Сирин - Скорпея змея
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел С
__________________________________________________________________________
Сирин
Сиротка
Сиртя
Ситиврат
Сихиртя
Скаменник
Скарапея Змея
Скарбник
Скарпея Змея
Скатерть Самобранка
Ским Зверь
Скипер Зверь
Скитники
Скиф
Скифы
Скоморохи и гусляры
Скоп
Скоропея Змея
Скороспеня Змея
Скороход
Скорпея Змея
__________________________________________________________________________

Сирены. В греческой мифологии полудевы - полуптицы, хищные красавицы с головой и телом прекрасной женщины и с когтистыми птичьими лапами, унаследовавшие от матери-музы (Мельпомены или Терпсихоры) божественный голос, а от отца (Ахелоя. бога пресных вод) дикий и злобный нрав. Число их колеблется от двух-трех до целого множества. Они обитают на скалах, усеянных костями и высохшей кожей их жертв, которых Сирены заманивают пением, сводящим все живые существа с ума. Мы знаем древне-греческих сирен, женщин-птиц. Еще в V веке «Физиолог» утверждал, что «образ сирен до пупка женский, другая же половина птичья». «Физиолог» выхватил из гомеровской «Одиссеи» эпизод с сиренами и перетолковал по-своему. Нравоописатель «Физиолог» сказал о сиренах, что они смертоносны. Водятся они в море и поют песни приятным гласом. И моряки, которые проходят по тем местам, когда слышат мелодию песен, настолько заслушиваются, что теряют. Здесь прослеживатся связь Сирен с сыростью, водной стихией. В «Бестиарии» XVI века сирены описываются и изображаются как полуженщины-полурыбы. Альберт Великий упоминает их среди «чудищ поэтических сказаний»: лица их безобразны — но голос, как и у греческих сирен, прекрасен. Сирены средневекового «Бестиария», подобно онокентаврам, олицетворяют двойственность человеческой натуры. Со временем новый образ сирен стал так популярен, что сиренами назвали целый отряд крупных морских млекопитающих, к которому относятся дюгони, ламантины, а также морские (или стеллеровы) коровы, к сожалению полностью истребленные к концу XVIII века. Но и это не все. За долгие века легендарного существования сирены «приобрели» еще и третье обличьё - деворыбоптичьё. Такое представление существовало не долго, но оставило свой след в изобразительном искусстве и даже в стихах.

Сирин. Есть некоторая схожесть с Сиреной греческой. Баснословная райская птица, имеющая человеческий облик; птица радости, удачи, славы. Пленяет людей своим райским пением. Пение Сирина служит образцом божественного слова, пленяющего человека. Прекрасное пение этой птицы вызывает у человека хорошее настроение, радость; в то же время, только счастливый, радостный человек может слышать прекрасное пение этой птицы. Не всякому человеку удается видеть Сирина, ибо улетает эта птица так же быстро, как слава и удача. Сирин - Птица печали. С западных ветвей мирового дерева льет слезы в закат. Сирин - тёмная птица, инкарнация Велеса, Кащея, темная сила, посланница властелина подземного мира - Змея – то есть царя подземного мира. Баснословная райская птица, имеющая человеческий облик; птица радости, удачп, славы. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает ее чарующее пение, забывает обо всем на свете и медленно умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать губительный голос Сирин, и смерть для него в этот миг - истинное блаженство! Сирин - от головы до пояса - человек, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает все на свете и умирает. Вслед за Вороном стаей чёрною, мрачным видением, с криком громким и жалобой горестной поднялись птицы Навью рожденные: птица-лебедь Обида с печальным лицом, вслед Грифон и Могол - птицы грозные, а за ними сладкоголосая птица Сирин, что песней печальною одурманивает и манит в царство смерти. Потемнело от птиц Солнце Красное, воронье над полями заграяло, закурлыкали черные лебеди, а сычи и совы заухали. По Земле Сырой текла реченька, а водичка в ней вся слезовая, а в той реченьке струйка малая, струйка малая вся кровавая. Подтекала речка под камень у Рипейских гор, у высоких. Поднимался с под камня росток, потянулся вверх - вырос в дерево. К небу дерево протянулось, а корнями ушло в Землю-матушку. На восточных ветвях того дерева свил гнездо Алконост, а на западных - птица Сирин. У Припяти нам русичам-чехам жилось хлебосольно, ибо языцы отошли на поддень. Но напали на нас племя костобоких. И вещали тут птицы Сирины, во множестве прилетая к нам. И галки, и вороны над едой летали, и было в степях много еды для них. Боян один из немногих, кто умеет слышать пророчества птицы Гамаюн, кому навевает сладкие сны Алконост, кто не убоится смертоносных песнопений Сирина.

Сиротка. У поляков – Божья Коровка.

Сиртя. Сихиртя. В самодийской мифологии (у ненцев) антропоморфные существа маленького роста, живущие под землёй.

