Нечистик - Николай Кочаник
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Н
__________________________________________________________________________
Нечистик
Нечистики
Нечистые
Нечистые духи
Нечистый
Нечистый горной дух
Нечистый покойник
Нечисть
Нечуй – ветер
Нигочник
Низёлок
Низовка
Низушок
Низшие Боги руссов
Ний
Никита Кожемяка
Никита Романович
Никола
Никола Можайский
Николай
Николай Кочанник
__________________________________________________________________________

Нечистик. Заложные покойники. Зеркалица не любит нечистой силы и нипочем не желает принимать ее облик, оттого нечистики. Если это все-таки происходит, значит, Зеркалица порчена злым колдуном, попала в его полную власть и сделалась враждебна людям. Старая верба считается прибежищем чертей, водяных и других "нечистиков" и местом, куда можно отсылать болезни. Нечистики - черти. У белорусов существовало представление об иерархии среди "нечистиков" (чертей) в зависимости от глубины, на которой они обитали, притом гнездовищем главного беса (оржавиника) является оржавиня (болото с элементами железной руды).

Нечистики.

Нечистые духи. Грешники. Глухота, глухой — признак, в народной культуре приписываемый нечистым духам, грешникам. Камень-алмаз, если воин носит его на голове или на левой стороне при оружии, спасает и охраняет его от противников, и от распрей, и от нападений нечистых Духов. Колокольный мертвец, вселившийся в тело мертвого колдуна, из тех, кого не принимает земля после смерти. Нечистый дух имеет власть над человеком на перекрёстке, который считается местом пребывания демонов, нечистой силы. Так, по русскому выражению, «на перекрестке черти яйца катают, в свайку играют». Силою чародейного слова нечистый дух заклинается на чьё-нибудь имя; быстро летит он на крыльях ветра, и первый встречный, кто носит означенное имя, делается его жертвою.

Нечистые.

Нечистый горной дух. У русских на Урале известен горной — нечистый дух, обитающий в шахтах.

Нечистый покойник. В Гродненской губернии при похоронах "нечистого" покойника - самоубийцы, гроб относили в болотистое место или в лес, где закапывали его рядом с тропой, а на могилу наваливали кучу веток и камней.

Нечистый. Нельзя оставлять Ложку на ночь в горшке, т.к. нечистый будет перебирать ими и тарахтеть, отчего дети не смогут заснуть.

Нечисть. В Белоруссии “рябиновая ночь” осмыслялась одновременно и как время разгула нечисти, и как время, когда буря и удары молнии уничтожают “чаровников” и нечистую силу. В русских заговорах Гора, с одной стороны, — место, где находится Бог, Иисус Христос, Богородица и сакральные объекты (дуб, бел-горюч камень и др.), а с другой — место, где обитает нечисть. Для избавления от болезни, порчи и т.п. в заговорах и заклинаниях используется мотив ухода “нечисти” вместе с Ветром, например у белорусов: “Пошла, хира (немочь, болезнь, погань), наузвеи ветер!” Аналогичные “обращения” к болезни известны у болгар: “Ветер тебя принес, ветер тебя отнес”. И, наоборот, нельзя допустить, чтобы солому, на которой лежал мертвый, унес ветер; нельзя на ветру сушить детские пеленки, иначе память или мысли ребенка улетят вместе с ветром. Защитные свойства Веника, его способность противодействовать нечистой силе также связаны с его утилитарной функцией очищения, устранения нечисти. Изгоняя нечисть в Сочельник, болгары с лемеха окуривают ладаном стол, помещения в доме и хозяйственные постройки вечером в Сочельник. Поляки в день св. Агаты и накануне Крещения бросали в Колодец освященную соль и лили «святую» воду — для защиты от нечисти.

