Повитуха - Покойник, встающий по ночам из могилы.
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел П
__________________________________________________________________________
Повитуха
Поганка
Поганый
Погань
Погибальцы
Погибший насильственной смертью
Погода
Подаг
Подага
Подземельный царь
Подземный
Подземный хозяин
Подказурник
Подкидыш
Подкустовник
Подлазник
Подлазничек
Подменыш
Подовинник
Подовинница
Подовиннушко
Подовинный
Подовинушка
Подовинушко
Подпечка
Подпечник
Подпечный
Подпольник
Подпольница
Подполянник
Подрижник
Подрижный
Пожар
Позвизд
Покойник
Покойник заложный
Покойник нечистый
Покойник опасный
Покойник ходячий
Покойник, встающий по ночам из могилы
__________________________________________________________________________

Повитуха. Повивальная бабка, баба, пупорезка и др. Своими действиями Повитуха помогает роженице, способствует появлению младенца на свет, магическим образом влияет на его судьбу. Именно ей Господь Бог или святые показывают, как сложится жизнь у только что родившихся младенцев. Народная традиция наделяет Повитуху двойственным статусом: она посланница Божьей Матери (очень ярко этот мотив отражен у южных славян) или заместительница Ее повитухи (по апокрифам, Иисуса Христа принимала бабушка Соломонида). Повитуха максимально приближена к лицам сакральным — ей дозволяется исполнять некоторые церковные обряды (окрестить ребенка и дать ему имя). В то же время Повитуха в силу своих знаний и Умений уподобляется колдунам и знахарям. Она также является «нечистой», поскольку связана с «нечистотой» родов, роженицы и младенца. Двойственность наблюдается и в оценке деятельности Повитухи. Повивальная бабка совершает богоугодное, «чистое» дело: чем оольше детей примет она земле, тем счастливее будет на небе. Существуют и поверья, что Повитуха — грешница и на «том свете» будет таскать мешок с пупами, которые она в своей жизни отрезала. Повитуха опасна и может навредить: отдать послед роженицы женщине бесплодной и лишить первую потомства, вынуть у беременной плод и заменить его головешкой и др. Если Повитуха сделает во время родов что-нибудь не «по закону», ребенок всю жизнь будет несчастен. Необходимо, чтобы Повитуха была богатой и благочестивой, обладала народно-медицинскими знаниями, владела бы и заговорной, и молитвенной традицией. Считается, что Богородица велела Повитухе всегда быть готовой к приему новорожденных и никогда не отказывать женщинам в помощи. Повитуха исполняет весь ритуально-магический и бытовой «сценарий» родов. Она поддерживает и приободряет роженицу, читает молитвы, шепчет заговоры, открывает окна и двери, водит будущую мать вокруг стола или через улицу, «выкликает» младенца и др. Повитуха принимает ребенка обязательно неголыми руками (чтобы тот жил безбедно), с особыми ритуалами перерезает пуповину и завязывает пупок. Особое внимание Повитуха уделяет выходу последа и действиям с ним (обмыванию, захоронению или уничтожению). Пожелания Повитухи при родах, как полагают, сбываются. Несчастливая судьба человека порой объясняется неверным поведением Повитухи во время родов. Повитуха является также своего рода творцом характера и физических свойств ребенка. Повитуха «правит» тельце младенца, чтобы все соответствовало норме и отвечало народным эталонам красоты («расправлен, теперь уродцем не будешь»), заговаривает от грыжи, сглаза и бессонницы. Повитуха призвана уберечь младенца и мать от злых духов, особенно опасных до крестин и «сороковой» молитвы матери. Повитуха обязана магическим способом «обеспечить» достаточное количество грудного молока у матери. Повитуху почитают на протяжении всей жизни (иначе на «том свете» придется лизать ей руки). Культ Повитухи продолжается и после ее смерти. Нередко хоронят Повитуху с особыми почестями: в гроб кладут полотенце, на руки надевают варежки. Повитуху обязательно поминают, посещают ее могилу. Повитухе посвящены специальные праздники и дни календаря: 26-27 января (у русских Сибири), второй день Рождества (у украинцев); 8/21 января — Бабин день — развернутый обрядовый комплекс в ее честь (южные славяне). Известны сказки о том, что Повитуха принимает потомство у нечистой силы (в семье чёрта, водяного, караконджола), за что получает богатое вознаграждение.

