Сендушный хозяин - Синчак
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел С
__________________________________________________________________________
Сендушный хозяин
Сенич
Сенка
Серафимы
Серая уточка
Сердитый старик
Сержень
Серп
Серый
Серый волк
Сестра Збродовичей
Сестра Солнца
Сестрица
Сёстры
Сибирка
Сив
Сива (женское божество)
Сива (мужское божество)
Сиверко
Сивка Бурка
Сивый
Сивый Яр
Сизый голубок
Сила Царевич
Силены
Силы
Сильнобог
Сильный Ветер
Сильфы
Симаргл
Симарьглъ
Симон-волхв
Симргл
Сим-Рьглъ
Симург
Синеобразный
Синеус
Синец
Синий
Синчак
__________________________________________________________________________

Сендушный хозяин. Один из главных персонажей в пантеоне понизовщиков на Индигирке. Он владелец всех промысловых зверей, похож на «православного человека» (в его доме есть даже иконы), но «отмените долгий, как лесина, сухой на тело», у него жена, сын и старуха-няня. Застегивает одежду на левую сторону, ездит в нарте, запряженной волками, песцами, лисицами. Это, несомненно, славянский леший. Вот легенда колымчан о сендушном: «Сендушный хозяин в каждой местности свой бывает. В Мартьянове — свой, в Каретове — свой, в крепости — свой. Его не видит никто, только иногда, вроде как помрачение найдет, и тогда увидишь... Он, может, и многим является, да другие не рассказывают, молчат, до смерти таят: может, они с ним орудуют, промышляют с ним. Кто своим трудом работает, тот наживет себе хозяйство, кто с ним — нет». Подобные параллели можно видеть в культурах северных народов. Якуты верили, что существует лесной дух, покровитель охоты и рыболовства — Бай-Баянай; а чукчи — в хозяина леса. Несмотря на явное языческое происхождение сендушного хозяина, водяной хозяйки и суседко, в сознании поречан они укладывались в рамки христианства. Легенда, записанная в 1946 г. в С.Станчик на Индигирке, повествует, как Христос велел Адаму «приготовить людей, рыбу». Тот сделал все, но и еще кое-что лишнее сделал, и боясь, что Христос будет недоволен, этих людей лишних «послал мольча» — кого на сендуху, кого в воду, кого в огонь, кого «особно угол». Христос не стал их возвращать и сказал: «Охто на шендухе — тот будет сендушной, охто веде — водяная хожайка, охто огонь — огонной хожанин, охто за угол — тот сушэдко пускай будет».

Сендушный. Гурвич в 1954 г. записал на Колыме рассказ местной бубушки о сендушном (чукче). Он не только свистел, но и бросал камни. Один из мужчин видел, как он убегал — “чисто летел”. Непрошенного пришельца боялись, но за подмогой не послали. Ехать далеко. Потом пришелец исчез. Все выглядело так, как рассказывали о чучуне в низовьях Лены и Яны. И никто даже из местных учёных не знает: дух это или чёрт, или просто дикий чукча ходит, пришельцев отгоняет от своих угодий.

Сенич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Сенка. Тень как двойник тела и предметов у сербов.

Серафимы. Церковная традиция различает девять чинов ангельских: Серафимы, Херувимы и Престолы (высшая категория); чины Господства, Силы и Власти (средняя); чины Начала, Архангелы и Ангелы (низшая). Последние стоят ближе всего к людям, наставляют и поддерживают их. В иудаистической и христианской мифологии ангелы, особо приближенные к Богу. Пророк Исаия описывает их так: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, а двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его/» (Ис. 6. 1-3). По классификации Псевдо-Дионисия, вместе с херувимами и престолами серафимы относятся к первой триаде: "...святейшие Престолы, многоокие и многокрылые Чины, называемые на языке евреев Херувимами и Серафимами, по изъяснению Св. Писания находятся в большей и непосредственнейшей пред другими близости к Богу... что касается наименования Серафимов, оно ясно показывает непрестанное и всегдашнее их стремление к Божественному, их горячность и быстроту, их пылкую, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность, также их способность дейстельно возводить низших в горнее, возбуждатъ и воспламенять их к подобному жару: оно также означает способность, опаляя и сжигая. тем самым очищать их - всегда открытую. неугасимую, постоянно одинаковую, светооброзную и просвещающую силу их. прогоняющую и учичтожаюшую всякое омраченье.

Серая уточка. Воля. У русских воля наделяется зооморфными свойствами: ее запрягают, она бежит лисицею, куницею, имеет крылья, улетает от невесты птицей, садится утушкой на заводи, плавает рыбкой в озере, а жених ее вылавливает; во время мытья невесты в бане она принимает облик угля, огня, серой уточки, горностая, белой лебеди. Воля предстает также красной девушкой, рыдает, сердится, кланяется, молится в церкви, венчается.

