Николай Чудотворец - Ниян
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Н
__________________________________________________________________________
Николай Чудотворец
Нимфы
Ничистия
Ничто
Ничыпар
Нищий
Ниян
__________________________________________________________________________

Николай Чудотворец. По-гречески побеждающий народ, Никола (древнерусская форма у старообр. и в фолькл.); Николай Угодник, Николай Мирликийский, в христианских преданиях святой из разряда т. н. святителей (церковных иерархов), образ которого подвергся сильной фольклорной мифологизации, послужив соединительным звеном между дохристианскими персонификациями благодетельных сил и новейшей детской рождественско-новогодней «мифологией». Время жизни Николая предание относит к 1-й половине 4 в., самое раннее житие о нём на полтысячелетия моложе; таким образом, Николай с самого начала вступает в литературу как персонаж далёких времён, в котором типические черты христианской святости (и специально - идеального священника как «ревнителя» о вере и «печальника» о людях) полностью заслонили всё индивидуальное. Предания рассказывают, как уже в младенчестве Николай являет себя образцом аскетической добродетели, до сумерек воздерживаясь от материнской груди по средам и пятницам, а по более поздней версии - обнаруживая чудесную способность стоять сразу же после рождения (распространённый мотив русской иконографии). Получив родительское наследство, Николай раздаёт его нуждающимся; особенно популярна история о впавшем в нищету отце трёх дочерей, уже готовом с отчаяния сделать из них блудниц, которому Николай тайно подбрасывает в окно три узелка с золотом - на приданое каждой (в связи с этим эпизодом, где Николай фигурирует как неведомый благодетель, на Западе возник обычай потихоньку подкладывать детям подарки в чулок от лица Санта Клауса). Избрание Николая епископом города Мира в Ликии (юго-запад Малой Азии; отсюда обозначение Николая как «Мирликийского») сопровождается знамениями и видениями; в одном из них Иисус Христос и дева Мария подносят Николаю знаки его сана - соответственно евангелие и епископское облачение - омофор (именно с такими знаками отличия Николай чаще всего изображается на русских иконах). Ко временам правления римского императора Константина отнесены многочисленные рассказы о заступничестве Николая за несправедливо осуждённых; явившись на место казни трёх горожан Миры, Николай выхватывает меч из рук палача и всенародно обличает подкупленного судью; когда же под неправедный приговор подпадают три полководца в Константинополе, Николай, находящийся в это время в своём городе, вдали от дворца, является императору во сне и разъясняет ему его ошибку. Аналогичным образом он во время бесхлебицы снится некоему хлеботорговцу и властно велит ему везти свой товар в Миру. Легенды рассказывают о творимых Николаем (как при жизни, так и после кончины) многочисленных чудесах избавления мореплавателей и утопающих (характерная для Николая власть над морской стихией впервые проявляется во время его паломничества в Палестину), а также вызволений заключённых и пленников. Фольклор, в котором образ Николая занимает большое место (он - персонаж многих русских сказок), добавляет к этому гротескные мотивы оживления школяров, разрезанных на части злым владельцем постоялого двора, или даже больных, расчленяемых самим Николаем или его спутником с целью лечения (эпизод, засвидетельствованный в греческой мифологии применительно к Асклепию). Греческий моряк видел в Николае помощника и защитника в повседневном труде (он считался патроном - покровителем моряков, а также школяров), русский крестьянин - близкого, участливого, не боящегося замарать своих риз соучастника забот; культ его на Руси вплоть до 18 в. был низовым, плебейским, сливаясь на периферии с реликтами языческих медвежьих культов. В отличие от католической иконографии, в которой Николай - безличный персонаж, выражающий холодноватое достоинство епископского сана и опознаваемый лишь по атрибутам и житийным эпизодам, православная традиция знает очень характерный «портретный» облик Николая (высокий лоб, мягко круглящиеся линии лика, заботливый взгляд «пастыря», в котором преобладает то мягкость, то строгая проницательность).

