Павпа - Первочеловек у русских
Первая страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел П
Персонажи русской мифологии от Тулеи до России

__________________________________________________________________________
Павпа
Палазник
Паломник
Палявый
Памжа
Памха
Пан Виевич
Панки
Панотии
Пантелеймон Качанный
Пантеон русских богов
Пантеон языческих богов Князя Владимира
Панчутка
Паны
Паня
Папай
Пар
Параскева грязниха
Параскева льняница
Параскева порошиха
Параскева-Пятница
Пари
Пастен
Пастень
Пастух
Пастух волчий
Пастырь волчий
Пасть счастливая
Пата-Кабуся
Патала
Патар Дый
Пащек
Пекельник
Пекло
Пелен
Пеперуга
Пеперуда
Пераскея Змеиха
Первопредок Йима
Первосущество
Первочеловек
Первочеловек у русских
__________________________________________________________________________

Павпа. Водяной. По общерусским поверьям, водяной может быть человеком с рыбьим хвостом вместо ног. Водяной-полурыба имеет особое название — «навпа» (Смол.) или «павпа» (Костр., Смол., Нижегор., Том., Якут.) (Черепанова). .

Палазник. Полазник. Грушевой веткой полазник шевелил огонь в очаге, произнося благопожелания; хозяйка относила ее в курятник, чтобы куры хорошо неслись. Полазника на Рождество, в дни св. Игнатия (20.XII) и св. Варвары (4/17.XII) угощали вином.

Паломник. Болгары называют Аиста паломником, считая, что он ежегодно посещает святую землю.

Палявый. «Атчаво ета лисавыи завялись, вадянын, палявыи, дамавыи? Ета ат дятей Адамовых, что он посовестился Богу показать за тым, что яго жонка целую араву нарадила» (Смол.).

Памжа. Демоническое существо, похожее на дремоту. Приносит невзгоды и беды.

Памха. У новгородцев и тверичан – это существо, символизирующее помеху, зло, вред, беду или неудачу, напасть, втору, поветрие, повальную болезнь, мор.

Пан Виевич. На Урале и русском Севере в древности жили чудь белоглазая и дивьи люди. Изначально они были одним родом, и имели одних прародителей, по всей видимости Чурилу Дыевича и Тарусу. Потом они дали начало многим арийским и финским родам. В частности, к ним относят Лунную династию индийских и венедских царей. Разделились они по религиозным мотивам. Дыевы люди стали служить Дыю и ушли в подземные города сразу после битвы Сварога и Дыя. Их приютили подземные жители паны, которые происходят от Пана Виевича.

Панки.

Панотии. Фантастическое племя. Панотии Рождаются с седыми волосами, которые потом темнеют. Этот факт стал признаком одного из причерноморских народов — албанов. Гораздо более распространённым стало размещение панотиев возле Скифии, а также их более обычный внешний вид, такой, который встречается у Плиния, Солина, Исидора. Существовало мнение, что эти известия произошли от обычая ношения очень коротких причёсок у племён обитающих на островах Балтийского моря, из-за чего уши выделялись и со временем могли породить вот такой необычайный народ. Панотии имеют вполне прозрачное происхождение. Своё начало поверие в паннонов берёт в Индии и восходит, видимо, к временам арийского нашествия в Индостан. Арийцы, у которых существовала традиция оттягивания ушей тяжёлыми серьгами (сохранив шаяся до сих пор на юге Индии (Тамилнад), воспринимались автохтонным населением Индостана как "длинноухие". В Махабхарате упоминаются некие Karnapravarana, т.е. "люди, укрывающиеся собственными ушами", и другие, примечательные размерами своих ушей, а предания о людях, которые спят укрывшись собственными ушами, были зафиксированы в Индостане ещё в XIX столетии. "Скилак… назвал этот народ ώτόλιχνοι, т.е. люди с ушами, большими как веялки, и добавил, что они спят укрываясь своими ушами...". Все признаки этого племени в дальнейшем породили или повлияли на появление других вымышленных народов., племена с восемью пальцами на ногах стали также отдельным народом, наконец информация о женщинах, рожающих только раз в жизни, перешла потом на другой народ Индии — пандов.

