Святовит - Святоша
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел С
__________________________________________________________________________
Святовит
Святовитов конь
Святогор
Святочницы
Святоша
__________________________________________________________________________

Святовит. Четырехликий бог войны балтийских славян, аналог Сварога, бог света, Солнце-старец, в связи с чем можно отнести его не только к Яви, но и к Нави. Ипостась Солнца в период его "смерти" - с 22 сентября до 22 декабря. Четыре головы Святовита наблюдают за вселенной во всех направлениях. Атрибут: белый конь. Культ этого бога был наиболее распространён среди балтийских славян (арконцы и поляки).Святовит - божество, тождественное Диву и Сварогу: это только различные прозвания одного и того же высочайшего существа. Главное святилище Святовита - Аркона. По свидетельству древних, в богатом Арконском храме стоял огромный идол Святовита, выше роста человеческого, с четырьмя головами с короткими бородами на отдельных шеях, обращенными в четыре разные стороны. В правой руке бог держал окованный металлом культовый, возможно турий, рог, наполненный мёдом или вином. Левой упирался в бок. Одежда достигала колен, а ступнями он стоял вровень с людьми — на земле. Тут же висели принадлежащие богу седло, мундштук и огромный меч. Это изображение было прикрыто багряной завесой. На стенах храма, среди рогов оленей, лосей и туров, висело украшенное самоцветами седло, уздечка и меч с серебренной гравированной рукоятью. Только служители бога, в белых одеяниях, могли входить в святилище, при этом они задерживали дыхание, чтобы не осквернить им Святовита. Они же содержали белых коней бога, на которых тот выезжал по ночам, чтобы сокрушить врагов славян. 300 всадников в красных одеждах сторожили обитель бога. Четыре головы Святовита, вероятно, обозначали четыре стороны света и поставленные с ними в связи четыре времени года (восток и юг - царство дня, весны, лета; запад и север - царство ночи, осени и зимы); борода - эмблема облаков, застилающих небо; меч - молния; поездки на коне и битвы с вражьими силами - поэтическая картина бурно несущейся грозы; как владыка небесных громов, он выезжает по ночам, то есть во мраке ночеподобных туч, сражаться с демонами тьмы, разит их молниями и проливает на землю дождь. Также он признавался и богом плодородия; к нему воссылались мольбы об изобилии плодов земных; по его рогу, наполненному вином (вино - символ дождя), гадали о будущем урожае. Таким образом, у славян, как и у прочих арийских народов, с верховным божеством неба связывались представления ожесточенной борьбы с демонами и благодатного плодородия, разливаемого им по земле; вот почему время зимнего поворота солнца, предвещающее грядущее торжество Святовида над нечистою силою, получило название святок, а весенний праздник пробуждения природы, появления молниеносных облаков и дождевых ливней - название святой, или светлой, недели. Расписными парусами Море синее покрыто Развилось по ветру знамя Из божницы Святовита. Существовало несколько способов гадания служителями Святовита о грядущем. Одни из них — с помощью священного белого коня бога. Перед входом в храм втыкали в землю три ряда скрещенных копий. Через них проводили коня. Если он начинал движение с правой ноги, то будущее обещало быть счастливым. Если с левой, то все могло сложиться плохо. И до сих пор существует поверье, что встать утром с левой ноги — плохая примета.

Святовитов конь. По известиям Гельмольда и Саксона-грамматика, при арконском храме содержался в большой холе и почете белый конь, посвященный Святовиту, а возле истукана этого бога висели седло и удила. Ездить на Святовитовом коне было строго воспрещено, вырвать хоть один волосок из его хвоста или гривы признавалось за великое нечестие, только жрец мог выводить и кормить его. Народ верил, что Святовит садился ночью на своего коня, выезжал против врагов славянского племени и поражал их полчища.

