Шавкал - Шуликуны
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Ш
__________________________________________________________________________
Шавкал
Шаман кудесник
Шарка
Шаркань
Шарукан
Шатун
Шашко
Шашок
Шевкал
Шеликан
Шелюкан
Шендуха
Шептун
Шептуны
Шептуха
Шерсткатый
Шестиглавый змей
Шестипалый волк
Шестиха
Шешка
Шива
Шиликаны
Шиликун
Шилихан
Шилыхан
Шилюкон
Шиш
Шишига
Шишик
Шишимора
Шишитиха
Шишиха
Шишица
Шишичиха
Шишко
Шишкун
Шишкунья
Шишок
Шишок
Шишумара
Шкуропея Змея
Шликун
Шогготы
Шок
Шолыган
Шолышны
Шошычиха
Шпыня
Шуликен
Шуликон
Шуликуны
__________________________________________________________________________

Шавкал. Песенный Щелкан, лишь отдаленно связанный с летописным Шевкалом, вошел в народную память как персонаж, воплотивший в себе, с одной стороны, самые жестокие черты татарского ига, а с другой — его обреченность.

Шаман кудесник. “Повесть временных лет” описывает “волхование” кудесника - шамана, которое видел некий новгородец, побывавший у чуди (финно - угорских племен севера Новгородчины). Кудесник стал созывать бесов в свою “храмину” и впал в транс (упал, оцепенев), но бесы побоялись явиться в “храмину”, т.к. на новгородце был крест (ср. позднейшие народные обычаи снимать крест при гаданиях, произнесении заговоров и т.п.).

Шарка. Баба Шарка. В Болгарии этот день праздновался в честь «бабы Шарки», т.е. оспы. Накануне здесь готовили, по крайней мере, сорок хлебцев в форме куклы, называемых младенцы, на них делали стеблем или трубочкой углубления на манер оспинок. На хлебцах, приготовляемых для детей, эти «оспинки» делали неглубокими, для взрослых — побольше и числом, и размером. В день Сорока мучеников их намазывали медом, окуривали и раздавали по домам.

Шаркань. По поверьям украинцев Закарпатья, Затмение происходит, когда солнце поедает летающий змей шаркань или «его хтять крилатиi вовкулаки зъiсти». Связь змеи с Затмением отмечается в польских поверьях: убитые и оставленные на солнцепеке уж, змея или другое пресмыкающееся вызывают Затмение (Галиция); греющиеся на солнце змея или уж вызывают «болезнь» солнца, отчего происходит Затмение.

Шарукан. Род половецкий (Змей). Из этого рода происходил упоминаемый в летописи половецкий хан Тугоркан (11 в.), родственник князя Владимира.

Шатун.

Шашко.

Шашок.

Шевкал. Исследователи находят для Щелкана исторический прототип — это Шевкал, которого посылают в Тверь подавить крепнувшую княжескую власть. Насилия Шевкала привели к народному восстанию, в ходе которого ханского посланника убивают. Произошло это в 1327 году. Хан Узбек направил в Тверь карательную экспедицию, которая опустошила и разорила город. Между тем песня заканчивается стихом: «Ни на ком не сыскалося».

Шеликан.

Шелюкан.

Шендуха. Сендуха. Матушка, кормилица у чукчей. Русские считали их нечистыми духами.

Шептун.

