Пращуры - Припекал
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел П
__________________________________________________________________________
Пращуры
Преданный
Предвестница птица
Предки
Предков души
Предметы
Предсказательница
Презвитер
Премысл
Пресвятая Дева Мария
Пресмыкающиеся
Престолы
Преты
Пречистая Божья Матерь Богородица
Прея
Привидение
Привидения
Призраки
Припекал
__________________________________________________________________________

Пращуры. Сварог. Ведает он, что мы сила великая и не могут одолеть нас враги наши. Пращур-Род. Его славил Дажьбог. Пращуры - первый род богов, составляющих Всевышнюю Троицу, которых славяне считают своими Пращурами. Бог из первого рода богов, Свентовит. Светло, Велес, воспринимаемый как женственный облик Творца, олицетворяющий собой потенциальную силу созидания, ставший прообразом индийского Брахможгети - Сияния Брахмо, а также - Святого Духа христианского равновесия. Род-Перун Индра - Крышень - первый, народившийся, т.е. воплощенный Свет - Живатма, воспринимаемый как Сыновний облик Творца, олицетворяющий собой кинетическую силу разрушения Старого во имя созидания Нового и ставший прообразом Живы-Шивы и Кришны индусов, а также и Мессии христиан. равновесия.

Преданный. Самый разумный человек в мире – преданный Господа. Преданному, стремящемуся вернуться к Богу, запрещены две вещи: общение с теми, кто погружён в материальные наслаждения и с женщинами.

Предвестница птица. Представления о птице - предвестнице, предсказательнице и об оборачивающейся сорокой ведьме-вещице объединены распространенным в поверьях XIX-XX вв. у славян образом вещицы, вещейки (реже вещуньи).

Предки. Умершие родственники, определяемые в народной культуре как «праведные душечки», «благословенные родители», «святые деды», «отцы-матери», «свои предки»; воспринимаются как духи-опекуны дома и хозяйства и как высший авторитет для всей семьи и рода. К категории Предков причислялись те из родственников, которые умерли «своей» смертью (т.е. естественной, ненасильственной) и, как считалось, благополучно перешли на «тот свет». По некоторым поверьям, различались так называемые старые Предки (давно умершие) и новые (два-три последних поколения умерших родственников), которых родня еще помнила поименно. Безымянные «старые» Предки соотносились с мифическими родоначальниками, первопредками, участвовавшими в изначальном освоении мира и жившими в идеальном «золотом» веке; ср. рус. поговорку: «Предки на дереве едали, да золотом платили, а потомки на золоте едят, да деревом (ветром) платят». Праведные Предки противопоставлены в народных верованиях душам «нечистых» покойников, т.е. умершим «не своей» смертью, которые стали вредоносными и опасными для людей духами. Особую группу составляли умершие в течение последнего года: до тех пор, пока по ним не справили все индивидуальные поминки годового цикла (в третий, девятый, сороковой день, полугодовые и годовые), они еще не воспринимались как Предки, а после этого срока их уже можно было поминать наряду со всеми «родителями» в определенные дни (см. «Деды», Задушки, Задушницы). В верованиях и обрядности славян почитание Предков занимает одно из центральных мест. Считалось, что от их расположения и помощи зависят все сферы жизни человека: здоровье, счастье, удача, хозяйственное благополучие, погодное равновесие и т.п. По народным представлениям, Предки являются своим сородичам во сне, предсказывают будущее и предостерегают о грозящей беде; участвуют в жизни семьи (охраняют дом, скот и посевы, помогают собирать урожай, заботятся о новорожденном); обнаруживают свое незримое присутствие в доме ночными звуками, ищут оставленную для них поминальную пищу и т.п. Практически все персонажи, причисляемые в народной демонологии к домашний духам-опекунам, по своему происхождению связаны с родовыми Предками. В свою очередь, первейшей обязанностью живых родственников было заботиться о своих Предков: в поминальные дни люди соблюдали особые правила поведения и строгие запреты, чтобы не навредить «душечкам»; приносили на могилы родственников ритуальную пищу или приглашали их в дом на общесемейную трапезу; для Предков топили баню и оставляли на ночь теплую воду и чистое полотенце; перед началом важных хозяйственных и семейных предприятий устраивались жертвоприношения в честь Предков. Мотивы «прихода» Предков на землю и возвращения на «тот свет» характерны не только для обычаев поминальных дней, но и в целом для мифологии календарного времени. По широко распространенным воззрениям, в один из предпасхальных дней или на Пасху «раскрываются небеса» и все души Предков на короткое время выпускаются на волю, чтобы погулять в земном мире и навестить своих родных. Затем они вновь вынуждены вернуться «на свои места», а люди устраивают им символические «проводы». Весенний цикл народных праздников весь пронизан ритуалами поминовения предков. Другим таким временем, когда душам Предков позволено появиться среди живых, считался святочный период. В древнеславянских источниках сохранились многочисленные упоминания о языческих обычаях поклоняться умершим и приносить им жертвенные дары. По-видимому, именно обожествляемые Предки подразумевались под персонажами, именуемыми в исторических книжных памятниках как Род и рожаницы, которым язычники «кладут требы», оставляя для них хлеб, сыр и мед. По народным представлениям, в Очаге обитали домашние духи и предки. В народе верили, что тем, кто плохо поминает предков, они мстят бедами и убытками: в хозяйстве пропадает скот, волки задирают корову, случаются неурожаи, болезни и раздоры в семье и т.п. На севере славянского мира (кашубы в польском Поморье, Белоруссия, Русский Север) принято было в один из святочных вечеров или в осенний поминальный день (2.XI) жарко растапливать печь для того, чтобы предки могли здесь обогреться. .

