Самоубийца - Сатана
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел С
__________________________________________________________________________
Самоубийца
Самоядь
Самсон
Сар
Сарайник
Саранча
Саранья
Сарасвати
Сасрыква
Сатана
__________________________________________________________________________

Самоубийца. Нечистый заложный покойник. В славянской демонологии один из наиболее опасных заложных покойников. По народным представлениям, самоубийство является страшным грехом, души Самоубийц отходят к дьяволу. Самоубийц признавали детьми дьявола, их дома разрушали. Дерево, на котором повесился Самоубийца, срубали, иначе на нем еще кто-то повесится, место, где произошло самоубийство, считается нечистым. По славянским поверьям, Самоубийца «ходит» после смерти (чаще всего — 7 лет) в своем прежнем облике, появляется в полнолуние, в полночь на месте своего самоубийства: повесившийся — в лесу, на дереве (где он свистит, кричит, раскачивается), утопленник — в воде или около воды на берегу. Увидев человека, Самоубийца старается догнать его и затащить в реку. Самоубийцы могут заманить человека в глухое место, принудить часами блуждать по лесу. Самоубийцы становятся привидениями, вампирами, водяными или русалками, лешими и т.д. Согласно народным верованиям, они могут влиять на атмосферные явления, способны управлять стихиями, вызывая пожары, неурожаи, засуху, бури, град. В Прикарпатье считается, что души Самоубийц приносят непогоду: они летают в тучах, держа мешки с градом, который сделали чернокнижники, и высыпают град в указанное предводителем тучи (дьяволом, черным или белым человеком, чернокнижником) место. Вероятность засухи возрастала, если Самоубийцы были похоронены на общем кладбище, поэтому их хоронили в стороне or кладбищ, у дорог, на границах полей. Несмотря на протесты светских и церковных властей, могилы Самоубийц, особенно во время неурожаев и стихийных бедствий, разрывались и осквернялись, а трупы пробивали осиновым колом. При засухе также топили в воде трупы Самоубийц или надгробный крест, а могилы поливали водой. По сербским представлениям, в мире мертвых души грешников Самоубийц страдают от сильной жажды; во избежание засухи живые должны приносить мертвым воду. Поминая Самоубийц, защищаются от града. При погребении Самоубийцу, как и колдуна, пробивали колом, калечили труп, протыкали иглой или вбивали в рот железный гвоздь, зажимали рот монетой, у могилы сыпали мак, который Самоубийца будет считать до утра. Избавиться от поднявшегося из могилы Самоубийцы можно, как и от другой «нечистой силы», ударом наотмашь. Если перед тем как покончить жизнь самоубийством, человек произнесет имя Господне, самоубийство произойти не сможет. Самоубийцам, чтобы предотвратить их «хождение», кладут в Гроб освященные травы, освященный на Пасху хлеб, ладан; мак, чтобы самоубийца его собирал; терновник; кресты из осины и т.д. На Волыни считается, что самоубийцы после смерти превращаются в звезды и обрекаются на «вечное скитание». Часто верили, что самоубийцами становятся люди, рожденные в “такой час”, в особую злую, неблагоприятную минуту, например, в полночь или безлуние. Главной причиной засухи считается “осквернение земли”, т.е. погребение нечистых покойников — самоубийц, которых “земля не принимает”. На карпатской горе Чорногоре самоубийцы под присмотром чертей куют град. В Гродненской губернии при похоронах "нечистого" покойника - самоубийцы, гроб относили в болотистое место или в лес, где закапывали его рядом с тропой, а на могилу наваливали кучу веток и камней. У восточных славян на перекрестках было принято хоронить самоубийц, некрещеных детей и других нечистых покойников. Самоубийцы, умершие от ран, после смерти становятся вампирами. По верованиям восточных и западных славян, вихрь или буря поднимается в момент смерти самоубийцы.