Поганка. “Гадом”, “гадиной” или же “поганью”, “поганкой” и т.п. называют мышей или собирательно мышей, крыс и лягушек.

Поганый. Ребенок до крещения мог отождествляться с иноверцем: у русских он назывался иродом, у болгар — «еврейчиком», «поганым», а также именами животных, у сербов — «турком», «цыганенком». Такого ребенка нельзя целовать, выносить за пределы дома, показывать посторонним.

Погань. “Гадом”, “гадиной” или же “поганью”, “поганкой” и т.п. называют мышей или собирательно мышей, крыс и лягушек.

Погибальцы. В южнослав. (сербской) традиции власть над тучами приписывается погибалцам, "нечистым", "заложным покойникам" (людям, умершим внезапной и неестественной смертью), прежде всего утопленникам и висельникам, которые гонят по небу тучи - "стада говяд" (коров). У южных и западных славян – это планетники.

Погибший насильственной смертью. В Карпатах считают, что погибший насильственной смертью “ойкает” на месте своей гибели.

Погода. Бог изменчивости. бог ясных дней, провозвестник весны, муж богини Зимцерлы. Бог южного ветра, сын Стрибога. Тёплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды. Светлолицый, ясноокий, безбородый, весёлый нравом. А бывает поссорится с женой и ходит хмурый. Оттого и дни бывают пасмурные, а то и дождливые: Зимцерла слёзы льет. А когда ненастье — ссора серьезная. Проходит гнев и злость, мирится Погода с супругой, снова дни ясные да пригожие. Мы спрашиваем: «Какая будет погода?», а надо бы: «Каким будет Погода?».

Подаг. Бог звероловства. Изображался со зверем в руках. Хитрый, но справедливый, Бывалые охотники, знающие приметы и заговоры, с ним в дружбе. И зверя подведёт поближе, и берлогу покажет, и птицу поднимет — всякий раз охота будет удачной. Бывает, что и тем, кто первый раз охотится, поможет, чтобы к охоте привадить, А как не угодишь ему — с капканами, с ружьем, с товарищами, сам ли пойдешь — удачи не будет, с пустыми руками возвращаться. Существовали особые приметы и заговоры, при помощи которых охотники пытались задобрить его — тогда он и зверя в ловушку заманит, и птицу подведет. Начинающим охотникам он, как правило, помогает, чтобы привить им страсть к охоте. Считалось однако, что если же он на какого-нибудь охотника рассердится, то удачи ему в охоте никогда не даст — возвращаться тогда ему из лесу с пустыми руками. .

Подага. Женское божество природы и земли («подающая», «подательница благ»). «...Одни прикрывают невообразимые изваяния своих идолов храмами, как например, идол в Плуне, имя которого Подага...» (Гельмольд). Латинское Podaga у средневековых авторов. У балтийских славян божество, имевшее, согласно хронике Гельмольда (12 в.), храм с идолом в Плуне. Возможно, имя Подага тождественно польск. Pogoda, упоминаемому у Я. Длугоша (15 в.) как одно из имен божеств сезонного типа. Предполагалось возведение имени Подага к рус. корню "жечь" ("пожечь") и т.п., что позволило бы связать его с культом огня; предполагавшиеся сближения с именем Дажьбога остаются проблематичными.

Подага. Подаг. Бог восточного ветра, сын Стрибога. Подага - жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге.

Подземельный царь. Вий, Ний. Наян. Царь подземного мира, подземельный царь. Беспощадный Бог, сын Чернобога (Великого Чёрного Змея) и Козы Седуни, отец Горынь, Святогора, Златогорки, Бури Яги. Воевода войска Чернобога, властитель пекла, повелитель мучений.

