Покойник - Полазник
Главная страница Сайта Первая страица Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел П
__________________________________________________________________________
Покойник
Покойник заложный
Покойник нечистый
Покойник опасный
Покойник ходячий
Покойник, встающий по ночам из могилы
Покойника душа
Покойники грешники
Покойники заложные
Покойники ходячие
Покойные
Покров Пресвятой Богородицы
Покровитель
Покровитель кладов
Покровитель охоты
Покровитель скота
Полажайник
Полазник
__________________________________________________________________________

Покойник. По мифологическим представлениям покойник - опасное существо, способное «водить» после смерти; в похоронном обряде воспринимается как носитель смертоносной силы и одновременно как объект почитания, потенциальный предок-опекун рода. В народной терминологии и фразеологии, связанной со смертью, Покойник изображается как странник, отправившийся в дальний путь. Русские говорили о покойниках, что, мол, «пошёл до дому», «отошёл», «собирается в далекую дорогу»), либо как переселенец, достигший загробного мира, который примкнул к сонму предков: «пошел до дедов», «отправился к праотцам», «с дедами гуляет», «с предками здоровается». В загадках и поговорках статус Покойника определяется через свойства, отличающие его от человека: «Обулся не так, оделся не так, поехал не так, заехал в ухаб и не выедет никак», а также через признаки, характеризующие неподвижность и безжизненность умершего: «Не дышит, не пышет, не ворохнется», «Нос есть — не нюхает, уши есть — не слышит», «С руками, с ногами, а с лавки не слезет». В похоронных причитаниях Покойник называется «гостем» (дух у индоевропейцев), «путником», которому предстоит трудный переход; его возвращения в дом родственники ожидают в установленные поминальные дни. Все этапы похоронного обряда были призваны обеспечить переход Покойника на «тот свет» и придать такому переходу необратимый характер, т.к. пребывание умершего в земном пространстве среди живых воспринималось как опасное нарушение нормального положения вещей. В демонологических поверьях славян мотив хождения «оживших» Покойников к родственникам — один из наиболее популярных. Такими «беспокойными», склонными к хождению, покойниками могли быть все недавно скончавшиеся; о них говорили, что до истечения 40 дней или года после смерти они еще «не определились к месту», не перешли безвозвратно в загробный мир, поэтому часто вторгаются в мир людей во внеурочное время, игногда стновясь вампирами. Визиты Покойника к людям, по народным воззрениям, опасны тем, что Покойник старается увести за собой близкого человека, который сильно тоскует по умершему. Считалось, что покойников вынуждают «ходить» оставшиеся окончательно не разорванными связи с живыми: сильная привязанность к членам семьи и тоска по любимым; чувство мести и обделейности; не исполненное близкими людьми желание умирающего; неулаженная ссора; невозвращенный долг и т.п. На вопрос о том, почему Покойники «ходят», в народе говорили: «А зависть какая-то у них» (сев.-рус.), «чтобы отомстить за что-то живым» (укр.), «чтобы посмотреть, есть ли в доме порядок» (рус.), «чтобы помочь родным по хозяйству» (пол.), «его водит тоска по родне» (бел.). Верили, что причиной «хождений» могло быть нарушение общепринятого правила класть в гроб с умершим его любимую вещь или надевать на него определенную (выбранную им самим) одежду, либо неточное соблюдение людьми прочих похоронных обычаев. Если все эти обстоятельства мешали переходу души умершего в иной мир, то он становился чрезвычайно опасным духом, наносящим вред людям, и причислялся к категории «нечистых», «заложных» Покойников, умерших неестественной смертью. К «заложным» относились также те, кого похоронили с нарушением предписанных ритуалов; те, кто при жизни занимался колдовством и состоял в контактах с нечистой силой; люди - двоедушники; дети, проклятые родителями и некоторые др. Таких покойников не хоронили и не закапывали в землю, а закладывали кольями. Считалось, что их «не принимает» святая Мать-земля, т.е. могила «не держит» в себе Покойника, он выходит из нее и бродит как привидение, преследует и пугает путников, посещает дома своих родственников, насылая болезни. Главным вредоносным свойством «заложных» Покойников была способность вызывать стихийные бедствия (бури, град, затяжные дожди или засуху, летние заморозки и неурожай). Исторические свидетельства об обычае выкапывать из земли погребенных самоубийц для предотвращения таких несчастий встречаются в древнерусских памятниках начиная с XIII в. Считалось, что «нечистых» Покойников следовало хоронить на пустырях, в оврагах и топких местах, в крайнем случае — вблизи кладбища, но за его оградой. Если происходили стихийные бедствия или массовые эпидемии, сельские жители, несмотря на многочисленные запреты со стороны светских и церковных властей, тайком выкапывали из могилы тело «заложного» Покойника, относили его за границу своего села, бросали в глухих местах или старались обезвредить опасное воздействие умершего (например, забивали в гроб осиновый кол, переворачивали труп в гробу лицом вниз, на шею Покойника накладывали серп или обломок косы, сыпали на могилу раскаленные угли). Периодом общих поминок по всем «заложным» Покойникам считался у русских Семик, а у других славян — троицко-духовский комплекс или Русальная неделя. Еще в XVII-XVIII вв. в это время устраивались (по требованию служителей церкви) массовые захоронения в общей могиле всех не погребенных по христианскому обряду «нечистых» Покойников, оставленных — как этого требовал старинный обычай — на поверхности земли. В «глухое время» по земле ходят и другие покойники. В Витебской губ. человек, посетивший покойника или встретивший похоронную процессию, по возвращении домой дотрагивался до горшка с углями или печи, чтобы смерть касалась их, а не людей, чтобы не переводился домовой, “чтобы покойник не являлся и не стращал”. Греть Покойников — семейный поминальный обычай возжигания костра (огня), чтобы “передать” умершим тепло. Дети, умершие некрещеными, наряду с мертворожденными и загубленными своими матерями причисляются к «заложным» покойникам и переходят в разряд нечистой силы. Если на покойнике появится Вошь, то это означает, что он праведник и душа его пойдет в рай. Класть Ложки нужно непременно выемкой вверх, иначе покойники перевернутся в могилах лицами вниз. Когда везли гроб с умершим на кладбище, кошубы, подъехав к Границе останавливались и переворачивали покойника затылком кверху, «чтобы он не возвращался». Нельзя держать зеркало незанавешенным, если в доме покойник: иначе он вернется в мир живых злобным вурдалаком. Окна в гробе делают для того, чтобы умерший мог выглядывать из своей «хаты», чтобы душа время от времени видела свое тело, чтобы умерший мог смотреть на других покойников. Открытые Глаза покойника часто трактуются как предвестие еще одной смерти (он «высматривает» нового покойника). По русским поверьям, если незакрытые глаза покойника обращены к входной Дверь, то в доме будет еще один умерший. Повсеместно кладут в Гроб предметы с целью передать их на «тот свет» другому покойному. При выносе стучали гробом три раза о порог или дверь, чтобы покойник попрощался со своим старым жильем и больше туда не возвращался (в.-слав., з.-слав.), чтобы никто в семье больше не умер (ю.-слав.). Сербы тянули Гроб назад на пороге, чтобы покойник «не потянул» за собой живых. При выносе гроба из дома у всех славянских народов было принято трижды ударять им по Порогу, что символизировало прощание умершего с жилищем. Так поступали, чтобы покойник больше не возвращался домой (восточные и западные славяне) или чтобы в семье больше никто не умер (южные славяне). В загробном мире сществуют распределения по отдельным зонам соответственно разрядам покойников. Восточные славяне верили, что после смерти человек должен карабкаться на высокую Гору, чтобы достичь «того света»; по белорусским поверьям, на Горе находится рай; по русским — царство мертвых — страна с золотыми горами. На Горе между двумя елями хоронили заложных покойников. У восточных славян на перекрестках было принято хоронить нечистых покойников. У южных славян широко распространено верование, что перед каждым покойником на «том свете» стоит стол, на котором лежит именно та еда, которую его родные принесли ему на Задушницы. Чтобы опасный покойник не вставал из могилы, у словаков его гроб обматывали цепью и замыкали большим Замком, а на Украине клали Замок в гроб. Чтобы покойник не стал «ходячим» или вампиром, считалось, что надо колоть Иглой (терном, ножом) ему лицо, ухо, шею, живот (серб.). Южные славяне считали, что с момента смерти до похорон существует наибольшая опасность превращения в Вампира: если над телом покойника передадут какой-нибудь предмет или на него что-нибудь уронят, если через него перескочит животное или перелетит птица, если на него попадет дождь, если люди, несущие покойника на кладбище, обернутся назад. По южнославянским поверьям, покойник может превратиться в Вампира в течение 40 дней после погребения. Если за это время Вампир не будет уничтожен, то от выпитой крови он приобретает силу и может долго жить среди людей, не возвращаясь в могилу. Чаще всего Вампир имеет облик конкретного умершего человека, одетого в смертную одежду. Им приписывается власть на дождём. Считаются хозяевами и предводителями туч — небесных стад коров, быков, волов и т.п. Обладает способностью к оборотничеству. Появлялись на земле в различных ипостасях. Покойники прилетали с «того света», принимая облик птиц, насекомых или появлялись в виде животных, блуждающих огней, вихря, столба пыли, тучи. Пасхальная ночь была временем, когда на земле появлялись умершие. Спрятавшись во время крестного хода в церкви, за алтарем, можно было наблюдать, как покойники молятся и христосуются между собой. Человек, выдавший свое присутствие в церкви, мог поплатиться за это жизнью. В Карпатах считали, что покойник слышит все происходящее вокруг него до тех пор, пока находится в своем доме, и теряет эту способность, когда его выносят оттуда. В Карпатах есть выражение «глухой ангел», применяемое по отношению к ребенку, умершему некрещеным, т.е. к тому, кто не завершил окончательного перехода в «этот мир» и не воспринял Слова Божьего.

Покойника душа. Белорусы на второй или третий день похорон сжигали стружки, оставшиеся от гроба, полагая, что “покойника душа придет греться”. Сербы с той же целью в течение нескольких дней после похорон жгли во дворах костры.

