Полудница - Поренута
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел П
__________________________________________________________________________
Полудница
Полулюди об одном глазу
Полуночка
Полуночная баба
Полуночная тётка
Полуночник
Полуночница
Полуночь
Полуношник
Полуношница
Полунощник
Полунощница
Полунощница Щекотаренка
Получеловеки
Получеловеки об одном глазу
Поляки
Поляне
Поляница
Полярная звезда
Поляха
Поманиха
Помощники
Помощники ветра
Понедельник
Попел
Попутник
Пор
Поревата
Поревит
Поренут
Поренута
__________________________________________________________________________

Полудница. Шаловливый дух в славянской мифологии. У восточных и западных славян женский мифологический персонаж, появляющийся в полдень на поле и нападающий на жнецов. Женщина в белом, которая является работающим на поле. Любимое время её — поздень. В эту пору она загадывает встречным загадки и, если кто не отгадает, — может защекотать. Тех, кто работает в полдень, когда обычай да и сама природа требует делать перерыв, полудница наказывает. Видеть её удается редко кому, а кого она наказала, предпочитает не хвастать, а молчать об этом, Полудница — воплощение солнечного удара. В ярославском Пошехонье знают «полудницу»: красивую высокую девушку, одетую во все белое. Летом, во время жатвы, она ходит по полосам ржи и, кто в самый полдень работает, тех берёт за голову и начинает вертеть, пока не натрудит шею до жгучей боли. Она же заманивает в рожь малых ребят и заставляет их долго блуждать там. Здесь, очевидно, народное поверье сливается с наивной деревенской моралью, придуманной для острастки ребят. Она развлекается тем что морочит путникам голову насылая на них разные ведения? галлюцинации и мороки. Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было переждать. Было у древних славян особое мифическое существо, которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это Полудница. Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или наоборот - косматой страшной старухой. Полудницы побаивались: за несоблюдение обычая она могла наказать, и жестоко - теперь мы называем это солнечным ударом. Так же существуют придания, если встретить полудницу в полдень то она начнет загадывать загадки и если не ответишь то она защекочет человека до смерти. На Русском Севере Полудница — молодая девушка очень высокого роста, одетая в белую блестящую одежду, или красивая женщина с огромной сковородой в руках. Часто ее представляли женщиной с большой грудью, косматой, с длинными волосами. На польско-украинском пограничьё Полудница известна в виде страшной взлохмаченной старухи с железными зубами. Согласно западнославянским поверьям, Полудница происходит из душ грешных людей и ведьм, живет в аду, а во время жатвы в полдень появляется в поле и мучает спящих жнецов. Она расчесывает волосы и поет. Полудницу можно увидеть на межах в период цветения ржи и созревания хлебов; она охраняет хлебные злаки от палящих лучей полуденного солнца. Иногда полагали, что есть добрая и злая Полудница. Добрая закрывает в полдень огромной сковородой хлеб и травы от жаркого солнца, злая оборачивает раскаленную добела сковороду обратной стороной и прижигает верхушки злаков и цветы растений. Полудница охраняет поле от людей, следя за тем, чтобы они не ходили туда в этот период и не мяли хлебов. Детей, чтобы они одни не ходили в поле, пугали: «не ходи в рожь, полудница тебя обожжет» или: «полудница тебя съест». Особенно сурово поступает Полудница со жнецами, которые, пренебрегая запретом, работают в поле в полдень: она насылает на них солнечный удар, может свернуть голову или защекотать до смерти. Полудницы косили косами встретившихся на их пути людей, воровали маленьких детей. Поэтому запрещалось в полдень сеять, жать, оставлять детей без присмотра. Чтобы спастись от Полудницы, нужно до двенадцати часов дня подробно рассказывать ей обо всех этапах какой-либо сельскохозяйственной работы, например о выращивании льна начиная с момента его посева и кончая тем, как из него изготовляют полотно. В поверьях Полудница иногда смешивается с русалками, которые также появляются в поле в белых рубахах во время цветения хлебов и щекочут встретившихся им людей. Есть лужицкое поверье о том, что при встрече с полудницей можно спастись от нее длинным рассказом о возделыванш льна или конопли. Человекоподобное Божество. Из русалочьёй породы. Божествами влаги и плодородия у славян были русалки и вилы, выливающие на поля росу из волшебных рогов. О них говорили то как о девушках-лебедях, прилетающих с небес, то как о хозяйках колодцев и ручьёв, то как о мавках-утопленницах, то как о полудницах, бегающих в полдень по хлебным полям и придающих силу колосу. По народным поверьям, в Вихре крутятся, танцуют, дерутся, справляют свадьбу черти, ведьмы, вилы, полудницы, лешие, шишиги и др., поэтому украинцы говорят о Вихре, что это черт на свадьбу едет, ведьма замуж идет, черт крупу мелет; белорусы называют Вихрь «ведьмина свадьба»; поляки — «дьявольская мельница».