Подземный хозяин. По западно-украинским поверьям, над змеями устраивает суд Подземный хозяин или Ящер; существует также предание о сражении змей за королевскую корону.

Подземный. Ящер.

Подказурник.

Подкидыш. Подменыш.

Подкустовник.

Подлазник. Полазник. У западных славян под-лазник — название рождественской ёлки.

Подлазничек. Гость Божественный. Посланец предков. Полазник. У поляков и словаков «подлазничка» — елочка, верхушка хвойного дерева — сосны, ели, пихты, украшенная яблоками, орехами, облатками, которую прикрепляли к потолку или подвешивали над столом в избе на Рождество как символ благополучия и удачи в наступающем году. С этой же целью хвойные веточки прибивали крестообразно над дверями конюшни, хлева, амбара, затыкали в сенях, в кладовой, в помещениях, где держали скотину, хранили сено, зерно. Ветки хвои, украшенные ленточками и бумажными цветами, дети разносили по домам с пожеланиями здоровья, счастья, богатства.

Подменыш. Мифологический персонаж западнославянской (частично и украинско - белорусской) демонологии, под которым понимается ребенок, рожденный от нечистой силы, подброшенный людям взамен похищенного младенца, принадлежащего человеку. Обычно считалось, что подменяли детей женские демонические существа — богинки, мамуны. полуденницы, русалки, дьяволицы, реже такая подмена приписывалась злому духу, лешему, черту, гномам и др. Подменыш в Европе - ребенок эльфов, фей, русалок, лесных духов, кобольдов и т.п., подброшенный вместо похищенного новорожденного. Если такому подкидышу позволить вырасти среди людей, он всегда будет угрозой для общества — которое, как известно, не терпит ничего, что хотя бы на йоту отклоняется от стандарта. Подменыш отличался от обычных детей ненормальным рахитичным сложением: непомерно большой головой, огромным вздутым животом, тонкими руками и ногами. Его лицо выглядело уродливым, у него были сильно оттопыренные уши, волосатое тело, вместо ногтей торчали острые когти. Главным признаком того, что на месте своего ребенка оказался подброшенный демонами Подменыш, был беспрестанный плач, визгливый крик, капризность младенца. Подменыш страдал отсутствием аппетита или, наоборот, ненасытной прожорливостью. Подрастая, Подменыш плохо развивался, мало двигался, долго не мог говорить, не умел ходить, отличался хмурым видом и неприветливым нравом, вел себя как недоумок. Такие подкидыши постоянно болели и редко доживали до повзросления, умирая в семилетнем возрасте. В Вятской губ. верили, что Подменыш (подкинутый людям лешим) имеет колдовские способности и, если доживает до зрелого возраста, становится очень деятельным человеком, приносит в дом достаток Согласно польским поверьям, иногда за хорошее с ним обращение Подменыш мог обогатить своих приемных родителей: он исчезал по ночам, а возвращаясь, приносил в дом золотые монеты. Однако в случае плохого обращения (если ему не приготовили любимого блюда), он навсегда исчезал из дома, а накопленное золото превращалось в прах. Побывавший у нечистой силы младенец длительное время болел, отличался странностями, но, вырастая, поражал всех большими способностями и умом. Знающие люди говорили, что «возвращенного» ждала успешная карьера священнослужителя. Чтобы предотвратить возможную подмену, младенцу на руке завязывали красный шнурок или надевали на него красную шапочку. .

Подовинник. Дедушка овинный. Овинник. У белорусов его называют осетником или осетным (от белорусского осеть — «овин»), мифологическими хозяевами овина могли быть и женские персонажи — овинница или жаренща. В русских заговорах упоминаются подовинник батюшка и подовинница матушка. Он, как и овинник, в обличьё огромного черного кота с горящими глазами живет в яме для огня под настилом овина. По другим поверьям, он имеет облик человека с длинными всклокоченными волосами дымчатого цвета, старика или очень высокого лохматого мужика, а также может принимать вид одного из членов семьи, которой принадлежит овин.