Святогор. Бог. Святогор - русский мифологический былинный бoгатырь. Имя своё получил от названия Святой Горы, которую должен был охранять. В русском былинном эпосе тяжести его не выдерживает «мать — сыра земля», но сам он не может превозмочь тяги земной, заключенной в суме; пытаясь поднять суму, он уходит ногами в землю. Святогор — сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками. Брат Святобора и Дуная. Другие великаны, Горынычи — Горыня, Дубыня и Усыня, — были рождены темным, слепым владыкой Вием из зависти и в противовес Святогору. В одном из вариантов былины Святогор сообщает своему отцу, что был далеко на Святой Руси, но ничего не видел и не слышал, а только привез оттуда богатыря. Здесь отец Святогора — «темный», т.е. слепой,— признак существа иного мира, возможно – Вий, иногда Святогора зовут в пересказах былин Виевичем. По другой - он сын вдовы. Святогор старше многих богов. В.Я. Пропп считал Святогора воплощением первобытной силы. Атлант и Святогор - родственные боги. В одной былине он встречается с Ильей Муромцем и прячет его вместе с конем в карман. Загадочный Бог-великан. Он обитает в горном месте, вязнет в земле, будто в топком болоте, и не может поднять суму, где спрятана вся «тяга земная». Он не охраняет границы Святой Руси, как Илья и другие богатыри, не пашет землю, подобно Микуле Селяниновичу. Живёт один. Святогор могучий и непобедимый, разом теряет свою силу в случайно найденном им каменном гробу. Рожден Святогор был для того, чтобы стоять на страже мира Яви и не пускать сюда темных чудищ из Нави. Вход туда находился у подножия столпа, на котором держалось небо. Сам же столп (или Мировое древо) находился в святых горах, откуда и происходит имя великана. Вий поставил трёх своих сыновей - Горыню, Дубыню и Усыню, стеречь выход из Нави, чтобы оттуда не могли сбежать души умерших. Стоя по другую сторону границы, они были недругами Святогора. Огромный вес Святогора мешал ему покинуть свой пост и переселиться в иные места. Но однажды он, по предсказанию Мокоши, вынужден был оставить Святые горы. Богиня предрекла великану, что он женится на змеедеве. Огорчился великан, но решил отыскать суженую — может, не так уж она и страшна? Отправился в дальние моря, от одного острова к другому перебирался. И наконец увидел змею. Решил Святогор, что лучше уж холостяком помереть, чем на таком страшилище жениться. Отвернулся и ударил по ней мечом. Потом кинул золотой алтын во искупление содеянного и, заливаясь горючими слезами, побрел прочь. Меж тем удар Святогора оказал волшебное действие на змею: она освободилась от наложенного на нее заклятья и стала, как прежде, прекрасной девушкой Пленкой. Подняла красавица золотой алтын. Он оказался неразменным, и она отдала его горожанам. Те пустили монету в оборот и вскоре несказанно разбогатели. Не забыли они и свою благодетельницу — щедро одарили Пленку, а она на полученные деньги снарядила караван и отправилась на поиски спасителя. Долго ли, коротко ли странствовала, но нашла Святогора и поведала ему свою историю. Великан не сразу поверил, что эта краса девица и есть та самая змея, которую он зарубил. Потом махнул рукой: мало ли какие чудеса на свете случаются! Женился на Пленке, как и предсказала Мокошь, а вскоре у них дочери родились — Пленкини. В Греции эту историю туда принес арийский народ дорийцев, или балканские славяне. Святогора греки стали звать на свой лад Атлантом (или Атласом). Его жену Пленку считали океанидой Плейоной. Дочерей же их нарекли Плеядами. Девушки эти стали звездами, а Персей, показав их отцу голову Медузы Горгоны, превратил Атланта в скалу. Эти горы в Африке и доныне называются Атласскими. Есть ещё одна повесь о Святогоре. Надоело великану оборонять богов, которых он и не видел толком, и решил он построить каменную лестницу в небо да сам на них посмотреть. До самого престола Всевышнего в небесах добрался. Бог не стал его бранить за самовольство, похвалил за труд и сказал, что исполнит любое желание великана. Святогор попросил силы немеренной да мудрости побольше, чем у любого из богов. «Будешь ты сильнее Сварожичей, но тебя самого осилит камень, — ответил ему Вышний. — Станешь мудрее богов, а человек-то тебя и обманет!» Лишь ухмыльнулся великан в ответ, не поверил сказанному. Но вышло все по слову Всевышнего. Каменный гроб, в который шутя прилег Святогор, стал его последним пристанищем, и богатырь Илья Муромец перехитрил великана. Видно прошло время великанов, наступала эра людей. Устал Святогор от вечной жизни, пора было уж ему и отдохнуть. Успел он только с последним дыханием передать часть силы своей богатырю. По другой версии этой истории Святогор назван сыном Вия. Он охраняет столб, поддерживающий небо. Он подобен греческому Атланту. От рожденья его богатырского потряслася вся поднебесная. Так велик Святогор, что и Мать Земля еле-еле носит детинушку. Он не может ходить по Сырой Земле, он велик, как гора, ходит