Табити - Торгония
Главная страница. Главник Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Т
__________________________________________________________________________
Табити
Тадебцо
Тайник
Тайные люди
Таласым
Тара
Тараканы
Таранд
Таргелий
Тартар
Таруса
Тарх
Тарх Перунович
Татарин Змеевич
Таусень
Творец мира
Тенгиры
Тень
Тётка
Тётя
Тиверцы
Тиренький
Титаны славянские
Тихие ветерки
Тихон
Тихонький
Тодор
Тодорцы
Томэм
Топельник
Тор Многомудрый
Торгония
__________________________________________________________________________


Табити. В мифологии скифов богиня-покровительница всего сущего; античными мифографами отождествлялась с Гестией. Богиня Табити (индоарийский Тапас, топить, теплый, Сварог) породила бога Папаиоса/Перуна с эпитетом "Ветер" и богиню Апи, они породили бога Гойтосироса, богиню Аргимпаса, бога, соответствующего Аресу (Агин/Агни), и бога Таргитаоса. Затем Таргитаос и Аргимпаса породили скифов (Рябчиков).

Тадебцо. По ненецки «то, что используется шаманом», в самодийской мифологии (у ненцев) духи — помощники шамана. Считалось, что Тадебцо, как правило, переходят к шаману от его предшественника. Обычно Тадебцо зооморфны (Тадебцо-олени, невидимыми ремнями привязанные к шаману), но упоминаются и антропоморфные Тадебцо - духи предков шамана (нгытарма). По данным архимандрита Вениамина, Тадебцо подразделялись на белых, обитающих в воздухе, и зелёных и чёрных, живущих на земле. В мифологиях других самодийских народностей Тадебцо соответствуют самади у энцев, дямады у нганасан, одна из категорийлозы у селькупов, пензют у камасинцев.

Тайник. Родимец.

Тайные люди. К неизвестным "тайным людям", русалкам, проклятым девкам или к самим дьяволам, поступают "приспанные дети", то есть случайно задушенные матерями во время сна. Ребенок, унесенный "тайными людьми", делается сам тайным человеком: невидимо бродит по белому свету, отыскивая себе пропитание.

Таласым. В болгарской мифологии таласым - вечно живущий оборотень. Превращаясь в собаку, кошку, любое другое животное, он нападает глухою ночью на людей и душит их. Если не дать ему отпора, заболеешь или даже умрешь. По народным поверьям, таласымом становится после смерти замурованный человек: в древности, когда возводили мосты, крепости, водяные и ветряные мельницы, случалось, клали в основание живых людей - на удачу, чтоб веками не разрушалось, в виде жертвы злым духам. Такой таласым денно и нощно стережет свое строение, а по ночам окликает случайных путников. Беда, если зазеваешься и ответишь оборотню - тогда считай свои последние минуты или недели: ведь даже вырвавшись из лап чудовища, все равно захвораешь и отдашь Богу душу. Народная молва связывает таласымов и с зареченными кладами, сокрытыми Огненными Змеями и разбойниками. Чтобы откопать такой клад, надо выполнить определенный зарок, назначенный хозяином: допустим, убить над кладом черного петуха (а то и человека), съесть сердце кукушки и т.д. За точностью исполнения зарока и следит таласым: только он может отдать сокровище. Он же и нападает на случайных путников, оборотясь во что угодно. Много людей погибло от зубов и когтей таинственных таласымов! Но находились и смельчаки не робкого десятка: вскочит им кабаниха или рысь на спину, а они хвать оборотня за уши - того и след простыл. А в руках у счастливчика либо ларец с золотом, либо котел с драгоценностями. Болгары умываются отваром Зверобоя, чтобы избавиться от злых духов: от чумы, караконджула, таласыма, вампира.

Тара. Богиня Тара, покровительница Природы и ее старший брат Тарх Даждьбог — хранитель древней Великой Мудрости (Россия в кривых зеркалах). Когда иноземцы спрашивали жителей Великой Тартарии о том, кто они, ответом им было: «Мы дети Тарха и Тары» — брата и сестры, которые были по представлениям древних славян хранителями земли русской (Россия в кривых зеркалах).