Полулюди об одном глазу. Волотами обитавших в подземных пещерах полулюдей об одном глазу, одной руке и одной ноге, которые, чтобы сдвинуться с места, принуждены были стать по двое, но уж тогда бегали с немыслимой быстротою, могли при случае обогнать и самого Полкана.

Полуночка. Божок, похожий на домового. Зорька и Вечорка. Триглав. Три богатыря русской сказки, персонификация основных моментов суточного солнечного цикла. См. Вечорка.

Полуночная баба.

Полуночная тётка.

Полуночник. Хозяйственный божок, вроде домового. Зорька, Вечорка и Полуночка. Триглав. Три богатыря русской сказки, персонификация основных моментов суточного солнечного цикла. См. Вечорка. Вместе с Полуденником резвятся днем и ночью. Сын Стрибога. Полночь всегда страшна. Ежели отчаянный храбрец рискнет в это время выйти из дома, то рискует столкнуться с Полуночником - хозяйственным божком вроде домового, обходящим деревню.

Полуночница.

Полуночь.

Полуношник.

Полуношница.

Полунощник.

Полунощница Щекотаренка. Русские в Онежском крае, когда ребенок не спал по ночам, делали из лучины маленькое Веретено и прялку, клали у их изголовья и произносили: «Полунощница, щекотаренка! Не играй моим дитяткой, играй прялочкой, веретеночком да помельной лопаточкой!».

Полунощница.

Получеловеки об одном глазу. См. Дивие Люди.

Получеловеки. Оплетай, половайники. Баснословные люди об одном глазе, одной руке и одной ноге, которые, чтобы двинуться с места, принуждены складываться по двое, и тогда бегают с изумительной быстротою; они плодятся, по русскому поверью, не вследствие нарождения, а выделывая себе подобных из железа. Дым и смрад, исходящие из их кузниц, разносят по белому свету повальные болезни: мор, оспу, лихорадки и пр. В Томской губернии они назывались оплетаями, у хорутан — половайниками; происхождение половайников приписывается дьяволу. Ясно, что они родственны одноглазым кузнецам-циклопам. .

Поляки. Друды происходят от Анта Велесича и Прии Богумировны. Они смешались с актами, к которым относят своих предков некоторые казачьи и черкесские роды. От Велеса Асилы свой род ведут великаны-асилки и волотоманы, кои смешались с предками белорусов, поляков и кельтов.

Поляне. После исхода из Семиречья настал седьмой день. И отправился Богумир по совету Славуни в степь, чтобы найти мужей своим дочерям. У дуба он встретил трёх всадников и вернулся с ними домой. Отсюда пошли три рода. И соединились они, и славны были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя - Древа, а другая - Скрева, а третья- Полева. Три же мужа были, все три - Утренник, Полуденник и Вечерник. Создались роды те в Семиречьё, где мы обитали за морем в крае зеленом, когда были скотоводами. И было это за тысячу триста лет до Германареха. И в те времена была борьба великая за берега моря Готского, и там праотцы наши возводили курганы из белых камней, под коими погребли мы бояр и вождей своих, павших в сече. Потом полянами звали тех, которые на полях жили. А древичи от страха в лесах прятались.

Поляница.

Полярная звезда. «Ось», «пупок» мира (рус. стожар, кол). Соотносится с судьбами людей и оказывающие влияние на земные события.

Поляха.

Поманиха. Привидение; дух, обитающий в различных постройках; пугало, бука. «Дома поманиха, вроде домовой» (Печ.).

Помощники ветра. По некоторым представлениям ветер появляется, оттого что “дьявол” играет на вербовой дудочке, помощники Ветра дуют в мехи, кузнецы надувают мехи, рушатся деревья, поднимаются морские волны и т.д.

Помощники.