Подовинница.

Подовиннушко.

Подовинный.

Подовинушка.

Подовинушко.

Подпечка.

Подпечник.

Подпечный.

Подпольник.

Подпольница.

Подполянник. Живёт он в подполье, нравом злой и часто затаскивает к себе девок, проклятых матерью; приживает с ними детей. Чтобы увидеть его, надо спуститься на три ступени по лестнице, ведущей в подпол, нагнуться и поглядеть промеж ног.

Подрижник.

Подрижный. Ржаница. Дух, живущий на полосах ржи.

Пожар. К пламени Пожара нередко относились как к одушевленному существу. Например, в Пошехонье считали, что нельзя носить вещи из горящего жилого дома по направлению к др. строению, так как пламя «потянется» вслед, не желая отдать того, что у него отнимают. Рассказывали, что один крестьянин, помогая вытаскивать вещи из горящего дома, тайком унес рукавицы к себе домой; пламя сразу же перекинулось на жилище вора.

Позвизд. Посвист, Похвист, Вихорь. Свирепый бог бурь и непогод. Позвист (Посвист) - свирепый покровитель ветров, полная противоположность своему брату Догоде. С бороды Позвизда лили проливные дожди, из уст исходили туманы. Стоило Позвизду тряхнуть волосами, как на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, а с полы его одежды валил хлопьями снег. Стремительно носясь по небесам, сопровождаемый свитою бурь и ураганов, он распространял вокруг шум и свист, и ничто: ни люди, ни звери, ни столетние деревья, ни горные кряжи - не могло устоять перед его стремительностью и натиском! Позвизд имел вид свирепый, волосы и бороду всклокоченные, крылатые распахнутые одеяния. Жил он где-то на вершинах высоких и далеких гор, однако неподалеку от древнего Киева был ему воздвигнут во чистом поле храм: а вдруг, приустав в полете, бог залетит сюда передохнуть - и увидит, как чествуют его славяне? Вообще говоря, Позвизда почитали не только покровителем бурь, но и всяких воздушных перемен. Так что иногда он мог смилостивиться над людьми - и уступить без борьбы своему брату Догоде. .

Покойник заложный. Нечистый. См. Заложник покойный. На Горе между двумя елями хоронили заложных покойников.

Покойник нечистый. Нечистый покойник. Самоубийца. По ряду признаков Дверь противопоставлена окну, что проявляется в обычае выносить «нечистого» покойника не через Дверь, а через окно (или специально проделанный проем в стене).

Покойник опасный. Колдунам, самоубийцам, опасным покойникам, чтобы предотвратить их «хождение», кладут в Гроб освященные травы, освященный на Пасху хлеб, ладан; мак, чтобы самоубийца его собирал; терновник; кресты из осины и т.д.

Покойник ходячий. Белорусы считали, что Ольха может обезопасить домашних от посещений «ходячего покойника», поскольку на ней «красная кровь сатаны». На Украине и в Польше новый ГОРШОК надевали на голову, чтобы обмануть беса или ходячих покойников. Рождение ребенка с двумя Зубами осмыслялось как признак его демонической природы: он мог стать колдуном, ведьмой, вампиром, двоедушником, а после смерти ходячим покойником. У восточных и западных славян Змей — опасный демон, черт или ходячий покойник, любовные отношения с которым губительны для женщины. Чтобы воспрепятствовать превращению умершего в “ходячего” покойника или вампира, поляки облепляли шею усопшего пятью шариками из воска, украинцы возлагали на грудь покойному восковой крестик, а в руку вставляли свечу.

Покойник, встающий по ночам из могилы. Вампир. У восточных славян (прежде всего у русских) вариантом Вампира является «ходячий покойник». Вампиры — это покойники, умершие неестественной или преждевременной смертью: самоубийцы, умершие от ран, от эпидемических болезней, не отпетые, умершие без исповеди.

Hosted by uCoz