Пантелеймон Качанный. В день Пантелеймона Кочанного (9/22. VIII) было в обычае печь пироги с Капустой, угощать детей и нищих странников, чтобы осенью собрать богатый урожай Капусты.

Пантеон русских богов. Триглав (Сварог, Перун, Свентовит), Велес, Хорс и Стрибог. Затем - Вышень, Леля, Летеница. Затем Радогощ, Крышень и Коляда, за ними - Удрзец, Сивый Яр и Даждьбог. А вот Белояр, Ладо, также Купала, и Сенич, и Житнич, и Венич, и Зернич, Овсенич, и Просич, и Студич, и Ледич, и Лютич. За ними вслед Птичич, Зверинич, и Милич, и Пчелич, Ирестич, и Кленич, Озернич, и Ветрич, Соломич, и Грибич, и Лович, Бесидич, и Снежич, и Странич, и Свендич, и Радич, Свиетич, Корович, и Красич, и Травич, и Стеблич. За ними суть- Родич, Масленич, и Живич, и Ведич, и Листвич, и Цветич, и Водич, и Звездич, и Громич, и Семич, и Липич, и Рыбич, Березич, Зеленич, и Горич, и Страдич, и Спасич, Листвеврич, и Мыслич, и Гостич, и Ратич, и Стринич, и Чурич (Родич), и тут Семаргл (Огнебог). То суть - Триглавы всеобщие.

Пантеон языческих богов Князя Владимира. Владимир Святославич создал тщательно продуманный пантеон богов. В летописи сообщается: «Начал княжить Владимир в Киеве единолично. И поставил идолы на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а глава его серебряна, а ус злат, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семарг-ла, и Макошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили сыновей своих и дочерей, и молились бесам...». Стоящий во главе всех богов Перун — бог дружинников — знаменовал военную мощь молодого государства. Языческая триада Стрибог — Дажьбог — Макошь была сформирована киевскими жрецами как соответствие христианским Богу-Отцу, Христу и Богородице. Этим сопоставлением языческого и христианского пантеонов киевские волхвы стремились показать византийцам, что исконная вера славян не уступает христианству. Очевидно, что автором этой концепции не мог быть ещё молодой князь Владимир Святославич, такие взгляды могли сформироваться только в среде высшего языческого жречества. В пантеон были включены Хорс и Семаргл. В Киеве стоял и идол Велеса, но не близ княжеского двора, а в слободах простого люда: культ этого полузвериного бога нижнего мира был сочтён слишком «диким» и простонародным, чтобы равнять его с «княжескими» богами и показывать иноземцам. С принятием христианства все идолы были изрублены, кроме Перуна — к нему, даже поверженному, Владимир проявил уважение: идол был спущен в Днепр, и эскорт из двенадцати дружинников сопровождал его до порогов в соответствии с одной из форм славянского погребения, когда покойника помещали в ладью и пускали вниз по реке. Так свергнутый бог был похоронен как умерший человек. В эпоху двоеверия христианство и язычество не столько боролись друг с другом в народном сознании, сколько взаимодополнялись. Со временем христианские святые вытеснили языческих богов. Перуна заменил Илья-Пророк, который, по народным поверьям, проносился на колеснице по небу во время грозы. Праздник Перуна совпал с днём почитания Ильи. Велеса заменил Николай-Угодник — один из наиболее почитаемых на Руси святых, а также св. Георгий. Культ Рожаниц слился с Богородичным, образ Дажьбога — с Христом. Макошь стала восприниматься как св. Параскева, чьи иконы ставились у источников, прежде посвященных Макоши. Что же касается низших божеств, то отношение к ним со временем становилось всё более отрицательным, постепенно в народном сознании они превращались в бесов или просто в зловредные существа.

Панчутка.

Паны.

Паны. Жители пещер. Когда-то на землях Руси жили волшебные народы - лесные друды, великаны-асилки, или волотоманы, также чудь белоглазая, жители пещер паны, псиголовцы, одноглазые орики, женоуправляемые ягыни и другие. Все они - людского племени, часть их смешалась со славянами, часть - с иными народами. А духи их по сию пору бродят по Руси, охраняют древние курганы.