Понедельник. На Украине представляли себе Понедельник в виде старика, встречающего и провожающего души умерших на пути в загробный мир: «Як старому скверно идти на гору без палки, так и на тот свет скверно идти без Понедельника». Понедельник помогает пройти «через лавку над пропастью» только тем (прежде всего женщинам), кто его почитает — «понедельничает», постится в этот день недели и воздерживается от работы (особенно от прядения и шитья). Тем женщинам, кто не чтит Понедельник, он может отомстить, наслав смерть или болезнь на их мужей. В традиции южных славян Понедельник имеет абсолютную положительную оценку. Именно этот день выбирали для начала важных хозяйственных дел: пахоты, сева, жатвы, закладки дома, тканья; в этот день старались отправиться в дальний путь и т.п. Сербские овцеводы считают, что дети, зачатые в Понедельник, наделяются исключительным умом и здоровьем; по болгарским верованиям, дети, рожденные в Понедельник, удачливы, они имеют своим покровителем самого Господа Бога. Положительное значение иногда придавалось Понедельнику и у восточных славян: по инициальной магии, магии «первого дня».

Попел. Пепел. В западнославянской раннеисторической традиции легендарный князь, изгнанный за неправедность своими соперниками из рода Котышки и заеденный мышами (ср. западноевропейский мотив смерти епископа Гаттона). Архаические истоки легенды обнаруживаются в сопоставлении с восточнославянской сказкой об Иване Попялове, который двенадцать лет лежал в пепле, затем, стряхнув с себя шесть пудов пепла, убил "змеиху", а пепел ее рассыпал (типичное для мифа повторение основного мотива, выраженного в имени героя). Змееборец превращается в кота, подслушивая разговор змеихи с ее дочерьми: ср. имя Котышки в польской легенде и мотивы противопоставления кота и мышей, восставшего из пепла богатыря и слепоты, связанной с пеплом (в польской легенде князь Метко из рода Котышки был слеп семь лет).

Попутник. Дух, способствующий человеческим делам, их успеху.

Пор. В русских рукописях о Китоврасе вместо Китоврас упомянут царь Пор, а в фольклоре — Василий Окульевич.

Поревата. Богиня плодородия, жена Поревита. Культ этого бога был наиболее распространён среди балтийских славян (арконцы и поляки).

Поревит. Рановит. Яровит. Одно из имён Солнца. Бог успеха, богатств, восьмиликий бог войны балтийских славян. Из хроник Гельмольда (XII в.) и других летописцев того времени известно, что поляне, стодоране и раны почитали Солнце под именем Яровита, Рановита и Поревита. В культовом центре Коренице на юге острова Рюген из трех храмов — Руевита, Поревита и Поренута. Изображался с пятью лицами. Многоликость обозначала силу и непобедимость. Оборониться от него трудно — всяк брешь найдёт; одолеть невозможно — с какой стороны не подойди, всё видит, Умиротворен этот бог .лишь тогда, когда меч обагрён кровью врага. Да и то ненадолго: проходит время, и снова Поревит требует жертву, и снова племя идёт на племя, восхваляя своего бога. Главное святилище Поревита - Аркона. Культ этого бога был наиболее распространён среди балтийских славян (арконцы и поляки). Переплут упоминается вместе с берегинями в «словах» против язычества. По гипотезе В. Пизани культ Вакха-Диониса может быть связан с именами богов балтийских славян, в часьтности с Поревитом.

Поренут. В культовом центре Коренице на юге острова Рюген из трех храмов были Руевит, Поревит и Поренута.

Поренута. В культовом центре Коренице на юге острова Рюген из трех храмов были Руевит, Поревит и Поренут. У западных славян, земли которых лежали по берегам Балтийского моря, Поренута был покровителем мореплавателей. У него имелось четыре лика, обращенных в разные стороны, чтобы могло это божество уследить сразу за всеми четырьмя ветрами, охранить путешественников и корабельщиков от неожиданных, жестоких и свирепых штормов с севера и юга, запада и востока. помогает им обойти мели и рифы. Главное святилище Поренуты - Аркона. Культ этого бога был наиболее распространён среди балтийских славян (арконцы и поляки). Пятый лик был на груди Поренуты, и глаза его всегда устремлялись вниз, ибо так божество уберегало своих подопечных от подводных камней, неожиданных мелей и страшных морских чудовищ. В руках Поренута держал трезубец - кое в чем он подобен был Морскому царю - и свиток карт, на которых рисовались причудливые очёртания берегов. Моряки, благополучно пришедшие из плавания, не скупились на жертвы Поренуте: часть всего, что везли из далеких краев, отдавали этому заботливому богу.

Hosted by uCoz