Сердитый старик. В южнорусских областях Ветер представляли себе сердитым стариком, который живет “за морем”.

Сержень. После Кия был Лебедян (Славер), и тот жил двадцать лет. Потом был Верен из Великограда. Он тоже был двадцать лет. А затем был Сержень, который был десять лет.

Серп. Сербское, православное проявление богини Луны. Женить серп - значит обвязывать его колосьями.

Серый волк. Повторяющиеся не только на Руси, но и у всех славянских и соседних с ними народов сказки об Иване-царевиче и сером волке наделяют этого зверя - хищника даже крыльями. Летает он быстрее ветра, переносит серый на своей спине царевича из одной стороны света белого в другую, помогает ему добыть чудесную Жар-птицу, золотогривого коня и всем красавицам красавицу — Царь-девицу. Говорит этот сказочный волк голосом человечьим и одарен необычайной мудростью.

Серый. Волк. Русские звали его уважительно "серый", "кузьма", "бирюк".

Сестра Збродовичей. В былине о сестре Збродовичей Алеша является в некрасивой роли хвастуна, оклеветавшего девушку, которую, поверившие клевете братья, убивают. Исторического элемента в последней былине нет.

Сестра Солнца. Показательно участие Вертогора и Вертодуба в сказке, где участвует Солнцева сестра Заря.

Сестрица. Так, ласкательно-приветливыми словами, называли Лихорадку.

Сёстры. Демоны болезней могут по поверьям, находиться между собой в родственных отношениях: чаще — это сестры; у чумы и оспы есть ребенок.

Сибирка.

Сив. В последнее время Ладу часто отождествляют с Фрей, Прей, Сивом и Зифом.

Сива. Женское божество. Сьва, Сиба, Дзива. Богиня осени и садовых плодов. Изображалась в виде нагой женщины, с длинными волосами, держащей в правой руке яблоко, а в левой — гроздь. Сива — божество не только плодов садовых, но и самого времени их поспевания, осени.

Сива. Мужское божество. Бог сева, урожая и скотины (сходен с функциями выполняющимися Велесом и Ярилой). После того как Сива прогнал Кащея с горы Хвангура он сам стал там править и ему прислуживала богиня Жива. Рядом с Сивой и Живой был живой колодец с живой водой и из этого колодца бил огонь до неба. помянут в Книге Велеса. У индусов Шива. Шива входит в состав Триглава – Брахма, Вишну и Шива. Сива входит в состав славянского Триглава – Барма, Вышний и Сива. В Белобоге часто видят символ арийской веры, в Чернобоге — Шиву-Разрушителя.

Сиверко. Северный ветер. Несёт холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет; Сын Стрибога.

Сивка Бурка. Персонаж русских сказок, относится к полуконям. В метафорическом смысле это именно полуконь-получеловек: понимает дела люден (богов и бесов), говорит человеческим языком, различает добро и зло, активен в утверждении добра. «Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в одно ушко залез — напился, наелся, в друго вылез — оделся, молодей, такой стал, что и братьям не узнать!» (А.Н. Афанасьев. «Народные русские сказки»).

Сивый Яр. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Сивый. Дьявол. По южнорусскому преданию, Сварог сотворил Землю из первобытной грязи, отцедив воду. Сохнет Земля, зеленеет, украшает себя цветами да деревьями. Увидел то Сивый (Дьявол), повел тучи рядами на Землю, стал грозить всему живому. Тогда Сварог вырвал дуб с корнем да и начал Сивого гонять. Тот на тысячи мелких капель рассыпался, пал на Землю губительным дождем — все цветы почернели, листья увяли... Рассерженный Сварог повелел дождю остановиться: капли в воздухе летают, а на Землю не падают. И подул на них Сивый, чтоб к Земле прибить. Тогда-то и позвал Сварог Громислава, повелев: "Разбей дождь, чтоб ни одной капли не осталось!"

Сизый голубок. В русских похоронных причитаниях смерть влетает в Окно черным вороном или сизым голубком.

Сила Царевич. Богатырь-герой в славянской мифологии.

Силены. В греческой мифологии демоны плодородия, воплощение стихийных сил природы. Входят в свиту Диониса, уродливы, курносы, толстогубы, с глазами на выкате, с лошадиным хвостом и копытами. Они славятся задиристым нравом и страстью к вину. Изображаются сидящими на осле и потягивающими вино из меха.

Силы. В христианской мифологии один из девяти ангельских чинов. Вместе с господствами и властями силы составляют вторую триаду. Псевдо- Дионисий говорит: «Наименование святых Сил означает некоторое могущественное и необоримое мужество, по возможности им сообщенное, отражающееся во всех их Богоподобных действиях для того, чтобы удалять от себя все то, что могло бы уменьшить и ослабить Божественные озарения, им даруемые, сильно стремящееся к Богоподражанию, не остающееся праздным от лености, но неуклонно взирающее на высочайшую и всеукрепляющую Силу и, сколько возможно, по своим силам соделывающееся Ее образом, совершенно обращенное к Ней как источнику Сил и Богоподобно нисходящее к низшим силам для сообщения им могущества".

