Океан море - Орей
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел О
__________________________________________________________________________
Океан-море
Око гадово
Олалидже
Олег Вещий
Олениха
Олень
Олз Гориславлич
Ольбжим
Ом
Омутная
Омутник
Омутник
Омутница
Омутной
Он
Она
Онары
Они
Опасный
Опасный человек
Опивало
Оплетай
Опойца
Опракса
Опрокидень
Опырь
Орей
__________________________________________________________________________

Океан-море. Море-океан. Как сказано в одном старинном стихе, "Окиян-море- всем морям мати", то есть мать. К нему все реки, все моря собираются, все в него вливаются, Океан-морю поклоняются. Он отделяет Русь от "некоторых государств" и воплощает собою множество чудес и опасностей. На берегах Океан-моря высиживает яйца чудо - птица Алконост, в самой середине его лежит остров Буян, на котором можно встретить и Алатырь - камень, и свинку - золотую щетинку, и даже То, Не Знаю Что. В синем море-океане живут и русалки, и водяные, и щуки - рыбы, и чудо-юдо рыба кит, и проклятые отцами дочери - утопленницы, и рыбы - оборотни. Океан-море, да и просто море, является в народном представлении олицетворением всего необъятного, необозримого, неисчерпаемого. Оно изобильно и чудесами - и опасностями. Оно столь же одушевленное, живое, как любой другой сказочный персонаж.

Око гадово. Стрекозу украинцы и словаки называют “гадячим слугой”, чехи — “гадовым оком”, поляки — “гадовой головой” или “гадовым жалом”.

Олалидже. Появляются у сербов особенно часто на дороге, там сбивают человека с пути.

Олег Вещий. Согласно летописи, Рюрик умер в 879 г., оставив сына, которого звали Игорь, по-скандинавски Ингвар, то есть "младший". Поскольку Игорь, по словам летописца, был "детескъ вельми" ("очень мал"), по словам летописца, власть принял воевода по имени Хельги, то есть Олег. "Хельги" - это было даже не имя, а титул скандинавских вождей, означавший одновременно "колдун" и "военный вождь". (Гумилёв. От Руси до России). Олег древнерусский легендарный князь (воевода). Герой нескольких мифоэпических сюжетов, вошедших в «Повесть временных лет»: он хитростью (прикинувшись купцом) захватывает Киев (по летописи - 882 г.), убивая правивших там Аскольда и Дира (по поздним книжным вариантам — Кия, Щека и Хорива), и сажает на престол законного князя Игоря — сына Рюрика (см. Рюрик, Синеус и Трувор). В походе на Царьград Олег, поставив корабли на колеса, под парусами по суше подходит к стенам города (сходные эпизоды приводягся в «Деяниях датчан» датского хрониста 12 в. Саксона Грамматика и в др., в т.ч. фольклорных, текстах). Олег отказывается принять у побежденных греков отравленную снедь (в этом — дар провидца, «Вещего»; само имя «Олег» имеет скандинавское происхождение и близкую семантику) и прибивает щит к вратам Царь-града, «показуя победу» (ритуал имеет древневосточные параллели — ср. «дом щита» — храм урартского бога Халди). Как князь - воитель Олег связан с культом Перуна: при заключении договора с греками он и его мужи клянутся па оружии «Перуном, богом своим, и Волосом, скотьим богом»; на миниатюре Радзивилловской летописи один муж Олега изображен клянущимся рядом с антропоморфным идолом Перуна, у ног же другого прорисована змея — вероятное воплощение Велеса. В связи с этим мотив смерти Олега от змеи может рассматриваться в связи с реконструируемым противопоставлением Перуна и Велеса в славянской мифологии. Волхвы предсказали Олегу гибель от собственного коня. Князь велит увести коня, а когда через четыре года узнает о его смерти, насмехается над предсказанием и хочет видеть кости животного; он наступает на череп, из черепа выползает змея и жалит Олега в ногу. Князь умирает на тридцать третьем году правления (характерное эпическое число). Ближайшая параллель мотиву смерти Олега известна в исландской саге об Орваре Одде (13 в.): герой получает то же предсказание от оскорбленной им вещуньи и убивает своего коня: будучи уже стариком, он спотыкается о конский череп и ударяет его копьем; выползшая оттуда змея жалит Одда. Мотив предсказания судьбы (в т.ч. неизбежной смерти от животного или предмета) широко распространен в мировом фольклоре, однако на славянской почве этот мотив, очевидно, связан с Велесом, атрибутами которого являются конский череп и змея.

Олениха. Лосиха. Богиня плодородия. Звериное Божество.