Ситиврат. Ситомир, Пропастник, Препадник. Бог дождя и плодородия. Культ этого бога был наиболее распространён среди западных славян (чехи, поляки, словенцы). Бог, поворачивающий солнечное колесо на лето и вместе с этим возвращающий земле силу плодородия; народ сближает капли дождя с семенами и утверждает, что дождь падает с неба сквозь решето или сито. Изображали бога в виде старца, с палкою в руках, которою он разгребал кости умерших; под правою его ногою были видны муравьи, а под левою сидели вороны и другие хищные птицы.

Сихиртя. Сиртя. В самодийской мифологии (у ненцев) антропоморфные существа маленького роста, живущие под землёй. Некогда Сихиртя жили на земле, в подземном мире они владеют стадами мамонтов («земляных оленей»), а выходя на поверхность избегают встреч с людьми. Иногда отождествлялись с русской чудью. Существует предположение, что в образе Сихиртя отражены воспоминание ненцев о досамодийском населении тундры. Аналогичный Сихиртя образ известен также ненцам: сите.

Скаменник. Волк у украинцев.

Скарапея Змея. Змея, обитающая в лесу, в поле, наделенная сверхъестественными свойствами; властвующая над другими змеями (лесными, кустовыми, болотными, боровыми, колодными и т. п.). Старшая над змеями нередко именуется скарапея (скоропея, шкуропея, Прасковея и пр.), ее сестры — змеи Марина, Катерина, Марья, Наталья, им подчинены более «мелкие» гады. В поверьях крестьян XIX–XX вв. скарапее, Марье, Марине и тому подобное, видимо, соответствует старшая лесная, подземная змея, очень большого размера, иногда с короной на голове или белого цвета, окруженная подвластными ей змеями (Арх., Олон., Волог., Сарат.). Старшая змея властна не только над змеями; она «хозяйка» леса, мудрая, всеведущая. По поверьям Вологодчины, лесные змеи (с короной) «имели то свойство, что, поев их, человек начинал понимать разговор огня с огнем и травы с травой».

Скарбник. По польским поверьям в горах живут мифические змеи, карлики, скарбники — злые духи, стерегущие клады.

Скарпея Змея. Змея, обитающая в лесу, в поле, наделенная сверхъестественными свойствами; властвующая над другими змеями (лесными, кустовыми, болотными, боровыми, колодными и т. п.).

Скатерть Самобранка. Самовертка. Мгновенно расстилается, по желанию своего владетеля, и наделяет его вкусными яствами и питьями; это метафора весеннего облака, приносящего с собой небесный мед или вино, т.е. дождь, и дарующего земле плодородие, а людям хлеб насущный. Она соответствует громовому жернову, который мелет людские счастье и богатство, и рогу изобилия, из которого древние богини рассыпали на смертных свои благодеяния. «Видит дурак, что время гостей потчевать, вынул скатерть и сказал: «Развернись!» Вдруг развернулась скатерть, и на ней всяких закусок и напитков наставлено великое множество. Гости начали пить, гулять и веселиться. Как все удовольствовались, дурак сказал: «Свернись!» И скатерть свернулась» (А.Н. Афанасьев. «Народные русские сказки»).

Ским Зверь. Сходным вариантом сюжета о бое Алеши Поповича с Тугарином является былина «Алеша убивает Скима-зверя», где противник Алеши Поповича многим напоминает Тугарина.

Скипер Зверь. Царь надземного Пекла, (у греков Аида). Получеловек-полускорпион. Он подробно описан в древней шумеро-вавилонской поэме о Гильгамеше. Скипер охранял вход в потусторонний мир. На Скипере шерстка медная, а рога и копыта - булатные. Голова его - велика как гора, руки-ноги - столбы в три обхвата. Он рогами цеплялся за тучи и по своду небесному шаркал. Как бежал Скипер-зверь - Мать Земля колебалась, в море синем вода замутилась, и круты берега зашатались. Как схватил трёх сестер лютый Скипер-зверь - Лелю, Живу, Марену в охапочку, и вонзил в них зверь когти острые, и унес с собой в царство темное. А затем покорил весь подсолнечный мир, по Земле стал без спросу разгуливать. Главный противник Перуна. Вначале он победил Перуна и закопал его в Землю. Через триста лет нашли Сварожичи Перуна под землёй, поднесли ему рог глубокий с хмельною Сурьей, принесенной Моголом с Рипейских гор. После освобождения Перуна Скипер был им побежден и завален Кавказскими горами.

Скитники.

Скиф. Скиф считается прародителем скифов. После него был Кола. Были князья Славен с братом его Скифом. Когда узнали они о распре великой на востоке и решили идти в землю Ильмерскую. Там на севере Славен основал свой город. А брат его Скиф был у моря, и был он стар, и имел сына своего Венда, а после него был внук, который был владельцем южных степей. Много там лилось крови. Распря великая была за посевы и пашни по обе стороны от Дона и до гор русских, и до пастбищ Карпатских. Потом начали рядить и выбрали Кола, и был он для них вождем, а также он отпор врагам творил.