Самоядь. Удивительные, почти фантастические народы на Колыме и Индигирке. Самая старая дошедшая до нас летопись, касающаяся Западной Сибири, “О человецех незнаемых на восточной стороне и о языцех розных”, сочинённая безвестным автором примерно в конце ХV в. Приписывают сочинение этой летописи холмогорцу Тавтыгину, который впоследствии был убит в одной из стычек в “златокипящей” Мангазее. Есть в той летописи “о человецех незнаемых...” такое сообщение: “В той же стране, за теми людьми, над морем, есть иная Самоедь: по пуп люди мохнаты до долу, и от пупа вверх - как прочие человецы. А яд их рыбы и мясо; а торг их соболи, да песцы, да пыжи, да оленьи кожы”. То, что люди “по пуп мохнаты”, говорит только о том, что носили они, не снимая, меховые штаны. Только и всего.

Самсон. Веселовский видит источники былин о Святогоре в легендах о Самсоне, Аароне, Моисее и других.

Сар. В средневековой хронике Иордана "О происхождении и деяниях гетов" приводится имя одного из вождей славяно-руссов, боровшихся против германской оккупации - Сар, который смертельно ранил последнего властителя готской империи Германариха (некоторые исследователи считают, что именно отсюда ведет начало русское слово "царь"). Не дали ли нашему русскому пращуру имя Сар по месту обитания его ещё более древних предков – в Гиперборее, где и сегодня течёт речка Сара. Некоторые исследователи считают, что именно отсюда ведет начало русское слово "царь".

Сарайник. Дух, местом жительства которого является сарай. Помогает поддерживать в сарае порядок, но может наказать мужика за безделие, как, например, спутать конскую сбрую, завалить плохо сложенные дрова. Проказник и колоброд.Такой же помощник Дворового, как Овинник, Клетник, Огуменник, Хлевник и такой же, как они, проказник п колоброд. Но все эти духи благоволят трудолюбивым хозяевам.

Саранча. Апокалиптическая чудовищная саранча. Популярные черты кентавра Китовраса распространялись в древнерусской традиции и на этот персонаж.

Саранья. Ведийская богиня. Корневая основа "сар" - одна из архаичных лексем, присутствующих во многих языках, древних топонимах и именах Богов. Сар – звали русского древнего князя, смертельно ранившего Германареха.

Сарасвати. Ведийская Богиня. Корневая основа "сар" - одна из архаичных лексем, присутствующих во многих языках, древних топонимах и именах Богов. Сар – звали русского древнего князя, смертельно ранившего Германареха.