Нечуй – ветер. По сказаниям чародеев, эта трава растет зимою по берегам и озерам. Простолюдины думают, что тот, кто обладает ею, всегда может остановить ветер на воде, избавить себя и судно от потопления, наконец, ловить рыбу без неводов. Время для собирания травы нечуй-ветер назначается у поселян 1 января, под Васильев вечер, в глухую полночь. Они думают, что в это время нечистая сила, прогуливаясь по озерам и рекам, бросает траву нечуй-ветер для уничтожения бури. При всем том люди зрячие не могут находить это растение: одни только слепые от рождения чувствуют присутствие его. Когда они наступают на эту траву, в слепые глаза их словно кто-то колет иглами. Если они успеют поднять траву и схватить, но не руками, а ртом, тогда они перенимают ее силу.

Нигочник. Ржаница. Дух, живущий на полосах ржи.

Низовка. Ветер, дующий снизу.

Низушок. Орусевший при переводе Сапковского Низёлок (Niziołok), хоббит.

Низшие Боги руссов. Что касается низших божеств, то отношение к ним со временем, после прихода христианства, становилось всё более отрицательным, постепенно в народном сознании они превращались в бесов или просто в зловредные существа.

Ний. Вий, Наян. Царь подземного мира, подземельный царь. Беспощадный Бог, сын Чернобога (Великого Чёрного Змея) и Козы Седуни, отец Горынь, Святогора, Златогорки, Бури Яги. Воевода войска Чернобога, властитель пекла, повелитель мучений. В славянской мифологии страшный бог царства мёртвых. Огромный горбатый старик с длинными волосатыми руками-лапами. Вечно злой, потому что работать приходится без отдыха днём и ночью — принимать души умерших. Кто попал в лапы к безобразному Нию — назад возврата нет. По-видимому, в более поздние времена - это предводитель нечистой, силы Вий.

Никита Кожемяка. Герой русского эпоса. Вот как описан подвиг этого безвестного героя в «Повести временных лет» под 992 годом. Узнав о приходе печенегов, князь Владимир «выступил против них, и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту сторону. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: "Выпусти ты своего мужа, а я своего — пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если аве наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года". И разошлись. Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю, со словами: "Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?" И не сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему, и пришел к князю один старый муж и сказал ему: "Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился и разодрал кожу руками". Услышав об этом, князь обрадовался, и посла-ли за ним, и привели его к князю, и поведал ему князь все. Тот отвечал: "Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, — испытайте меня: нет ли большого и сильного быка?" И нашли быка, большого и сильного, и приказали разъярить его; возложили на него раскаленное железо и пустили. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: "Можешь с ним бороться". На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: "Есть ли муж? Вот наш готов!" Владимир повелел в ту же ночь надеть вооружение, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали их. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того, и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже...».

Никита Романович. Рязанский гость. В некоторых вариантах девственное зачатие Добрыни затемнено появлением отца Добрыни - "рязанского гостя Никиты Романовича" (вероятно, позднее отражение имени популярного боярина, характерное как показатель прихотливых комбинаций, в которых иногда являются в былинах исторические имена).

Никола Можайский. Садко попадает к Морскому царю и спасается при помощи Николы Можайского. По подсказке Николая угодника, покровителя корабельщиков, Садко взял "девушку поваренную, ту, что хуже всех", но которая полюбила его. Тем и спасся от Царя Морского.

