Перуница - Планета
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел П
__________________________________________________________________________
Перуница
Перуновы Русы
Перун-Сварожич
Перунт
Перунько
Перынья
Песиглавцы
Песиголовцы
Пест
Петанька дьяволёнок
Пётр
Петух
Печная труба
Пивной бог Никола
Пиво
Пикулики
Пилудница
Плаксы
Планета
__________________________________________________________________________

Перуница. Магура. Дочь Громовержца Перуна. Птица божественная, происхождением от Перуна. Перуница. После смерти русский воин держит суд и честь перед Перуном златорунным и милосердным. Отходя по лугам Сварожьим он и обретает слово Перуницы. Вот Матерь Сва бьёт крылами о подвигах ратных и о славе воинов, которые испили воды живой от Перуницы в крутой сече. И эта Перуница прилетала к нам, и она давала рог, полный воды жизни вечной, каждому воину нашему, поражённому мечом и потерявшему буйную голову. Смерть мы не имели, но имели жизнь вечную, и братья - вожди трудились для братьев. Перуница. Падшему в поле Перуница давала выпить воду живую. Выпивший её отправлялся к Сварге на белом коне. И там Перунько его встречал и вёл в благие свои чертоги. Там он и будет пребывать в это время, и достанет себе новое тело, и так станет жить, радуясь и творя молитвы за нас ныне, и присно, и от века до века. Когда греки хитростью выгнали нас из Сурожи, то летела в небе Перуница, и несла рог славы, и мы его выпили до дна. И витязей у нас стало в десять раз больше, чем у врагов наших. И та Перуница сказала: "Как же вы, русские, проспали пашню свою? С этого дня вы должны бороться за нее!".

Перуновы Русы. Перун — бог-покровитель всех воинов, защитник земель и рода Святорусов (русичей, белорусов, эстов, литов, латов, латгалов, земгалов, полян, сербов и др.) (Россия в кривых зеркалах).

Перун-Сварожич. Другой сын Сварога-неба, огонь-молния. В русских поверьях он не всегда соотносится с Перуном. «И огневи молятся, зовут его Сварожичем/» («Слово некоего христолюбца»). Молнии были его оружие — меч и стрелы; радуга — его лук; тучи — одежда или борода и кудри; гром — далеко звучащее слово, глагол божий, раздающийся свыше; ветры и бури — дыхание; дожди — оплодотворяющее семя. Как творец небесного пламени, рождаемого в громах, Перун признается и богом земного огня, принесенного им с небес в дар смертным; как владыка дождевых облаков, издревле уподоблявшихся водным источникам, получает название бога морей и рек, а как верховный распорядитель вихрей и бурь, сопровождающих грозу, — название бога ветров. Эти различные названия придавались ему первоначально как его характеристические эпитеты, но с течением времени обратились в имена собственные; с затемнением древнейших воззрений они распались в сознании народном на отдельные божеские лица, и единый владыка грозы раздробился на богов — грома и молний (Перун), земного огня (Сварожич), воды (Морской царь) и ветров (Стрибог).

Перунт. Образ "бога-громовержца, бога скалы, камня" реконструируется лингвистически как праиндоевропейское (санскритское) "Перун - Перунт". Фраза, заключающая в себя основной миф, так и звучит: "Перперти н''агхим Перун(т)", что переводится - "Убивает (поражает, ударяет) змея громовержец - бог камня".

Перунько. Павший в поле боя и выпивший воды живой от Перуницы от правлялся к Сварге на белом коне, где Перунько встречает его и ведёт в свои чертоги. Когда Перунько куёт мечи и стрелы для воинов русских, то любит поговаривать про то, чтобы не боялись мы воинов чужих с этим оружием, им сделанным, потому что от него они долу смотреть будут, и число их уменьшится до числа пальцев на руке. Так говоря, Перунько ковал мечи. И Орей об этом говорил, и то Орей поведал отцам нашим. И такова была наша борьба за жизнь и бои витязей много веков назад. А ныне поверили, будто все было не так.

Перынья. Перынь. Жена Перуна. Дочь Дыя Бога звездного неба Дыя (греки его называли Зевсом) и богини Луны Дивии — Дива-Додола. После свадьбы с Перуном Диву стали называть Перыней — женой Перуна. У них родилась дочь Девана.

