Полазник еврей - Полуденный
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел П
__________________________________________________________________________
Полазник-еврей
Полева
Полевая матушка
Полевая хозяйка
Полевая хозяйка
Полевик
Полевичок
Полевой
Полевой батюшко
Полевой дух
Полевой хозяин
Полевые
Полель
Полелюшка
Полеля
Полискун
Полисун
Полкан
Полкан Богатырь
Полночь богатырь
Половайник
Полоз
Полоз змей
Полтергейст
Полубоги
Полуведун
Полуверец
Полуверица
Полуверка
Полуверное существо
Полуверок
Полуденик
Полуденица
Полуденный бес.
Полудённый домовой.
Полуденный.


__________________________________________________________________________

Полазник-еврей. У славян (Полесье), счастливой приметой считается приход в дом еврея-полазника (первого человека, приходящего в дом на Новый год, на день св. Андрея и т. д.). Полазник-еврей принесет удачу в наступающем году. Есть легенда в Закарпатье: «Считается, что если еврей вошел в дом как полазник, то весь год будет хорошим, потому что он не нашей веры. Когда враги схватили Иисуса Христа, святой Петр отрезал Мальху ухо. Тогда Иисус взял ухо и, положив его позади себя, благословил иудейскую веру». Положительная, сакральная символика связана с образом еврея в сновидениях. Увидеть еврея во сне означает увидеть Христа или святого; еврейка означает Богородицу; еврей во сне — к счастью (П.Г. Богатырёв).

Полева. Дочь Богумира и Славуни. Сёстры её были Древа и Скрева. Она вышла замуж за Полуденника, которого привёл из степи Богумир. От неё пошёл род полян. По легенде новгородской было это в Семиречье за морем в крае зелёном.

Полевая матушка.

Полевая хозяйка. Болгары делали зажин по четырём углам поля, в противном случае первой зажнет хлеб «полевая хозяйка» либо ведьмы и колдуны, «переманивающие» урожай с чужого поля в свои амбары.

Полевик. Житный дед, Жыцень, Гречуха. Дух, охраняющий хлебные поля. Славянская мифология. Дух храниель полей. Когда начинали расчищать леса и распахивать земли под поля, пастбища и новые угодья, немедленно входили в соприкосновение с "малыми" божествами - Полевиками. Как и все из нечисти, полевики — взяточники, гордецы и капризники, полевик любит, чтобы его ублажали. Любимое время его - полдень, когда и можно увидать этого маленького старичка с телом черным, как земля, с разноцветными глазами, с волосами и бородою из колосьев и травы. Живет он в поле только весной и летом, во время всхода, роста и созревания хлебов. С начала жнитва наступает для него нелегкая пора: приходится бегать от острого серпа да прятаться в недожатых полосках. В последнем снопе - последний приют его. Потому и смотрят на этот сноп старые люди с особым почетом: или наряжают его и с песнями несут в деревню, или переносят в житницу, где хранят до нового сева, чтобы, засеяв вытрясенные из него зерна, умилостивить покровителя полей, дав ему возможность возродиться в новых всходах. Полевика не назовешь добряком, любит он шутить с человеком шутки нехорошие: то с тропы собьет, то заведет в болото, а уж пьяного такое заставит наработать, что потом хоть топись от стыда! Говорят, с полевиком особенно часто можно встретиться у межи (границы полей). Спать, например, в таких местах ни за что нельзя: детки полевиков, межевички и луговички, бегают здесь и ловят птиц родителям на обед. Если же найдут спящего человека, то навалятся на него и задушат. Как и все духи, житный дед любит, чтобы его задабривали как можно чаще. Глухими ночами уходят землепашцы подальше от проезжей дороги, к какому-нибудь рву, и приносят в дар полевику несколько яиц и старого, безголосого петуха - притом так, чтобы никто не видел, иначе Жыцень рассердится. А в этом случае немало может он напроказить в полях: и всякую истребляющую урожай гадину напустит, и вообще весь хлеб перепутает, так что вырастет среди ржи пшеница, а меж проса - ячмень. Задобренный же станет всячески оберегать ниву зорким хозяйским глазом! Дабы полевые духи могли перезимовать без нужды и заботы, крестьянин, следуя стародавнему обычаю, оставляет на полях несколько несорванных яблок, а на току несколько пригоршней обмолоченного зерна, и за это ожидает на будущий год хорошего урожая. В Западной Украине записана быличка о полевике, охранявшем криницу, в виде летучего Быка, то бродившего около ключа, то исчезавшего. Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал, мол, Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук. Другой старичок — процвел в безбрежной степи посреди ковыля, где и журавли, и драхвы с головами хоронятся и верховного латника с копьём вместе не видно: там закопал себя старичок в землю по пояс и терпит, как его гложет сыпучий червь, а сам кушает только козявочек, которые сами ему в рот ползут; и этот пустынник называется старик Полевик, а веку ему пятьсот годов. Крестьяне Тульской губернии полагали, что мохнатые полевики или луговики обитают под землей, в норах, но выходят оттуда в полдень и перед заходом солнца. В это время они опасны, могут «навеять на человека болезнь, лихорадку. Пережин приписывался «знающим» людям или нечистой силе — лешему, полевику, злому духу.