Шептуны. Сами знахари, своими приемами врачевания и требованием при этом особенной или странной обстановки, поддерживают это заблуждение, не столько в видах корысти, сколько по глубокому убеждению, что иначе действовать нельзя, что так повелось искони, и что очень мудрено довериться силе целебных снадобий, если они не наговорены заранее или не нашептаны тут же на глазах больного, так как главная сила врачевания заключается в словах заговора, а снадобья служат лишь успокоительным и воспособляющим средством. Поэтому-то и зовут знахарей «шептунами», именно за те «заговоры» или таинственные слова, которые шепчутся над больным или над снадобьем. Заговоры воспринимаются или изустно от учителей, или из письменных записей, в изобилии распространенных среди грамотного сельского населения под названием «цветников», «травников» и «лечебников». Произносятся они полушепотом, с целью, чтобы не услышал непосвященный человек (иначе заговоры не имеют никакого значения) и чтобы остались они неотъемлемой собственностью одних только знахарей. Сопровождаются заговоры различными движениями рук и губ для того, чтобы удержать силу слов, или, как говорится, «запечатать замок». Знахари, даже искренне убежденные, тоже проделывают это, хотя они во многом отличаются от колдунов, между которыми так много плутов, принявших на себя личину притворства ради явного корыстного обмана. В этом особенно часто обвиняют тех мастеров, которые бродят по деревням и известны под именем «коновалов». Они собственно лекари-знахари, избравшие своею специальностью лечение лошадей, но дерзающие лечить и других животных, и даже людей. Некоторые из них, вроде ладожан и егорьевцев (из Рязанской губернии) давно уже отнесены в число несомненных колдунов, чему способствует и внешний наряд их, состоящий» как и у самоедских и сибирских шаманов, из разнообразных ремешков, колечек, сумочек, бляшек и т.п: В довершение сходства, ладожане и егорьевцы .вечно похваляются своими связями с нечистой силой.

Шептуха.

Шерсткатый. Ночной демон, давящий спящего человека. Можно предположить, что шер-стнатым называют домового. Он мохнатый, обросший мягкой шерстью, руки такие как у человека, гладкие с острыми длинными ногтями, лысый, имеет хвост. Шерстнатый своеобразный шутник, проказник, беззаботно и беспричинно резвится. Часто поглаживает сонных, щекочет, наваливается косматой грудью на молодых шутки ради. Сердить его нельзя — может задушить. ... Всей косматой грудью лягу ей на грудь И не дам ни разу наливной вздохнуть. Защемлю ей сердце в крепкие тиски: Скажут, что зачахла с горя и тоски.

Шестиглавый змей. Преследуя старичка с ноготок, борода с локоток, братья достигли провала в земле. 3орька спускается под землю и последовательно посещает три царства — медное, серебряное и золотое; в каждом из них королевна дает Зорьке сильной воды, с помощью которой он поражает прилетающих Змеев — трех-, шести- и двенадцатиглавого и освобождает всех трех королевен.

Шестипалый волк. Якобы, нападает на небесные светила и пожирает месяц или солнце, что засвидетельствовано еще в сербском Номоканоне по списку 1262 г.: «Влькодлаци лоуноу изедоше или слнце»; змееподобным летающим демонам, драконам; животным — волку, псу, в том числе мифическим: например, шестипалым волку, вепрю, быку (восточная Сербия); нечистой силе, «злым духам».

Шестиха.

Шеша. В индуистской мифологии гигантский змей с тысячью голов, одно из воплощений бога Вишну. Он поддерживает землю, плавающую в океане. На нем же отдыхает Вишну перед очередным творением мира. После истечения времени, отведенного для существования мира, Шеша погружается на его голове, уходит под воду. Всякая жизнь на ней прекращается до нового творения.

Шешка.

Шива. Шива ("приносящий счастье"), в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду — тримурти. Шива не только добрый защитник, но и грозный бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров. Нередко его изображали с веревкой, на которую нанизаны черепа. Шива — бог-творец и вместе с тем бог времени, а следовательно, и разрушения, бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе. Иногда он даже выступал как двуполое существо. Эти взаимоисключающие качества символизировали божество, вобравшее в себя все противоречия мира, которому отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы, периода, равного 8 640 000 000 человеческих лет. Считалось, что в качестве Натараджи, "царя танца", Шива регулирует мировой порядок. Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос. Так вслед за периодом созидания приходит разрушение.

Шиликаны. Это пёстрые враженки, а не настоящие враги, — серьезно рассказывал дядя Гриня, житель Индигирки, А.Л. Биркенгофу в 30-х годах XX в. «Два года тому назад они на реке у нас они девку утопили -заманили в прорубь».

Шиликун.