Предков души. Колодец служил местом символического «кормления» духов предков и нечистой силы с целью обеспечения удачи и здоровья, для увеличения богатства хозяйства, для сохранения чистоты колодезной воды.

Предметы. Мотив «свадьбы предметов» — ступы с пестом, печной трубы с хатой, мотовила с набилками — представлен в обрядовых действиях, преданиях, шуточных стихах и песнях, в бытовых действиях и фразеологии («женить горелку» — сливать водку в общую чашку на свадьбе, «женить квас, пиво» — разбавлять их водой, «женить серп» — обвязывать его колосьями). .

Предсказательница. Ведьма. У украинцев Божья Коровка. Представления о птице - предвестнице, предсказательнице и об оборачивающейся сорокой ведьме-вещице объединены распространенным в поверьях XIX-XX вв. у славян образом вещицы, вещейки (реже вещуньи).

Презвитер.

Премысл. Чехи рассказывают о пахаре Премысле: призванный на княжение, он покинул плуг, а два пегих быка его поднялись в воздух и скрылись в расщелине скалы, которая тотчас же сомкнулась.

Пресвятая Дева Мария. Дева Мария, Матерь Божья, Богоматерь. Богородица — в церковной традиции наименования Пресвятой Девы Марии, родившей Иисуса Христа.

Пресмыкающиеся. Относятся к гадам — животные, выделяемые в традиционной народной культуре в особый класс хтонических животных.

Престолы. Церковно-христианская традиция различает девять чинов ангельских: Серафимы, Херувимы и Престолы (высшая категория); чины Господства, Силы и Власти (средняя); чины Начала, Архангелы и Ангелы (низшая). Последние стоят ближе всего к людям, наставляют и поддерживают их. Престолы - это третий чин первой триады, куда они входят наряду с серафимами и херувимами. Согласно Псевдо-Дионисию горящие Престолы, являющиеся излиянием мудрости, представляют из себя небесные Умы, оскольку выражают свойства, подобные Богу. Наименование высочайших Престолов означает то, что они совершенно свободны от всякой земной привязанности и, постоянно возвышаясь над дольним, премирно стремятся к горнему, всеми силами неподвижно и твердо прилеплены к существу истинно Высочайшему, принимая Божественное Его внушение в полнейшем бесстрастии и невещественности; означает также то, что они носят Бога и раболепно выполняют Божественные Его повелениям.

Преты. Предки у русских. Др.-инд.: "ушедший". В древнеиндийской (ведийской и индуистской) мифологии духи умерших, в течение некоторого периода после смерти (от нескольких недель до года) остающиеся жить среди людей. За это время людям необходимо совершить определённый ритуал (сапиндикарану), чтобы преты не стали бхутами, демонами из свиты Шивы, но соединились с питарами (умершими предками, пребывающими на третьем небе) в небесном царстве. Тем не менее, в народных суевериях преты часто отождествляются с бхутами и рассматриваются как существа, враждебные людям. В буддийской мифологии преты-предки - духи, которые не могут удовлетворить своих желаний. Так, например, несмотря на изобилие пищи в преталоке (одна из шести сфер сансары, где преты живут), преты не могут насытиться, ибо животы у них огромные, а рты не больше чем игольное ушко. Претами рождаются те, кто в прошлой жизни были скупыми, жестокими и прожорливыми.

Пречистая Божья Матерь Богородица. В севернорусских свадебных песнях "золотая верба" напрямую соотносится с храмом: "На горе высокой... Выросла верба золотая... Посередке золотой вербы Списана Спаса Пречистая Божья Матерь Богородица".

Прея. В последнее время Ладу часто отождествляют с Фрей, Прей, Сивом и Зифом.

Привидение. Призрак. Душа умершего человека, являющаяся ио ночам. Обычно привидение показывается на кладбище или в лесу, рядом с охраняемым кладом. Может прийти в дом к человеку и требовать от него каких-либо услуг. Привидение прозрачно, оно не отбрасывает тени. Единственная возможность спастись от него — бежать без оглядки; если обернёшься — умрёшь. Полагают, что в ночь на мученика Евпла (24 августа) на могилах ходят разные привидения: слышны свист, вой и песни, и бегает белый конь.