Полевичок. У него был сынок Межевик. Сам же он, наверное, был сыном или в другом близком родстве с полевым или полевиком, что должно было налагать определённые обязанности по ведению полевого хозяйства.

Полевой батюшко.

Полевой дух. Полевому духу жертвовали бороду, которая осмысляется как жертва Богу, святому — покровителю урожая, полевому духу. На Русском Севере принято было оставлять на Ольхе жертву полевому или лесному духам — обычно в виде хлеба с солью. Полевой дух появлялся обычно в чёрном цвете. У славян сохранились представления о том, что в несжатых колосьях скрываются обитающие в злаках полевые духи.

Полевой хозяин.

Полевой. Дух, охраняющий хлебные поля; имеющий тело чёрное, как земля; глаза разноцветные; вместо волос голова покрыта длинной травой; шапки и одежды нет никакой. Иногда он появляется в облике старца в белых развевающихся одеждах и пугает людей. Его появление сопровождается сильным порывом ветра. Сбивает людей с дороги, кружит их, заводит к оврагам и болотам, а в особенности потешается над пьяными пахарями. Как и все из нечисти, полевики — взяточники, гордецы и капризники — любят, чтобы их ублажали.

Полевые. Духи. Полевик, полевой, межевик….

Полель. Второй сын богини любви Лады, младший брат Леля. Даже самое имя его означает: "следующий по Леле", ибо брак всегда следует за любовью, венчает ее. Бог брака и брачных уз. В отличие от своего братца, Полель не кружит девушкам головы, его свирель играет для двоих любящих сердец, и песни он поёт на весёлых свадьбах. Внешне братья схожи, только Полель старше, мужественнее, выше ростом, шире в плечах. Любит Полель весну, когда вместе с природой в сердцах людей пробуждается великое чувство, а ещё больше любит осеннюю пору свадеб, когда сердца соединяются. Полель - славянский Гименей, древнейшее и наиболее чтимое нашими предками божество. Облаченный в дорогие, златотканые одежды, увенчанный венком из цветущего шиповника, он подает молодоженам такой же венок - и рог, в котором всегда пенилось вино столь же хмельное, как счастье, которого желал им сей добрый и ласковый бог.

Полелюшка. Доченька Лады. Ещё её звали Леля, Лелюшка и Доченька.

Полеля. Второй сын Богини любви Лады, младший брат Леля. Бог брака. Идя за Лелем - Богом любви, является Богом брака ибо брак следует за любовью и венчает ее. Тот же Бог, что и греческий Гименей.

Полискун. У белорусов Волчьим Пастухом был козлоногий и мохнатый Полисун. Сказания гласят, что Полисун гонит плетью стада голодных волков на прокорм туда, где враждующие народы губят друг друга в ожесточенной войне. Удары этой кровавой плети далеко разносятся по окрестным странам.

Полисун. Лисун, Лисовик. Леший. Властелин лесов, которого народная фантазия изображает мохнатым и с козлиными ногами. Тождествен волчьему пастырю. .

Полкан Богатырь. В виде кентавра изображали также Полкана - богатыря из переводной повести о Бове - королевиче (в исходной версии — получеловек - полупес). В народном русском искусстве Полкан получает конские копыта, а также, под влиянием популярного образа зодиакального кентавра-стрельца,— лук.

Полкан. В славянской мифологии получеловек полуконь. (аналог видимо кентавра) Аналог греческого Кентавра. В исходной версии имя Полкана является русифицированной формой итальянского слова "поликано" - полупес. На многочисленных же лубках Полкан представлен в виде традиционного кентавра. Он выступает в качестве антагониста главного героя и погибает от его руки. Полкан - полубог сверхъестественной силы и невообразимой прыткости бега. Выше пояса имеет тело и сложение человеческое, ниже пояса являет собой коня (полкан = полуконь), так же как древнегреческий Кентавр. Славяне почитали Полкана полубогом и приписывали сверхъестественную силу и невообразимую прыткость бега: ведь до пояса он имел тело и сложение человеческое, а ниже пояса являл собою коня, так же как и древнегреческий кентавр. Был Полкан необычайно отважен и воинственен и когда древние предки наши воевали, он и его сородичи норовили непременно выступить им на подмогу и сражались столь отважно, что слава их пережила века!.

Полночь богатырь. Полуночник. Зорька, Вечорка и Полуночка — три богатыря русской сказки, персонификация основных моментов суточного солнечного цикла. См. Вечорка.

Половайник. Получеловеки. Баснословные люди об одном глазе, одной руке и одной ноге, которые, чтобы двинуться с места, принуждены складываться по двое, и тогда бегают с изумительной быстротою; они плодятся, по русскому поверью, не вследствие нарождения, а выделывая себе подобных из железа. У хорутан получеловеки назывались половайниками; происхождение половайников приписывается дьяволу. Ясно, что они родственны одноглазым кузнецам-циклопам.

Полоз змей.