Сасрыква. Главный герой абхазской версии нартского эпоса, наделённый чёртами культурного героя. Сасрыква рождается чудесным образом: пленившийся красотой Сатаней-Гуаши нартский пастух (вариант: Сатаней-Гуаша воспылала сама к нему страстью), не смогший перебраться к ней через разделявшую их реку, пустил в Сатаней-Гуашу со своего берега стрелу (семя). Вонзившись в прибрежный камень (скалу), она оплодотворила его - на камне обозначился человеческий образ. Этот зародыш мальчика по поручению Сатаней-Гуаши был кузнецом высечен из камня. Приложенный к телу Сатаней-Гуаши, через некоторое время он превратился в человека и был назван Сасрыква. Был закалён в горниле кузницы нартским кузнецом Айнар-ижьи. Первым подвигом Сасрыква было укрощение коня (араша) Бэоу, появившегося на свет (как и пёс Сасрыквы Худыш) в день рождения Сасрыквы и ставшего его чудесным помощником (гибель Бзоу во многом предопределила и гибель Сасрыквы). В древнейших циклах героя неизменно и ревностно оберегает от всевозможных опасностей, прежде всего от козней других сыновей, не признающих Сасрыкву своим родным братом, Сатаней-Гуаша. Подвиги и победы Сасрыквы, как правило, обусловливались постоянной поддержкой матери-чародейки. Многие подвиги Сасрыквы направлены на спасение братьев от неминуемой гибели, тем не менее они испытывают к нему ненависть из-за того, что своей славой он их затмевает. Сасрыква согревает коченеющих от холода братьев, по заклятию Сатаней-Гуаши настигнутых в горах страшным бураном, сбив с неба звезду; затем ради них же совершает свой главный подвиг - похищает огонь у адау; с помощью Бзоу и Худыша вызволяет всех своих 99 братьев, проглоченных страшной лесной женщиной. Когда неблагодарные братья, стремящиеся избавиться от Сасрыквы, сталкивают его в бездонную пропасть, он попадает в подземный мир, где уничтожает агулшапа (дракона), завладевшего водными источниками. Признательные жители подземного мира с помощью орлицы доставляют Сасрыкву на поверхность земли. Сасрыква женится на дочери божества Аирга (Аерг), обладающей божественным даром - излучать солнечный свет мизинцем. В конце концов братья с помощью злой ведьмы-старухи выведывают уязвимое место Сасрыквы - оставшееся незакалённым колено правой ноги, за которое держал щипцами нартский кузнец, когда закалял в горниле тело героя. Сбросив на Сасрыкву огромный валун с высокой горы и предложив ему отразить камень именно правой ногой, нарты губят своего младшего брата. К умирающему Сасрыкве стекаются разные звери, птицы (волк, ворон, голубь и др.), одних из которых он благословляет, других проклинает; его заклинаниями и объясняются повадки и внешние приметы многих животных и птиц (крепкая шея у волка, красные ноги голубя, карканье ворон и т. д.). В более поздних слоях нартского эпоса героем, соперничающим с Сасрыквой, выступает Цвицв, которому Сасрыква оказывается обязанным многими своими победами. Соответствия Сасрыква: осетинский Сослан, адыгский Сосруко.