он по горам, на спине только горы высокие Святогора могут удерживать. И тому Святогору Виевичу сам Свaрог небесный коня подарил. Он велел Святогору Виевичу вкруг столба дозором объезживать и во веки веков охранять его. Святогор, так же как и Атлант, мог превращаться в гору. Святогор даже грозил повалить столб, на котором держалось небо. Илья и Святогор примеряют гроб, встреченный ими на пути, тот оказывается впору Святогору, который не может снять крышки. Перед смертью Святогор с дыханием передает Илье лишь часть своей силы (герою нужна человеческая, а не великанская сила). Гибель Святогора при безуспешной попытке вытянуть из земли «суму переметную» и смерть в каменном гробу связаны с землей: Святогор не может осилить землю, земля не может носить Святогора. Святогор похваляется: «Как бы я тяги нашел, так я бы всю землю поднял». В поздних версиях Святогор щадит Илью Муромца, передает ему свою силу (хотя и предлагает Илье третий раз вдохнуть ею дух или лизнуть кровавую пену, что привело бы к гибели Ильи), сознает свою обреченность и проявляет покорность судьбе. В этом «улучшении» образа Святогора сыграл роль и внешний фактор — эпитет «святой». Но сам этот эпитет, как и все имя Святогора, является, видимо, результатом народно - этимологического «выпрямления» первоначального имени, близкого названиям типа Вострогор, Вострогот, принадлежащим мифологической птице, связанной с горами в Голубиной книге («Вострогор — от птица да всем птицам птица»; «Вострогот птица вострепещется, а Фаорот гора вся да восколеблется» и т.п.). Другие формы, типа русского «веретник», делают возможным предположение о связи этих имен и имени Святогор с иранским божеством Веретрагной, одна из инкарнаций которого — сокол; ср. также птицу Рарога. В этом контексте не только имя Святогора, но и отдельные черты его (хвастовство, сверхсила, смерть, связанная с камнем или землей, присутствие другого богатыря, не поддавшегося той же смерти) находят точные параллели в иранском мифе о каменном (камнеруком) богатыре Снавидке, погибшем от хвастовства. Святогор связан с землей, с ее темными хтоническими силами: он лежит на земле или на горе (иногда — сам как гора) и, как правило, спит; он ложится в землю в каменный гроб. Святогор позволяет Илье Муромцу трижды ударить его со всей богатырской силой, сравнивая эти удары с укусом комарика. Однако он не может найти применения своей огромной силе. К примеру: он мог бы охранять границу, как его приемник Илья Муромец, не ставший брать у Святогора всю его силу, а только часть. Святогор находится ак бы в изоляции от других героев былинного эпоса (Илья Муромец нужен только для того, чтобы присутствовать при гибели Святогора и как бы усвоить пагубные уроки чрезмерной и нецеленаправленной силы), не совершает никаких подвигов. В отличие от других богатырей Святогор неподвижен, привязан к одному локусу (Святые горы). Святогор находится в одном ряду с такими же бесполезными хтоническими богатырями русских сказок, как Горыня, Дубыня и Усыня: не случайно в одной из былин Святогор назван Горынычем, что соотносит его и с Горыней, и со Змеем Горынычем. В реконструкции Святогор — хтоническое существо, возможно, открыто враждебное людям. Святогор относится к до Владимирскому и до Киевскому богатырскому циклу. Святогор иногда в былинах смешивается с библейским Самсоном, есть некоторые соприкосновения этого образа с святым Егорием. Все это указывает на то, что происхождение образа Святогора очень сложно, и первичная его основа вряд ли может быть отыскана. Исторического элемента в этом образе, по-видимому, нет, если не принимать крайне искусственного толкования Святогора как олицетворения хазарского народа. Святогор с его косной, не находящей применения силой оказывается в генетическом плане сродни Горыни (Илья Муромец в сюжете с участием Святогора выступает как аналог героя сказки). В былине "Святогор и тяга земная" перед тем, как найти сумочку с тягой земной, он хвастал, что мог бы перемешать "земных с небесными", "переведаться силами с небесною силой". Святогор нашёл в поле сумочку переметную (в которой заключена тяга земная) и пытался поднять ее. Но в славянском мифе это ему не удалось. Для славян Атлант-Святогор - бог, время которого ушло. Корни славянской истории уходят в историю скифов. Культура цивилизации скифов в свою очередь восходит к культуре цивилизаций индо-иранского, арийского источника. Славянские титаны - это Святогор, Златогорка, Горыня, Дубыня и Усыня, Кащей. С этими богами боролись боги славян, подобно тому, как боги греков противостояли гигантам и титанам. "Допотопные" мифы (события в "Песнях птицы Гамаюн" заканчиваются Всемирным Потопом) повествуют о борьбе ариев-праславян и атлантов-титанов.

Святочницы. У славян некрасивые, покрытые волосами духи, на Святки появляющиеся в банях и неосвященных избах.

Святоша. У славян дух, показывающийся тому, кто рядится на Святки.

Hosted by uCoz