Покойники грешники. Южные славяне приписывали “производство” града покойникам- грешникам, утопленникам, висельникам или мифическим драконам халам, а также святым, “заведующим” градом: Варфоломею, Герману, Марку и др.

Покойники заложные. Замкнутая Граница присуща освященным местам — пространству внутри церковной ограды, кладбищу и т.п., куда не допускается нечистое (например, заложные покойники погребаются за Границей кладбища).

Покойники ходячие. По поверьям, на Границе обитали разные мифологические персонажи: полешуки — что оттуда по ночам вылезают «ходячие покойники» и т.п. Эти души часто кричат: «Здесь граница! Здесь настоящая граница!».

Покойные.

Покров Пресвятой Богородицы. На Русском Севере его звали Батюшка Покров. (1/14. X) — в русском народном календаре начало зимы. На Русском Севере с Покрова крестьяне начинали готовить свои дома к зиме: затыкали пазы в стенах изб мхом, говоря при этом: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром». Ложась спасть в канун Покрова, девушки обычно просили у Покрова: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком» или: «Ты, Покров-Борогодица, покрой меня, девушку, пеленой своей нетленной идти на чужую сторону!» Христианская символика праздника Покрова была существенно переосмыслена в народной традиции. В сам день Покрова с утра пораньше девушки бежали в церковь поставить свечку: считалось, что та, кто сделает это первой, выйдет замуж раньше других.

Покровитель кладов. Дедка, Дед. Глаза его светятся в темноте, где в чистом поле повидится огонь, там хранится клад. В народе говорят, что это Дедка горит.

Покровитель охоты. Бог лесов. Бор. Святобор.

Покровитель скота. Власий (Влас) у христиан, Блажей (Блаж) у католиков.

Покровитель. Князь Владимир — хозяин, покровитель, даритель, тот, кто ставит богатырям задачи. Былины называют Владимира “красным солнышком” и “ласковым князем”, и эти названия соответствуют характеристикам Владимира: он надо всеми и ко всем равно приветлив, заботлив, гостеприимен, мягок. По болгарским поверьям, каждый Колодец имеет своего покровителя. Колодец использовали как канал связи с «тем светом».

Полажайник. Полазник. Первый гость на Рождество.

Полазник. Ритуальный гость, первый посетитель, (положайник, палезник), гость, который войдет в избу в один из осенне-зимних праздников в период с дня св. Дмитрия (26.X/8.XI) до Богоявления (праздника Трех королей), на Рождественский праздник, называется положайником; ему приписывают и все радости, и все беды, какие выпадают на долю хозяев и их семьи в течении целого года. Этот гость является таинственным представителем самого божества. Всякий хозяин заранее выбирает в положайники такого знакомого, о котором думает, что он наверно принесет ему счастье. Обряд известен славянам карпато-балканского ареала: украинцам, полякам, словакам, словенцам, сербам, хорватам, болгарам. Приход Полазникa — залог будущего благополучия, счастья, здоровья. Его посещение основано на инициальной магии, магии первого дня. Полазникa называют «божественным гостем» и воспринимают как посланца предков, связующее звено между «этим» и «тем» мирами. Надеясь с помощью Полазникa повлиять на судьбу, его специально выбирают и заранее приглашают посетить дом. Это должен быть человек добрый, состоятельный, удачливый, ловкий, веселый, здоровый, добропорядочный. В некоторых местах предпочитают Полазникa - мужчину, в других — им может быть женщина или ребенок. Приход мужчины предвещает рождение в будущем году детей и животных мужского пола, приход женщины сулит женское потомство. В честь полазника устраивается пиршество, он совершает магические акты с рождественским поленом (бадняком), произнося заклинания о размножении скота, здоровье людей. Полазник входит в дом не с пустыми руками: он должен взять во дворе ветку, щепки или солому, а войдя в дом, положить их около очага или за дверь и сесть на них, имитируя курицу, сидящую на яйцах. Хозяйка посыпает его пшеницей, бобами, орехами, сушеными фруктами, чтобы магически вызвать плодородие. Роль Полазникa выполняет иногда член семьи (хозяин), первый вышедший из дома и внесший в дом щепки или солому. Он повторяет те же действия, что и приглашенный Полазник, и произносит благопожелания, в которых перечисляет все желаемые блага. В некоторых местах особенно хорошим считается Полазник - животное или птица — вол, конь, корова, свинья, овца, петух-иногда предпочтение отдается молодому животному — теленку, ягненку. Животное приводят в дом, обводят три раза вокруг стола и угощают. У карпатских украинцев «полазник» — обрядовый хлебец, опоясанный льном, которым одаривают пришедшего в один из зимних праздников человека - Полазникa. В Славонии под Новый год надевали хлеб на правый рог волу полазнику и гоняли животное по Гумну до тех пор, пока оно не сбрасывало хлеб; если вол оставлял на Гумне навоз, верили, что год будет плодородным. Главному гостю года у южных славян Полазнику — предписывается съесть все, чем его угощают (не выходя из дома), иначе в хозяйстве не будет достатка. Подобного рода обязательства являются взаимными.

Hosted by uCoz