Шиликун. Шиликуны, шулюкуны, шликуны (возможно, от др.-слав. щуй «левый, плохой, нечистый» с двойным суффиксом — «ик» и «ун») — у северных русских— сезонные демоны. Шуликуны, связанные со стихией воды и огня, появляются в Сочельник из трубы (иногда на Игнатьев день 20.XII) и уходят назад под воду на Крещение. У чертей, колдунов, шуликунов и др. голова украшена рожками либо деформирована — вытянута кверху и заострена или очень велика, лысая или, наоборот, взлохмаченная. Шиликуны - в славянской мифологии - хулиганистые мелкие духи, которые появляются в Сочельник и до Крещения бегают по улицам с горящими углями на сковородках. Пьяных могут столкнуть в прорубь. По ночам будут шуметь и колобродить, а обратившись в черных кошек, будут лезть под ноги. Росту они с воробья, ноги, как у лошади — с копытцами, изо рта н дышит огонь. В Крещение уходят в подземный мир.

Шилихан.

Шилыхан.

Шилюкон.

Шиш. Нечистая сила, живущая обычно в овинах, играющая свадьбы свои в то время, когда на проезжих дорогах вихри поднимают пыль столбом. К «шишам» посылают в гневе докучных или неприятных людей, «хмельные шиши» бывают у людей, допившихся до белой горячки (до чёртиков). Голова шиша с кулачок, нос длинный и вертлявый, что очень удачно подмечено людьми — трудно найти человека, который ни разу в жизни не изображал или не «поймал шиша» от других. Шиш отроду голой, у его двор полой, скота не было, и запирать некого. Изба большая, — на первом венце пирог, на втором — потолок, окна и двери буравчиком провёрнуты. Сидеть в избе нельзя, да глядеть на ей гоже! Шиш в эдако окошечко глаз впялит и любуется. Именья у Шиша — штей деревянный горшок, да с табаком свиной рожок. Были липовых два котла, да сгорели дотла.

Шишига. Маленькое, горбатое существо, брюхатое, холодное, с сучковатыми руками. Набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду. В отличие от всем известного водяного, шишига обитает в камышах, предпочитает мелкие речушки и водоемы. Днем отсыпается, появляется только в сумерках. Можно предположить, что шишига состоит в родстве с шишом, ибо напоминает его мелочностью своих пакостей. Если рассуждать здраво, как может маленький шишига утащить взрослого человека? Скорее всего он пугает. Будто закроет тебя шишига хвостом и ты пропадёшь и, сколько ни ищи, не найдут тебя, да и сам себя не найдёшь... Шишига является злобной нечистью у славян. Если живет в лесу то нападает на случайно забредших людей, чтобы потом обгладать их косточки. По ночам любят шуметь и колобродить. По другому поверью шишиморы или шишиги - это озорные беспокойные домовые духи, глумящиеся над человеком, который делает дела, не помолившись. Можно сказать, что это - очень поучительные духи, правильные, к благочестивому распорядку жизни приучающие. Как женская разновидность банного духа может выступать шишига — демоническое существо, которое показывается в бане тем, кто идет туда без молитвы; принимает образ знакомой или родственницы и зовет с собой париться; может запарить до смерти (Владимирская, Саратовская губ.). По народным поверьям, в Вихре крутятся, танцуют, дерутся, справляют свадьбу вместе с чертями также и шишиги.

Шишик.

Шишимора. Дух в облике женщины, появляющийся в доме, на подворье, в пустых постройках. Шишимора прядет чаще всего под праздники, но путая (Костр.); кикимора выходит по ночам прясть— «свист веретена раздается по всей избе», «но себя она мало когда показывает» (Новг., Белоз.) (особый, громкий, пронзительный звук веретена кикиморы нередко подчеркивается в рассказах о ней). В связи с «сезонным» прядением кикиморы находится, по-видимому, и святочный обычай рядиться кикиморами, шишиморами (старухами с прялками), отмеченный в разных районах России (в некоторых губерниях сходно рядились на масленицу) (Громыко, 1975). Многозначность, некоторая расплывчатость представлений о кикиморе обнаруживается и в том, что кикиморой (шишиморой) может называться и лешачиха, лесовая русалка (Волог., Лен., Сиб.), и водяная «хозяйка» (Вятск.),.

Шишитиха.

Шишиха.

Шишица.

Шишичиха.

Шишко.

Шишкун.

Шишкунья.