Песиглавцы. Псиглавы. Баснословное племя, жившее на южных границах славянских племен. О нем упоминает и Геродот в своей "Истории". Песиглавцы были существа с песьими головами и мордами, а потому отличались необычайной выносливостью, свирепостью и жестокостью. Впрочем, люди все-таки соображали лучше, а потому могли противопоставить безудержной злобе песиглавцев хитроумие и смекалку. Постепенно племя это было все повыбито в войнах, до которых песиглавцы были большие охотники, и никого из них на свете не осталось. Циклопы с человеческими телами и собачьими головами. Ведьмины детки. Куцие курочки с острыми хохолками. Где ноги, а где руки –не разберёшь. Считают, что они были одноглазыми. Любят подраться, больше – друг с другом. Собираются они на удобной лужайке. Часто эти одноглазые чудовища встречаются в славянских сказках и легендах. Можно предположить, что воины некоторых кочевых племен во время сражений надевали волчьи и собачьи шкуры с головами поверх шлемов, для устрашения. Оттого и неприятелей-кочевников на Руси называли песиголовцами.

Песиголовцы. Песьи головы. Циклопы с человеческими телами и собачьими головами. Ведьмины детки. Куцие курочки с острыми хохолками. Где ноги, а где руки –не разберёшь. Считают, что они были одноглазыми. Любят подраться, больше – друг с другом. Собираются они на удобной лужайке. Часто эти одноглазые чудовища встречаются в славянских сказках и легендах. Можно предположить, что воины некоторых кочевых племен во время сражений надевали волчьи и собачьи шкуры с головами поверх шлемов, для устрашения. Оттого и неприятелей-кочевников на Руси называли песиголовцами.

Пест. Мотив «свадьбы предметов» — ступы с пестом, печной трубы с хатой, мотовила с набилками — представлен в обрядовых действиях, преданиях, шуточных стихах и песнях, в бытовых действиях и фразеологии («женить горелку» — сливать водку в общую чашку на свадьбе, «женить квас, пиво» — разбавлять их водой, «женить серп» — обвязывать его колосьями). .

Петанька дьяволёнок. Нечистый дух, черт; чертенок. В пермской легенде Петанька-дьяволенок «костыляет и тащится кое-как на хромой ноге».

Пётр. День памяти Петра и Павла, отмечаемый 29.VI/12.VII. Петров День — одна из ключевых дат летнего цикла, имеющая много общего с главным летним праздником — Ивановым днем. Петров День считался календарной границей года, после которой в природе начинались изменения, свидетельствующие о приближении осени. По русским поверьям, в Петров День св. Петр якобы «оплевал» листья, поэтому после этого дня уже не заготавливали трав и растений, не ломали ветки на веники и т.п. Сербы из окр. Болевца полагали, что в Петров День св. Петр на небе делит фрукты между умершими детьми. Верили, что в Петров День св. Петр трясет в раю яблоню, потом собирает детей и угощает их яблоками; если же чья-нибудь мать нарушила запрет, ее ребенок лишается яблока. Два черных пятна на жабрах трески — следы пальцев апостола Петра: он взял ее двумя пальцами, когда вынимал изо рта этой рыбы монету для уплаты подати. Западные украинцы показывают эту «рыбу с грошом», выловленную св. Петром, на звездном небе. Первое ритуальное употребление Капусты в Калужской губ. происходило на Петров день. Святой Пётр. В южнославянских фольклорных текстах Бог часто ходит по земле и совершает чудесные дела вместе со св. Иоанном или св. Петром, у восточных славян — со св. Николаем и Петром. Считается ловителем рыб. О ловле рыбы молятся св. апостолу Петру. К его дню приурочен праздник рыболовов. Цепи воспринимаются и как атрибут святых — Саввы, Петра. В Болгарии верят, что Орисницы — это Иисус Христос, Богородица и св. Петр. По украинской легенде, гончары, имеющие надёжную репутацию пьяниц, отобрали у апостола Петра его золотые ризы и пропили их, за что и были обречены на никчемность и пьянство.