Тараканы. Змея (уж) и ласка часто выступают в роли домового. Свойствами домашнего покровителя могут обладать также лягушка, крыса, крот, кошка, червь, муравьи и тараканы. Как и с домовым, со змеей, мышью, лаской и ласточкой связывается выбор масти скота.

Таранд. Скифское очень редкое животное. Аристотель (IV век до нашей эры) в пятой книге сочинения «О чудесных слухах» сообщает: «Рассказывают, что у скифов водится очень редкое животное, которое называется Тарандом. Говорят, что оно меняет цвет шерсти смотря по месту, где находится, поэтому трудно ловить его, так как окраска Таранда уподобляется цвету деревьев, местности и вообще всего, что его окружает. С виду же это животное сходно с быком, а голова похожа на оленью». «Только шире, так что она как бы сложена из двух оленьих морд, — добавляет ученик Аристотеля Теофраст, живший в Афинах в III веке до нашей эры, вообще описавший Таранда подробней и уверенней, чем учитель. — Животное это парнокопытное и рогатое. Рога имеют отростки, как оленьи, и покрыты шерстью... Перемена окраски Таранда удивительна и почти невероятна, особенно если иметь в виду многообразие цветов».

Таргелий. Аполлон. Вероятно, Даждьбог мог, вслед за белым Свентовитом, соотноситься с Аполлоном (Таргелием) как бог солнечного света.

Тартар.

Таруса. Прародитель чуди белоглазой и дивьих людей. На Урале и русском Севере в древности жили чудь белоглазая и дивьи люди. Изначально они были одним родом, и имели одних прародителей, по всей видимости Чурилу Дыевича и Тарусу. Потом они дали начало многим арийским и финским родам. В частности, к ним относят Лунную династию индийских и венедских царей. Разделились они по религиозным мотивам. Дыевы люди стали служить Дыю и ушли в подземные города сразу после битвы Сварога и Дыя. Их приютили подземные жители паны, которые происходят от Пана Виевича. А чудь ушла в пещеры незадолго до включения Урала в Московское царство.

Тарх Перунович. Дажьбог. Сын Перуна и русалки Роси.

Тарх. Тарх Дажьбог - хранитель древней Великой Мудрости. Старший брат богини Тары, покровительницы Природы (Россия в кривых зеркалах). Когда иноземцы спрашивали жителей Великой Тартарии о том, кто они, ответом им было: «Мы дети Тарха и Тары» — брата и сестры, которые были по представлениям древних славян хранителями земли русской.

Татарин Змеевич. Тугарин Змей. Демон зла в русских былинах и сказках в образе существа змеиной породы.

Таусень. Говсень, Овсень, Овсей, Усень, Баусень, Авсень. В восточнославянской мифологии ритуальный персонаж, связанный с Новым годом (или Рождеством), с началом весеннего солнечного цикла и возрастанием плодородия; персонифицированное начало года - прибытка (урожая). Формы типа Таусень, Баусень, Говсень и т.п. объясняются, видимо, из «Усень» и соответствующего восклицательного элемента (та, ба, гой).

Творец мира. Ворон является одним из творцов мира. Сотворил ущелья, горы.

Тенгиры. В монгольской мифологии следующими по своей святости после Гегэнов - они небесные духи. Живут они всегда на небесах, которых 17. На землю они никогда не спускаются. Тенгиры делятся на 33 царства, и каждое из них имеет своего хана. Один из ханов является старшим и управляет всеми Тенгирами -- это Хормусто-хан. Родились Тенгиры от света, не солнечного и не лунного, а какого-то неизвестного людям. Они интересуются тем что делается на земле в отличие от Гегэгов или Бурханов, и часто заступаются за обиженных или обездоленых людей.

