с Чоком, булгарским бойлом, который воевал в Днепровском регионе в начале девятого века. Следует отметить, однако, что подобное же имя, Шок (Saac) упоминается в старых мадьярских хрониках. (Вернадский)

Чоно волк. В монгольской мифологии - злое существо. В него вселяются души нечистых людей, совершивших много грехов, крадущие и пожирающие потом детей. Его представляют часто в виде волка.

Чорнокнижники на Карпатах. К Двоедушникам причисляются люди, способные управлять градовыми тучами и ливнями а также умеющие контролировать урожайность и плодородие следующего года. Сила и необычные свойства, которыми обладают чорнокнижники благодаря наличию второй души, дает им возможность отводить град и ливни от полей своего села и вести тучи в нужном направлении.

Чудесный бог. Див. Первоначальное имя Дива означало «небесный бог», а затем — «чудесный».

Чудесный супруг. В сказках с мотивом чудесного супруга круг персонажей, вступающих в брак с людьми очень широк: это различные животные, птицы, рыба, цветок, стихии и светила.

Чудинка. Пужанка. У жителей по Индигирке она водится в пустых домах, особенно любит покинутые на зиму летники.

Чудинко. То же, что и кикимора, воплощение злого начала. Плохие люди закладывают его в виде маленькой тряпичной или деревянной куклы под бревно дома во время строительства. Чудинко пугает жильцов по ночам стуком и треском. Особенно силен он в заброшенных домах. Избавиться от него можно, только уничтожив куколку. Те, кому надоедают проказы чудинка, должны звать знахаря на подмогу или, на худой конец, колоть вилами в нижние бревна избы с приговором: "Вот тебе, вот тебе, за то-то и вот это!".

Чудинцы.

Чудины. Первопоселенцы, отчасти отождествляемые с конкретными этнческими группами, — все же полулегендарны. «Народная память заселяет этим древним населением почти все пространство Архангельской губернии». Чудины — богатыри и чародеи, колдуны: останки чуди — «кости большие, как не человеческие» (здесь контаминируются представления о чудинах-первопоселенцах и о первопредках-богатырях . Один из чудинов (Архангельский уезд) был так силен, что, чихая, убил барана; «Члены его поколения могли разговаривать между собою на шестиверстном расстоянии» (некоторые из живших в XIX в. в Архангельсой губернии семейств считали чудинов своими предками).

Чудище. По белорусским поверьям, охотник, чтобы стать отличным стрелком, проходит посвящение на перекрестке перед толпой чудовищ; у последнего из них Голова покрыта огромным горшком; чудовище снимает этот горшок со своей Головы и надевает на Голову охотника.

Чудны люди.

Чудо Морское. Подводное чудовище, иногда олицетворяемое щукой или другой невероятной рыбою. Щука. Чудом морским" называет иногда народ и угорь-рыбу, диковинную железницу. В славянских преданиях встречается чудесная рыба, порождающая сказочных богатырей. Так, например, рассказывается, что жила-была на белом свете одна царица, у которой не было детей, а она только и желала одного счастья на земле - просила-молила у Бога сына. Привиделся ей вещий сон, что надо для этого закинуть в море синее шелковый невод и первую вынутую из невода рыбу съесть. Рассказала царица этот сон своим приспешницам, приказала закинуть невод: попалась всего одна рыба, да и та не простая, а золотая. Зажарили ее, подали на обед царице, стала та ее есть да похваливать. Объедки, оставшиеся после царицы, доела стряпуха-кухарка; доела - вымыла посуду, вынесла помои любимой черной корове. И вот дался царицын сон в руку, - в один и тот же день родились на белый свет три сына: Иван-царевич, Иван-кухарчонок да Иван-коровьин сын. Шло-проходило время; выросли они, выровнялись все молодец в молодца, стали богатырями могучими. На утренней ранней зорьке выметывается угорь-рыба в Семен-день на берег и ходит- перескакивает по лугам на три версты, по росе. Смывает- сбрасывает с себя она. все свои лихие болести - на пагубу человеку. Потому-то и не советуют знающие люди выходить до спада росы в этот день на берег реки. Угорь слывет на деревенской Руси запрещенной рыбою. Можно его есть, говорят сведущие старики, только тогда, когда "семь городов наперед обойдешь - никакой яствы не найдешь", да и тогда запрещается вкушать голову и хвост угря. Народное суеверие принимает его за "водяного змея, хитрого и злобного", поясняя при этом, что за великие прегрешения этому змею положен запрет на жало: "не жалить ему веки вечные, ни человека, ни зверя". Знахари заставляют угря быть вещим помощником их гаданий: они кладут его на горячие уголья и, по направлению его прыжков, стараются обозначить место, где укрыта похитчиком какая-либо пропавшая вещь.