Паня. Фаня. Нанайск., букв, «тень». В тунгусо-маньчжурской мифологии одно из названий души у нанайцев. После смерти на больших поминках эта душа помещается в специальной подушке, которая также называется паня.

Папай. Имя скифского бога.

Пар. Традиционным является представление, что у инородцев нет души, а есть только «пар», «пара», как у животных. В русских и украинских верованиях встречается противопоставление Души, присущей человеку (мужчине), и пара, заменяющего душу животным, “нехристям”, иногда — женщинам. Демоны болезни могут представляться паром, туманом, воздухом, мглой, облаком, дымом или быть невидимыми. .

Параскева грязниха. 27 октября — Параскева-грязниха, Параскева Пятница. Параскева Пятница — бабья святая... Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи.

Параскева льняница. 27 октября — Параскева-грязниха, льняиица, порошиха, Параскева Пятница. На Парасковью-льняницу начинают мять и трепать лен. Параскева Пятница — бабья святая... Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи.

Параскева порошиха. 27 октября — Параскева-порошиха, Параскева Пятница. Параскева Пятница — бабья святая... Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи.

Параскева-Пятница. Дева-Пятенка. Женское божество, покровительница пятницы. Благоволит также играм молодежи с песнями и танцами. Появляется в белых одеждах и охраняет колодцы. Где на дощатых крышах изображена Параскева-Пятница — там вода целебна. Чтобы не иссякла благодать Девы-Пятенки, бабы тайком приносят ей жертву: овечью шерсть на передничек, В Белоруссии сохранился обычай изготавливать её изваяния из дерева и мо.литься ей о дождях для всходов тёмной ночью. 27 октября — Параскева-грязниха, льняиица, порошиха, Параскева Пятница. На Парасковью-льняницу начинают мять и трепать лен. Параскева Пятница — бабья святая... Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи. Параскева Пятница представляется в виде высокой, худой женш,ины с длинными распущенными волосами. Высоких и худощавых женщин ещё и сейчас называют ((долговязая пятница». За нарушение запретов, связанных с пятницей и с пряжей, Параскева Пятница сурово наказывает. В славянской традиции функциями прях, определяющих судьбы, наделяются как высшие персонажи, в том числе Богородица, св. Варвара и Параскева Пятница — покровительницы рожениц и прях. Параскева наказывает прях, нарушающих запрет на прядение в праздник (в пятницу).Женщины, прядущие в неурочное время, колют своими Веретенами саму Параскеву Пятницу, св. Варвару или Богородицу, которые являются к ним в истерзанном виде как укор в совершенном грехе. На Украине по пятницам беременная женщина не расчесывала волосы, чтобы не обидеть Параскеву Пятницу, которая должна прийти на помощь во время родов. По широко распространенным верованиям, от этих действий засоряются и колются Глаза св. Параскевы Пятницы; виновной в этом «матушка Прасковея» засорит глаза куделью.Несколько октябрьских и ноябрьских праздников были посвящены Параскеве Пятнице, заменившей Макошь. В эти дни женщины молились покровительнице рукоделия, хвастались друг перед другом своими шитьём и вышивкой.

Пари. Пери. В мифологии среднеазиатских и кавказских народов преимущественно женские добрые или злые духи, связанные с водной стихией и плодородием.

Пастен. Тверичане так называли тень человека. Он пастенью ходит, исхудал, чуть бродит. Мог выполнять функции домового.

Пастень. Часто – домовой. Тверичане так называли тень человека. Он пастенью ходит, исхудал, чуть бродит.

Пастух волчий. На Руси волчьим пастырем, или пастухом, почитается Егорий Храбрый.

Пастух. Волк у эстонцев.

Пастырь волчий. Христианское обозначение божественного пастуха земного скота, чаще всего им был Егорий. На Руси волчьим пастырем, или пастухом, почитается Егорий Храбрый.