Полоз. Гады тесно связаны с демоническими персонажами. Так, любая змея, уж, полоз, лягушка или карп по истечении определенного времени и при определенных условиях становятся летающим змеем.

Полтергейст. Poltergeist от немецк.: "Polter" — "шум" и "Geist" — "дух", грохотанис. "Домовой, барабашка, "хохлик", невидимый дух, посещающий дома и названный так из-за производимого им грохота, поскольку нет для него большей радости, чем наделать в доме шума. Городские домовые (барабашки, полтергейсты или вообще никак не обозначаемые) порою напоминают домовых крестьянских поверий. Шумный дух полтергейст, безусловно не тождественный домовому духу крестьянских поверий, обнаруживает все же ряд черт, очень для домового характерных, ср. следующие проявления полтергейста: беспричинные, не имеющие источников звуки, стуки в окна, двери и стены, в пол и потолок; скрип, царапанье, грохот, звуки пилы или стирки, падения, пляски; звуки шагов и голосов (монологи и даже осмысленные диалоги с присутствующими); движение и полет предметов как бы под действием невидимой руки, опрокидывание предметов, разбивание посуды, перенос вещей и т.п. Причины некоторого сходства в облике и поведении «городских» и «крестьянских» домовых духов могут иметь самое разное объяснение: от обнаруживающегося со времен раннего средневековья «переплетения» (и, вероятнее всего, генетического родства) поверий горожан и сельских жителей различных сословии и состоянии; от прямого наследования традиции суеверных рассказов до воспроизведения «мифологических архетипов» в массовом сознании (возможно даже, порожденных повторяющимися проявлениями некоей сверхреальности). Полтергейсты — скромные и вполне порядочные барабашки, довольствующиеся ночным постукиванием в стены, скрипом дверей и мебели, хлопаньем ящиками комодов или позвякиванием стаканами в буфетах, ну и — в редких случаях — позволяющие себе громко хлопнуть посреди ночи ставнями или крышкой унитаза. Однако попадаются и полтергeйсты понаглее, которые ухитряются бросить в кухне кастрюлю, либо в прачечной — котел, садануть цветочным горшком об пол, выбить стекло в окне, а то и раздолбать хрусталь, жирандоль или свадебный фарфоровый сервиз. В экстремальных случаях — несколько таких было отмечено — полтергейст за несколько минут создает в доме полнейший бедлам. Вопреку тому, что утверждается в голливудских фильмах, полтергейст отнюдь не демон-убийца и никогда не наносит вреда живому существу. Даже если кидается мебелью, то ни в кого специально не метит, и лишь по крупному невезению можно оказаться на пути предмета, брошенного в этот момент полтергейстом. Самое неприятное в полтергейстах — их упорство. Уж коли они облюбовали чье-то обиталище, то будут в нем стучать, постукивать и ломать мебель без передыха и без конца, так что скорее из дома выберутся жильцы, чем полтергейст, который спокойно подождет очередных обитателей. Почему именно полтергeйсты посещают одни дома, а другие — обходят стороной, неизвестно. Теоретики утверждают, что они действуют в контакте и сговоре с агентами по продаже недвижимости, но подтвердить это фактами до сих пор не смогли.". "В оккультизме, выпущенный на волю дух или сверхествественная сила, ассоциирующаяся с некоторыми опасными или тревожащими явлениями, типа необъяснимых шумов, внезапных самопроизвольных движений или поломки домашней утвари. Также полтергейсту припиывают некоторые насильственные действия — бросание камней или поджог одежды и мебели. Такие события считаются непредсказуемыми, но часто повторяющимися. Согласно распространеному поверью, деятельность полтергейста неосознано концентрирует на себе определенный член семьи, чаще подросток с неуравновешенной психикой. В присутствии посторонних необычные явления обычно прекращаются. В большинстве случаев, действия, приписанные полтергейсту объяснялись как естественные явления — например, обычный скрип половиц в старом доме." .

Полубоги. Это великие чистые души, чистые живые существа, постоянные спутники Господа. Господь вместе со своими спутниками постоянно воплощается во многих вселенных. Полубоги склонны забывать иногда свои воплощения, потому что являются ничтожно малыми по сравнению с Ним. Полубоги родились из гуны благости. Существует великое множество полубогов, среди которых главными считают Брахму и Шиву. Все полубоги и другие живые существа поклоняются Лакшми, богине процветания, стремясь заслужить её благосклонность.

Полуведун .

Полуверец.

Полуверица.

Полуверка.

Полуверное существо.

Полуверок.

Полуденик. Вместе с Полуночником резвятся днем и ночью. Сын Стрибога. Ещё его называю денник.

Полуденица.

Полудёнка.

Полудённая.

Полуденница. Как и в пространстве, в понятии времени важны границы — полдень и полночь и соответствующие им точки годового и лунного цикла, которые считаются опасным и нечистым временем (ср. такие названия демонов, как полуденница, ночница). Обычно считалось, что полуденницы подменяли детей.

Полуденный бес.

Полудённый домовой.

Полуденный.

Hosted by uCoz