Чудо Юдо. В славянских народных сказках — дракон страшный, многоглавый, могучий. И огромный. Слово чудо в старину означало великана, как это сказано в словаре церковнославянского языка. Имя же «Юдо», как считают многие ученые, восходит к древнеиндийскому слову «йадас» — водяное животное. Действительно, Чудо-Юдо связан с водной стихией. Появляется Чудо-Юдо всегда из воды. Вот как это описано в одной сказке: «Утка крякнула, берега звякнули, море всколыхалось — лезет Чудо-Юдо, змей шестиглавый». Он владеет двумя волшебными источниками: если испить из одного — станешь могучим богатырем, из другого — будут волосы золотые. В другой народной сказке описана встреча на Калиновом мосту, что перекинут через реку Смородину, Чуда-Юда и русского богатыря Ивана Быковича — коровьего сына.

Чудовища хтонические. Прототипами трех богатырей (Горыня, Дубыня и Усыня) можно считать хтонических чудовищ, олицетворяющих косные и разрушительные силы нижнего мира — земли, воды и т.п.

Чудовище перевозчик. Сказочные добры молодцы, отправляясь в тридесятое царство, в тридесятое государство за невестами, подходят к синему морю — нет переправы через необозримую водную пустыню... Велят они рыбакам зашить себя в лошадиную шкуру и положить на берегу. Прилетает ночью гриф, хватает шкуру и переносит в ней добра молодца за море. Разрезает тогда он булатным мечом свою оболочку и выходит на белый свет, пугая неожиданностью чудовищного перевозчика, только что собиравшегося было позавтракать принесенной добычею.

Чудовище. Исполин, владыка небесных источников и лесов. В известной сказке злая мачеха, дабы избавиться от падчерицы, заставляет мужа отвести ее на старую водяную мельницу и запереть на ночь. Ночью является Врыколак, стучит в дверь. Девочка ставит условие: принести царицыны мониста. Через некоторое время, получив мониста, она требует царицын браслет, затем серьги, затем ожерелье. Врыколаку понадобилось немалое время, чтобы раздобыть сокровища, но когда он принес ожерелье, пропел первый петух, и чудовище исчезло. Верлиока представляется в образе чудовища. Ночь казалась древним русичам чудовищем подземно-подводным о двух головах – спереди и сзади. Ночь. У неё есть брат – День. Гамаюн знает обо всём на свете, также и о происхождении чудовищ. Прототипами трех богатырей (Горыня, Дубыня и Усыня) можно считать хтонических чудовищ, олицетворяющих косные и разрушительные силы нижнего мира — земли, воды и т.п. В быличке из белорусского Полесья смерть описывается как чудовищная женщина с огромными веками.

Чудовищная женщина. В быличке из белорусского Полесья смерть описывается как чудовищная женщина с огромными веками.

Чудовищное диво-дивное. Тяжелы веки Вия подземного, страшно войско его, страшен зов его. Он во тьме кромешной вступил в союз с Матерью Землею Сырою. И родились тогда в подземельной тьме и пошли на свет, потрясая мир, великаны Горыни Виевичи. А затем случилось явление - столб поднялся вдруг на краю Земли - от Земли до самого Неба, чтобы Небо на нем упокоилось. И тогда родил Святогора Вий - диво-дивное, чудо-чудное.

Чудовищный Змей. См. Змей Чудовищный.

Чудской идол. Один из возможных «следов» чуди — считающийся и в XIX в. необычным, таинственным местом Холмогорский ельник (на Курострове, близ г. Холмогора). По упоминаемой Ефименко легенде, в ельнике якобы находился когда-то "чудской идол". Идол, слитый из серебра, «прикреплен был к одной самой матерой лесине и держал в руках большую золотую чашу». Украсть идола и окружавшие его сокровища было, казалось, невозможно: «Чудь берегла своего бога крепко: постоянно около него стояли часовые, около самого идола были проведены пружины. Кто дотронется до идола, хотя одним пальцем, сейчас же пружины эти заиграют н зазвенят разные колокольчики, и тут не уйдешь никуда; часовые сейчас же позаберут, а окаянная чудь поджарит на сковороде да и принесет в жертву своему идолу» Несмотря на эти предосторожности, русские все же сумели ограбить священное иное место и уйти невредимыми. Согласно одной версии, сбежавшаяся чудь постояла, посмотрела на удалявшиеся корабли, похлопала руками да и разошлась — «и с этой самой поры перестала собираться в ельнике». По другой версии, чудинцы гнались за новгородцами верст десять до теперешнего селения Курьи вниз по Двине и там иступили н бой с ними, но одолеть похитителей не смогли (Арх.). "Следы» чуди в XIX - начале XX п. может окружать суеверное, смешанное со страхом почитание. «На Кинг-острове были уничтожены остатки разбитой чуди, спасшейся на этот остро» Тут и легла вся чудь. Этот остров считается священным: он порос лесом, н рубить этот лес считалось греховным и опасным, так как если сама убитая чудь и не вступится непосредственно за свои права, то он впоследствии должна отомстить оскорбившему ее святынию».

Чуды.

Hosted by uCoz