Сава - Самокрутка
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел С
__________________________________________________________________________
Сава
Саваоф
Савва
Савватий
Савитри
Садко
Сажар – Звезда
Сакадим
Саламандра
Сам
Самовила македонская
Самовилский дуб
Самовилы
Самодива
Самодивский дуб
Самодивы
Самокрутка
__________________________________________________________________________

Сава. Савва. Персонаж южнославянской мифологии, связанный с возвышенными местами. По преданиям он оживляет мёртвых, исцеляет слепых, превращает людей в животных, иссекает воду из камня. Сава создаёт кошку для борьбы с мышами, отнимает солнце у дьявола, предводительствует тучами, несущими град.... Связь Савы со скотом и тучами объясняет, в частности, представление о тучах как о скоте Савы. В пост на день святого Савы, называвшийся савицей, не едят мяса четвероногих животных, чтобы уберечь их от волков. Роль Савы как покровителя животных позволяет связать его с общеславянским богом скота Белесом. По Ведам Сава-Шива — полубог, отвечающий за гуну невежества в материальном мире. Сербохорватское Свети Сава восходит к реальному историческому лицу, жившему в 12 - нач. 13 вв. и канонизированному православной церковью, персонаж южнославянской мифологии. В сербском фольклоре Сава связан с возвышенными местами. Ему приписывается оживление мертвых, исцеление слепых, несгораемость его собственного тела, способность превращать борзых в волков (ср. общеславянский образ волчьёго пастыря), людей в животных, иссечение железом воды из камня. Сава создаёт кошку для борьбы с мышами (общеславянский мифологический сюжет, в других славянских традициях связывавшийся с иными персонажами). Сава отнимает солнце у дьявола, предводительствует тучами, несущими град; гром, гремящий в день святого Савы, считался важным предзнаменованием. Связь Савы со скотом и тучами объясняет, в частности, представление о тучах как о скоте Савы. В пост на день святого Савы, называвшийся савицей, не едят мяса четвероногих животных, чтобы уберечь их от волков. Роль Савы как покровителя животных позволяет связать его с общеславянским Велесом.

Саваоф. Христианский бог. Ипостась Сварги, создателя миров.

Савва. В Боснии и Герцеговине варицу, ритуальную кашу из зерен пшеницы, кукурузы, гороха и т.п. (панспермия) или только из пшеницы, ели три дня — на Варвару, Савву и Николу. Цепи воспринимаются и как атрибут святых — Саввы, Петра.

Савватий. Возможным позднейшим заместителем Волоса стал св. Савватий - покровитель пчеловодства, "пчелиный бог". Роль водяного как покровителя Пчел унаследовали русские святые Зосима и Савватий, в дни памяти которых (17. IV и 27. IX ) пасечник погружает мед в воду (иногда около мельницы), читая заговор, чтобы обеспечить себе успех в пчеловодстве на предстоящий сезон.

Савитри. В древнеиндийской мифологии Савитри (солнечная) - персонификация священного ведийского метра гаятри, дочь бога Сурьи, которую он отдал в жёны Брахме. Савитри также - героиня одной из вставных легенд «Махабхараты», дочь царя мадров Ашвапати. Савитри избрала себе в супруги Сатьявана, сына слепого царя Дыоматсены, лишившегося своего трона, хотя мудрец Народа предупредил её, что Сатьявану осталось жить только один год. Когда настал предсказанный день смерти Сатьявана, Савитри последовала за мужем в лес, где он рубил дрова, и он умер у неё на коленях. В тот же момент Савитри увидела бога смерти Яму; он извлёк из тела Сатьявана душу и понёс её на юг, в обитель мёртвых. Савитри пошла вслед за Ямой, не отставая от него ни на шаг; тронутый её преданностью мужу. Яма задал ей несколько вопросов. Она отвечала на них столь мудро и благочестиво, что в награду Яма сначала подарил её свёкру зрение и царство, затем обещал, что у неё родится сто сыновей, и, наконец, вернул Сатьявану жизнь. В индийской традиции Савитри почитается образцом верной и мудрой жены.