Олень. Олень мог пониматься как первопредок, а Лань, как богиня плодородия в последнюю стадию верхнего палеолита, связанную с оледенением, вечной мерзлотой и тундрой и, как следствие, оленями в качестве промысловых животных. Олень - животное, наделенное божественной и солнечной символикой и выступающее главным образом в фольклоре. В символике Оленя тесно переплетены черты народного, книжного, христианского, языческого, античного и др. происхождения. Как почитаемое животное, Оленя запрещено убивать. По болгарскому поверью, существует Олень, носящий крест на рогах, убийство которого грозит человеку смертью. С христианской традицией связаны образ Оленя с распятием на рогах в болгарских песнях и представление об Олене как слуге Божьем у болгар: когда Господь желает сообщить что-то людям, он посылает своего ангела или святого в образе Оленя. В украинской сказке ангел принимает облик Оленя, чтобы наказать царя Иона, похвалявшегося тем, что он сильнее Бога. В книжной традиции (в «Физиологе») Олень — символ Спасителя. Болгарская песня так описывает священного Оленя — посланца Божьего: «На лбу у него солнце сияет, на груди у него месяц, рога у него — чистое золото». Сходный образ Оленя представлен в русском свадебном величании. Южнославянский эпический мотив поглощения Оленя змеей и освобождения его охотником Ильей выражает идею борьбы хтонического и небесного, солнечного начал (змеи и Оленя ) и соотносится с мифологическим образом солнечного затмения. У южных славян и у русских на Севере распространена легенда об Олене, добровольно приносившем себя в жертву в Юрьев день, в день свв. Константина и Елены, в Петров день или Ильин день. Согласно легенде, Олень сам прибегал к церкви на заклание; иногда прибегали два Оленя, одного из которых приносили в жертву, а второго отпускали. Легенда с мотивом добровольного жертвоприношения Оленя в определенный день года известна и в античной традиции. Брачная символика Оленя присутствует в восточно- и западнославянском фольклоре: в колядках и свадебных песнях с мотивами пособничества Оленя в женитьбе и охоты за златорогой ланью-девицей. В севернорусской свадебной песне молодец не стреляет в Оленя, обещающего пригодиться ему на свадьбе.

Олз Гориславлич. "Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомь скратишась". "Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена".

Ольбжим. По Брюкнеру, польское слово "olbrzym" ("ольбжим") — раньше "obrzy" ("обжи") — великан, выводится из "обров", слова, которым славяне называли гуннов (либо аваров). Отсюда, например, название реки Обры. А в чешском до сих пор великан — это обр, а огромный — обровски ("obrovsky").

Ом.

Омутная.

Омутник.

Омутник. Зимой приходил Лёд и так сковывал своей силой воду, что водяные и водяницы, омутники и омутницы, болотники и болотницы принуждены были сидеть в своих хороминах на самом дне до весны.

Омутница. Болотница. Дева-утопленница, живущая на болоте. Зимой приходил Лёд и так сковывал своей силой воду, что водяные и водяницы, омутники и омутницы, болотники и болотницы принуждены были сидеть в своих хороминах на самом дне до весны.

Омутной.

Он.

Она.

Онары. Нары. В марийской мифологии великаны, обитавшие на земле в изначальные времена. Леса были им по колено, они вырывали дубы с корнями; из песка, вытряхиваемого Онарами из обуви, возникали курганы. Впервые встретив человека (пахаря), онар принял его за насекомое и отнёс матери вместе с сохой и лошадью.

Они. Йети. Снежный человек. В японско й мифологии "тип демонических существ обычно гигантского размера, большой силы и пугающего вида. Они, как предполагается, перешли в Японский фольклор из Китая вместе с Буддизмом. Неизменно жестокие и недоброжелательные к людям, они, тем не менее, упоминались и как приверженцы Будды. В Японском искусстве и легендах изображались различными способами, иногда даже как женщины; обычно их представляют розового, красного, или иссине-серого цвета, с рогами, с тремя пальцами на ногах и руках, а иногда и с тремя глазами." Местное японское название реликтового гоминоида, снежного человека." .

Опасный человек. Русские крестьяне, чтобы защитить скот от сглаза, вывешивали на скотном Дворе большую связку старых лаптей, отвлекая таким образом внимание опасного человека от животных.

Опасный. Вежливец. Почётное прозвание колдуна на свадьбе. В Сибири, как и во многих других областях России, дружка, именуемый вежливцем, сторожем, большаком, опасным, был «особенным знатоком всех обрядностей в их принятой последовательности».

Опивало. В поисках украденной невесты герой славянских сказок должен совершить несколько трудных подвигов. Ему помогают достичь желанной цели несколько чудесных умельцев. Опивало может разом выпить сорок бочек вина или даже целое озеро.