Шишок.

Шишок.

Шишумара. Это ось, вокруг которой вращается вся вселенная. Её называют пупком Вишну. Только йог может выйти за пределы круга Шишумары и достичь планет.

Шкуропея Змея. Старшая над змеями. Змея, обитающая в лесу, в поле, наделенная сверхъестественными свойствами; властвующая над другими змеями (лесными, кустовыми, болотными, боровыми, колодными и т.п.).

Шликун. Шуликуны, шиликуны, шулюкуны, шликуны (возможно, от др.-слав. щуй «левый, плохой, нечистый» с двойным суффиксом — «ик» и «ун») — у северных русских— сезонные демоны. Шуликуны, связанные со стихией воды и огня, появляются в Сочельник из трубы (иногда на Игнатьев день 20.XII) и уходят назад под воду на Крещение.

Шогготы. Существа упоминаемые в известной мистической книге "Аль Азиф" известной более как "Некрономикон", написанной сумасшедшим поэтом Абдул Альхазредом. Примерно треть книги, посвящена управлению шогготами, которых представляют как бесформенных "угрей" из пузырей протоплазмы. Древние боги создали их в качестве слуг, но шогготы, обладая разумом, быстро вышли из подчинения и с тех пор действуют по собственной воле и ради своих странных непонятных целей. Говорят, что эти существа часто возникают в наркотических видениях, но там они не подаются контролю человека.

Шок. Что касается второго брата Кия, Щека, то он, судя по всему, может быть отождествлен с Чоком, булгарским бойлом, который воевал в Днепровском регионе в начале девятого века. Следует отметить, однако, что подобное же имя, Шок (Saac) упоминается в старых мадьярских хрониках. (Вернадский)

Шолыган.

Шолышны.

Шошычиха.

Шпыня.

Шуликен.

Шуликон.

Шуликуны. Шиликуны, шулюкуны, шликуны. (возможно, от др.-слав. щуй «левый, плохой, нечистый» с двойным суффиксом — «ик» и «ун»). У северных славян сезонные демоны (др. славянское слово шуй — «левый, плохой, нечистый»), связанные со стихией воды. Связаны со стихией воды. Появляются в Сочельник из трубы иногда на Игнатьев день 20.XII. и уходят назад под воду на Крещенье. Бегают по улицам, часто с горячими углями на железной сковородке или с железным калёным крюком в руках, которым они могут захватить человека, либо ездят на конях, на ступах или же на «калёных» печах. Ростом с кулачок, имеют конские ноги, изо рта у них пылает огонь, носят самотканые кафтаны, кушаки и остроконечные шапки. ... Шуликуны на Святки толкутся на перекрёстках дорог или около прорубей, встречаются и в лес(Не ходи в лес — Шуликун пылает) у, дразнят пьяных, кружат их и толкают в грязь, не причиняя при этом большого вреда, но могут заманить в прорубь и утопить в реке. По вологодским представлениям. Шуликунами становятся проклятые или погубленные матерями младенцы. Живут Шуликуны нередко в заброшенных и пустых сараях, всегда артелями, но могут забраться и в избу, и тогда их выгнать трудно. На русском севере Шуликуны - также название святочных ряженых. Они родственны другим славянским демонам — кароконджалам, кикиморам и демонам неславянских народов Поволжья и Сибири. На Вологодчине считали, что кикиморы во время Святок рожают: их дети называются «шуликуны», они вылетают через трубу на улицу и живут там до Крещения (19января). Кое-где Шуликуны носили в клеть прялку с куделью и веретеном, чтобы те напряли шелку. Шуликуны способны утащить кудельку у ленивых прядильщиц, подкараулить и унести все, что положено без благословения, забраться в дома и амбары и незаметно извести или своровать припасы. По вологодским представлениям, Шуликунами становятся проклятые или погубленные матерями младенцы. Живут Шуликуны нередко в заброшенных и пустых сараях, всегда артелями, но могут забраться и в избу (если хозяйка не оградится крестом из хлеба и т.п.), и тогда их выгнать трудно. На Русском Севере Шуликуны — также название святочных ряженых. Шуликуны р

Hosted by uCoz