Сильнобог. Был он в большом почитании у наших предков, очень высоко ценивших силу во всех ее проявлениях. Сильнобог покровительствовал крепким мускулам, метким ударам, ловкости, кулачным боям, военным игрищам и даже к драчунам был весьма снисходителен. Великаны - волоты - его друзья и верные слуги. В святилище бога стояла огромная статуя мужа, который в одной руке держал копье, а другую сжимал в устрашающий кулак размером с медвежью голову. Его почитатели и жрецы всячески пытались развить и нарастить себе такие же кулаки и мускулы, но мало кому, кроме сильно-могучих богатырей, это удавалось!

Сильный бог. Одно из названий верховного бога. Под этим божеством славяне чтили дар природы телесной крепости. Изображали его в виде мужа, держащего в правой руке дротик, в левой же серебряный шар, как бы через то давая знать, что крепость обладает всем миром. Под ногами его лежала львиная и человеческие головы, поскольку и та, и другая служат эмблемою телесной крепости.

Сильный Ветер. Означает чью-то насильственную смерть. Белорусы полагают, что холодный Ветер дует с той стороны, где утонул человек.

Сильфы. В средневековой европейской мифологии, у алхимиков - добрые духи воздуха, живут в цветах за которыми и ухаживают. Любят хорошо проветреваемые помещения и сквозьняки. Древние греки считали что каждому из "корней", или стихий, на которые они делили вселенную, приписываются особые духи. В шестнадцатом веке швейцарский алхимик и врач Парацельс дал им имена: гномы - духи земли, нимфы - духи воды, саламандры - огня и сильфы, или сильфиды - воздуха. Все эти названия греческого происхождения. Французский филолог Литтре возводил этимологию "сильфа" к кельтский языкам, однако весьма невероятно, чтобы Парацельс, давший это название, имел о них какое-либо понятие. Ныне уже никто не верит в них, но слово "сильфида" употребляется как довольно банальный комплимент стройной молодой женщине. Сильфы занимают промежуточное место между сверхъестественными и естественными существами; о них не забывали романтические поэты и писатели.

Симаргл. Семаргл. В индуизме - Агни. Бог огня. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Симарьглъ. Семаргл. Симаргл. Др.-рус. Семарьглъ, Сим-Рьглъ. В восточнославянской мифологии божество, входившее в число семи (или восьми) божеств пантеона, идолы которых были установлены в Киеве при князе Владимире.

Симон-волхв. Антитеза Спасителю.

Симргл. Семаргл. Др.-рус. Семарьглъ, Симарьглъ, Сим-Рьглъ. В восточнославянской мифологии божество, входившее в число семи (или восьми) божеств пантеона, идолы которых были установлены в Киеве при князе Владимире.

Сим-Рьглъ, Симаргл (др.-рус. Семарьглъ, Симарьглъ) — в восточнославянской мифологии божество, входившее в число семи (или восьми) божеств пантеона, идолы которых были установлены в Киеве при князе Владимире.

Симург. Птица, к которой, возможно, восходит бог огня Семаргл. Не зря он представляется летающей собакой. Вещая птица огромных размеров, родом она из древнего Ирана и известна всему персоязычному миру. В поэме 1 века «Шахнаме» Симург описан поэтом Абулькасимом Фирдоуси так: ...Увидишь ты гору главою до туч, Там — птицу, чей облик суров и могуч. Симургом зовут его; полного сил, Его я с крылатой горой бы сравнил. В персидском сочинении XIII века «Чудеса мира» находим уточнение: «Птица Симург живет за горой Каф (что возвышается на границе мира, в Индии)». Однажды увидел ее один правитель: «Воздух расцветился всеми цветами радуги, от перьев и крыльев птицы шли красивые звуки, от нее исходил приятный запах... В когтях она держала крокодила». Жители Индии верили, что Симург избавляет их от драконов и указывает дорогу сбившимся с пути. Птицу-гору часто изображали на коврах, сосудах, миниатюрах. На сабельных клинках воспроизводили схватку Симурга с драконом, чтобы обеспечить оружию чудесное покровительство. Одно время изображение этой гигантской птицы было даже эмблемой Ирана. При гаданиях и заклинаниях рекомендовалось держать под рукой перья Симурга: считалось, что они помогают в этих сложных делах. Поэтому Симург и называется вещей птицей. А произошла эта птаха от еще более удивительного существа по имени Сэнмурв.

Синеобразный.

Синеус. Вместе с Рюриком и Трувором - в древнерусских легендах генеалогические герои, первые русские князья.

Синец. Бес у церковников. Ещё рыба.

Синий.

Синчак.

Hosted by uCoz