Привидения. Персонажи славянской демонологии, имеют бестелесную природу, показываются в виде отсутствующих или несуществующих людей, животных, предметов. пугая человека (иногда считается, что так пугает черт). Привидения тесно связаны с миром мертвых, с заложными покойниками. Привидения — это духи умерших людей, прежде всего самоубийц и грешников, умерших неестественной или преждевременной смертью. Привидения могут иметь расплывчатый образ чего-то страшного, принимать вид человека (знакомого, музыканта, солдата, инородца), ребенка, девушки или женщины в белом, девушки с распущенными волосами, с телом змеи, гусыни или лебедя и с козьими ногами, человека с ногами индюка, старика в белом с бородой до пояса, черного человека, великана, покойника и т.д. Привидения могут являться в виде похоронной процессии или свадьбы. Часто Привидения принимают вид животных: курицы, пса, кошки, козла, барана, овцы, коня, свиньи, а также индюка, серны, буйвола, зайца, змеи и т.д. Привидения могут принимать вид конской головы, светящихся отрезанных детских пальчиков, окровавленных отрезанных человеческих рук и головы, пня, стога сена, бочки с дегтем, снежного столба с черными косами, белого воздушного столба, блуждающих огоньков и т.п. Привидения показываются ночью, особенно около полуночи, прежде всего в опасные календарные периоды (например, в Сочельник). Их можно встретить у заброшенных пустых домов, на развалинах, кладбищах, перекрестках дорог, на болотах, возле воды (у водяных мельниц, на мостах), в лесу, на дороге. Привидение может своим видом, прикосновением. криком напугать (часто — до смерти) человека или животное, остановить воз, заманить куда-то. Человек после встречи с ПривидениеМ забывает, куда и зачем шел. В западнославянских, а также украинских прикарпатских верованиях представлена группа Привидений, которые «водят» человека, принуждая его часами блуждать по лесу или дороге. Есть и безобидные Привидения, которые просто шутят: оборачиваясь животными или какой-то привлекательной вещью, они исчезают. как только человек берет их в руки, не причиняя ему никакого вреда и т.п. Считается, что увидеть Привидения может не каждый, даже если идут несколько человек, его видит только тот, кому Привидение явилось. Привидения — плохое предзнаменование и для увидевшего Привидение, и для всей его семьи. Привидение может преследовать человека, совершившего какое-то злодеяние. Чтобы обезопасить себя от Привидений, человеку запрещалось разговаривать с ним, оборачиваться или возвращаться назад, нужно было вывернуть свою одежду наизнанку или надеть задом наперед головной убор, прикрыть им лицо, иметь при себе оберег. От Привидений можно избавиться, ударив их наотмашь, окропив святой водой, перекрестившись, помолившись, выругавшись. В Полесье существует много быличек, в которых рассказывается, как прохожий видит над свежей могилой пар, принимающий образы женщины в белом платье, столба (или огненного воздушного столба); самого усопшего. Это привидение преследует человека, когда ветер дует тому в спину, а догнав, садится на пленника и убивает. Спасаясь от “духа”, нельзя останавливаться, следует ударить его наотмашь, бежать против ветра и прятаться за угол, но можно и “развеять” его одеждой. особенно белым платком. Привидение в народе считается как Нечистая сила; видение, мираж, мечта. Зеркалица не любит нечистой силы и нипочем не желает принимать ее облик, оттого домовые, кикиморы, вострухи, намные и прочие нечистики, а также привидения в зеркале не отражаются. Если это все-таки происходит, значит, Зеркалица порчена злым колдуном, попала в его полную власть и сделалась враждебна людям. Колокольный мертвец, боящийся колокольного звона и падающее вниз во время первых трёх ударов набата. Обладает способностью к оборотничеству. Появлялись на земле в различных ипостасях.

Призраки. Привидения. Видимые лишь частично в обычном спектре души давно умерших людей. По рассказам они вызывают безотчетный страх или дают различные предупреждения живым. Встречаются привидения чаще всего на развалинах, кладбищах, перекрестках дорог, болотах, или в заброшенных домах. Считалось, что привидения обычно появляются возле воды - на мостах и около водяных мельниц. Согласно народным поверьям славян, привидения в основном относятся к человеку враждебно. Они могут напугать, заманить, лишить памяти, наслать болезни. Сюжеты многочисленных быличек основаны на рассказах о том, как приведения заставляют людей часами блуждать по лесу или по дороге. Вместе с тем привидение может помочь человеку отыскать клад или найти потерянный предмет. Считается, что приведение может увидеть не каждый, и встреча с ним является плохим предзнаменованием не только для увидевшего, но и для всей его семьи. Согласно народным поверьям с приведениями нельзя говорить, а так же поворачиваться к нему спиной. Так же не следует возвращаться назад, надо просто продолжать движение, как бы не замечая приведение. При этом нужно вывернуть всю одежду на изнанку или надеть шапку задом наперед. Оберегами приведений считался крест, святая вода, ветки омелы или освященной вербы. Кроме того, чтобы избавиться от приведений, нужно было произнести молитву или просто ударить приведение наотмашь правой рукой. Нужно держать алмаз при себе людям, которые страдают лунатизмом и которых ночью посещают призраки.

Припекал. По жребию приносили в жертву христиан и Свентовиту в Арконе, Триглаву, Припекале и другим богам.

Hosted by uCoz