Тень. Заместитель, двойник человека, эквивалент его души. След. Безымень. Призрак-двойник; привидение перед смертью; дух умершего неестественной смертью, утонувшего, самоубийцы. Субстанция, связанная с потусторонним миром. Мифологический персогнаж. У поляков облик Тени имеет мора, у южных славян — вампир; в виде Тени появляются души умерших. Некоторые персонажи могут не иметь собственной Тени, например у русских — леший, черт, колдун, у южных славян — дети, рожденные от вампира. Согласно болгарской богомильской легенде, Бог сотворил дьявола из своей Тени. Умение магическим путем менять местами свое тело и Тень, «переводить» на Тень свои физические ощущения — характерная черта восточнославянских ведьмы и колдуна: чтобы их обезвредить, нужно бить осиновым поленом по их Тени. Если же ударить самого колдуна или ведьму, они не будут испытывать боли. Тень бывает агрессивной по отношению к своему хозяину: она наваливается на человека, который «играет» со своей Тенью, например специально меняет положение рук, заставляя меняться свою Тень. Поэтому на Русском Севере детям запрещалось манипулировать своей Тенью, чтобы она во сне не напала на них. Сербы различают Тень как двойник души и Тень как двойник тела и предметов. Тенью-душой помимо человека могут обладать животные, деревья, камни, что придает им особую магическую силу. Человек может потерять свою Тень - душу, которая будет блуждать по свету самостоятельно. Сербы также считают, что Тень может проникнуть в голову человека через органы зрения и помутить ему разум. Согласно верованиям, то, что происходит с Тенью человека, должно произойти с ним самим, поэтому запрещалось вставать на чью-либо Тень, чтобы не повредить человеку; у сербов участники ритуальных обходов шли лицом к солнцу, чтобы не топтать свои Тени. Русские верили, что Тень может покинуть человека перед его смертью. По Тени гадали о будущем: в сочельник во время ужина один из домочадцев выходил во двор и через окно смотрел на сидящих за столом: человек, который не отбрасывал Тени, должен в текущем году умереть. У болгар было принято наблюдать за своей Тенью при первых лучах солнца на Ивана Купалу: если Тень была целой, это знаменовало хорошее здоровье на весь год. Представления о Тени как о двойнике человека объясняют ее использование в лечебных обрядах: белорусы больного горячкой выносили в солнечный день во двор, клали на широкую доску и углем очерчивали его Тень, после чего доску сжигали или топили. Русские верили, что Тень человека может быть источником его болезни, в результате которой он худеет, слабеет и сохнет. В этом случае считали необходимым «вынуть» из человека его Тень и уничтожить ее. В южнославянских строительных ритуалах Тень является заместителем жертвы строительной: мастер перед закладкой дома тайком измерял Тень первого встречного человека или хозяина дома, а полученную мерку закладывал в фундамент. Человек или животное, с Тени которого была снята мерка, заболевал и через 40 дней умирал, а его душа становилась покровителем строения. Строительной жертвой становился человек, Тень которого при закладке дома падала на фундамент, — мастер замуровывал ее вместе с первым камнем, а человек умирал; сербы считали, что по неосторожности мастер мог замуровать собственную Тень; чтобы избежать этого, при закладывании дома он не должен был стоять против солнца. Пространство, которое закрывала Тень от какого-либо строения, считалось частью этого строения, например полагали, что человек, похороненный под сенью церкви, находится под ее покровительством.

Тётка. Так, ласкательно-приветливыми словами, называли Лихорадку.

Тётя. Цёца. Цеца. Лето. (К: нам привычнее «Тётя»)— дородная красивая женщина; в летнюю пору она показывается на полях, убранная зрелыми колосьями, и держит в руках сочные плоды. Поэтические олицетворения времен года шли из глубокой древности и принадлежали славянам наравне со всеми другими родственными племенами. Более наглядные олицетворения времен года встречаем у белорусов. Весну они называют Ляля, лето — Цеця, осень — Жыцень, зиму — Зюзя.

Тиверцы. Славяне. В оны времена был муж, и был он благ и доблестен, и назвали его отцом тиверцев. И тот муж жену и двоих дочерей имел, а также скотину, коров и множество овец. И жили они во степях, где не было мужей для дочерей его. И молил он богов о том, чтобы род его не пресёкся. Дажьбог услышал мольбу ту и по мольбе дал ему измоленное, так как настало для того время. И вот прошёл Он между ними и начал ворожить. И наворожил ясну тучу. И тут бог Велес принес отрока. Стали кудесники изрекать "Будь благословен, вождь наш, и ныне и присно, и от века до века!" Потом прочь уходили и назад возвратились. Дошли тиверцы до синя моря и Сурожа к вам - и вам сказали: "Как мы сами помним, в старые времена сплотились анты, от язов спасаясь. Было много крови пролито, на ней Русь стоит, поскольку мы кровь-руду пролили, и так на веки до конца и будет. От земли нашей пошли славянские племена и роды. И мы славили богов, никогда не прося их, лишь славя их силу. А также величали мы пращура нашего Сварога, который был, есть и пребудет вождем нашим навеки и до конца".