Оплетай. По русским поверьям - фантастическое существо, "оплетающее" людей. получеловеки. В южно-сибирских поверьях оплетай - "чудовище, похожее на человека и питающееся его кровью". Оплетай "сторожит с дерева странников и, бросаясь на них, сначала оплетает рукими и ногами, а потом, прокусив шею, высасывает кровь". Несомненно это говорит о прямом сходстве оплетая с вампиром. Это видит и О. Гуляев сообщивший сведенья об оплетае, (Гуляев 1848 г.) Уточним, однако, что мотив "оплетания людей" для общерусских поверий об вампирах - упырях не характерен. В Томской губернии получеловеки назывались оплетаями. Баснословные люди об одном глазе, одной руке и одной ноге, которые, чтобы двинуться с места, принуждены складываться по двое, и тогда бегают с изумительной быстротою; они плодятся, по русскому поверью, не вследствие нарождения, а выделывая себе подобных из железа.

Опойца. Существо, которое впивается в живое тело и сосет из него кровь, как пиявка.

Опойца. Юрлов из Симбирской губернии сообщает: «Сквозь хомут, снятый с потной лошади, можно увидеть, как сдирают с опойцы черти кожу». Похоже, что это колдун.

Опракса. См. Апраксия.

Опрокидень.

Опырь. Западноукраинский персонаж. Он отнимают у людей здоровье или жизнь.

Орей. Возможно, его имя происходит от «арий» — «пахарь». Отец Кия, Щека и Хорива. Огнищанин осевший. Князь единый. Это общий наш отец с борусами. Мифологический прародитель русских людей, сын Дажьбога и Живы. Возможно, его имя происходит от "арий" - "пахарь". Отец Кия, Щека и Хорива. Со времён Орея от Ра-реки до Непры-Днепра роды управлялись родичами-старейшинами и вечем. После Богумира был Орей с сынами. Когда гунны затеяли великую войну за образование своей великой земли, мы ушли оттуда на Русь. Когда вернулись два сына Орея из разведки по словам странника, рассказывавшего о краях иных и чудесных, приказал отец Орей сыновьям своим - быть впереди всех родов. Не захотели они делиться на этих и тех. Киська же повёл своих людей на полдень, к Солнцу. Отец Орей, князь единый, повёл всех своих в край морской, где была сушь великая и пустыня. Поселились они там на полвека, собрали большую конницу. Потом только пошли в края чужие, как предвещал странник огнищанину осевшему. В тех краях чужие воины встали на их тропе и принудили сражаться, но были эти воины разбиты. Пошли словены дальше, увидели тёплые земли, но пренебрегли ими, так как чужие племена там уже сидели. Но боги вели словен, как своих людей. Добрались они до горы великой. Повоевав там с врагами, двинулись далее. После победы на язами Орей - старый отец сказал, что всё это идёт из земли той, где наших братьев убивают. Так они и старого отца забьют, как забивают коров и зверей. Они и скотину нашу заберут и детей поубивают. Тогда три его сына – Кий, Пащек и Горовато, пошли искать иные земли, где течёт мёд и молоко. От коих сыновей истекли три славных племени. Сыновья те были храбрыми, водили дружины, садились на коней и ехали. И за ними шли дружины юношей, скот, коровы, повозки с запряженными в них быками, овцы, дети, охраняемые старцами, а также больные люди. Так шли на юг к морю и мечами разили врагов, шли до горы великой, до долины с травами, где много злаков. И там освоился Кий, который начал обустраивать Киев, ставший русским градом. Потом пошли от Киева дальше на Запад. Отец Орей шёл перед нами. Кий вёл руссов. Щек вёл свои племена. Хорев вёл своих хорват, и шли они из земель тех. И так было внушено богами, когда отошли Хорев и Щек отсюда, чтобы мы сели в Карпатских горах. И там были другие города, построенные иными, и нажили иные наши соплеменники богатство великое. Но, когда враги напали на нас, мы побежали к Киеву-граду и до Голуни, и там поселились, огни свои возжигая до Сварги и жертвы творя в благодарность богам и также себе. Посмотрите на отца нашего Орея, по облакам ходящего, восхищающегося силою кованья Перунова. И видел там Орей, как Перун ковал мечи на врагов. Слышал Орей от Перунько, что мечи и стрелы поразят врагов наших, потом и Орей об этом говорил, и то Орей поведал отцам нашим. И такова была наша борьба за жизнь и бои витязей много веков назад. А ныне поверили, будто всё было не так. Пошли после Потопа у Живы Cвароговны с молодым Дажьбогом Пepуновичем скоро дети: князь Кисек, отец Орей. А отец Орей породил сыновей вей - Кия, Щека и Хорива младшего. Их поила Земун молоком своим, колыбель качал бог ветров Стрибог, их Семаргл согревал, Хоpс им мир озарял. Появились у них и внуки, а потом появились правнуки - то потомки Дажьбога и Живы и Роси - русалки прекрасной, то народ великий и славный, племя то по имени - русь.

Hosted by uCoz