Садко. Герой русского былинного эпоса. Был он прежде беден, имел из всего добра только "гусли звончаты", с которыми хаживал на пиры званые, веселил народ. Сидел Однажды Садко на берегу Ильмень - озера, поигрывал на гусельках; вдруг в озере вода всколебалась - и выплыл властитель царства подводного. За игру чудесную посулил Морской царь песеннику "клад из Ильмень - озера, три рыбы - золоты перья". И слово подводного владыки не мимо молвилось: закинул гусельник в озеро невод - дался в руки обещанный клад; закупил на него Садко товару видимо-невидимо, стал он богатым гостем - купцом господина Великого Новгорода... Почти двенадцать лет путешествовал купец Садко, и вот как-то однажды все его тридцать кораблей замерли посередине моря, словно к воде приросли. Стали жребий кидать: кто тот грешник, чьи грехи держат суда на месте? Кого же бросить в синее море на утеху Морского царя? Выпала такая доля Садко, ибо он двенадцать лет плавал по морю-океану, не отблагодарив подводного владыку, не платя ему дани- пошлины. Пришел Садко в подводное царство, вновь стал играть для Морского царя - музыкой своею успокоил он бурю на Ильмень - озере. Морской царь, желая оставить у себя чудесного гусельника, предложил ему на выбор одну из своих тридцати дочерей. Все они были как на подбор, но Садко не стал брать "ни хорошую, ни белую, ни румяную", а взял, по подсказке Николая угодника, покровителя корабельщиков, "девушку поваренную, ту, что хуже всех", но которая полюбила его. Она-то и помогла Садко воротиться на землю, в Новгород, а звали ее Волхва - река: эта река вытекает из Ильмень - озера. Происхождение образа Садко, по-видимому, довольно сложно. В Новгородской летописи под 1167г. упоминается об основании лицом, носящим имя Седко Сытинич, церкви Бориса и Глеба. Трудно, однако, установить, имеет ли этот Седко какое-либо отношение к былинному. Веселовский указывает, что в романе "Tristan et Geonois" рассказывается о племяннике Иосифа Аримафейского Садоке, который во время бури был брошен по жребию в море, спасся и пробыл три года на острове у отшельника. Это сходство Веселовский объясняет существованием какого-нибудь еврейского рассказа, легшего в основу как былины, так и французского романа. Стасов указывает ряд параллелей в восточных сказаниях. Отмечают сходство некоторых мотивов былин о Садке с финским мифом о водяном божестве; есть некоторое сходство между былинами о Садке и малорусской думой об Олексие Поповиче. Все это указывает на присутствие в былинах бродячих мотивов, но рядом с ними очень много бытовых черт старого Новгорода, и в этом смысле историчность былин несомненна.

Сажар – Звезда. Стожары. Большая Медведица у русских. Это созвездие благоприятствует охотникам отыскивать зверей, но медведи живут под ее защитою, хотя за воровство, совершенное в незапамятные времена, Сажар наводит сон на медведей на всю зиму. Когда Стожары глядят на землю, медведи бывают смирны и не нападают на человека. Поэтому охотникам лучше всего пускаться в лес, когда Сажар- звезда светит. Охотникам лучше всего пускаться в лес, когда Сажар- звезда светит, потому что медведи в этот момент смирные.

Сакадим. Южные славяне в отгонных формулах против дыма обращаются к нему как к живому существу: называют его по имени, задабривают и изгоняют из дома, предлагая ему за дверью яйца, хлеб, вино и пр.

Саламандра. В средневековых поверьях и магии - духи, хранители огня и его олицетворение. Живут в любом открытом огне. Часто предстают в виде маленькой ящерки. Некоторые считают даже саламандру особой субстанцией огня. По легендам, она иногда может гасить пламя своим холодным телом (Плиний Старший). Она не только живущий в огне дракон, но также "насекомоядная лягушка с гладкой кожей, густо-черного цвета, с симметрично-желтыми пятнами". Появление саламандры в очаге обычно не предвещает ничего плохого, однако и не приносит особой удачи. С точки зрения воздействия на судьбу человека это существо смело можно назвать нейтральным. В некоторых старинных книгах внешний вид саламандры описывается следующим образом. У неё тело молодой кошки, за спиной довольно большие перепончатые крылья (как у некоторых драконов), хвост напоминает змеиный. Голова этого создания похожа на голову обыкновенной ящерицы. Шкура саламандры покрыта небольшими чешуйками из волокнистой субстанции, напоминающей асбест. Дыхание этого существа обладает ядовитыми свойствами и может поразить насмерть любое животное небольших размеров. Довольно часто саламандру можно встретить на склоне вулкана во время извержения. Она появляется и в пламени костра, если сама пожелает сделать это. Считается, что без этого удивительного создания появление тепла на земле было бы невозможным, ведь без его повеления не может загореться даже самая обыкновенная спичка. Средневековые алхимики называли это создание духом и душой огня. Они всерьез верили, что тело саламандры состоит из затвердевших частиц древнего пламени. В некоторых старинных рецептах получения философского камня саламандра упоминается как живое воплощение этого волшебного вещества. Однако в других источниках уточняется, что несгорающая саламандра всего лишь обеспечивала поддержание необходимой температуры в тигле, где происходило превращение свинца в золото. Согласно большинству трактатов каббалистики, чтобы заполучить себе это диковинное создание, следует отыскать сосуд из прозрачного стекла, имеющий круглую форму. В центре его при помощи особым образом расположенных зеркал необходимо сфокусировать солнечные лучи. Через некоторое время в сосуде появляется так называемая солнечная субстанция саламандры, то есть её истинная сущность, которая затем может быть использована алхимиком для опытов. Богословы приводили Феникса как доказательство воскресения во плоти, а саламандру — как пример того, что живые тела могут существовать в огне.

Сам.

Самовила македонская. Веда.

Самовилский дуб. У южных славян большие Дубы, вязы и буки назывались «самовилскими», или «самодивскими» (на них собирались самодивы, вилы, джины, черти). Эти Дубы запрещалось рубить, а также спать под ними из-за опасности заболеть или повредиться умом.