Тиренький.

Титаны славянские. Славянские титаны - это Святогор, Златогорка, Горыня, Дубыня и Усыня, Кащей. С этими богами боролись боги славян, подобно тому, как боги греков противостояли гигантам и титанам. "Допотопные" мифы (события в "Песнях птицы Гамаюн" заканчиваются Всемирным Потопом) повествуют о борьбе ариев-праславян и атлантов-титанов.

Тихие ветерки. Переносят различные болезни и небольшие, тихие ветерки: “красный”, “белый”, “голубой”, “желтый” и др.

Тихон. Полагали, что от зубной боли защищали свв. мученики Антипий (11.IV), Фоманида (13.IV), Тихон (29.VI), Аполония (9.II) и др. Страдавшие зубной болью праздновали дни этих святых, молились им.

Тихонький.

Тодор. Тодор появлялся по ночам из могил в течение всей Тодоровой (1-й недели Великого поста) недели и бродил по селу в облике караконджула или волколака до первых петухов, а затем вновь уходил в могилу. Он ездил верхом на белом коне и мог затоптать всякого, кого встретил бы на пути; смерть ожидала и тех, кого он мог ударить рукой или палкой. С темой Тодора и тодорцев связаны некоторые представления, касающиеся Тодоровой недели — одного из самых опасных (наряду со святками) периодов южнославянского календаря. Умерший в течение Тодоровой недели, как считали болгары, мог также превратиться и в Тодора.

Тодорцы. Аналогичны Тодору и тодорцы — невидимые хромые кони или всадники (в облике людей, но с хвостами), которые бежали по земле по ночам в течение Тодоровой недели или сразу после нее; они, как и Тодор, нападали на припозднившихся путников и наказывали людей, нарушивших бытовые и хозяйственные запреты. Тодорцам присущи хромота, белый цвет коней и плащей, в которые были завернуты всадники, элементы оборотничества (конь-всадник). Тодорцы принадлежат темноте и мраку (выскакивают прямо из-под земли), и свет для них невыносим и опасен. Поэтому в течение всей Тодоровой недели люди стремились вернуться домой засветло, чтобы с наступлением темноты не встретиться с тодорцами, не жгли огней ни в доме, ни снаружи, а также рано ложились спать и поздно вставали, чтобы на них не напали тодорцы. Если бы тодорцы заметили свет в окнах, они бы разбили окна копытами и затоптали домочадцев. С темой Тодора и тодорцев связаны некоторые представления, касающиеся Тодоровой недели — одного из самых опасных (наряду со святками) периодов южнославянского календаря. У болгар и сербов к Тодоровой субботе были приурочприурочены годовые поминки по умершим, при этом часть поминальных блюд, приготовляемых к «тодоровской» задушнице, специально «предназначалась» тодорцам.

Томэм. У кетов (енисейских остяков) в соответствии с общемировой троичной традицией три женских Божества, три Великих Богини: вредоносная Хосэдем, живущая под землей или в скале (функционально она напоминает карело-финскую Лоухи и явно пришла из Древнекаменного века), живоносная Хаседбам и, наконец, лебединая Томэм – Мать жара, олицетворяющего огонь и Солнце.

Топельник. Из Двоедушников у поляков.

Тор Многомудрый. Славяне и германо-скандинавские народы, до христианизации, почитали могущественного, но доброго и веселого Бога Тора. Он был наделен неимоверной силой, его оружием были верный молот - Мьелльнир и топор.

Торгония. Популярные черты кентавра-Китовраса распространялись в древнерусской традиции и на другие персонажи. Они могли придаваться «девице Торгонии», части людей дивия, смерти, чудовищной саранче.

Hosted by uCoz