Николай. Один из наиболее почитаемых у славян христианских святых (дни памяти — 9/22.V и 6/19.XII). В восточнославянской традиции культ Николы по значимости приближается к почитанию самого Бога (Христа). По народным верованиям, Никола — «старший» среди святых, входит в св. Троицу и даже может сменить на престоле Бога. У восточных и западных славян образ св. Николая по своим функциям («начальник» рая — владеет ключами от неба; перевозит души на «тот свет»; покровительствует ратникам) может контаминироваться с образом св. Михаила. В народных легендах и духовных стихах, отчасти сложившихся под влиянием канонического жития святого, Николай — покровитель моряков и рыбаков (спасает корабль во время бури; ср. обычай рыбаков первый улов жертвовать св. Николаю), защитник обездоленных (тайно подбрасывает деньги в дом бедного человека, опекает вдов и сирот), «скорый помощник» (помогает вытащить из болота крестьянский воз, сохраняет посевы от града и скот от хищных зверей). За постоянную и бескорыстную помощь людям (ср. «Николай чудотворец», «Никола угодник», «Никола добрый») Николе назначены два праздника в год. Св. Николая считают своим покровителем торговцы, охотники, мельники, овчары. В день Николы Вешнего первый раз выводили коней на выпас — «Пришел Николай — коней выпасай» (рус., укр.), начинали стричь овец, сеять гречиху и купаться (укр.). В Болгарии ко дню св. Николая (зап.болг. «Сухой св. Никола», «Летняя Никола») приурочивались обряды вызывания дождя. На Руси день Николы Зимнего традиционно отмечали коллективной трапезой («николыцина»), для которой специально варилось пиво. На Украине «николыцину» справляли также в день Николы Вешнего. В Болгарии зимний праздник в честь св. Николая назывался «Рыбный св. Никола» (обязательным угощением в этот день был карп, который, согласно легенде, является «слугой» св. Николая), «Мокрый св. Никола». У православных южных славян св. Николай почитался как родовой и семейный патрон, как покровитель девущек на выданье (обычай жертвовать цветы и дары к иконе св. Николая). В русских заговорах св. Николай защищает от колдунов, порчи, болезней оружия, огненного змея, летающего к девице; исцеляет людей и скот. В сербских заговорах «св. Никола, св. Еврем и св. Йован» едут на белом коне, прогоняя и унося болезни. Основные функции св. Николая (покровитель скота и диких зверей, земледелия, пчеловодства, связь с загробным миром), противопоставление Николая как «милостивого» святого «грозному» св. Илье в фольклорных легендах свидетельствуют о сохранении в народном почитании св. Николая следов культа языческого божества (Волоса). В древние времена Велеса заменил Николай-Угодник — один из наиболее почитаемых на Руси святых, а также св. Георгий. В Слуцком Полесье, чтобы прекратился град, выносили на улицу дежу, хлебную лопату, а иногда крышку дежи, положив на нее образ св. Николая. Ключами от Рая владеет св. Петр (или Петр и Павел), св. Михаил или св. Николай. По свидетельствам иностранцев, русские при похоронах вкладывали покойнику письмо к св. Николаю, которого они считали стражем райских врат. По чешским поверьям, людей в волков обращает св. Николай, а по южнославянским — св. Юрий, который набрасывает на людей волчьи шкуры. Святой Никола. В южнославянских фольклорных текстах Бог часто ходит по земле и совершает чудесные дела вместе со св. Иоанном или св. Петром, у восточных славян — со св. Николаем и Петром. Св. Никола у восточных славян считался «заместителем» Бога. Скот, ставший добычей волков, воспринимается как Жертва, предназначенная Богом (ю.-слав бел.), Егорием (рус.), Николаем (пол.) и т.п. У русских при похоронах принято было вкладывать в руку покойнику монету или «письмо к святому Николаю», которого называли «стражем райских врат», чтобы тот беспрепятственно пропустил душу новопреставленного. Привратником же ворот ада считался старший бес или св. Касьян. Есть быличка, в которой Касьян злословит о св. Николае, спасающем тонущий корабль. Он намеренно опрокидывает в грязь св. Николая, а крестьянский воз толкает одним пальцем. Касьян противопоставляется св. Николаю, за свою добродетель награжденному двумя праздниками в год, в то время как «именины» Касьяна празднуются лишь раз в четыре года. Садко попадает к Морскому царю и спасается при помощи Николы Можайского. По подсказке Николая угодника, покровителя корабельщиков, Садко взял "девушку поваренную, ту, что хуже всех", но которая полюбила его. Тем и спасся от Царя Морского.

Нимфы. Греческие "невесты", "юные девы". Нимфы в греческой мифологии - духи или низжие божества природы, ее живительных и плодоносных сил: рек, морей, источников, озер, болот, гор, рощ, деревьев. А. Брюкнер причислял Берегинь к нимфам, н о не только водным, а и горным, опираясь на архаическое значение слова брегъ. Нимфы - женские божества природы, живущие в горах, лесах, морях, источниках. Считались дочерьми Зевса, часто представлялись спутницами Артемиды или Диониса и почитались в многочисленных местных культах.Иные из них смертны, как например нимфы деревьев – они неотделимы от дерева, в котором обитают. Главными нимфами считались водяные нимфы. Самые древние – мелиады родились из капель крови Урана. Имена водяных Нимф большей частью указывают на то или иное свойство или качество водной стихии. От браков Нимф с богами рождаются герои. Нимфы обитают вдали от Олимпа, но по приказанию Зевса призываются во дворец отца богов и людей. Они обладательницы древней мудрости, таин жизни и смерти. Они врачуют и исцеляют, предсказывают будущее. Изображались в виде прекрасных обнаженных или полуобнаженных девушек. Нимфам приносились жертвы в пещерах, у источников, на морском берегу. Нимфы многократно изображались в скульптуре и живописи." Представлялись как прекрасные и вечно юные девы. В основном, считались бессмертными, либо "сверх долгожительницами" (как, например, гамадриады, живущие и умирающие вместе с выбраными ими деревьями). Тот, кто их увидел, мог ослепнуть, а если видел их нагими, умирал. "Виды" нимф: Гамадриады — нимфы деревьев. Дриады — нимфы леса. Лимнады (Лимониады) — нимфы лугов и болот. Мелиады (мелии) — нимфы сожженных деревьев (например, постадавших от молнии), рожденные из крови Урана. Напеи — нимфы долин. Наяды — нимфы источников, ручьев. Нереиды — нимфы рек. Океаниды — нимфы морей. Ореады — нимфы гор.