Пасть счастливая. Волк у абхазских охотников.

Пата-Кабуся. Летающие огни - летучая нечисть. По древним поверьям, живет Пата-Кабуся в большом моховом болоте. Чаще всего эти огни живут в районе Пата Кабуся - район на северо-западе Самарской области. Если в деревне кто-то умирает насильственной смертью и его не хоронят согласно обряду, то может прилететь Пата-Кабуся. Она как "Огненный сноп летит в виде змея, голова толстая и к хвосту все тоньше, и летит прямо в деревню". Там она воскрешает мертвеца, а затем, поводив по окрестностям, уводит его на свое болото. Существует смутное поверье, что мертвецы нужны Пата-Кабусе для какой-то загадочной битвы с неким "врагом в конце Времен".

Патала. Пятала. Подошвы стоп Господа Кришну. Низшая и первая из низших планетных систем Вселенной.

Патар Дый. Бог ясного неба у многих индоевропейских народов. Близок Сварогу, Перуну, Зевсу, Свентовиту. Мы, Дажьбоговы внуки, молили Патара Дыя, чтобы он низверг огонь, чтобы он позволил Матери Сва славу принести на крыльях своих праотцам нашим.

Пащек. Сын Орея. Пащек и Горовато – братья его. После нападения язов, Орей отправил трёх сыновей своих искать земли спокойные с мёдом и молоком. От коих сыновей истекли три славных племени. Сыновья те были храбрыми, водили дружины, садились на коней и ехали. И за ними шли дружины юношей, скот, коровы, повозки с запряженными в них быками, овцы, дети, охраняемые старцами, а также больные люди. Так шли на юг к морю и мечами разили врагов, шли до горы великой, до долины с травами, где много злаков.

Пекельник. Дурной чёрт у чехов.

Пекло. Змей у восточных славян. В славянской мифологии ад, преисподняя, в переводе с латинского — «сумела», «дёготь». Можно предположить связь пекла с восточнославянским обозначением змея (мотив огня), В пекле живут черти.

Пелен. Бог защиты.

Пеперуга. В Болгарии девушки — “пеперуги”, призванные обеспечить дождь, окатывали каждого встречного водой и т.д.

Пеперуда. На Балканах ветки бузина (наряду с другими растениями) применялись в обрядах вызывания дождя. Ими украшали с ног до головы додолу, пеперуду, куклу Германа, а по завершении обряда сбрасывали ветки в воду.

Пераскея Змеиха. Змея, царица подземного царства, супруга Индрика-Змея, а потом - первая жена Волха. Убита Велесом. Жена Индрика Змея. Однажды говорит Пeраскея-царица: Мне ночесь спалось, во сне виделось: со далекого крайнего Запада поднималася туча грозная, из под тучи летел Финист Сокол Волх, а с Востока летел - Ворон черненький. Солетались они в чистом полюшке, биться стали между собою. Финист Сокол Ворона выклевал, перья черные Ворона выщипал, пух пустил его по подоблачью. Рассердился Змeй лютый Индрик, и схватил он царицу-пророчицу, и ударил ее он о каменный пол.

Первопредок Йима. Священная книга древних иранцев — «Авеста» — рисует царство первопредка Йимы, где не было ни зноя, ни холода, ни боли, ни смерти.

Первосущество. Мотив русского стиха о Голубиной книге, где из тела первосущества (Бога, Адама) творится весь мир — солнце из лица Божьего, месяц — от груди, сословия — из частей тела Адама и т.д.

Первочеловек у русских. Иван. После одной из битв с Кощеем, Даждьбог в бане омывал раны, обтираясь ивовым лыком. И сказал мудрый Велес: "Много лет мы не можем победить Врага нашего. Нужно найти помощника". И взяв окровавленное лыко, он сплел из него первого человека и наполнил его хлебным тестом (мякишем?). Затем, его запекли в печи и Лада любовью своей оживила его, вложила дыхание (дух) в его тело. И дали ему имя Иван, потому, что создан он был из ивы. Потом Сварог отделил часть своей души и вложил ее в Ивана.

Hosted by uCoz