Самовилы. Вилы. Самовила — женский мифологический персонаж южных славян (болг. самодива, самовила, юда, макед. самовила, серб., хорв., словен. vila), по ряду признаков сходный с восточнославянской русалкой и западнославянской богинкой. Согласно повериям южных славян, это подобие добрых русалок. Они молоды, красивы, на голове у некоторых вил короны. Любят танцевать под луною, летать по воздуху, качаться на березах, купаться, расчесывать длинные волосы. К людям добры, охотно выходят замуж за статных молодцев, рожают детей, которые необычайно одарены. Распущенные Волосы считались также характерным признаком женских персонажей нечистой силы — русалок, вил, самовил, ведьм, чумы и пр. В Пиринском крае дикая Груша входит в ряд деревьев, которые называются «самовилскими», под ней запрещалось спать, сидеть, привязывать к ней колыбель и т.п. К Шиповнику, росшему на перекрестке, носили дары, думая тем самым умилостивить самовил. Растущие кругами Грибы указывают на место игр самовил. Согласно македонским верованиям, Змей рождается от связи между мифологическими существами, например: между Змеем и самовилой. Болгары верили, что вместе со змеями на Головосек уходят из водоемов, полей и лесов самовилы, самодивы и др. злые духи. Самовилы в болгарских и сербских окликают человека. Поэтому повсеместно существует запрет откликаться на голос или оборачиваться в ту сторону, откуда он слышен, поскольку тем самым человек открывает нечистой силе доступ к себе. Радугу называют «поясом самовил». По болгарским поверьям, в Омеле скрываются самодивы. Самовилы появляются перед людьми в белой одежде. В византийской истории XII века неоднократно упоминаются судьи вила или вилосудьи, что можно считать византийским аналогом юдо-вил и юдо-самовил. Юда по-латински означает судья. В Византии это - чиновники эпохи Андроника-Христа, исполнительная власть того времени, судьи. Именно в таком качестве они и выступают в песнях болгар-помаков. Юды-самовилы выполняют указания Всевышнего по отношению к людям. Говорят - как поступать, помогают или, наоборот, наказывают.

Самодива. Моровая язва. Существо, родственное с облачными девами, и подобно им, бывает доброй или злой. По рассказам болгар, она — вечно озлобленная, черная жена, посылающая на людей и животных огненные ядовитые стрелы.

Самодивский дуб. У южных славян большие Дубы, вязы и буки назывались «самовилскими», или «самодивскими» (на них собирались самодивы, вилы, джины, черти). Эти Дубы запрещалось рубить, а также спать под ними из-за опасности заболеть или повредиться умом.

Самодивы. В мифологии южных славян самодивы - лесные нимфы, родные сестры самовилам - нимфам горным, по ряду признаков сходный с восточнославянской русалкой и западнославянской богинкой. В народном представлении это русоволосые, черноглазые красавицы, с весны до осени живущие в реках, озерах, родниках, среди лесов, полей, долин. Любимое их занятие - ночные игрища с плясками, песнями, хороводами, на которые случайному путнику лучше не забредать: либо сойдет с ума, либо умрет. Одни сборщики целебных трав да овчары не подвластны злым чарам: самодив пленяют звуки медных рожков. В конце игрища самодивы любят купаться - с шумом, визгом, хохотом. На время таких купаний вода в речушках и озерцах заметно прибывает, а родники бьют фонтаном в человеческий рост. Самодивы никогда не старятся. Круговое движение характерно для нечистой силы (человека «закручивает» вихрь, круги остаются на месте танцев вил и самодив: «вилино коло» и т.п.). Омела — растение самодив, юд (болгары), поэтому когда его рвут, оставляют на дереве нитку или деньги. Омелу не вносят в дом, в других местах, наоборот, дом, в котором есть Омела, считается счастливым, а его хозяева всегда здоровы. В Болгарии запрещали сушить пеленки новорожденного на Шиповнике, чтобы самодивы, живущие под ним, не навредили ему. По болгарским и сербским демонологическим поверьям, на крылатых Оленях ездят вилы и самодивы. По ю.-слав. поверьям, до восхода солнца на Благовещение в источниках и Колодцах купаются вилы и самодивы. Согласно южнославянским верованиям, на больших ореховых деревьях любили собираться вилы, самодивы и вештицы и другие мифологические существа, что также делало небезопасным пребывание под ним. Считалось, что «русальскую» болезнь насылали вредоносные женские мифологические существа — русалки или самодивы (см. Вила), которые появлялись на земле в весенне - летний период. Южные славяне считали, что яблоня связана с нижним миром, т.к. ее плодами питаются самодивы, ее сажают на могилах. Болгары верили, что вместе со змеями на Головосек уходят из водоемов, полей и лесов самовилы, самодивы и др. злые духи. Болгары думали, что самодивы (см. Вила) живут на Вербах и др. деревьях.

Самокрутка. Самокрутка - женщина, вышедшая замуж против воли родителей. Бабы самокрутки (то есть вещие, облачные девы и жены). В тихую поливают Одолень-траву, потом приправы варят из неё, чтобы лихого не думали про них, скверного не мыслили.

Hosted by uCoz