Ничистия. У всех славян считается, что старый петух, проживший три, пять, семь или девять лет, снесет маленькое яйцо. Из этого яйца, может вывестись демоническое существо («хованец - годованец», «огненный змей», «маляк», «василиск», «антипка», «нечистия», «девятник», «осинавець» и др.), принимающее вид огня, искры, кота, маленького человечка, цыпленка. Это существо — нечистое. Оно исполняет желания хозяина, но через три года забирает его душу. Питается этот нечистый молоком и яичницей без соли.

Ничто. Сон. После вечерней славы Даждьбогу, прадеду нашему, идём мыться, чтобы быть чистыми, и, совершив омовение, отходим ко сну - и так мы будем объяты великим ничто (сном).

Ничыпар. Анцыпар. В Белоруссии было распространено верование, что АД — пекло, находится под землей в болоте, что сама земля натянута, как кожа или шкура, над водой, а в этой воде на самом дне помещен АД, наполненный грешниками и чертями. Ими управляет самый старый черт Анцыпар, Ничыпар, постоянно живущий в АДу «на 12 цепях, за 12 дверями». Подобные представления об АДе известны в сказках и быличках.

Нищий. Лицо, ущербное в социальном отношении, осмысляемое как посредник между этим и «тем светом», как представитедь и заместитель сакральных сил на земле. У восточных славян Нищие часто были лирниками и певцами духовных стихов и объединялись в особые сообщества, имевшие своих старейшин, тайный язык и т.п. Отсутствие у Нищего собственного дома и хозяйства, постоянное пребывание в дороге, одиночество и отсутствие семьи делают его лицом вне социума. С этой точки зрения Нищий мыслится как человек обездоленный, убогий, несчастный, поэтому в некоторых ритуально значимых ситуациях встречи с Нищим старались избегать, чтобы его ущербность не перешла на окружающих. В частности, при возвращении от венца встреча с Нищим предвещала молодоженам бедную жизнь. Отношение к Нищим в народе было терпимым и участливым, поскольку считалось, что нищенство как жизненная поля может достаться любому человеку. В духовном стихе «О нищей братии» подчеркивается, что право нищенствовать заповедал сам Христос, оставив нищей братии «Христово имя». Согласно легендам, Христос и многие святые часто представали перед людьми в образе Нищего, чтобы испытать их нравственные качества. Широко известны многочисленные притчи и легенды о грешнике, который получил за гробом прощение, потому что при жизни щедро подавал Нищим; о грешнице, которая была спасена от адских мук за луковку, которую она подала Нищему. Напротив, отказ Нищим в милостыне и крове грозил возмездием свыше. Например, девушка, которая спряталась, чтобы не подавать Нищему, превратилась в кукушку. Поскольку Нищий рассматривался как посредник между этим и «тем светом», то подаваемая ему милостыня символизировала долю, выделяемую Богу и умершим предкам. Иногда предписывалось отдать Нищим первый плод от нового урожая, чтобы благополучно сохранить остальное. К примеру, в Польше Нищим отдавали первое яйцо, несенное курицей, чтобы ее не тронул ястреб. Вещам, принадлежащим Нищему, приписывались магические свойства. Например, целебными считались хлеб и крошки из сумки Нищего: их давали ребенку, долго не начинавшему говорить. «Пограничный» статус Нищего, его постоянное пребывание «в миру» наделяли его особым всеведением. В одной из быличек Нищий, остановившийся на ночлег в доме роженицы, узнает от ангелов судьбу родившегося ребенка и рассказывает об этом матери. В другой быличке Нищий, заночевав в лесной избушке, подслушал жалобы проклятого матерью парня, вынужденного жить вместе с нечистой силой. Придя затем к родителям парня, Нищий рассказывает им об услышанном и помогает его спасти. .

Ниян. Ний. Вий. Наян. Царь подземного мира, подземельный царь. Беспощадный Бог, сын Чернобога (Великого Чёрного Змея) и Козы Седуни, отец Горынь, Святогора, Златогорки, Бури Яги. Воевода войска Чернобога, властитель пекла, повелитель мучений. Один из самых беспощадных и жестокосердных славянских богов, олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, убийц, супостатов. Он был властителем славянского ада, судьей мертвых, повелителем мучений. Этого бога люди могли только бояться, поэтому святилищ его не существовало. Однако воображали его железным великаном, восседающим в подземелье на черном гранитном троне. Главу его венчала свинцовая корона, в руках сверкали огнем скипетр и меч. Жертвовали ему не только кровью животных, но и людьми, особенно во время страшных болезней или войн: кидали жребий среди преступников - и тех, на кого он пал, убивали во славу Нияна, сбрасывая в провалы земные, дабы насытился он этой кровью и отвратил беды от невинных.

Hosted by uCoz