Перун. Вторая страница
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел П
.
.
Многие приключения Перуна известны по мифам разных народов, сказкам и русским былинам об Илье Муромце. В Новгороде было самое известное на Руси святилище Перуна, построенное в виде колеса с шестью спицами, — громового знака. Громовой знак был вырезан и на каждом славянском доме — как защита от молнии Перуна. Перун упомянут в летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег - 907 г, кн. Игорь - 945 г., кн. Святослав - 971 г.). Сварожич (Перун - в русских летописях, Перунова, Перун, то есть Юпитер - в "Mater Verborum", Пероун - в "Слове и откровении святых апостолов" из поучений против язычества 14 века). Как елинский бог (намек на Зевса) поминается Перун в "Слове о мздоимании" (список XVI века) и в "Слове о покаянии" (список XVI века). Исчерпывающие сведения о идоле Перуна содержатся в "Густинской летописи". Поминается Перун также в "Поведании о (Мамаевом) побоище вел. кн. Дитрия Ивановича Донского" вместе с Мокошем в числе языческих богов нечестивых "татар". Но, скорее всего, сердобольный составитель повествования записал в помощники к нечестивым основных языческих богов, каких, несомненно, знал еще тогда - Мокоса(Велеса) и Перуна. Надо признать, что среди сторонников князя Дмитрия Ивановича, тогда - союзника другого хана Тахтамыша, были крещеные татары, а, может быть, и не только крещеные. Разорение приемником Мамая Москвы в 1382 году заставило всячески замалчивать этот факт в русской истории и подать битву на Куликовом поле в интересах православной церкви. После Дарданелльского Потопа, когда погибла цивилизация атлантов, Гермес и Эпиган освободили Зевса из Корикийской пещеры и он навалил на змея-Тифона гору. А в славянской мифологии Перуна из погреба освободили Велес, Хорс и Стрибог, и он победил Скипера-зверя (см. миф, воссозданный в "Песнях птицы Гамаюн"). Потятич, как русичи называют Перуна. Когда к нему обращаются, то говорят: "Ты, оживляющий явленное, не прекращай колеса вращать! Ты, кто вел нас стезею правой к битве и тризне великой!" Те, что пали в бою, те, которые шли, вечно живут они в войске Перуновом! Перун - Бог Огнекудрый, идёт, тряся золотой головой, молнии посылая в синее небо, и оно от этого твердеет. Он посылает стрелы в врагов, верных ведет по стезе. Он же воинам - честь и суд, праведен Он - златорун, милосерд! Как умрёшь, по Сварожьим лугам отойдешь, и слово Перуницы там обретёшь: "То никто иной - русский воин, вовсе он не варяг, не грек, он славянского славного рода, он пришел сюда, воспевая Матерь вашу, Сва Матерь нашу, - на твои луга, о великий Сварог!" Перун вместе со Сваргом охватывает небо, где сражается Чернобог с Белобогом. Перун вместе с Белобогом Сваргу поддерживают, чтобы не был повержен с неба Свентовит. Славят русские Перуна и называют Его богом Огнекудрым! Он посылает стрелы в врагов, верных ведёт по стезе. Он же воинам - честь и суд, праведен Он - златорун, милосерд! Перун. Как помыслит русский человек о помощи Перуновой, так и скачет по небу всадник на белом коне. И поднимает Он меч до небес, и рассекает облака, и гром гремит, и течет вода живая на нас. И мы пьем её, ибо все то, что от Сварога, - то к нам жизнью течет. И это мы будем пить, ибо это - источник жизни божьей на земле. Когда бились русы у стен Сурожьих, когда греки город этот захватили, тогда пробили дыру в стене и тут порешили: "Кому присудил Перун, тот попадет в рай - есть яства вечные в Сварге. Быть может, мы сегодня погибнем, но мы не имеем иных ворот к жизни. И лучше быть мёртвым, чем быть чужим и рабствовать на чужих. И никогда не живет раб лучше деспота, даже если тот ему потакает. Мы должны были слушаться князей наших и воевать за землю нашу, как они говорят нам". У греков Зевс свергнул Кроноса, у хеттов - Тешуба сверг Кумарби, а у славян - Перун (он позднее трансформировался в фольклорного Илью Муромца) стал бороться со Святогором. У прибалтов Перуна звали Перкон, Перконас. Иногда упоминается булава или дубина Усыни при том, что этим оружием громовержец Перун поражает Змея. В древнерусской «Беседе трёх святителей» написано: «Иван рече: отчего гром сотворен бысть? Василий рече: два ангела громная есть: эллинский (языческий) старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ, два еста ангела молнiйна. Вопросъ: что есть громъ и молнiя? Толкъ: ангелъ Господень летая бьетъ крылома и гонитъ дiавола». В поучениях против язычества среди прочих богов упомянут рядом с Артемидой. Гром — в народной традиции карающее орудие небесных сил — Бога, Ильи Пророка, Перуна, Рода. Перуну подвластны гарцуки, по древнему белорусскому поверью обитающие в горах. Людей, согласно средневековым русским источникам, приносили в жертву Перуну в Киеве: в 983 г. жребий, указывающий на жертву, пал на сына варяга - христианина; тот отказался выдать сына на заклание перед идолом Перуна, и оба варяга были растерзаны язычниками. Ночь, в которую цветет папоротник, бывает среди лета — на Ивана Купала, когда Перун, по древнему представлению, выступал на битву с демоном-иссушителем, останавливающим колесницу Солнца на небесной высоте, разбивал его облачные скалы, отверзал сокрытые в них сокровища и умерял томительный зной дождевыми ливнями. Российские ведуны считали, что Перун (Юпитер) - планета, покровительствующая Земле. При благоприятном влиянии Перуна-Юпитера отмечались большие урожаи, быстрый рост привеса скота, хорошее развитие плодовых саженцев и т.д. русские ведуны называли Перуна громовержцем. Сейчас известно, что между Юпитером и его ближайшим спутником Ио периодически происходит электрический разряд. Сила одной такой молнии во много раз превышает мощность всех современных электростанций. Эти разряды производят электромагнитные излучения, благоприятно влияющие на атмосферу Земли. Есть версия, что Егорий Храбрый (Георгий Победоносец), поражающий змея - никто иной как Перун, "затесавшийся" в святцы, прикрывшись христианским именем. Образ "бога-громовержца, бога скалы, камня" реконструируется лингвистически как праиндоевропейское (санскритское) "Перун - Перунт". Фраза, заключающая в себя основной миф, так и звучит: "Перперти н''агхим Перун(т)", что переводится - "Убивает (поражает, ударяет) змея громовержец - бог камня". Перун не склонен ни к какому договору или сотрудничеству, потому что считает "принцип Громовика" единственно справедливым и сверяет с этой Идеей каждый свой шаг. Он приносит нерушимую клятву и верит, что владыка громов и молний следит за ее соблюдением свысока. Согласно "Влесовой книге", Перун относится к русскому пантеону языческих богов.

Hosted by uCoz