Сатана. Чернобог. Бог лжи, обмана, дьявольских искушений. Сатана. Единственным богом называет себя Чернобог (или Сатана), чтобы скрыть от людей наличие других светлых Богов. Сатана - лжец и отец лжи. Сатана умеет как волк надевать на себя разные овечьи шкуры и строить из себя Белбога (как, например, строят из себя Христос и Моисей). Любит игру в наоборот, называть: белое - черным; черное - белым; правду -ложью; ложь - правдой; добро - злом; зло - добром, бога - дьяволом, дьявола - богом и т. д. Его сила в сокрытии знаний от людей. Основной метод его управления людьми - разделяй и властвуй. Очень боится правды, распространения истинных знаний. Считается, что сейчас сатана ослаб, приближается Эра Водолея. В вербу стрелял из лука и ее проклял св. Сысой; он метил в сатану, который в ней прятался. Гадание с Гребнем зафиксировано у западных славян в «Каталоге магии Рудольфа» (XIIIв.): «Готовят воду и вместе с гребнем, овсом и куском мяса ставят со словами: „Приди, сатана, искупайся, причешись, своему коню дай овса, ястребу — мяса, а мне покажи мужа моего"». Согласно Апокрифичекому сюжету, распространённому в болгарской и древнерусской книжной традиции, когда Господь после сотворения Адама оставил его одного лежащим на земле, чтобы взять ему «глаза от солнца», сатана вымазал Адама нечистотами. Сняв эту грязь и смешав ее со слезами Адама, Бог сотворил собаку, чтобы та стерегла человека, а сам отправился за «дыханием» для Адама. Сатана вновь явился к человеку, и хотя собака не подпускала его близко, тот все же истыкал тело Адама палкой, впустив в него 70 недугов. Бог вновь изгнал сатану и очистил человека. Согласно одной легенде, змеи на челе и груди новорожденного Каина побудили Адама написать дьяволу, обещавшему исцелить его сына, рукописание, предавшее во власть сатаны весь род людской. У Сатаны есть дьяволы. В Западной Сибири рассказывали, что огненная река протекла на том месте, где упал с неба Сатана со своими дьяволами; затем по Божьему велению река эта провалилась в преисподнюю и будет течь там вечно; в этой реке помещается ад. У русских сатана — обитатель первичного океана (в виде водоплавающей птицы, чёрта в пене, в лодке; в некоторых сказаниях Бог создает сатану из своей тени); Бог велит ему нырять за землей (иногда сатана сам предлагает Богу создать землю). Сатана трижды ныряет, но лишь на третий раз, помянув Божье имя, достает земли, утаив часть во рту. Бог творит землю, которая начинает расти па море и во рту у сатаны: тот выплевывает утаенную часть, из нее возникают холмы и горы. По другим вариантам. Бог засыпает на сотворенной земле, сатана пытается сбросить его в воду, тащит его в одну сторону, потом в другую и так по всем сторонам свега, но земля разрастается, и сатане не удается утопить Бога; напротив, он невольно совершает ритуал благословения земли, начёртав крест во время своих попыток. Наиболее архаичный вариант дуалистического сказания, записанный в Заонежье, представляет Саваофа в виде белого гоголя, сатану в виде черного. После творения земли, ангелов и бесов возгордившийся сатана пытается создать собственное небо, но архангел Михаил низвергает его и всю нечистую силу на землю — так появились нечисть и черти на земле. В сербскохорватских дуалистических сказаниях сатана и падшие ангелы захватывают с собой солнце (или оно изначально находится в руках противника Бога — Дуклиана, мифологизированного императора Диоклетиана, гонителя христиан: ср. изначальное пребывание светил у хозяйки иного мира Лоухи в финской мифологии и т.п.). Архангел (или Иоанн Креститель) затевает с сатаной ныряние в море, и когда дьявол (или Дуклиан) ныряет, покрывает море льдом и уносит солнце на небо. Дьявол пробивает лед, но настигает архангела уже на небе, вырвав часть его ступни (с тех пор у людей выемка в ступне). Продолжением дуалистических космогонии с участием Сатаны являются антропогонические мифы. Древнейший из них пересказан в «Повести временных лет» (под 1071 г.): волхвы поведали о том, как Бог мылся в бане, вспотел и отерся «ветошкой», которую сбросил с небес на землю. Сатана стал спорить с Богом, кому из нее сотворить человека (сам он сотворил тело, а Бог вложил душу). С тех пор тело остается в земле, душа после смерти отправляется к Богу. В позднейших восточнославянских и болгарских вариантах творение человека более приближено к ветхозаветному мифу: Бог создает человека из глины и уходит на небо за душой, оставляя сторожем собаку, еще не наделенную шкурой; сатана соблазняет собаку шубой или хлебом (усыпляет холодом) и оплевывает человека. По возвращении Бог выворачивает свое творение наизнанку - из-за оплеванных внутренностей человек становится подверженным болезням. По болгарским сказаниям, дьявол истыкал человека пальцем (шилом), чтобы душа в нем не держалась. Бог заткнул все отверстия травами (которые стали лечебными), кроме одного, из которого исходит душа со смертью. По другим вариантам, дьявол тщится создать человека, подобного сотворенному Богом, но у нею получается волк, которого оживляет Бог (волк откусывает дьяволу часть ноги, поэтому он хром). Такими же неудачами завершается подражание в творении овса — дьявол сеет сорняки; вместо коровы у него выходит коза и т.д. В русских преданиях сатана насаждает яблоню — древо познания, осину (на которой повесился Иуда), хмель и т.п., чтобы искушать человека. В русских легендах сатана претендует на власть над людьми: ведь они сотворены из земли, добытой им со дна океана. Он получает власть над мертвыми людьми, поэтому они должны были пребывать в преисподней — аду до сошествия в ад Христа. В дуалистических поверьях славян очевидно влияние иранской мифологии. проводником которого на позднейшем этапе была богомильская ересь.

Hosted by uCoz