Скифы. Прародителем скифов легенды считают Скифа. Геродот полагет прародителем скифов –Колу. Также и велесова книга признаёт Колу прародителем скифов. По традиции предков славян - скифов производят от Магога - внука Ноя через Иафета. Брат его, по Библии, - Гомер. В этом имени угадывается почти не измененное имя племени киммерийцев, соседей скифов, близких к ним по языку и культуре. Скифы, киммерийцы и фракийцы - народы-соседи. Следы древней, пересказанной Геродотом родословной скифов, сохранились и в Велесовой книге, в которой также есть упоминание о вожде Кола. Скифы-праславяне жили в лесостепном Приднепровье, где задолго до нашей эры складывались первые славянские мифы. Они соседствовали с греками из греческих колоний, обогащали свою культуру общением с греческой культурой, торговали с греками. Такую картину дают археологические раскопки северного Причерноморья. Об этой же торговле говорят и тексты дощечек Велесовой книги. Но не обязательно искать корни легенд об Ирии лишь в Приднепровье, поскольку жили скифы-праславяне и иные родственные им индо-арии также на другом берегу Черного моря - в Малой Азии. После того, как Скиф постарел, выбрали вождём Колу. Из Велесовой Книги становится ясно, что Кола был внуком Скифа и сыном Венеда. Также он был владельцем южно-русских степей. Скифы долго отбивались от врагов своих. Дело деда свего успешно продолжал Кола. Наконец отбился Кола от врагов русских. Потом созвал единое вече, чтобы создалась земля наша. После стояла земля та пятьсот лет, а затем началась между русскими усобица, и враждовали мы, и силу тратили, и имели между собой беспокойство и разлад. Тогда пришли гунны с юга на Киевскую землю, сговорившись с фряжцами. Но Скифия, победила их, несмотря на трудное положение своё. Но Голунь нашу мы оставили врагам. И та Голунь кругом валом была окружена, но враги притекли прямым путём. Мы свои грады по завету отцов наших должны были валами окружать. Всякий отрок - воин припадал к земле и целовал её перед боем, и там же умирал. И на степь нашу не шли воины, потому что куда бы они не пошли- нигде не нашли бы укрытия. Дед наш Даждьбог был впереди их. И как было тогда не победить отцам нашим! Скифы, борусины, сурожцы, анты, русы, сурожцы. Все они кравецы (Коровичи) – потомки дажьбога, родившего нас через корову Земун.

Скоморохи и гусляры. В весьма раннее время образовался особенный класс музыкантов, певцов, поэтов, словом людей вещих, которые хранили в своей памяти эпические сказания старины, пели их под звуки гуслей и других инструментов и играли главную роль в народных празднествах. Название «скоморохи» остается пока необъясненным филологами. По свидетельству памятников, скоморохи являлись на игрища с музыкою, наряжались в маскарадные платья, пели, плясали, кривлялись и творили разные «глумы». Важное значение гусляров и скоморохов у славян-язычников доказывается и участием их в религиозных обрядах (на праздниках, свадьбах, поминках), и сильными нападками на них христианского духовенства — оно справедливо видело в них не одну простую забаву, но языческий обряд: «Дьявол соблазняет народ всяческими льстъми, превабляя ны от Бога трубами и скоморохы, гусльми и русальи. Видимъ бо игрища утолчена и лдий множьство, яко упихати начнуть друг друга, позоры деюще от беса замышленаго дела, а церкви стоять (пусты)».

Скоп. Птица. Мифические свойства приписывались славянами мифической птице скопа - рассказывалось, что существует такая смертоносная птица, когти которой начинены ядом, и любой мог стать ее жертвой. Видимо, кознями птицы объясняли в старину действия неизвестных смертельных болезней, потому - со временем и прогрессом медицины - о птице порядком подзабыли.

Скоропея Змея. Обитает в лесу, в поле, наделенная сверхъестественными свойствами; властвующая над другими змеями (лесными, кустовыми, болотными, боровыми, колодными и т.п.).

Скороспеня Змея. Обитает в лесу, в поле, наделенная сверхъестественными свойствами; властвующая над другими змеями (лесными, кустовыми, болотными, боровыми, колодными и т.п.).

Скороход — великан, который на одной ноге идет, а другая к уху подвязана; если же захочет воспользоваться обеими ногами, то за один шаг весь свет перешагнет.

Скороход. Великан, который на одной ноге идет, а другая к уху подвязана; если же захочет воспользоваться обеими ногами, то за один шаг весь свет перешагнет. В поисках украденной невесты герой славянских сказок должен совершить несколько трудных подвигов. Ему помогают достичь желанной цели несколько чудесных умельцев. Скороход на одной ноге скачет, другая же к уху подвязана; стоит ее отвязать - и вмиг весь белый свет перешагнет скороход.

Скорпея Змея. Змея, обитающая в лесу, в поле, наделенная сверхъестественными свойствами; властвующая над другими змеями (лесными, кустовыми, болотными, боровыми, колодными и т. п.). Старшая над змеями. «На море на Окиане, на острове Буяне стоит дуб, под тем дубом ракитовый куст, под тем кустом лежит бел камень, на том камне лежит рунцо, под тем рунцом лежит змея скорпея. Есть у ней сестры Марья, Марина и Катерина. И мы всем вам помолимся, на все четыре стороны поклонимся: „Утишите свою лихость от раба Божьего [имя]“» (Тульск.).

Hosted by uCoz