Петух. В народных верованиях славян вещая птица, способная противостоять нечистой силе и в то же время наделяемая демоническими свойствами. Петух характеризуется признаками опекуна хозяйства. Русские считали, что без петуха не будет водиться скот, у коровы будут безвкусными молоко и масло. Хозяйке, продающей такое масло, говорят: «Держи хозяина в дому!» Восточные славяне верили, что если в хозяйстве умрет петух, то случится пожар. Если петух кричит и бьется в окно, то этим он предсказывает пожар. Существуют представления о демонических петухах. У украинцев такой петух называется «царик». Он начинает петь еще в яйце. Когда он вырастает, то становится самым сильным и смелым петухом в округе. Он первым поет в полночь, его боится дьявол. «Царика» нельзя резать. В Сербии верят, что петух может быть «змеем» (см. Василиск). Такой петух отличается необыкновенной силой. При приближении градоносной тучи он забивается под порог и там оставляет тело, а его дух идет бороться с халами (мифические существа — души самоубийц, которые водят тучи). По представлениям сербов старый петух может навлечь на хозяина смерть или превратиться в демоническое существо. У всех славян считается, что старый петух, проживший три, пять, семь или девять лет, снесет маленькое яйцо. Из этого яйца, может вывестись демоническое существо («хованец - годованец», «огненный змей», «маляк», «василиск», «антипка», «нечистия», «девятник», «осинавець» и др.), принимающее вид огня, искры, кота, маленького человечка, цыпленка. Это существо — нечистое. Оно исполняет желания хозяина, но через три года забирает его душу. Питается этот нечистый молоком и яичницей без соли. В некоторых местах считали, что петух загребает свое яйцо в навоз, и из него вылупляется демонический змей. Связь петуха и змея зафиксирована также в предании, сохранившемся на Смоленщине. Когда-то давно здесь лежал огромный убитый змей. Окрестные жители пытались засыпать его землей, но ничего не могли сделать: землю сбрасывало с тела. По совету знахаря, землю стали возить маленькие дети на возках, в которые запрягали петухов и кур. Сброшенная с этих возков земля сама разрасталась на змее. Таким способом над змеем был насыпан курган, по поводу которого и рассказывали это предание. В виде мохнатого зверька, ужа, ласки, кота, петуха, маленького человечка мог показываться обитателям дома домовой. Владимирские крестьяне верили, что на петухе «ангельский чин» и потому нечистая сила к нему не может подступиться; сербы Косова Поля говорили, что Бог приказал петуху петь на земле, а Ангелам — на небе. По белорус. поверьям, домовой появляется из яйца, снесенного петухом, которое необходимо шесть месяцев носить под мышкой с левой стороны: тогда вылупляется змееныш – домовой. Поверья, связывающие змею с петухом или курицей, в значительной степени восходят к образу василиска. Так, из петушиного яйца или яйца черной курицы появляется на свет змееныш - домовой. Петушиный или куриный гребень имеет на голове царь змей.

Печная труба. Мотив «свадьбы предметов» — ступы с пестом, печной трубы с хатой, мотовила с набилками — представлен в обрядовых действиях, преданиях, шуточных стихах и песнях, в бытовых действиях и фразеологии («женить горелку» — сливать водку в общую чашку на свадьбе, «женить квас, пиво» — разбавлять их водой, «женить серп» — обвязывать его колосьями). .

Пивной бог Никола. У русских существовали пивные Братчины, к которым относились и популярные в народе «никольщины» в честь «пивного бога» Николы (ср. рус. наниколиться — «напиться в Николин день»).

Пиво. Существует обряд свадьбы пива с водой — разбавляют пиво водой, женят.

Пилудница.

Плаксы. Призраки. Есть русалки плаксы. Под видом плаксы ходят, высматривают, потом воруют, чаще детей. Очень жестокие в достижении своих целей.

Планета. Комета. В XIX–XX вв. крестьяне именовали комету и звездой с хвостом, звездой с дорогой (Новг., Орл., Сиб., Урал), и голик-звездой (Арх.), а также планетой (Новг.) и просто кометой. Летопись извещает, что в 1223 году перед нашествием татар явилась звезда, как Луна, больше всех Звёзд. Пребывала она семь дней. Летом того же года явились и языци неведомого племени и языка. «В 1584 г. летописцы записали для нас, как народ видел в Москве комету с крестообразным небесным знамением, между церквами Иоанна Великого и Благовещения. Царь Иоанн IV Васильевич, смотря на эту комету, сказал: „Вот знамение моей смерти“.«13 ноября 1899 года крестьяне ждали светопреставления от „столкновения с планетой“. Очень многие верили, что действительно роковой день наступает... Некоторые еще задолго до 13 ноября стали поститься, усердно молились Богу, к делам хозяйственным и общественным относились равнодушно.

Hosted by uCoz