Никола. Микола. В славянской мифологии название злого духа, позднее восшедшее к святому Николаю, который в народе считается покровителем моряков и рыбаков, да и всех тружеников. Празднуют Николу Тёплого (Вешнего) — 9 июня по старому, и Николу зимнего — 6 декабря по старому. У южных славян Никола — лесной дух, загадывающий загадки заблудившимся. Отгадавших выводит на дорогу, не отгадавшие продают душу чёрту. Живёт Никола в дупле, покровительствует охотникам. От языческого злого духа у Николы осталась хромота (признак нечистой силы). Культ Николы замечателен тем, что он стоял на высшей ступени почитания у средневековых крестьян. Иногда почитание Николы доходило до того, что он входил в троицу (т.е заменял Христа), а порой и сам назывался Господом Богом. Культ Николы охватывал те хозяйственные стороны жизни, которыми предположительно заведывал языческий бог Волос, поэтому это может являться одним из основных доказательств тождественности. В Боснии и Герцеговине варицу, ритуальную кашу из зерен пшеницы, кукурузы, гороха и т.п. (панспермия) или только из пшеницы, ели три дня — на Варвару, Савву и Николу. В Костромском крае при болезнях и падеже скота устраивали «Микольщину» («величали Великому Миколе»). Для этого «обещали» новорожденного бычка растить до трех лет, чтобы затем заколоть его до праздника зимнего Николы и справить обед на всю деревню. На Нижегородчине обеденный пир — «Никольщина» — с поеданием трехлетнего быка приходится на мясоед, глухую осень или раннюю весну. В различных фольклорных текстах говорится, что души на “тот свет” перевозит св. Никола; иногда подчеркивается, что он перевозит только праведные души. Неотъемлемой частью представлений о загробном мире у славян является образ “врат ада”, охраняемых змеем, архангелом Михаилом, Николой и др. и “врат рая”, возле которых стоят св. Петр и Павел. Николу могли представлять всадником в сербской традиции. В качестве специализированных покровителей коней выступает св. Власий (который также иногда изображается на иконах всадником) и Никола (Николай): в Белоруссии праздник Власия назывался «конское свято» — в этот день объезжают молодых лошадей, не работают на лошадях, устраивают для них специальную трапезу. Пивной бог. У русских существовали пивные Братчины, к которым относились и популярные в народе «никольщины» в честь «пивного бога» Николы (ср. рус. наниколиться — «напиться в Николин день»). С зимнего Николы, говорит народ, начинают волки рыскать стадами по лесам, полям и лугам, осмеливаясь нападать даже на целые обозы. С этого дня вплоть до Крещенья — волчьи праздники. Только после крещенского водосвятия и пропадает их смелость. У русских вербой гнали при первом выгоне лошадей в ночное (чаще всего на Николу вешнего), тогда весь день лошадей стегали не кнутом, а Вербой. "На окияне-море стоит золот стул, на золоте стуле сидит св. Николай, держит золот лук, натягивает шелковую тетивку...". Здесь наблюдается некоторое пересечение с функциями бога громовника. Сходство-же с Михаилом Архангелом показывает то, что Никола представляется, как умертвитель змей, "что соответствует восприятию архангела Михаила, как змееборца." Иногда сам Никола рассматривается, как покровитель воинов. Известная резная икона Николы Можайского изображает святого с мечем в одной руке, и моделью города в другом, и образ Николы Ратного, икона которого находилась в Белогородском монастыре. Определённые элементы культа загробного мира можно увидеть в почитании св. Николы и св. Михаила, который имеет ряд схожих черт с Николой. Св. Никола и св. Михаил почитаются проводниками душ в загробном мире, а так-же св. Николая считают стражем райских врат, и хранителем небесных ключей. Благодаря этому в некоторых областях России было распрастаненно вкладывать в руку покойному письмо св. Николаю. Очень архаичное придание о "загробных" функциях св. Николы приводит Успенский. Сказка называется "Савелий богатый и Никола Милосливой", возможно здесь отразилось архаичное восприятие рая. О Николе сохранились придания о том, что он перевозчик душ на "тот свет", а так-же распространённое старочешское выражение "k Velesu za more", т.е на "тот свет". Покровителем волков и стад, как и Волос, является св.Николай, которого некоторые исследователи считают главным "переемником" функций бога Волоса. Известно, что св. Николай мог брать ключи с неба, и закрывать пасть волку, дабы он не убивал скот.

Николай Кочанник. Варили первые щи, чтобы Капуста была кочанная, и в день Николая Кочанника (Никола Кочанный, Кочанский, кочанный день 27.VII/9.VIII), когда Капуста завивается в кочаны.

Hosted by uCoz